Субъекты правотворчества: понятия и виды.

Субъекты правотворчества –это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.

Субъектами правотворчества в РФ являются: государство, государственные органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены), общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.

Полномочия субъекта правовтворчества:

1. Разработка проекта НПА и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.

2. Рассмотрение представленного проекта.

3. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.

4. Введение в действие.

Субъектный состав правотворчества зависит:

1. От юридической силы разрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.

2. Режима правотворческого процесса:

а) режим единоначалия - один субъект

б) режим коллегиальности - несколько субъектов.

Непосредственное правотворчество народа - наиболее ярким его проявлением является референдум - голосование граждан РФ по важным вопросам государственного и местного значения государственного или местного значения. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Именно по этому решение принятое на референдуме в РФ, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. В соответствии с российским законодательством в нашей стране могу проводиться 3 вида референдума: референдум РФ, референдум субъектов РФ, местный референдум. Референдум может быть эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение. Но многие учёные считают его плохим способом принятия НПА, т.к. народ в своём большинстве юридически неграмотен.

Правотворчество государственных органов - это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им НПА.

Правотворчество должностных лиц - в современном российском законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало бы правовой статус руководящих работников государственных и негос-х организаций. Определение должностного лица в уголовном законодательстве имеет строго целевое назначение - определить круг лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершения преступления против военной службы и службы органов местного самоуправления. В более широком плане должностное лицо - это гражданин, занимающий определенную должность в органе государственной власти, управления или в иной государственной организации, наделенный правом принимать правовые акты и обеспечивать их осуществление. Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию НПА; их правоприменительные акты никакого отношения к правотворчеству не имеют. Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный состав Вооруженных сил, депутаты и т. д.

92. Понятие и виды актов правотворчества в Российской Федерации.

Результатом правотвотворческой деятельности являются разнообразные НПА.

НПА—это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридииеские нормы. Это основной источник права. Не только в РФ. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира.

Преимущества НПА:

1. Принимается в четко обозначенном порядке

2. Исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией

3. Имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия

4. Может быть изменен в зависимости от социальных потребностей.

Особенности НПА:

1. Имеют государственный характер.

2. Принимаются строго определенными субъектами, специально уполномоченные на то государством.

3. Принимаются с соблюдением определенной процедуры.

4. Представляют собой акт-документ.

5. Имеют временные, субъективные и пространственные пределы действия.

6. Содержат юридические нормы, наличие которых делает их нормативными, общеобязательными.

Действуют НПА относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения.

Классификация:

— По юридической силе:

1) Законы—акты, обладающие высшей юридической силой

2) Подзаконные акты—акты, основанные на законах и им не противоречащие.

Загрузка...

— По сфере действия:

1) Внешнего действия—охватывают всех субъектов, кому они адресованы: организации и лица, независимо от их трудовой и служебной деятельности.

2) Внутреннего действия—касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства, организации или лиц, проживающих на той или иной территории; такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления.

— По субъектам, издающим НПА:

1) Акты референдума,

2) Органов государственной власти, президента, органов управления, должностных лиц государства,

3) Акты негосударственных организаций.

Существуют акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами. Последний вид НПА принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности.

Совокупность нормативно-правовых актов называется законодательством.

— По территории действия нормативных актов выделяют:

1) Общефедеральное,

2) Региональное.

Общефедеральное российское законодательство представляет собой совокупность:1. законов и иных НПА Федерального собрания. 2. указов президента РФ. 3. НПА правительства РФ.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 2 = 1