СТАРШАЯ ГРУППА

В старшей группе воспитатель применяет методы и приемы, ко­торые определяются конкретной темой и общими задачами.

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно слож­но, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.

Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединять детей, в небольшие груп­пы. Каждый берет предмет в руки и, ощупав его форму, рассказы­вает.

На занятии натуру рассматривают еще раз. Воспитатель определяет пропорции и увереннымдвижением руки подчеркивает форму предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на характерные особенности формы, на ее решение. Если дети знают, как лепить, они приступают к изображению, в про­тивном случае воспитатель частично показывает необходимые спо­собы.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа тре­буют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встре­чались, например уточка-свистулька по типу архангельской народ­ной игрушки. Способ изображения исходной формы знаком детям; поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягиваются шея, голова и хвост.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ра­нее, творческая активность в способах лепки.

Для создания отчет­ливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объекта­ми, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д.

Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллю­страции, а учились выделять свойства, качества предметов, необходимые для изображения.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.

В связи с этим показ способов лепки и объяснениепо­следовательности изображения отпадают, а предварительная подго­товка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение. Например, дети лепят кошку с котятами. Решается, ка­кой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Поощряются интересные композиционные решения. В про­цессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция.

На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель.

Так, перед занятием он может заметить де­тям, что вылепленную посуду можно использовать для игры, добав­ляет, что обожженная в муфельной печи посуда украсит куколь­ную столовую. Поэтому каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками.

Ситуации могут быть и другого характера. Воспитатель гово­рит детям, что они будут лепить фигурки для предстоящей выстав­ки или сделают броши, бусы для своих мам, бабушек, сотрудников детского сада к празднику 8 Марта.

Чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Тем самым он создает у детей хорошее настроение и направляет их внимание в начале занятия на обдумывание образа. Педагог выбирает стихи и загадки, которые содержат яркую характеристику особенностей, при­сущих предметам.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.

Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами ав­торы. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка детей была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выпол­нил работу.

Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анали­зе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, про­сит сравнить с натурой.

Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются не­сколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

Формы анализа могут быть разные: дети сидят на своих мес­тах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к се­бе некоторых детей, и они анализируют чью-то работу; все изде­лия размещают на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Ины­ми словами, все зависит от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

Загрузка...

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

В подготовительной к школе группе дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов можно проводить или по предложению воспитателя, или по замыслу детей.

На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности.

Занятия по замыслу проводятся в течение всего года, по мере того как дети накапливают знания и умения. Иногда воспитатель на­правляет замысел детей: например, предлагает вылепить любой пер­сонаж из сказки А. Толстого «Золотой ключик», передать любой эпизод из сказки А. Пушкина «Золотая рыбка».

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображе­ния. Для этого воспитатель с детьми наблюдает и рассматривает предметы, отмечая в них красоту и пластику формы, характерные, свойственные данному предмету черты.

Для выразительного изобра­жения дети должны знать повадки животных. Внимание детей об­ращают на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинула голову курица, пьющая воду, как вытя­нуты туловище и хвост (в одну ровную линию) у убегающей лисы, как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания помогут детям во время лепки сделать образ выразительным.

Педагог использует любую возможность, чтобы показать животных, иногда проводит целенаправленные наблюдения. Если перед наблюдениями детей предупреждают, что они будут рассматривать петушка, а по­том лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят его особенности. Во время наблюдений воспитатель зада­ет детям вопросы, направляя их внимание.

Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в дина­мике.

Наиболее сложно детям изображать человека. Поэтому воспи­татель организует рассматривание кукол (санитарка, космонавт, школьница и т. д.), проводит наблюдения на улице, во время прогул­ки: на катке или в парке, обращает внимание детей на фигуру чело­века, соотношение ее частей, предлагает сравнить фигуры взро­слого и ребенка («Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них длиннее руки, ноги?»).

Выразительность готовых лепных фигур зависит и от того, как передана одежда. Поэтому воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одеты девочка и мама: девочка обута в валенки, а мама — в сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с помпо­ном, у мамы — большая меховая шапка.

А как отобразить движение? Лучше всего обратить внимание детей на то, как двигаются люди. Вот скользит на лыжах мальчик. Туловище и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, другая нога сзади и выпрямлена, одна рука несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад.

Объясняя на занятии суть динамикив лепке, лучше всего расчленять действие на составные части («Для того чтобы заглянуть под стол, Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол»).

Для рассматривания на занятии по лепке можно предложить народные игрушки, отличающиеся у каждого народа специфическим содержанием и оформлением. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские — тонким узором белого ангоба, уз­бекские глиняные игрушки оформлены налепами или углубленным рельефом

Рассматривая игрушки, педагог обращает внимание детей на пластику перехода от одной части к другой, на то, каким спосо­бом вылеплено и оформлено изделие.

Для лучшего знакомства с на­родной игрушкой воспитатель проводит дидактические игры: «Магазин игрушек» (следует угадать игрушку по описанию других де­тей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, отбираются те, которые нужны для выставки).

В подготовительной к школе группе воспитатель показывает лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу детям. В процессе занятия дети самостоятельно пла­нируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблю­дает за тем, как они лепят, и задает вопросы, если на то есть необходимость: например, если он видит, что у слона, которого изо­бразил ребенок, очень короткий хобот. Воспитатель предлагает вспомнить и подумать, сможет ли таким хоботом слон переносить бревна.

Обучая детей предметной или сюжетной лепке, воспитатель использует художественную литературу: подбирает произведения, где персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важ­но, чтобы во время слушания у детей формировались живые дейст­венные образы.

В подготовительной к школе группе воспитатель может приме­нять игровые приемы: например, провести игру в гончарную мастер­скую. Игра предваряется рассказом о том, как мастера создают по­суду и другие изделия, а дети, увлеченные услышанным, начинают лепить посуду для игры (в «магазин»).

Увлечет детей и предложе­ние вылепить в подарок декоративные плитки бывшим фронтовикам ко Дню Победы или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например из бабочек.

Лепка фриза

Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка. Эскиз создают за день или за два до занятия.

Работу над пластинкой ведут в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливают пластинку. Это техническая работа, которая тре­бует точности движений и аккуратности. Подготовленные пластин­ки завертывают в полиэтиленовую пленку и сохраняют до следую­щего занятия, на котором дети по эскизу делают рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняют углублен­ным или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергают роспи­си ангобом.

Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывает и организует процесс занятия педагог. Если в старшей группе в основном рабочее место (глина, оборудование) для каждого ре­бенка подготавливали воспитатель и дежурные, то в подготовитель­ной группе уже сам ребенок берет себе то количество глины, ко­торое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обыч­ными столами, на доске или поворотных станках.

Рис. 26. Поворотный станок для лепки

В том случае, если лепка связана с окраской ангобом, занятие делится на две части: первая часть занятия — лепка предметов, а вторая — окраска.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

27 − = 22