РЕКОНСТРУКЦИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

При реконструкции общественных зданий наибольшую трудность вызывают памятники истории, культуры и архитектуры, которые по ха­рактеру использования можно подразделить на ..несколько -групп: объ­екты показа; памятники архитектуры, применяемые, по прямому назна­чению; объекты прошлого, приспособленные под музеи, выставочные за­лы, картинные галереи; зрелищные сооружения; библиотеки, читальные залы, лектории, художественные организации; объекты прошлого с до­пустимым видом использования, не, нарушающие общих требований охра­ны ( планетарии, спортивные залы, кинотеатры и т.п.).

Реконструктивные мероприятия в данном случае чаще всего связаны с развитием первоначальной функции, ее изменением и параллельным использованием здание по другому назначению.

Первое направление приобретает особую значимость при расширении музейных и театральных зданий и комплексов. Сложность работ при
этом вызывается большим градостроительными проблемами, т.к. возможности территориального увеличения зданий в исторически сложившейся застройке часто ограниченны .

Так, развитие Третьяковской галереи предусматривало объединение
13 различных по характеру старых зданий ,и пристройку к нему современных корпусов. В основу нового проекта положена тенденция максимального сохранения существующей застройки. Акцентирована основная поперечная ось комплекса -дом Третьякова. Внутренние дворы перекрыты с целью увеличения экспозиционной площади. Рациональнее расположены входы и выходы в здание, что помогает избежать перекрещивания потоков посетителей. Сделана перепланировка выставочных залов, Полностью заменены световые кровельные фонари. В подвальном этаже находятся гардеробы, санузлы, курительные комнаты, справочно- информационные службы, бытовые помещения для персонала, буфеты.

Строительство: нового зала, сцены, полного комплекса технических помещений театра на Таганке в Москве привело к радикальной реконструкции всего квартала.
Произошло взаимопроникновение его новых и старых частей.
Сам театр оказался на косогоре о перепадом рельефа в 6 метров.
Появилась возможность сделать въезды как на уровне
сцены, так и на уровне трюма, осветить подвальные помещения.

Другой пример - реконструкция Малого драматического театра в

Санкт-Петербурге. Пристраиваемая часть зрительного зала и подсоб­ных помещений расположена на пересечении двух улиц. Вид через вит­раж на дороги с несущимися по ним автомобилями используется в те­атральных постановках в качестве "декораций"» Реконструкция театра-драмы в Вильнюсе, кроме расширения первоначальной функции, имела цель вывести входную группу помещений на прилегающую улицу, т.к. старое здание находилось в глубине квартала и не имело представи­тельного входа. Были пристроены кассовые помещения, вестибюль, бу­фет ,соединенные со старой частью здания перекрытым внутренним дво­риком-фойе.

В практике встречаются случаи параллельного использования объ­ектов прошлого в качестве общественных зданий различного назначения. Как правило, это относится к крупным сооружениям, одноцелевое современное применение которых носит эпизодический характер Так, Дам­ский собор в Риге. - музей и концертный зал органной музыки одновре­менно. Архитектурно-художественные ценности многих культовых соору­жений превращают их в объекты паломничества и туризма.. Приспособле­ние их под современные музеи или выставочные залы { с сохранением основной функции) часто требует создания подсобных помещений для запасных фондов и т.д. В музее г.Ульма, ФРГ, предложено необычное решение этой проблемы. Совершенно прозрачная призма со стеклянными стенками пристроена к стене, продолжая боковую линию собора. Под­собные -помещения занимают верхнюю часть призмы и объединены.длинным коридором, внутри которого находятся рампа и балконы. Внутренняя стена стеклянной пристройки является внешней оторопей самого собора, с его простенками и оконными проемами. Эта стена на верхних отмет­ках проемов пронизывается рампой -переходами, которая вторгается прямо в соборный неф. Пользуясь рампой, можно осматривать музейные экспонаты и интерьер собора, не мешая и не прерывая службы. Нижняя часть призмы -пристройка - занята магазинами и кафе, выходящими на внутренний тротуар под стеклом.

Отличительные особенности внутреннего пространства большинства культовых сооружений - зальность и хорошая акустика. Кроме того,, одно из самых замечательных свойств - "зрелищность", лежащая в ос­нове их построения .—позволяет широко использовать здания в много функциональном назначении: концертные залы, музеи, театры и т.д. Несложные приготовления и простые устройства (сцена, занавес, дополнительное освещение и т.п.) позволяют параллельно с основной функцией использовать залы культовых зданий для проведения концер­тов и даже фестивалей. Орган придает церкви или собору новое зву­чание. В этом случае задача сведена до минимума: меняется ориента­ция зрительных мест и создаются дополнительные помещения при вход­ной группе. Все же найти новое применение для церковных зданий до­вольно трудно. Предпочтительнее те виды использования, которые со­храняют интерьер.

Загрузка...

Небольшие церкви за рубежом иногда удается перестроить под частные жилые дома. Пример тому - Всехсвятская церковь, Лэнгдон-Хиллз, Эссекс. Новое использование - жилой дом. Церковь расположе­на в месте, а которого открывается прекрасный вид. Отдельные части ее выстроены в Ш в. В 1960-х годах церковь перестала быть действующей и начала быстро приходить в упадок. После реконструкции в ста­рой часовне расположены кухня-столовая и ванная. Ванная, кухня, вентканалы, бойлер и стиральная машина спроектированы как единая деревянная конструкция, вставленная в двухсветное пространство. Проделаны три оконных проема, из которых можно видеть окружающую мест­ность. Ступенчатая галерея хоров используется как спальня, в ней стоит специальная кровать разной длины. Там же расположены кладовки. С кирпичного подиума (у западного конца) ведет новая лестница. Под галереей находится библиотека. Портик о южной стороны сохранился, в нем устроена передняя путем установки наружных дверей. Дверной про­ем в северной стене нефа закрыт воротами.

Реконструкция культовой архитектуры в новом функциональном ис­пользований всегда вызывает наибольший интерес и трудность. Интерес­ным примером служит Дом науки и техники в Кечкемете, Венгрия, устро­енный во внутреннем пространстве бывшей синагоги ХУШ в. Старое зда­ние является самым значительным элементом северной части центра, и это определяет его значение в общественной жизни города. Целью ре­конструкции было встроить в состав старого сооружения новое внут­реннее здание.

Новое использование Всехсвятской церкви, Оксфорд,- библиотека колледжа. Решено было удвоить имеющуюся площадь за счет углубления в цокольный этаж и подъема пола основного помещения на высоту быв­ших деревянных панелей сидений. Библиотека редких и современных книг расположена в нижней части здания и освещена окнами, прорезан­ными в ранее глухом пьедестале цоколя. На верхнем уровне - читаль­ный зал.

Первая церковь Христианской науки, Дэйзи Банк (Манчестер), пре­вратилась в Художественный центр. Архитектура пристроек с восточной стороны максимально приближена к стилистике здания. В них адми­нистративные помещения, технические службы и маленькое ателье, в западном крыле - кухня и туалеты. Основная часть - сцена для хореграфических представлений.

Приспособление зданий культового назначения под библиотеки, читальные залы, лектории, художественные и проектные организации -очень редкое явлениеv Слабое естественное освещение интерьеров, трудоемкость работ по реконструкции внутреннего пространства под подсобные помещения и сложности технического обеспечения по эксплуатации здания - все это затрудняет решение подобных задач.

Использование культовой архитектуры в качестве современных об­щественных зданий и сооружений (водноспортивных залов, производственных и учебных мастерских, торговых и коммерческих учреждений, складов и т.п.) почти исключено из-за несовместимости их основных объемно-функциональных и охранных признаков. Это? чрезвычайно редкий вид приспособления, вызывающий большие адаптации культового соору­жения, возможен лишь тогда, когда объект прошлого не представляет собой ценности.

Удаленность церкви св.Веры, Голландия, от деревни привела к ее •закрытию. Новое предназначение - центр полевых исследований, 'используемый группами школьников дневной школы и взрослыми учащимися по субботам и воскресеньям. Алтарная часть оборудована сиденьями и превращена в аудиторию и лабораторию. На галерее (в западной части) устроены две спальни, а в башне, на первом и втором -.этажах., - туа­леты. Внизу поместились маленькая кухня, конторка и библиотека, лекционный зал.

С позиции задач реконструкции и последующей эксплуатации объ­ектов культовой архитектуры лучшим считается их использование в ка­честве музеев и выставочных залов. Анализ проектирования и застрой­ки главной площади у Золотых ворот г.Владимира, показал,, что в ее композиции важное место занимает Красная (бывшая Старообрядческая) церковь. Она является связующим звеном между Золотыми воротами и построенным недавно драматическим театром, смягчая контраст между ними. Лучшей функцией для современного жизнеобеспечения сооружения была признана выставочная - и здание превратили в музей прикладного искусства с экспозициями хрусталя и миниатюрной живописи.

Каждый из примеров носит частный характер. Вопросы адаптации и модернизации пространства иногда осуществлялись на основе ори­гинальных технических и конструктивных решений, Например, в одном из самых выразительных памятников архитектуры вильнюсского Ренес­санса - костеле - разместили музей архитектуры. Свободно стоящая металлическая конструкция, на которой расположён весь экспозицион­ный материал, позволяет сохранить и воспринимать в целом внутрен­нее пространство.

Здание синагоги, Хьюстон, "дало пристанище" театру. В нем устроены все необходимые технические компоненты: "плавающая сцена4, колосники, оркестровая яма, кулисы, мастерские, осветительные ло­жи, склады* кулуары, кабина светового и звукового управления, общественные гардеробные и классы. Вое это встроено в существующие конструкции и помещения синагоги. Некоторое дополнительное про­странство удалось получить за счет подъема сидений. Сцена, оркестровая яма и зрительный зал заняли основную площадь -здания,

поэто­му сцена и гардеробные были размещены (для экономии места) друг над другом на специально устроенных антресолях. Пространство сце­ны может быть временно увеличено с помощью настила над оркестровой ямой, который укладывается на решетку из прогонов.

Для всех стран характерна тенденция активизации отдельных памятников архитектуры в развитии современных центров культуры. Объект прошлого служит основным элементом для создания ансамбля нового назначения. В последнее время в зарубежной практике отмечается переход от традиционных театров, музеев, кино, библиотек к многофункциональным сооружениям. Причем зрелищные центры искусства представляют одну из наиболее распространенных их форм. Они могут быть универсального типа, узконаправленные: культурно-просветительные – музеи, музеи-мемориалы, выставочные, библиотечные; зрелищные; центры искусств (художественно-изобразительные, музыкаль­ные, театральные , киноконцертные) и творчества. Профиль специали­заций часто определяется общественным значением объекта прошлого и возможностью его использования в новом назначении.

В основу одного из проектов, выполненного, но программе между­народного конкурса, заложена идея размещения нового центра культу­ры непосредственно в исторически сложившейся структуре города Зальцбурга, Швейцария. Согласно ему, сооружения, построенные на расчищенных от ветхих зданий участках, объединены в комплекс с ценными памятниками культовой архитектуры.

Здание городского театра культурно-зрелищного центра г. Базеля находится в непосредственной близости с готическим собором» Удачное использование рельефа, простота архитектурного решения ос­новного объема театра раскрывают собор для обзора и подчеркивают его главную роль в композиции.

Подобным примером для небольшого города может служить центр музыкальной культуры в г.Самбатхэе, Венгрия. Было найдено интерес­ное решение объединить церковь ХУШ в., ставшую концертным залом, о музыкальной школой. Кроме того, к зданию была пристроена гостиница*

Выгодное положение общественных сооружений прошлого, их важное место в планировочной структуре города, преемственность традиций, монументально-художественные средства - все это позволяет лучшим образом решить вопросы социального назначения этих объектов. Конеч­но, желательно, чтобы объект получил современную утилитарную функ­цию., не вызывающую больших конструктивных мероприятий или его адап­тации .

Часто в объемных композициях используется принцип контрастно­го сопоставления. Примером может служить здание нового музея в Кельне, ФРГ, Оно построено рядом с Кельнским собором. Новое здание музея выполнено в виде отдельных объемов различного назначения, которые объединены навесом. Открытые пространства геометрических дво­ров и строгая архитектура зданий музея контрастируют с богатой пластикой готических фасадов собора

Старую и новую застройку сочетают с помощью нейтральной среды--зеленых насаждений или каких-либо промежуточных элементов: пере­ходных галерей, лестничных клеток, оград, открытых поэтажных площадок-лоджий и т.п.

В целях жизнеобеспечения большого количества объектов прошло­го, не обладающих художественными качествами, но представляющих интерес для реконструкции, приспособление под общественное здание любого функционального назначения - самое перспективное направле­ние. Проект реконструкции старой ратуши в г.Торонто, Канада, -один из примеров использования старинных общественных зданий в но­вом функциональном назначении. Во внутреннем дворе предложено раз­местить концертный зал; Основные работы - устройство покрытия над ним. Концертный зал занимает 4 уровня.

Несмотря на бесконечное .многообразие практических решений, наибольшую долю составляет использование сооружений культурно-про­светительного назначения. В основе такого совмещения часто лежит "зальность" приспосабливаемых объектов прошлого.

Здание банка и склада в Луисвилле, Англия, было выстроено в 1836 г. Главный зал двухсветный. Теперь складское здание модернизировано для нужд театра, здесь располагаются мастерские и репетици­онный зал. Банковский зал превращен в фойе. Во дворе пристроен зри тельный зал с галереями и сценой Пространственное покрытие зала из стальных ферм позволяет эксплуатировать его в качестве освети­тельных галерей. В цокольном этаже находятся комнаты для отдыха актеров, служебные помещения. -Балконный ярус используется как аудитория для труппы.

При реконструкции интерьеров по принципу композиционного кон­траста часто приходит к интересным решениям. Так, в здании бывшей биржи в центре Манчестера этот прием позволил по-новому использо­вать внутреннее пространство. Здание, спроектированное еще в XIX в. в классическом стиле, обладает монументальными пропорциями.- Было решено приспособить половину зала под театр. Новый театр с откры­той сценой перекрыт по металлическому каркасу тентом. Такое покры­тие играет двойную роль. Во-первых, сохраняется монументальный ха­рактер здания. Во-вторых, театр достаточно закрыт для того, чтобы обеспечить необходимые условия проведения спектаклей (акустика, освещение). При необходимости можно использовать пространство само­го зала биржи с помощью клапанов в покрытии.

В ходе реконструкции часто возникает проблема естественного' освещения. Трудности - в сохранении внешнего облика здания и (одно­временно с этим) достаточного естественного освещения. Решение этих вопросов иногда предопределяет замысел. В качестве примера рассмотрим проект приспособления монастыря Урбино в Италии под фа­культет университета. Монастырь, возведенный в ХУШ столетии, не -сколько раз перестраивался и сегодня входит в ткань города Урбино. К моменту перестройки здание находилось в плачевном состоянии, а хуже всего сохранились части вокруг двора-сада. Хотя пространство помещения после реконструкции оказалось значительно больше объема здания, это не повлияло на высоту всего комплекса, т.к. дополни­тельные помещения получены за счет углубления в землю. Ступенчатый разрез здания в сторону двора; огромный фонарь верхнего света дают дневное освещение самым отдаленным уголкам интерьера. На крыше установлены корыта с растительностью так,' что при взгляде с окру­жающих холмов видно переплетение зелени 'и здания, что характерно для исторического центра города Урбино.

План организован вокруг двух фокусных точек «круглого двора и полукруглого амфитеатра» Во двор выходят кабинеты профессоров и аспирантов, расположенные на четырех этажах, связанных вертикаль­ной, винтовой лестницей. Объем церкви используется в нижнем уровне как кинозал и в верхнем - как библиотека. Вокруг амфитеатра, тоже на четырех уровнях, находятся лекционные аудитории, освещенные верхним естественным светом. На двух нижних уровнях лекционные аудитории могут быть объединены с основным залом для одновременно­го использования в качестве зала с партером и.балконом. Над четвертым уровнем лекционных аудиторий - кафе с садом на крыше. Амфите­атр, кинозал и кафе обслуживают и жителей города. Общий архитектур­ный замысел во многом определяется организацией освещения.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 1 = 6