Тема 10. Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова.

Найдите в литературе примеры применения уменьшительно-ласкательных суффиксов в качестве средства выражения авторской оценки.

Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведенных из литературы для детей.

Найдите в предложениях окказионализмы, определите способ их образования. Обозначьте в них морфемы.

а) Книжную выручку ввиду ее грошоватости не бери, а оставляй в классе. (А. Чехов)

б) В Ялте погода очень хорошая, теплая; в природе полнейшее благоутробие. (А. Чехов)

в) У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее, здесь же она ни то ни се, точно хорошие, звучные, но холодные стихи. (А. Чехов)

г) Красный цвет зареет издали. (А. Блок)

д) Перья-облака,

закат расканарейте!

Опускайся,

южной ночи гнет!

(В. Маяковский)

е) Нежный друг с голубым туманом

Убаюкан качелью снов.

Сиротливо приникший к ранам

Легкоперстный запах цветов. (А. Блок)

Макаронец, кричальщик, разгадыватель, смехастый, дразнительный, акулить, пространствовать, огурбузы, редисвекла, усато-бородатый, вокзай, трамвал, Бурзилка, норный.

Понятны ли эти слова детям?

3. Подберите «детские» окказионализмы из книги К. Чуковского «От двух до пяти».

Например:

Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

Зернышку сготовим

Колыбель святую. (А. Кольцов)

ЛЕКСИКА (12 часов)

Лексикасловарный состав языка.

Главная роль слова в языке быть названием. Слова называют вещи, предметы, действия, признаки предметов и действий, количество предметов и т. д. Само существование языка как средства общения людей было бы невозможно, если бы не было слов-названий.

Лексические нормырегулируются толковыми словарями, в которых объясняются значения слов, указываются некоторые особенности образования словоформ. Слова, ограниченные в употреблении, сопровождаются стилистическими пометами: «разг.», «прост.», «диал.» («обл.»), «спец.», «книжн.», «устар.».

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения (содержания слова, его соотнесенности с предметом или явлением действительности). У одного слова может быть несколько значений, и для каждого значения многозначного слова характерно свое окружение, своя сочетаемость с другими словами.

Вопрос о том, как сочетается слово с другими словами, какими правилами и запретами при этом следует руководствоваться, - один из важнейших вопросов речевой культуры. Нередко говорящий ставит перед собой вопрос, как лучше сказать: рецензия о статье или рецензия на статью, категорический человек или категоричный, сочетается ли существительное общественность с прилагательными культурная, спортивная, демократическая, либеральная?

Правила сочетаемости имеют большое значение при употреблении слов в речи. При этом следует обращать внимание как на правильный выбор предложно-падежной формы, так и на сочетаемость лексических значений. Возможности слова сочетаться с другими словами определяются и тем, однозначное или многозначное слово перед нами. Как правило, чем больше и многообразнее его потенциальное окружение.

Очень часто говорящий знает примерно, что означает слово, не представляя его точного и полного смысла. Кроме того, необходимо учитывать, что семантический облик слова со временем может изменяться, изменяется и его сочетаемость.

Чем активнее используется слово, тем с большим количеством слов оно сочетается, тем активнее происходит рост числа его значений.

Чтобы избежать ошибок в сочетаемости, следует обращаться к словарям. Специальные словари трудностей русского языка фиксируют те словосочетания, в которых особенно часто допускаются речевые ошибки.

Грамматическое значение словаэто общее значение слов как частей речи, значение того или иного времени, лица, числа, рода и т. д.

Все слова знаменательных (самостоятельных) частей речи обладают лексическим и грамматическим значением. Слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение, они помогают словам знаменательных частей речи.

Лексическое и грамматическое значения – два важнейших свойства слова. Лексическое значение позволяет нам говорить о мире, называя словами его явления. Грамматическое дает возможность связывать слова между собой, строить из них высказывания.

Чем лексическое значение слова отличается от грамматического?

Во-первых, каждое лексическое значение индивидуально – им обладает только данное слово. Грамматическое значение присуще целым классам слов. Грамматическое значение абстрактно. Например, значения вида, времени, наклонения не закреплены за каким-либо одним глагольным словом, а относятся ко всему классу глаголов.

Во-вторых, в отличие от лексического значения грамматическое обязательно должно быть выражено в тексте или в высказывании (с помощью окончаний, предлогов, порядка слов и т. п. ). Слово нельзя употребить, не выразив при этом его грамматических характеристик (исключение: несклоняемые слова типа метро, такси вне связи с другими словами).

Загрузка...

Все вопросы, связанные со словами и их ролью в языке, изучает наука лексикология.


Толковые словари

1.«Словарь Академии Российской» (1789 – 1794 г.г. – 43257 слов);

(1806 – 1822 г.г. - 51388 слов)

2.«Словарь церковнославянского и русского языка»

(вторая половина XIX в. – 114749 слов)

3.«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (1866 г. – 200000 слов); 1903 – 1911 г.г. – 3-е издание словаря под рук. Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ

4. «Толковый словарь русского языка» под ред. Дмитрия Николаевича Ушакова (1935 – 1940 г.г. – 85289 слов) – 4 тома

5. «Словарь современного русского литературного языка»

(1948 – 1965 г.г. – 17 томов)

6.«Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова (1949г.), переиздается почти 50 лет

Что изучает лексикология

1.Многозначные слова (полисемия)

2.Омонимы, омофоны, омографы, омоформы

3.Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические)

4.Паронимы

5.Антонимы

6.Исконно русские и заимствованные слова

7.Неологизмы

8.Архаизмы

9.Историзмы

10.Диалектизмы

11.Профессионализмы

12.Научные термины

13.Жаргонизмы

14.Просторечия

15.Фразеологизмы

ЗАДАНИЯ




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

78 + = 81