Вопрос № 1. Особенности организации и осуществления административной деятельности органов внутренних дел на железнодорожном транспорте

При всей внешней схожести органов внутренних дел на транспорте и территориальных органов внутренних дел, их организация и осуществление функции имеют определенные различия.

Во-первых, деятельность органов внутренних дел на транспорте реализуется в рамках одной отрасли на четко определенных объектах.

Во-вторых, осуществление этих функций протекает в условиях постоянно действующих на объектах транспорта производственных факторов. Это круглосуточная работа вокзалов, аэропортов, беспрерывные потоки пассажиров, концентрация товарно-материальных ценностей и другие факторы, которые, проявляясь в самых разнообразных сочетаниях, неожиданно изменяют оперативную обстановку, направленность и интенсивность действий подразделений органов внутренних дел на транспорте.

В-третьих, отсутствие в ряде случаев возможности получить вовремя необходимую информацию, помощь, совет предопределяют в работе этих органов широкое применение типовых вариантов действий и управленческих решений. Поэтому действия сотрудников полиции в подробных ситуациях должны быть доведены до автоматизма.

Органы внутренних дел на транспорте это организационно-самостоятельная система органов внутренних дел, созданная для обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью на железнодорожном, воздушном, речном и морском каботажном транспорте. Условно ее называют транспортной полицией, но включает это понятие, как полицейские, так и не полицейские подразделения.

Основной задачей органов внутренних дел на транспорте является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. В предыдущих лекциях мы подробно рассматривали понятия общественного порядка и общественной безопасности. Но необходимо обратить внимание на особенности понятия общественной безопасности на транспорте.

Так, под общественной безопасностью на объектах транспорта следует понимать систему общественных отношений, которые возникают в процессе пользования источниками повышенной опасности в сфере пассажирских и грузовых перевозок на основе правовых и организационно-технических норм (правил) в целях недопущения (предупреждения и пресечения) вредных последствий, обеспечения нормального состояния и функционирования объектов транспорта, сохранности жизни и здоровья пассажиров и перевозки грузов[1].

Очевидно, что на общественный порядок и безопасность на транспорте, помимо повседневных факторов, обусловливающих их состояние, оказывают влияние целый ряд специфических условий:

1) значительная протяженность участков оперативного обслуживания;

2) сосредоточенность на сравнительно небольших территориях большого количества материальных ценностей и лиц, занятых или причастных к транспортному процессу;

3) быстрота перемещения грузов;

4) сезонность работы транспорта;

5) непрерывность, цикличность и взаимосвязанность транспортных перевозок;

6) строгий режим работы и особая дисциплина и др.

Данная специфика и обусловила создание в структуре органов внутренних дел специального аппарата, призванного решать задачи, связанные с обеспечением общественной безопасности и общественного порядка в транспортной инфраструктуре.

В соответствии с основными осуществляемыми направлениями деятельности основные силы органов внутренних дел на транспорте состоят из личного состава подразделений полиции по оперативной работе и полиции по охране общественного порядка.

Организационно органы внутренних дел на транспорте соответствуют общей структуре органов внутренних дел.

Так, на уровне Министерства внутренних дел Российской Федерации создано Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУТ МВД России). Ему подчинены:

- на окружном уровне – Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу;

- на межрегиональном уровне – Линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

- на районном уровне – Линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и входящие в их структуру линейные отделы (отделения, пункты) полиции.

На каждом уровне эти подразделения решают свои определенные задачи.

Высшим звеном системы управления органами внутренних дел на транспорте является Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 208 вступил в силу приказ МВД России от 5 июля 2010 года № 480 «О некоторых вопросах подразделений и органов внутренних дел на транспорте», согласно которому образовано Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Вновь созданному подразделению центрального аппарата МВД России были переданы функции ликвидированных: Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России, Оперативно-розыскного бюро № 11 МВД России и Центра оперативного управления органами внутренних дел на транспорте МВД России.

Загрузка...

Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Главное управление выполняет функции головного подразделения Министерства по организации деятельности органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, координации в установленном порядке деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности населения на транспорте. Главное управление осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Основными задачами ГУТ МВД России:

- организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;

- обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта;

- организация в пределах своих полномочий противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта;

- участие в пределах своих полномочий в реализации мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства на объектах транспорта;

- обеспечение в пределах своих полномочий межведомственного взаимодействия по вопросам транспортной безопасности;

- управление органами внутренних дел на транспорте;

- организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел на транспорте[2].

Средним звеном системы являются линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

В зависимости от количества обслуживаемых видов транспорта, обычно выделяют:

1. Управления обслуживающие все три основных вида транспорта (железнодорожный, воздушный, водный).

2. Управления, обслуживающие два вида транспорта.

3. Управления, обслуживающие один вид транспорта (только объекты железнодорожного транспорта).

Задачи и функции линейных управлений в целом дублируют задачи и функции территориальных органов внутренних дел. Однако они одновременно зависят и от специфики обслуживания конкретных объектов.

Низовым звеном системы органов внутренних дел на транспорте являются линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Данные подразделения размещаются непосредственно на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах.

Особенность деятельности этих подразделений состоит в том, что свои полномочия они осуществляют в пределах установленных границ обслуживания, в тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел.

Основными направлениями деятельности линоргана являются:

- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

- розыск лиц;

- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

- обеспечение правопорядка на объектах транспорта;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

- участие в пределах своих полномочий в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- осуществление экспертно-криминалистической деятельности[3].

Внутриорганизационное построение органов внутренних дел на транспорте однозначно определяется спецификой отдельных видов транспорта, обслуживаемого конкретными органами внутренних дел.

Представленная система органов внутренних дел на транспорте на практике доказала свою эффективность в вопросах охраны общественного порядка в пределах собственной оперативной зоны обслуживания. Вместе с тем не всегда можно однозначно разграничить сферы обслуживания территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте. В целях разграничения объектов оперативного обслуживания и устранения спорных ситуаций между территориальными и транспортными подразделениями органов внутренних дел по вопросам работы в «пограничных» зонах был издан Приказ МВД России от 10 июля 2008 г. № 598 «Об организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федераций, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания», в котором четко обозначены эти границы.

Так, к объектам сферы ведения органов внутренних дел на железнодорожном транспорте, согласно вышеуказанному документу, относятся:

- пассажирские комплексы: станции в пределах их границ (границами станции являются входные и выходные светофоры и территория, ограниченная внешним ограждением; либо внешняя обочина железнодорожного полотна) со всеми объектами ОАО «Российские железные дороги»; вокзалы, пассажирские платформы, пассажирские технические станции, парки отстоя поездов дальнего следования и пригородных составов; пассажирские, локомотивные, вагонные ремонтные предприятия, при условии их нахождения непосредственно в технических парках, депо; перегоны (в пределах верхнего строения железнодорожного пути[4]), остановочные пункты (в пределах посадочных платформ); платформы (перроны); пешеходные мосты, служащие для прохода пассажиров на платформы и перроны; железнодорожный подвижной состав, находящийся на участках оперативного обслуживания ОВДТ;

- железнодорожные подъездные пути общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или до знака «Граница подъездного пути»;

- объекты, обеспечивающие безопасность следования подвижного железнодорожного состава (светофоры, релейные шкафы, средства сигнализации и связи, блокировки, а также энергоснабжения);

- грузовые станции и дворы, контейнерные площадки (пункты) в пределах их ограждения;

- станционные прирельсовые склады, сортировочные рампы, пакгаузы, ангары, другие складские помещения грузового хозяйства ОАО «РЖД», находящиеся в границах станций[5].

Относятся к ведению территориальной полиции и, соответственно, не являются объектами обслуживания органами внутренних дел на железнодорожном транспорте:

- пристанционные скверы и сады;

- пристанционные населенные пункты;

- искусственные сооружения (перекидные мосты, виадуки, эстакады, путепроводы, водопропускные трубы, лотки, подпорные стенки, дамбы, барражи, противообвальные галереи, трансбордеры);

- железнодорожные переезды и автомобильные дороги, пересекающие территорию железнодорожных станций;

- мосты и тоннели, если они служат для перехода (переезда) железнодорожных путей из одной части населенного пункта в другую;

- прижелезнодорожные почтамты и пункты сортировки почты Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

- предприятия промышленного железнодорожного транспорта с принадлежащими им железнодорожными путями;

- иные объекты ОАО «РЖД», за исключением объектов, обслуживаемых по линии борьбы с экономическими преступлениями[6].

На протяжении уже многих десятилетий железнодорожный транспорт является в Российской Федерации самым массовым видом транспорта. Именно в его инфраструктуре сосредоточено большинство пассажиропотоков высокой интенсивности. В связи с относительной дешевизной железнодорожному транспорту также отдают предпочтение большинство грузоотправителей. Вместе с тем специфика передвижения этого вида транспорта позволяет говорить и о максимально возможных (для транспорта) территориях охвата, которые подчас удалены на значительные расстояния от мест дислокации органов внутренних дел.

Наряду с рассматриваемыми выше особенностями функционирования транспортной полиции, к особенностям работы органов внутренних дел на железнодорожном транспорте относятся:

- значительное сосредоточение материальных ценностей и относительно свободный доступ к ним;

- постоянное перемещение больших масс людей и большого количества грузов;

- большая протяженность участков оперативного обслуживания;

- подверженность перевозок сезонным колебаниям;

- круглосуточный режим работы;

- широкие возможности использования транспорта преступными элементами;

- притягательность железных дорог для отдельных категорий граждан несовершеннолетних и бродяг и т. д.

Эти факторы напрямую влияют на организацию работы транспортной полиции. Так, протяженность участков обслуживания значительно удаляет личный состав патрульно-постовых нарядов друг от друга и от линейных отделов внутренних дел[7]. Это затрудняет управление, взаимодействие, контроль и оказание помощи нарядам полиции. В ряде случаев постовые и патрульные несут службу на одиночных постах и маршрутах. При сопровождении поездов на обслуживаемых участках имеется множество вокзалов, станций, платформ, железнодорожных составов, вагонов и других объектов транспорта.

Концентрация большого количества пассажиров на вокзалах дает возможность укрытия преступников. Наиболее криминальными зонами на железнодорожном транспорте являются платформы, поезда, кассовые залы и залы ожидания.

Принятие решения на охрану общественного порядка начальником линейного отдела внутренних дел должно осуществляться с учетом специфики работы транспорта, возможностей, особенностей и назначения сил и средств, ее обеспечивающих, форм и методов их работы и предварительным анализом оперативной обстановки, сложившейся на участке обслуживания. При этом в обязательном порядке необходимо сделать акцент на возможности изменения оперативной обстановки как в ближайшем будущем, так и отдаленной перспективе.

При планировании расстановки сил и средств на охрану общественного порядка на железнодорожном транспорте принимается во внимание:

– виды станций (грузовые, сортировочные и участковые, пассажирские и промежуточные);

– время суток;

– график следования транспортных средств (летний, зимний);

– виды транспортных средств;

– уровень преступности на отдельных участках объектов транспорта;

– наличие собственных сил и средств и их возможности;

– расположение соседних органов и учреждений внутренних дел как транспортных, так и территориальных, а также их нарядов, нарядов вневедомственной охраны и Госавтоинспекции безопасности дорожного движения, воинских нарядов и их возможности;

– наличие дополнительных и приданных сил, сил и средств общественности и их возможности.

Организация несения службы нарядами и их виды соответствуют аналогичным нарядам территориальной полиции и определяются приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности». Так, на станциях, вокзалах, платформах охрану общественного порядка осуществляют патрули, посты и оперативно-поисковые группы. В помещении вокзалов обычно выставляются посты в местах, наиболее удобных для наблюдения за гражданами. В зависимости от интенсивности пассажиропотока на платформах выставляются посты, ведущие наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров и осуществляющие периодические обходы платформ и прилегающих к ним сооружений.

Наряды полиции на транспорте обязаны:

– предупреждать и пресекать правонарушения, задерживать и доставлять правонарушителей;

– своевременно выявлять, задерживать и удалять с вокзалов и станций лиц, склонных к совершению правонарушений;

– оказывать содействие администрации вокзалов в обеспечении порядка в залах ожидания, билетных кассах, при посадке и высадке, упреждать большие скопления и давки пассажиров;

– предотвращать посадку пассажиров, находящихся в состоянии опьянения, и принимать к ним установленные законом меры;

– при выбрасывании из подвижного состава каких-либо подозрительных предметов обратить на это внимание очевидцев и действовать в зависимости от ситуации.

По окончании несения службы обо всех происшествиях наряды докладывают рапортом начальнику линейного отдела (отделения) внутренних дел.

Тактика предупреждения и пресечения административных правонарушений нарядами полиции включает в себя:

– постоянное патрулирование территории;

– нахождение постового в удобном для наблюдения месте;

– упреждение конфликтных ситуаций между пассажирами личным появлением в зоне конфликта;

– применение мер административного предупреждения и пресечения.

Специфическим видом наряда полиции на транспорте являются наряды сопровождения. Эти наряды наблюдают за посадкой пассажиров и, после отправления состава, через поездную бригаду по трансляции извещают пассажиров о работе в поезде наряда полиции. Во время движения наряд периодически передвигается по составу. В часы «пик» наряд находится в тамбуре одного из вагонов. При обнаружении правонарушителя перед его задержанием гражданам разъясняется суть правонарушения, его потенциальная опасность и законность задержания правонарушителя. После задержания правонарушителя, установления свидетелей необходимо тактически грамотно удалить правонарушителя из состава на той из ближайших станций, где есть линейный орган внутренних дел, с тем, чтобы иметь возможность в дальнейшем сопровождать поезд. По прибытии на конечную станцию наряд сопровождения наблюдает за высадкой пассажиров и осматривает вагоны после окончания высадки.

Наряд сопровождения может быть обычным и усиленным. Усиленный наряд назначается для сопровождения поездов специального назначения, туристических поездов, поездов с призывниками и демобилизованными, освобожденными из мест лишения свободы и другими лицами, следующими в организованном порядке.

Сопровождение нарядами поездов может осуществляться следующими способами:

- сквозным - одним нарядом от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Российской Федерации;

- эстафетным - несколькими нарядами в пределах участков своего обслуживания;

- по участку - одним нарядом в пределах участка своего обслуживания.

На крупных станциях из числа сотрудников транспортной полиции создаются посадочные группы. Они предупреждают проникновение на объекты транспорта правонарушителей и обеспечивают общественный порядок на платформах. Количественный состав посадочных групп определяется интенсивностью пассажиропотоков, категориями платформ, планировкой станций, интенсивностью движения поездов и т. д. Каждой посадочной группе определяется место дислокации. В состав этих групп могут включаться работники транспорта и представители общественности.

Эффективность в охране общественного порядка достигается органами внутренних дел на железнодорожном транспорте за счет осуществления специальных операций и рейдов. Эта форма охраны общественного порядка представляет собой совокупность согласованных действий государственных органов и общественных формирований, направленных на выполнение поставленных задач.

Эти мероприятия проводятся по специально разработанным планам с участием ОАО «Российские железные дороги», общественности и территориальных органов внутренних дел. Существуют типовые планы специальных операций и рейдов: «Электропоезд», «Правопорядок», «Пассажир» и т. д., отличающиеся высокой эффективностью и результативностью.

Еще одной практически обусловленной формой работы по обеспечению охраны общественного порядка являются заслоны. С помощью этих нарядов транспортной полиции блокируются или перекрываются одно или несколько железнодорожных направлений в целях недопущения проникновения преступных элементов в населенные пункты, где проводятся массовые мероприятия, пресечения кражи грузов и своевременного задержания правонарушителей. Организуют работу заслонов сотрудники из числа руководящего или оперативного состава ОВДТ. В состав заслонов входят сотрудники нескольких подразделений органов внутренних дел на транспорте разной направленности, в количестве, определяемом начальником, принимающим решение на охрану общественного порядка.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 76 = 82