Высшие нравственные ценности

Высшие нравственные ценности. Ценность – цель, к которой человек стремится, что считает важной для себя. Это то, что наиболее дорого, свято для индивида и сообщества людей. Когда речь идет об отрицательном отношении индивида к тем или иным явлениям, о том, что люди отвергают, нередко используют термин «антиценности», или отрицательные уенности.

Ценность отражает отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными у разных культур и народов, социальных групп.

По сфере возникновения использования ценности могут быть:

- правовые,

- политические,

- религиозные,

- художественные,

- профессиональные,

- нравственные

По значению ценности могут быть (общечеловеческие ценности):

1. Семья,

2. Работа,

3. Здоровье,

4. Отдых,

5. Деньги

6. Накопление богатства и т.д.

Первые (1,2,3) всегда должны быть первыми. Низшие ценности могут только быть использованы для достижения высших. А не наоборот!

Нравственный идеал (ориентир), добро и зло, справедливость, долг и ответственность, совесть, счастье – высшие нравственные ценности.

Ø нравственный идеал (ориентир) – абсолютный критерий оценки нравственности. Совершенное воплощение нравственности, наилучший вид и пример, высшая цель человеческих стремлений, представления о наиболее возвышенном в человеке.

Существует в нашем сознании как образ совершенного бытия – Бога или выражается в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить образцом (ПРИМЕР, АНЖЕЛИНА ДЖОЛИ и иски в Великобритании об «эстетизации» насилия).

Нравственный ориентир, к которому человек стремится, как «маяк» должен быть недосягаем (достигнут – новый моральный ориентир).

Необходимы и антиидеалы.

Помимо понятия нравственного идеала, существует понятие «личный моральный идеал человека» (представление о собственном счастье, понимание смысла и цели жизни, мотивы деятельности, отношение к другим людям).

Идеал играет огромную роль в жизни человека и человечества, выплняя следующие функции:

1) определение цели нравственной деятельности человека

2) побуждение человека к нравственным поступкам

3) определение морального облика человека

Ø Понятия «добро» и «зло».

Это фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все этические представления.

Процесс формирования этих понятий определил процесс становления и развития самой морали. Основные этические версии добра и зла:

1) Натуралистическая, исходящая из природы человека, его удовольствий и наслаждений (гедонизм), счастья и несчастья (эвдемонизм), стремления к пользе и выгоде (утилитаризм), деловому успеху (прагматизм)

2) Субъективистская, объясняющая добро и зло как акты свободного выбора (экзистенционализм), выражение языка и эмоций (неопозитивизм)

Понятно,что все эти концепции происхождения добра и зла относительны. Определять добро и зло нужно через определение их значений для человека.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, ведущее к прогрессу, противоположное злу. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро– гармония, гуманность, человеколюбие, желание соединить людей. То, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Зло – то, что разрушает жизнь и благополучие человека, разобщенность, вражда. Зло деструктивно, ведет к распаду, отчуждению людей друг от друга, к гибели.

Эти категории существуют исключительно в моральном сознании человека. Они не являются элементами объективной действительности, так как носят не объективный, а оценочный характер.

Ø справедливость– беспристрастность, истинность, правильность, честность.

Справедливость – мера соответствия между мотивом, поступком и его оценкой общественным мнением, соответствие между трудом – и вознаграждением, преступлением – и наказанием, правами – и обязанностями.

Справедливость нацелена ограничить индивидуальный произвол, когда вы не нарушаете чужих прав и не позволяете нарушать своих. Справедливость требует уважения, чтобы были соблюдены права другого человека, а также защищает личность и собственность.

Справедливость реализуется не только моральными установками, но и законодательством. Она во многом ограничивает людей, но таким образом учит жизненным нормам.

Принято выделять два вида справедливости:

1) распределительная (распределение благ, почестей, имущества между членами общества пропорционально заслугам человека)

2) уравнивающая (уравнять стороны, участвующие в обмене. Достоинство лиц не имеет значения)

Ø долг

Эта категория является одной из ключевых в этике. Она связана с понятиями свободы и ответственности.

Загрузка...

Долг – обязанность, чувство ответственности перед обществом или самим собой, необходимость выполнять сои нравственные обязанности, подчиняться более значимой воле, чем собственная.

Два вида долга, которые в реальной жизни тесно переплетаются:

1) эмпирический (долг родительский и детский, братский, дружеский, долг перед Родиной, профессиональный)

2) моральный – долг бескорыстного, неизбирательного благоволения ко всем разумным, в идеале – ко всем живым существам (бескорыстное, неизбирательное доброжелательство – не осуди тех, кто не соответствует идеалу)

Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество И. Канта. Он разработал «категорический императив», суть которого заключалась в следующем: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства». Еще одним принципом категорического императива было требование долга относиться к человеку не как к средству, а как к цели.

Ø ответственность– серьезность, важность. Ответственный – имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям.

Свобода всегда связана с ответственностью. Тот, кто действует свободно, всегда полностью отвечает за содеянное. Очень часто происходит так, что люди специально бегут от ответственности. Этой проблемой занимался философ 20 в. Э. Фромм, который выделил целый ряд психологических механизмов, позволяющих избавиться от факта собственной свободы и ответственности за происходящее (подчинение тоталитарному режиму, принятие общественного мнения, как личного и др.)

Перед кем несет ответственность человек? В современной этической мысли существуют различные точки зрения на этот вопрос:

1) с социальных позиций – перед другими людьми,

2) с религиозных – перед Богом,

3) с индивидуалистических – перед самим собой, своей совестью.

Ø совесть– внутренняя самооценка.

Одна из важнейших моральных категорий. Это способность личности к моральному самоконтролю, осознанию своего долга перед другими людьми.

Совесть – родник интуиции, внутренний колокольчик, одобряющий поступок человека или осуждающий его. Без совести нет нравственности. Совесть – внутренний суд, который человек вершит сам над собой. «Угрызения совести, – писал Адам Смит более двух веков назад, – самое ужасное из чувств, посещающих сердце человека».

БЕССОВЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК? Не осуждает сам себя за плохие поступки (соврал – и ничего), всем доволен. Почему важно, чтобы совесть была? Нет саморазвития, остановился в развитии. Значит, не жив морально.

Откуда берется совесть? Почему – у некоторых есть, а у других – нет? Природа совести раскрывается с двух различных позиций:

1) совесть – голос Бога,

2) совесть – обобщенный и перенесенный во внутренний мир голос значимых других

Совесть формируется в процессе воспитания и социализации личности. Еще с детства совесть ребенка формируется на основе указаний, что такое хорошо и что такое плохо.

Совесть необходимо отличать от стыда.

А) Страх

Б) Стыд (перед общественным мнением) Тоже, как и совесть, помогает человеку нравственно совершенствоваться, так как боязнь осуждения со стороны близких людей может удержать человека от совершения безнравственного поступка (РЕБЕНОК – стыдно перед взрослыми (не обзываются – так как родители сказали, что это плохо), ВЗРОСЛЫЙ – перед самим собой (знает, что ругаться и обзываться – плохо само по себе)

С) Совесть (перед собственным, вина). Вина – переживания человека, эмоции, вызванные совестью, по поводу несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой, перед Богом.

Чувство вины вызывает негативное влияние на психику и требует ее преодоления через прощение, раскаяние (сожаление о прошедшем, не повторять в будущем своих ошибок), покаяние (готовность понести наказание и кардинальный пересмотр своей деятельности – РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ)

Ø счастье – ощущение полноты бытия, смысла жизни, наивысшее состояние радости. Счастье человека связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества.

В переводе с древнегреческого слово «счастье» (эвдемония) означает судьбу человека, находящегося под покровительством богов. Быть счастливым – изначально находиться под милостью высших сил, быть удачливым, приобщенным к судьбе. Такое понимание счастья делает его не зависящим от человеческой воли и власти.

1) Понятие «счастье» каждый человек трактует по-своему (богатство, власть, свобода, здоровье родных и близких). Поэтому каждый счастлив/ несчастлив по-своему. «ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ – БУДЬ ИМ!!!» (Козьма Прутков) (счастлив не тот. Кто большего достиг – а тот, кто меньшего требует)

??? Как вы думаете, кто больше счастлив – миллионер или бомж?

2) Счастье быстротечно. Исполненное желание сменяется другим желанием, которого тоже хочется достичь. Многие философы считают, что наилучшим является предчувствие счастья, а не оно само.

Ø Смысл жизни – идеальное содержание, идея, конечная цель и ценность жизни. Это ценности и цели, к достижению которых человек стремится на протяжении определенного отрезка времени и достижение которых приносит ему чувство удовлетворенности. Важно помнить – смысл жизни – не просто удержание в сознании ценности (получить высшее образование), понимание значение этого, но и переживание, положительные эмоции.

Человек смертен. Поэтому он ищет цель жизни, чтобы придать ей значение и осмысленность.

Каждый человек самостоятельно решает для себя этот вопрос. Универсального ответа на него не существует. Однако значимость наличия смысла жизни велика. Иначе – бесцельное существование, а не жизнь.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 77 = 82