Типы профессиональной направленности личности по Дж. Холланду

Классификация Дж. Холланда

Понятие и назначение классификации профессий.

Классификация учебных профессий

Классификация Е.А.Климова.

Концепция Дж. Холланда.

Понятие и назначение классификации профессий.

Литература

1. Гаврилов В.Е.Составление и использование психофизиологических характеристик профессий. – Л.: ВНИИ профтехобразования, 1988.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 2004.

4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

Профессия – одно из основных понятий психологии труда и смежных с нею дисциплин. Существует несколько подходов и трактовок этой категории. Какие из них вы помните?

Самое простое определение, сформулированное В.Г.Макушиным: профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию и развитию. Бернард Шоу называл профессию «заговором специалистов против непосвященных».

Е.А.Климов дает такое определение профессии – это «необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства для его существования и развития».Для надлежащего исполнения профессиональной деятельности человек должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками, иметь соответствующие способности и развитые ПВК.

В мире существуют тысячи, если не десятки тысяч профессий и еще больше – специальностей. Э.Ф.Зеер, ссылаясь на официальный справочник США, называет 21 741 профессию и около 40 тысяч специальностей. В международный стандарт классификации профессий в 1988 году включено 9 333 из них. Надо иметь в виду, что некоторые профессии, не требующие специального образования и подготовки, в американском понимании таковыми не являются, а рассматриваются лишь как род занятий. Для их обозначения существует специальный термин occupation (занятия) в отличие от - profession (профессия). Российский единый тарифно-квалификацион-ный справочник включает около 7000 профессий и специальностей.

Состав и соотношение профессий постоянно меняется: одни исчезают, другие актуализируются, третьи рождаются, заимствуются или переосмысливаются. В настоящее время большинство новых профессий появляется в сфере управления, торговли, предпринимательства, информационного обеспечения. В последние годы в деловой русский язык вошли такие понятия, как брокер, дилер, дистрибьютер, риэлтор, логистик, мерчендайзер, промоутер, визажист, имиджмейкер, системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну. Особенно много среди них разного рода агентов (коммерческий, рекламный, по ценным бумагам, недвижимости, туристический, торговый) и менеджеров (по персоналу, маркетингу, продаже, рекламе, финансовый, офисный, «менеджер по санации кухонной утвари»).

Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни требуют силы и ловкости, другие – ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Любая профессиональная деятельность характеризуется определенными затратами умственной и физической энергии, требует специальной подготовки и соответствующей оплаты труда занятых в ней субъектов. Без правильного учета, понимания и описания профессий невозможно вести грамотную кадровую и финансовую политику. Чтобы не утонуть в море профессий, нужна их классификация.

Классификация – это осмысленный порядок вещей и явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам. Особенностью психологической классификации является отказ от социологических, экономических и технологических критериев, и опора только на психологические основания. Д. Патерсон (1953), например, за основу классификации брал способности человека.

Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по разным основаниям, в зависимости от стоящих перед исследователем научно-практических задач: по сфере и целям деятельности, по предмету, средствам и условиям труда, по степени регламентированности труда и т.д. Одну из первых попыток классифицировать «науки» по критерию «добра и зла для человека» предпринял еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель России Василий Никитич Татищев (1686–1750). Все «науки» (виды труда) он разделил на:

1) «нужные» - экономика, медицина, право;

2) «полезные» - риторика, грамм., математика, землемерие, механика, астрономия;

3) «щегольские, или увеселяющие» - поэзия, танцевание, живопись, гарцевание;

4) любительские, или тщетные – астрология, физиогномика, хиромантия, алхимия;

Загрузка...

5) вредительские – колдовство, гадание, ворожба.

В 1920-е годы Станислав Густавович Струмилин (1877–1974) предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде, выделив:

1) автоматический рефлекторный труд – вертельщик ручки мельницы;

2) полуавтоматический привычный – машинистка, телеграфист, тапер;

3) шаблонно-исполнительский (по указке) – станочник, конторщик, счетовод;

4) самостоятельный в пределах задания – инженер, учитель, врач, журналист;

5) свободный творческий труд – ученые, люди искусства, организаторы хозяйства, политические деятели [Хрестоматия по истории ПТ. М., 1983, с.104 –113].

Главное назначение психологической классификации – облегчить нахождение профессии, в максимальной степени удовлетворяющей данную личность. Попытки согласовать востребованные профессией психологические структуры личности предпринимались С.М. Богословским, Г. Мюнстербергом, Е. Борнеманном, С.Л. Торнтоном, В.В. Чебышевым, В.Г. Лоосом и др.

Из современных классификаций наибольшее распространение в России получили психологические концепции Дж. Холланда и Е.А. Климова.

Дж. Холланд (1973) в своей классификации попытался объединить теорию личности с теорией выбора профессии. Наиболее значимой структурой личности он считал ее направленность. На основе установления основных компонентов направленности – интересов и ценностных ориентаций Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый и художественный. Каждый из этих типов личности ориентирован на определенную социальную среду:

реалистический – на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств;

интеллектуальный – на умственный труд;

социальный – на взаимодействие с социальной средой;

конвенциональный – на четко структурированную деятельность;

предприимчивый – на руководство людьми, бизнес;

художественный – на творчество.

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели – ценности – интересы – способности – предпочитаемые профессиональные роли – возможные достижения – карьера.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к различным профессиональным средам, которая позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой.

Тип
личности
Тип профессиональной среды
Р И С К П Х
реалистический ++ + -- + - -
интеллектуальный + ++ - - - +
социальный -- - ++ - + +
конвенциональный + - - ++ + --
предприимчивый - -- + + ++ -
художественный - + + -- - ++

Примечания ++ - очень хорошая приспособляемость; - - недостаточная приспособляемость;

к таблице: + - хорошая приспособляемость; -- - совершенно не приспособлен.

Например, с художественным типом личности наиболее совместимы интеллектуальная и социальная среда, а наименее – конвенциональная.

Суть теории Дж.Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается лицами, обладающими схожими позициями, ПВК и поведением.

Для определения типов личности Холланд разработал диагностические методики, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам психодиагностики выделяют три рекомендуемых типа профессиональной среды. Например, для художественного типа личности рекомендуемыми типами профессиональной среды будут: на первом месте – художественная, на 2–3 местах – интеллектуальная и социальная, позволяющие подобрать резервные профессии.

В соответствии с теорией Дж. Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника. Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности. Так, например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть, находятся с одной стороны шестиугольника, то профессиональный выбор является наиболее обоснованным и последовательным. При этом можно отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например, другие тесты, книжки или консультации.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 1 = 2