Социальная адаптация: виды и уровни

Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение «Социальный контроль».

2. Из чего состоит содержание контроля?

3. Какова задача социального контроля?

4. Назовите принципы, уровни социального контроля

5. Кто является объектом социального контроля? Субъектом?

6. Назовите виды и функции социального контроля, принципы организации.

Тема 9

(Лекции - 4 часа, практические занятия - 4 часа)

1. Сущность социальной адаптации, характеристика адаптивных механизмов.

2. Виды и структура социальной адаптации.

3. Формы и методы социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

1 вопрос

Сущность социальной адаптации, характеристика адаптивных механизмов.

Процесс социальной адаптации – сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономики, политики, социальных и духовных отношений в обществе, требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития.

Система социальных институтов, социальной работы, которые должны стать помощниками человека, только складываются.

Адаптация – лат. аdaptatio – приспособление. Словарь иностранных слов: социальная адаптация - процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения. А также процесс преодоления последствий психической и моральной травмы. (ФЗ от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Понятие использовано во многих областях познания – биологии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. изучение этой проблемы на стыке различных отраслей знания является перспективным подходом к комплексному изучению человека.

Первоначально в биологии человек – неотъемлемая часть животного мира. Человек и среда не в статическом, а в динамическом равновесии.

Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека.

Нарушение равновесия между организмом человека и его сознанием, с окружающей средой приводит иногда к вырождению или необратимым изменениям, как самого индивида, так и природы. Существуют различные уровни взаимоотношения личности с окружающим миром. Необходимо найти оптимальные гармонические механизмы адаптации человеческого организма (его морфо–физическая организация) с индивидуально личностными сторонами (психическая организация) с потребностями, нуждами социального обустройства (система социальных отношений и практики) с окружающей средой.

Характерный признак человека – то, что он существо общественное. У человека с поступательным развитием цивилизации не исчезают приспособленческие функции, а появляются новые, социальные, качественно особые способы и средства адаптации.

Биологический, функциональный, психический и социальный аспект развития человека взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Они постоянно обогащаются и изменяются посредством активной деятельности человека. Заданные природные особенности человека составляют важнейшую предпосылку, необходимое условие для его социального развития.

Т.е.

Проблема адаптационных процессов многозначна, важен выбор действий индивида и его окружения, связь этих действий с социальной практикой.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией, его врастанием в социальный мир. это врастание предполагает активное участие как потреблении, так и передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализация заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационный процесс. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией.

Социальная адаптация – важнейший механизм, специфическая форма социализации человека.

Однако, если процесс социализации идет как правило эволюционным путем (относительно медленно), посредством накопления и усвоения предыдущего опыта приобретения в конкретно-исторических условиях новых навыков в труде, быту, политических отношениях, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшееся социальные прецеденты.

Вместе с тем, процесс социальной адаптации – процесс освоения относительно стабильных условий соц. среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Загрузка...

В этом процессе две стороны.

Объективный процесс социальной адаптации – человек со дня своего рождения приобретает различные соц. свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая среда (родители, друзья и т.д.), а также различные социальные институты.

Субъективный процесс социальной адаптации связан не с общественным положением человека или его половозрастными особенностями, а его личностными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами социально-психологического развития. Здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание усвоить существующие социальные ценности. Поэтому механизм социальной адаптации – это взаимодействие многих составляющих: объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень), условия непосредственно среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение), сама личность (с ее активностью или пассивностью, способностями, творческой деятельностью, природными задатками).

В основе социальной адаптации лежит активная деятельность. Три основных вида или фазы преобразований индивидуальная деятельность, общение, самосознание (или составные части механизма адаптации).




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 + 5 =