В профессиональной деятельности юриста

Роль и значение чувственного уровня познания

Ощущения и восприятие: понятие, виды, закономерности.

В профессиональной деятельности

Учет их закономерностей юристом

______________________________

Ощущения и восприятие: понятие, виды, закономерности. Роль и значение чувственного уровня познания в профессиональной деятельности юриста. Мышление: понятие, виды, операции. Учет юристом в профессиональной деятельности рационального уровня познания. Память: ее основные процессы, качества, виды. Учет юристом закономерностей памяти участников судопроизводства. Понятие и виды воображения. Роль воображения в деятельности юриста. Внимание: понятие, свойства, виды. Внимание в профессиональной деятельности юриста.

______________________________

Ощущение – это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы, на органы чувств. Это непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражителей в факты сознания – информацию. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества.

Виды ощущений:

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную (слух, зрение, обоняние) и контактную (вкус, боль) рецепцию.

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах, сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная), проприоцепцию (ощущение в мышцах и сухожилиях), интероцепцию (ощущения голода, жажды).

3. Зрительные ощущения могут быть ахроматическими (отражают переход от белого к черному через массу оттенков серого цвета); хроматическими (отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов).

4. Слуховые ощущения могут быть речевыми, музыкальными, ощущения шумов и шорохов.

5. Вибрационные ощущения примыкают к слуховым ощущениям и отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют контактным слухом.

6. Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям. Функция обоняния подавлена зрением, слухом, вкусом. Данные ощущения помогают распознать качество пищи, предупреждают об опасности для организма воздушной среды, позволяют в ряде случаев определить состав химического вещества.

7. Вкусовые ощущения возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.

8. Кожные ощущения включают в себя: тактильную систему (ощущения прикосновения); температурную систему (ощущения тепла и холода); болевую систему.

9. Статические (гравитационные) ощущения отражают положение нашего тела в пространстве.

10. Кинестетические ощущения – это ощущения движения и положения отдельных частей тела. В результате этих ощущений складывается знание о силе, скорости, траектории движения частей тела.

11. Органические ощущения возникают от внутренних органов, образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

Чтобы правильно оценивать показания различных участников судопроизводства, необходимо знать об основных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний. К этим закономерностям (свойствам) ощущений относятся:

1. Пороги чувствительности. Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Нижний и верхний пределы ощущений называются абсолютной чувствительностью. Она измеряется нижним и верхним порогом чувствительности. Минимальная величина раздражения, которая необходима для возникновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущений. Наряду с абсолютной различают относительную чувствительность – это чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения – это минимальное различение в силе двух раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения.

У людей пороги чувствительности индивидуальны. В зависимости от возраста, других обстоятельств они меняются. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщин и т. д. Оценивая качество ощущений свидетеля, подозреваемого (обвиняемого), необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализаторов. Все это следует учитывать при допросе, во время следственного эксперимента, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью отреагирует на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу.

Загрузка...

2. Сенсибилизация (в переводе с латинского языка означает «чувствительность») – это повышенная чувствительность анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация может быть вызвана взаимодействием ощущений (слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность); физиологическим фактором (состоянием организма); ожиданием того или иного воздействия; значимостью такого воздействия; специальной установкой на различение раздражителей; упражнениями (например, дегустатор вин). У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется за счет повышения чувствительности других органов. Такое явление называется компенсаторной сенсибилизацией (например, слабовидящий человек обладает достаточно развитым слухом).

3. Адаптация (в переводе с латинского языка означает «приспособление») – это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю. Такое приспособление проявляется в понижении или повышении порогов чувствительности (например, адаптация к темноте, к свету). Данную закономерность необходимо учитывать при оценке свидетельских показаний, когда, к примеру, субъект, умышленно стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку «было темно». На самом же деле с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты и появления у него темновой адаптации это может быть и не совсем так. Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3–5 минут начинает различать проникающий туда свет, видеть очертания предметов. Через 20–30 минут он уже достаточно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 минут в 200 тысяч раз.

4. Контраст (в переводе с французского языка означает «противоположность») – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других свойств действительности (например, ощущение холодного усиливается после ощущения горячего). Иногда контрастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а, следовательно, и в свидетельских показаниях.

5. Синестезия (в переводе с греческого языка означает «соощущения») – это переход ощущений одной модальности в ощущения другой модальности, ощущений одного вида - в ощущения другого вида. При синестезии одно из ощущений в данный момент не имеет непосредственно действующего раздражителя, а воспроизводится. Наиболее часто встречающейся формой синестезии является так называемый «цветной слух», при котором звуковое ощущение: шум, тон, музыкальный аккорд – вызывает зрительный образ, световое или цветовое представление. Синестезия встречается приблизительно у 12 % людей, а вот «цветной слух» – лишь у 4 %.

В работе юриста ощущения составляют основу более сложного процесса восприятия объектов и явлений, непосредственно связаны с выполняемой профессиональной деятельностью и оказывают на нее существенное влияние. Например, знание закономерностей ощущений содействует более квалифицированному расследованию преступлений. Так, при проведении следственного эксперимента необходимо учитывать то, что чувствительность зависит от длительности пребывания в данной обстановке, от воздействия ряда раздражителей, от опыта человека и его физиологического состояния. В ряде случаев несоответствие порогам чувствительности дает основание считать показания недобросовестными. Например, если допрашиваемый утверждает, что он не заметил разницы в весе между двумя ящиками, а проверка показала, что эта разница значительно превышает разностный порог, то есть основания усомниться в правдивости показаний. При этом следует иметь в виду, что оптимальным условием различения является увеличение веса, рассчитанного по формуле: первоначальный вес груза плюс 1/30 его массы. Показания о цветовых качествах объекта, воспринимавшегося в сумеречном освещении, также должны оцениваться критически. Задача следователя – воссоздать все существенные условия, в которых происходило отражение отдельных свойств предметов и явлений, и учесть основные закономерности чувствительности.

Восприятие– это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятия обусловлены предметностью мира явлений и возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения они обеспечивают непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Классификация восприятий:

1. В зависимости от участия воли и целенаправленности выделяют непроизвольное (не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное (преднамеренное и целенаправленное) восприятие.

2. В зависимости от модальности рецепторов выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и другие восприятия.

3. В зависимости от сложности, развернутости перцептивной деятельности выделяют симультанное (одноактное) и сукцессивное (поэтапное, последовательное) восприятие.

4. В зависимости от формы существования материи выделяют восприятия пространства, времени, пространства, человеком человека. Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся. Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Оно во многом зависит от содержания деятельности, например, быстро течет время, заполненное интересными делами. Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве, отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Восприятие человеком человека – это восприятие движений, действий, поступков и деятельности другого человека – это социальная перцепция.

Закономерности восприятия:

1. Предметность – это соответствие образов восприятия реальным предметам действительности, это относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.

2. Целостность – это свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое.

3. Структурность – это вычленение из общей структуры предмета его частей и определенных сторон.

Предметность, целостность и структурность восприятия играют важную роль в деятельности следователя. Так, следователь, осмотрев труп со смертельными повреждениями головы, должен исследовать и орудие убийства, изъятое у подозреваемого; выявить основные, ведущие признаки, изъятого предмета, выделяющие его в качестве орудия убийства, с помощью которого причинена строго определенной конфигурации черепно-мозговая травма. И если следователь видит среди ведущих признаков совсем не те или вовсе не замечает нужные из них, то и результат его поисков будет отрицательным: на орудии преступления не будут обнаружены микроследы-наложения, т. е. те признаки, на основании которых можно будет доказать причастность подозреваемого лица к совершенному преступлению.

4. Константность – это относительная независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия (освещенности, расстояния, угла зрения). Разрушающее воздействие на константность может оказывать состояние психической напряженности. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта - т. е. что он видел, слышал, - но и его состояние, а также условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета.

5. Осмысленность – это причисление воспринимаемого предмета к основной группе, классу, обобщение его в слове, это понимание сущности предмета. Непониманием сущности предмета можно в ряде случаев объяснить многие изъяны поисковой деятельности следователя во время осмотра места происшествия, когда он «видит» далеко не все, что необходимо для установления истины.

6. Избирательность – это преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности.

7. Апперцепция – это независимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Апперцепция может быть личностной (зависит от индивидуальных особенностей человека) и ситуативной (например, ночью пень кажется страшным животным). Данным психологическим феноменом объясняются ошибки, когда следователь «видит» на месте происшествия не убийство, а самоубийство, хотя фактически материальная обстановка противоречит такому «видению».

Необходимо различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии.

8. Иллюзии восприятия (в переводе с латинского означает «обманывать») – это неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств, это искаженное восприятие реальных предметов. Особенно многочисленны иллюзии зрительного восприятия. Причины зрительных иллюзий могут быть самые разные. Иллюзии возникают, когда нет достаточной контрастности между воспринимаемыми предметами и окружающим фоном по форме, объему, цвету, освещенности. Одной из причин иллюзий является эффект иррадиации, когда светлые предметы кажутся большими, чем такие же по размеру, но темные. К иллюзиям зрения не относятся оптические фокусы и загадочные приведения, создаваемые при помощи зеркал, проекционных аппаратов и других технических устройств, а также оптические явления, наблюдаемые в природе (мираж, северное сияние, радуга и т.д.). Появление последних обусловлено оптическими свойствами земной атмосферы. Также не являются иллюзиями восприятия обманы зрения, возникающие у некоторых людей в сумерках и темноте, когда недостаточное освещение затрудняет работу глаз и создает особое настроение и искажения ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерные для большинства людей. К ошибкам мышечно-суставного анализатора относится иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, а если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру будет восприниматься как более тяжелый. Так же к иллюзиям незрительной природы можно отнести иллюзию Аристотеля: если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его раздвоения. Во всех перечисленных выше примерах имеется «односторонний» обман, при котором нас подводят наши собственные органы чувств. Иллюзии восприятия лежат в основе искажения информации, передаваемой свидетелями преступления, а также подозреваемыми (обвиняемыми) при совершении ими преступления.

В профессиональной деятельности юриста нередко бывает важно отделить объективные факты от субъективных наслоений. Так, например, при допросе свидетеля необходимо уточнить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует знать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними[3], их пространственное соотношение и размеры. Кроме того, пробелы чувственного восприятия нередко заполняются элементами, которых в действительности не было. Ошибки суждений часто объясняются целостностью восприятия и вызываются тем, что оценка предмета в целом переносится на оценку его деталей.

Важно правильно устанавливать и время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Это не всегда следует оценивать как умышленную ложность показаний. Необходимо выяснить содержание деятельности очевидца во время наблюдаемого события, его психическое состояние, доминирующие установки и др., так как эти ошибки могут объясняться некоторыми закономерностями. Длительность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени – уменьшаются. Наиболее точно оцениваются промежутки в 5-15 минут. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный – к преуменьшению. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных – переоценивается.

Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя. Наблюдательность не связана с остротой зрения или особенностями сетчатки, а является качеством мышления, памяти, внимания, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.

Наблюдение является основным методом изучения обстановки места происшествия. Воспринимая отдельные явления, следователь стремится установить их причинно-следственные отношения, выявить такие их особенности, которые могут быть использованы для идентификации человека (например, личность преступника).

Наблюдательность является первостепенным условием успешного проведения обыска. Свежая штукатурка, окраска, заново прибитые доски, подклейка свежих обоев, сдвинутые в гнездах винты, новые шляпки недавно вбитых гвоздей, неестественные утолщения в предметах и т.п. – все это не должно ускользнуть от наблюдательного сотрудника, производящего обыск.

Особую сферу наблюдения составляет поведение проходящих по делу лиц (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.). Наблюдение за проявлениями психического и физического состояния подозреваемого, обвиняемого или подсудимого в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства не имеет доказательного значения, однако необходимо для оперативной психологической диагностики, установления контакта и доверительных отношений, правомерного психического воздействия.

Кроме того, следователю, осуществляющему наблюдение, важно учитывать достоинства и недостатки индивидуального типа восприятия. Выделение этих типов основано на установлении соотнесенности сенсорной организации с мыслительными и эмоциональными процессами. Выделяются следующие типы восприятия, которые должен уметь диагностировать и учитывать следователь при производстве следственных действий с участием представителей этих типов:

1. У людей синтетического типа восприятия проявляется склонность к обобщению явлений и определению основного смысла происходящего, они не придают значения деталям.

2. Люди аналитического типа восприятия стремятся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они вникают во все обстоятельства, подробности, затрудняясь понять основной смысл явлений.

3. Аналитико-синтетический тип восприятия встречается в жизни наиболее часто и является особенно благоприятным для деятельности. У людей данного склада наблюдается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению, т. е. они соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснениями.

4. Для людей с эмоциональным типом восприятия характерно не выявление сущности явления и его частей, а стремление выразить свои переживания, вызванные этим явлением. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители.

Наблюдение не бывает чисто пассивным, созерцательным актом. На процесс наблюдения оказывают влияние и уровень развития мышления, и чувства, и интерес, и опыт взаимодействия с наблюдаемым объектом.

Наблюдательность – не врожденное качество, она вырабатывается практикой и упражнениями.

Для рационального восприятия (наблюдения) целесообразно:

1) ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию; начинать деятельность (познавательный процесс) с формулировки ее цели, постановки перед собой вопроса: «Чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?»;

2) максимально использовать все органы чувств, в первую очередь зрение и слух, а также анализаторы запаха, вкуса, осязания;

3) воспринимать информацию, используя уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Ощущения и восприятия – это простейшие познавательные процессы на уровне чувственного познания. Следующим, высшим познавательным процессов является мышление – рациональный уровень познания действительности.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

18 − 9 =