Введение.

Арт-терапия –теория, цели, методы

Выполнила Петрова Елена Николаевна

Курс переподготовки

по направлению

«Психологическое консультирование»

Санкт-Петербург

В последнее время началось активное освоение инновационных форм работы в сфере социальной-реабилитации детей с отклонениями в развитии - средствами арт-терапии. Появление арт-терапии вызвало большой интерес у специалистов разных областей: психологии, педагогики, искусства, социологии и философии.

Интерес к арт-терапии в России неуклонно растет. Арт-терапия рассматривается как инструмент психологической помощи, которая в то же время способствует формированию творческой, гармоничной, духовной и физически развитой личности.

Арт-терапия особо актуальна при разработке специальных методов психосоциальной помощи детям с отклонениями в развитии в ДОУ. Поскольку в этом возрасте в силу возрастных психологических способностей они наиболее подвержены внешним воздействиям среды и нуждаются в психологической и физической защите. Следовательно, на данном этапе требуется поиск новых подходов к решению проблемы применения арт-терапевтических техник в реабилитационной работе с детьми дошкольного возраста.

Объект исследования: социально-реабилитационная работа с детей с отклонениями в развитии в ДОУ.

Предмет исследования: арт-терапевтические методики для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты применения арт-терапевтических техник в социально-реабилитационной работе с детьми с отклонениями в развитии в ДОУ.

2. Подобрать наиболее эффективные методики диагностики психологического состояния детей с отклонениями в развитии .

3. Разработать эффективную программу применения арт-терапевтических техник при работе с детьми с отклонениями в развитии в ДОУ.

Цель работы: изучение теоретических основ и проблем исследования, разработка программы использования арт-терапевтических техник в работе с детьми с отклонениями в развитии в ДОУ для создания условий гармоничного развития.

Методы исследования: анализ; тестирование: методика тревожности В. Амен, Р. Тэммл и М Дорки, арт-терапевтическая методика «Звук и цвет».

База экспериментального исследования: детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением речи №30 Калининского района Санкт-Петербурга по адресу проспект Металлистов 104 кор. 2.

Структура выпускной квалификационной работы содержит: введение, две главы, заключение, литература и приложение.

1.1 Общее определение, основные понятия, функции и виды арт-терапии Полезные способности искусства созданы задолго до того, как «психотерапевты придумали психотерапию», и связывались они, прежде всего, с катарсисом- очищением.

Переживания можно вы-петь, вы-говорить, вы-рисовать, вы-танцевать. Что мы сплошь и рядом все делаем. Вынеся переживания из себя, можно освободиться, перенеся ее в музыку, рисунок, стихотворение, танец… и вынести из себя.

Философы с давних лет использовали различные виды искусства для лечения души и тела. Они понимали что влияние живописи, театра, движений, музыки хорошо на формировании духовного мира личности. Очень часто использовали исткусство в целях врачевания. Существовало это в Древней Греции, Китае и Индии.[38, 44]

В Древней Греции очень часто использовали изобразительное творчество. Создавали скульптуры. Философы думали, что, видя прекрасное, человек впитывает все лучшее, что они отражают. Также это относится и к картинам.

Также древние философы очень положительно относились к театру, к музыке.

Пифагор, Аристотель, Платон, утверждали что, музыка содержит лечебные свойства. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, также создает гармонию в человеческом теле. Отмечено, что музыка, ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, преобразовывают его эмоциональное состояние.

Также считали что, для врачевания очень действенна- вокаллотерапия. В искусстве пения очень хорошо получается выражать свои чувства и эмоции.Художественное пение существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции.[38, 57]

К тому же очень часто использовали танцы в искусстве врачевания. В давние времена. В Италии многие люди болели болезнью тарантизм (укус паука-тарантула), считалось что движения под быструю, ритмичную музыку, излечат эту болезнь. Тем что больные «вытанцовывали» яд из тела.

Также в Древнем Китаемузыку использовали в соответствии с законами традиционной китайской медицины. Использовалось воздействие на активные биологические точки, или точки акупунктуры.[38,60]

По взглядам древних китайцев, музыка - существует в гармонии с природой и владеет огромной силой воздействия на человека. Звуки музыки исследовались по отношению к телу человека, которые сообщали ему различные свойства. Очень большое место занимали музыкальные инструменты, с помощью которых определялась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела. Музыка приводила человека в состояние гармонии с природой.

Загрузка...

Творчество и искусство использовали в качестве метода, инструмента. Большую роль имел не только род и вид, выбираемый самим человеком и зависящим от его склонностей, сколько творческий характер занятий, помогающий человеку творить самого себя.[38, 66]

Начиная с 80-х годов ХIХ в стали появляться научные исследования, посвященные творчеству душевнобольных. Ч. Ломброзо одним из первых заинтересовался этим фактом. Он изучал творчество и жизнь известных художников и предположил, что при психическом расстройстве возможно больше оригинальности и выразительности в произведениях искусства.

А. Тардье и М. Симона занимались изучением этого феномена с клинической точки зрения. М. Симон проанализировал несколько изобразительных работ людей с отклонениями в развитии, связав их с разными видами патологии, чем положил начало диагностическому анализу художественных работ пациентов. [7, 19]

С первой половины ХХ в. художественные работы людей с отклонениями в развитии попали во внимание психоаналитиков. Это послужило началом исследованиям Фрейда.

Можно назвать множество психоаналитиков, внесших большой вклад в изучение возможностей использования изобразительного творчества клиентов для психоаналитического лечения: К.Юнга, Э.Криса, М.Клейн, А.Эренцвейга, М.Наумбург, И.Чампернон, Р.Пикфорда, М.Милнер и др. Они подтолкнули клиентов к созданию художественных произведений, которые после использовались для анализа и диагностики. [7, 31]

Следовательно, все выше описанное спровоцировало зарождение арт-терапии, однако дальнейшее развитие арт-терапии в разных странах протекало по-разному.

В США развитие арт-терапии и ее выделение в самостоятельную область непосредственно связывают с именами М.Наумбург и Э. Крамер. Они являются основателями двух течений в американской арт-терапии. М. Наумбург - психолог и психоаналитик. Известна как автор динамически-ориентированной арт-терапии. В процессе своей работы она выявила, что при изображении своих страхов, сновидений и эмоций у людей с отклонениями в развитии - положительно влияет на процесс психотерапии. Нарисованные произведения клиентов давали возможность терапевту разглядеть проблему с определенной психологической дистанции. [7, 44]

Эдит Крамер - педагог изобразительного искусства по образованию. Э. Крамер утверждала о том что, искусство обладает огромной исцеляющей силой. Чем и занимаются последователи этого направления – работа студиях изобразительного искусства, куда приходят люди с психическими расстройствами для того, чтобы лепить, рисовать, заниматься живописью. [7 58]

А. Хилл - его считают основателем арт-терапевтического направления в Европе. Во время лечения от туберкулеза в санатории А. Хилл заинтересовался лечебно-восстановительными свойствами изобразительного искусства. Долгое пребывание в санатории было долгим и утомительным, поэтому А. Хилл развлекал себя рисованием. Вскоре он на себе ощутил воздействие занятий изобразительным искусством на улучшение процесса выздоровления. После выздоровления А. Хилл начал работать в санатории - художником-инструктором, обучая больных изобразительному искусству и живописи. А. Хилл занимался популяризацией арт-терапии в средствах массовой информации, создавал художественные студии для больных. Являлся президентом Британской ассоциации арт-терапевтов. Благодаря ему арт-терапия терапия впервые заявила о себе как о значимой социальной инициативе. [7, 70]

Большую роль в развитии арт-терапии сыграли Ирен и Джилберт Чампернон. В 1941 году супруги Чампернон организовали частную психиатрическую клинику, лечение в которых очень сильно отличалось от характерных для психиатрических клиник того времени. В клинике были открыты студии для занятий изобразительным искусством, гончарным делом, музыкой и т.д. В клинике была дружественная и доверительная атмосфера.

В этот же период – 1940-1960 гг. – существовала деятельность и других представителей психодинамического направления. Большой вклад в становление арт-терапии внесли: Р.Пикфорда, М.Милнера, Д.Винникотта и др. [7, 89]

Важную роль в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли.

В Росси к методам арт-терапии начали прибегать совершенно недавно. Если говорить о понимании арт-терапии, в каком она существует в Европе и США, то надо признать, что в России на данный момент этот вид психотерапевтической деятельности находится в самом начале своего развития.

Многие отечественные педагоги и психологи высказывались о положительном влиянии искусства на детей с отклонениями в развитии. Л. С. Выготский отмечал важную роль изобразительной деятельности, в развитии психических функций, в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).

В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С. М. Миловская, И. В. Евтушенко). [38, 24]

Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О. В. Гаврилушкина, И. А. Грошенков, О. В. Боровик); дошкольников с задержкой психического развития (Е. А. Екжанова); детей, страдающих ДЦП (Г. В. Кузнецова); аутичных детей (О. С. Никольская) было выявлено, что занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Работы М. Ю. Рау, Е. А. Сошиной подтверждают формирование совершенствования речи, развитие познавательной сферы глухого или слабослышащего ребенка посредством проведения занятий изобразительного искусства с этими детьми. [38, 31]

В работах Е.З. Яхниной раскрывается влияние слушания музыки. Проведение музыкально-ритмических занятий для дошкольников с нарушением слуха на развитие речевой функции, слухового восприятия.

По работам Е.А. Медведевой можно узнать о том, что занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития создают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния и способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.[38, 44 ]

На данный момент в России действует арт-терапевтическая Ассоциация (созданная в 1996 году по инициативе А.И.Копытина), осуществляется перевод и издание книг по арт-терапии.

В различных регионах России создаются программы арт-терапевтической подготовки, приглашаются иностранные специалисты для проведения обучающих программ и семинаров. Арт-терапевтическим направлением занимались: Л. С. Брусиловский, В. Е. Рожнова, 3. Матейнова, С. Машура, В. И. Петрушина. [38, 59]

В настоящее время все больше специалистов проявляют интерес к системе влияния искусства на психологическое развитие ребёнка. В значительной степени педагогика и психология направлена на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как необходимые средства воспитания личности ребёнка, его духовного развития. Оно включает в себя гуманистические, художественно-эстетические, познавательные и нравственные аспекты и духовные становления личности.

Арт-терпия может использоваться в различных видах, как в виде основного материала, так и в качестве вспомогательных методов. Существуют два механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.[42, 110]

Арт-терапия содержит два вида воздействия искусства на человека: коррекционное и терапевтическое. Проявляется в преобразовании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю среду, через изобразительную деятельность. Равным образом с приобретением положительных переживаний, рождением креативных потребностей и способов их осуществления. Также формирует художественные способности, раскрывает скрытые таланты, выявляет творческие силы, повышает самооценку. [38, 90]

Основные функции арт-терапии:

- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)

- регулятивная (регуляция психосоматических процессов, снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного состояния)

- коммуникативно-рефлексивная (предоставляющая коррекцию нарушений общения, развивающая адекватное межличностное поведение).[38,98]

Приоритет арт-терапевтического метода:

- методики арт-терапии дают безболезненный доступ к психологическому материалу, пробуждает проработку бессознательных переживаний, дает защищенность и уменьшает изменения сопротивлениям.

- очень хорошо развивается образное мышление, а также открывает блокированные или слаборазвитые системы восприятия.

- арт-терапия добавляет уверенности в поведении, своих силах. Ведь у человека желающего выразить себя, появляется ощущение неповторимости личности.

- арт-терапия развивает творческое отношение к жизни, умение видеть многообразие способов и средств достижения цели.[38, 109]

Человек раскрывает закономерности творческого процесса как в искусстве, так и в жизни, и следовательно два понятия образуются в одно целое - искусство жить, иначе умение складывать из мозаики событий, явлений единую картину окружающего мира.

Дети, нуждающиеся в помощи, часто сталкиваются с одной особенностью: нарушение способности общения, установление контактов. Для установления контактов необходимо: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и слова. Больные, закомплексованные дети не могут эффективно осуществлять одну или более функций создающих возможность их контакта с взрослыми людьми и другими детьми.[36,59]

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель - гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия дает детям возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики допускают входить в проблему настолько насколько человек готов ее пережить. Сам ребенок, часто, даже не осознает то, что с ним происходит.

Ввиду того, что арт-терапия обеспечивает воздействия средствами искусства, то ее систематизация основывается, на специфике видов искусства.

Основные виды арт-терапии.

Музыкотерапия — это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. На данный момент музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением. Музыкотерапия содержит два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми.

Задачи этого вида арт-терапии:

— катарсис (очищение), регуляция психоэмоционального состояния;

— увеличение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

— приобретение новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

— активизация творческих проявлений.[17,48]

Танцетерапия- использование двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний пациента основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения, теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.[23,109]

Песочная терапия. Песок – великолепный материал для работы с детьми различных возрастов. Дети с огромным интересом участвуют в выполнении заданий, работая с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом). Использование этой терапии развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети рисуют с большим удовольствием, строят замки, изображают в песочнице следы зверей и при этом сопровождают свои действия с речью.[17,34]

Цветотерапия. Терапевтам необходимо владеть информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. В настоящее время в ДОУ активно используется метод погружения в определенный цвет. Для активации с малоактивными и пассивными детьми терапевты используют задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Различные цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и др. Активным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Различные задания с цветом помогают развивать у детей сосредоточенность, внимание.[49,207]

Терапия водой. Вода – интересующий и любимый всеми детьми объект для исследования. Самое первое вещество, с которым знакомится ребенок, это вода. Вода дает ребенку приятные и положительные ощущения, развивает различные рецепторы. Значение технологии заключается в том, что один из самых приятных способов обучения это игры с водой. Соответственно, это позволяет использовать технологию для обогащения эмоционального опыта ребенка, речевого развития и при трудностях с адаптацией.[31,286]

Музыкоцветотерапия - это вид музыкотерапии, который способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета. В последнее время, психотерапевтами все чаще обследуется связь между психическими и физиологическими процессами, что приводит к поразительным открытиям, содержащим положительные изменения в организме под воздействием музыки и цвета, смеха, положительных эмоций. Рациональное использование цвета создают коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния. В сочетании с музыкой это воздействие усиливается.[17, 44]

Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия основывается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.

Задачи имаготерапии:

— укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;

— воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;

— развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;

— тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;

— создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.[38, 95]

Песочная терапия – один из методов арт-терапии. Эта методика может применяться как отдельно, так и сочетаться с другими техниками и направлениями. Очень эффективна песочная терапия для детей, так как это неформальный подход и он очень нравится детям. Принцип этой терапии был предложен выдающимся психологом – К.Г. Юнгом. Песочная терапия позволяет ребенку выразить проблему, которую он не в силах объяснить в силу своего возраста. Так же, само по себе взаимодействие с песком обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния.[38,102]

Фототерапия – один из методов арт-терапии, метод использования фотографий для оказания психологической помощи детям, испытывающим затруднения в развитии и не только. Фотография обладает рядом функций, полезных для процесса психотерапии (актуализирующей, стимулирующей, организующей, смыслообразующей и др.).

Эта методика универсальна в применении: ее можно использовать как, отдельный метод (работая исключительной с фотографиями). Также можно сочетать с другими методиками арт-терапии и психотерапевтическими направлениями такими, как: изотерапия, гештальттерапия, семейная психотерапия и др. Методы фототерапии подходят как для индивидуальных занятий с детьми, так и для групповых. [32, 30]

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии содержится в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история,тесно связанная с проблемной ситуацией ребенка. Нужно, по ходу инсценировки добиться того, чтобы ребенка заинтересовало и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. Во время кульминационной точки рассказа эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Соответственно сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. Во время завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным.[31, 167]

Изотерапия (рисунок, лепка). Это самый распространенный вид терапии, лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. Существуют несколько направлений это метода:

— использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапию в разных областях медицины: психиатрии, терапии,в медицинской и специальной психологии. Использование изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии коррекционно-профилактическими задачами.

Изотерапия вносит хорошие результаты в работе с больными детьми — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.[13,43]

Библиотерапия- это использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства, с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.

В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения — сказки. Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими проблемы в развитии. Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями). [16, 73]

Сейчас набирает огромные обороты совершенно новая методика арт-терапии, арт-синтез терапия.

Арт-синтез терапия – это взаимодействие сразу несколько видов искусств: музыка, живопись, скульптура, поэзия, литература, движение, танец, основы философии и немного математики. Чередование и объединение разных форм занятий больше энергии, более интересного и не так утомительно для детей. Во время занятий проводятся параллели между разными видами искусств. Дети путешествуют мысленно во времени и пространстве, рисуя или играя на музыкальных инструментах, и находят для себя наиболее близкое в культуре. [63, 10]

При проведении различных форм арт-терапии дети становятся более раскрепощенными и общительными, при чем корректируются нарушенные психические и физические функции.

На данный момент уже существует множество методик арт-терапии для занятия с детьми с отклонениями в развитии в ДОУ. Некоторые из них разберем подробно, так как применение этих методик, активизирует работу разных психологических модальностей (зрения, слуха, осязания, тактильных чувств и др.), что позволяет гармонично и эффективно скорректировать психологические проблемы, которые имеются у детей с отклонениями в развитии; стимулируют осознание своих творческих возможностей; саморазвитие; приобретение коллективных навыков; эмоциональной стабильности.

Техника «Покажи соседу».

При использовании этой техники можно выявить конфликт между группой детей и найти подход к его разрешению, так как при обсуждении в процессе работы создается положительный настрой в группе, развивается внимание и память.

Дети садятся в круг. Первый ребенок рисует рисунок в течении двух-трех минут, после показывает рисунок рядом сидящему ребенку. Сосед пытается воспроизвести этот рисунок по памяти т также показывает его следующему рядом сидящему ребенку и т.д. Последний рисунок сравнивают с первым и обсуждают изменения. [38, 253]

Техника «Ляпа».

В содержании этой техники имеется то что, дети рисуют спонтанные рисунки, выполненные в абстрактной манере. Например, гуашью или акварелью в виде ляпания, марания. В процессе этой техники можно отойти от правил и пользоваться не только кисточками, но и пальцами, губками, ладонями.

Эта техника помогает открыто проявлять свои эмоции, исследовать различные переживания. Причем техника «ляпа» может стать частью техник арт-терапии таких как - «Закочи рисунок».[38, 185]

Техника «Закончи рисунок».

Эта техника помогает детям дошкольного возраста снять эмоциональное напряжение и включиться в арт-терапевтический процесс. Для создания этой техники необходимы подготовленные листы с каракулями и извилистыми линиями на них. Детям необходимо закончить рисунок, так как он его видит. После того как дети закончат, идет обсуждение рисунков. Эта техника очень хорошо развивает воображение ребенка.[28, 95]

Техника «Игра теней».

Главной целью этого упражнения является коллективная работа в парах, которая развивает коммуникативные навыки, корректирует различные формы поведения и устанавливает социальные роли.

Детям предлагается с помощью лампы, того как ляжет тень, передать на лист бумаги контуры лица друг друга. После того как силуэт обведен, закончить рисунок самому, дорисовать недостающие черты лица друг друга.[28, 111]

Техника «Волшебство».

На лист бумаги первым слоем наносится разноцветный гуашевый рисунок крупными мазками. После того как лист высохнет покрыть лист вторым слоем, только теперь покрываем весь лист черной тушью. Затем опускаем лист в воду. Гуашь практически вся смывается, а тушь остается размытыми контурами. В результате получается тонированный рисунок. Дети с удовольствием выполняю все этапы этого занятия, как-будто с листом происходит волшебство.

В процессе этой техники у детей дошкольного возраста создается радость от поэтапной работы с отодвинутым результатом. Главной целью этой техники является, коррекция негативных состояний ребенка.[26]

Техника «Я сам!».

К этой техники относится, то что ребенок может сам создать собственный образ, так как он его видит в виде абстрактного рисунка, животного, растения. Вспомогательными материалами могут являться гуашь, тушь, пластилин, вырезки из журналов и др. После того как ребенок закончит, он может попытаться поговорить со своим изображением.

Использование этой техники ребенку дошкольного возраста помогает самоутвердиться, достичь постижению собственного «Я».[26]

Техника «Ритм музыки».

Детям включают несколько разновидностей ритма музыки: классической, фолк-музыки, рок-музыки и др. В процессе которых, ребенок должен нарисовать этот ритм музыки как он его себе представляет. Вспомогательными материалами могут быть карандаши, фломастеры и др.

В процессе использования этой техники дети дошкольного возраста развивают воображение, видение и понимание красоты, прививают любовь к музыкальному творчеству.[63, 57]

Техника «Мандала».

Мандала- «центр» или «круг». Мандала- симметричный рисунок, обычно представляет собой круг с выраженным центром. В такой геометрической композиции можно встретить различные элементы: квадрат, овал, кривые линии и др. С давних лет мандала имеет духовный смысл, отражение мира и гармонии. Для детей дошкольного возраста можно использовать готовые раскраски, также ребенок может самостоятельно создать свою собственную мандалу. При выборе вспомогоательного материала не нужно ограничиваться, можно использоать цветную бумагу, ткань, гуашь, карандаши и др. Выбор цвета разнообразный, свободный.

Технику «Мандала» используют: в целях коррекции эмоциональных состояний ребенка, изучения групповых отношений, диагностики и коррекции конкретной проблемы.[31, 74]

При проведении различных арт-терапевтических техник необходимо забывать о специфических особенностях детей с отклонениями в развитии и то, что при проведении занятий нужно учитывать специфические факты их поведения.

Рекомендации педагогам, терапевтам, социальным работникам по проведению занятий арт-терапии.

Во время проведения арт-терапевтических занятий необходимо учитывать возраст ребенка. Потому как, в возрасте от 3 до 5 лет дети еще только овладевают способами изобразительного искусства, а символическая деятельность у них находится в начале своего развития, применение арт-терапевтических методов является мало эффективным. Тут должны присутствовать игровые методы коррекционной работы, а изобразительное и другие виды искусства - включаться в контекст игровых заданий.[31, 64]

Очень часто дети дошкольного возраста не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Если ребенок заикается - тогда да, он может это понять, особенно когда его начинают дразнить. Дошкольник, страдающий энурезом (недержание мочи во сне), тоже может осознавать свою проблему и переживать. Но если малыш, очень скромен, малоконтактен и застенчив, то он это и не заметит и даже воспользуется этим, отказываясь со всеми общаться. Иначе, когда он преодолевает эту застенчивость и отлично общается со своими сверстниками и не только. [22, 137]

Показания для применения арт-терапевтических методов:

- сложности эмоционального развития, импульсивность эмоциональных реакций, депрессия, снижение эмоционального тонуса;

- сложности переживание ребенком эмоционального отвержения от коллектива и чувства одиночества;

- наличие конфликтных ситуаций и отношений между детьми, отрицательные внутрисемейные ситуации;

- фобии, повышенная тревожность;

- искаженная самооценка, негативная «Я» концепция;

- нескоординированное подергивание мышц (нервный тик), резкие движения;

- тремор (дрожание) пальцев рук;[43, 195]

Существуют еще множество различных показаний.

Огромную значимость приобретает потребность в самовыражении, в утверждении своей личности, в среднем школьном и подростковом возрасте. В это время арт-терапия дает хорошие возможности для реализации этих потребностей.

Применяя арт-терапевтические методы, нужно иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенную область различных способов действия с ним, развивая у ребенка определенные виды активности. Нужно основательно подбирать материал к различным видам занятий, в соответствии с их задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, специалист в определенной мере может управлять активностью ребенка.[38, 122]

Например, с детьми гиперактивными, особенно с детьми с проявлением агрессивности в поведении, при организации занятий рисуночной терапией, лепкой, вязанием, моделированием одежды, не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, лаки, глина, пластилин, вязальные крючки, иглы и др. Эти материалы машинально стимулируют ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), после чего может перерасти в агрессивное поведение, к тому же привести к травматизму ребенка.

Лучше предложить таким детям листы бумаги, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие от них сдержанности, организации и структурирования своей деятельности и контроля за выполнением действия. К тому же необходимо знать, что карандаши у гиперактивных детей могут ломаться от слишком сильного нажима, бумага может рваться и т.д. Следовательно нужно предусмотреть определенные игры и упражнения, которые смогут снять излишнюю напряженность.[38, 135]

Детям зажатым, подавленным, с высокой тревожностью более благоприятны материалы, которые созданы для более открытых движений, при которых можно двигаться полностью всем телом, а не только областью кисти и пальцев. Таким детям нужно предоставлять краски, большие кисти, ватманы, возможно прикрепленные на стенах, глину, пластилин, рисование мелом.

Положительные показания по арт-терапии можно оценить по применению ребенком различной цветовой гаммы. Цвета необходимо рассматривать как психофизиологический фактор. Разные оттенки цветов по разному влияют на психоэмоциональный фон ребенка.[38, 181]

Специалисту необходимо знать, что голубой, салатный, зеленый, желтый и розовый цвета благоприятно влияют на психоэмоциональное сознание детей.

При чем, если ребенок применяет эти цвета в своем творчестве или отдает им предпочтение перед темными тонами (коричневым, черным), нужно обратить внимание на восстановление психосферы.

Ко всему прочему, занятие изобразительной деятельностью развивает мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, их точность и целенаправленность, благодаря установлению баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения.

К тому же известно, что развитие мелкой моторики пальцев помогает развитию интеллекта и речевой активности. У детей исчезает резкость, угловатость движений. Из-за этого очень важно не переутомлять нервные центры мелкой моторики. Ведь детям дошкольного возраста, через 15-20 минут письма, рисования, бисеронизания, занятия музыкой необходимо делать перерыв и делать упражнения для пальцев рук, сохранения осанки, зрения.[38, 191]

Большое значение имеет, в каком кабинете занимается ребенок. Главное, чтобы ребенку было комфортно в этом помещении. Для совершенствования чувственного восприятия ребенка в дизайне помещения необходим уход прямых углов. Рекомендуется разделять комнату на зоны с помощью подвижных перегородок, установленных по плавным скругленным формам. Использование мебели закругленной формы усиливает пластичность композиции. Также используются образы природы, с помощью керамических, растительности, аквариумов, живописными изображениями. Все это повышает уровень психологического комфорта детей. [20, 42]

Для создания положительной атмосферы помещения очень важен не только психологический климат, но и оптимальный температурный режим, достаточная влажность воздуха. Пространство кабинета в зависимости от поставленных задач может быть преобразовано в новые формы. Это достигается изменением его по высоте, световому и цветовому оформлению, объему. При проведении индивидуальной консультации площадь кабинета можно уменьшить до камерного, а для проведения коллективный терапий площадь помещения можно увеличить. Делается это с помощью декоративных занавесок, передвижных перегородок, расстановки мебели, подвесного потолка. Также имеет важное значение - звуковое оформление кабинета (при включении записей музыки и звуков природы). В кабинете должны преобладать яркие и приятные тона, которые заряжают позитивными эмоциями. В кабинете должен существовать характер ненавязчивой, не отвлекающей, спокойной, не подавляющей обстановки, способствующей созданию у детей ощущения комфорта и личной безопасности, психологической разгрузке, снятию напряжения.[20, 61]

Очень важно, чтобы между терапевтом и родителями была налажена связь. Осознанное включение родителей совместно с терапевтом в коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Также необходимо заниматься и подбадривать детей вне занятий, в непринужденной обстановке – дома. Уделять ребенку как можно больше внимания. Нужно помогать ребенку преодолеть тревогу, чувство неуверенности в себе, в своих возможностях. Необходимо развивать в ребенке уверенность в себе, самостоятельность, общительность. Если ваш ребенок не говорит открыто о своих трудностях, у него присутствуют симптомы тревожности, постарайтесь в игровой форме объяснить трудности данной ситуации и возможности выхода из нее. Постарайтесь внушить ребенку уверенность в себе. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Можно научить ребенка расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.[31, 294]

Необходимо оказывать ребенку помощь в преодолении чувства тревоги с помощью телесных контактов: объятий, поцелуев, поглаживаний по голове и т д.

На основе теоретического анализа можно дать общее определение арт-терапия - совокупность психокоррекционных методик, применяемых в психотерапевтической и социальной работе, и имеющих различия и особенности в зависимости от вида искусства и от технологии работы (групповой или индивидуальной).

Существует множество видов арт-терапии, которые представляют собой метод коррекции и развития посредством творчества для детей дошкольного возраста.

В России арт-терапия, как наука рассматривается и изучается сравнительно недавнее время, что нельзя сказать о зарубежных странах: арт-терапия признана в качестве самостоятельных медицинских специальностей; существуют государственные стандарты арт-терапевтической подготовки и нормы допуска к оказанию специалистами арт-терапевтических услуг.

Важную роль в изучении арт-терапии, как новое направление в психо-коррекционном и социально-реабилитационном фонедетей с отклонениями в развитии, открыли представители зарубежной и отечественной педагогики и психологии. Внесли огромный вклад в изучение арт-терапии.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 2 = 3