Развитие отечественной психологии

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений — философско-религиозного и естественнонаучного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В. Соловьева (1853—1900). Представители этого направления — Н.Я. Грот (1852—1 899), Г.И. Челпанов(1862—1936), Л.М. Лопатин(1855—1920), и др. — считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а вкачестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители — выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов (1829—1905), В.М. Бехтерев(1857—1927), И.П. Павлов(1849—1936), А.А. Ухтомский (1875—1942). Их идеи легли в основу рефлексологии — научного направления, основоположником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предмета психологии стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга и запускаемые внешними раздражителями. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались теории физиологии ВНД.

В 1911 г.А.Ф. Лазурский(1874—1917) предложил схему естественного эксперимента. Труды МЯ. Басова(1892— 1931) были посвящены развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

После Октябрьской революции, в З0—50-е годы, отечественная психология, оказывается под идеологическим давлением. Запрещаются все направления идеалистической психологии, ее основатели изгоняются из университетов. В качестве единой философско-методологической базы психологии выдвигается марксизм. Максимально усиливается значение физиологических объяснений, которые рассматриваются как центральное звено при исследовании любых психологических явлений. Однако психология продолжала развиваться вопреки идеологическому диктату.

Культурно-историческая концепция.Основателем этой концепции был Л.С. Выготский (1896—1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром и самим собой. Эти средства воплощены в человеческой культуре, науке, произведениях искусства. Ребенок может стать человеком только в совместной деятельности со взрослым. Психическое развитие ребенка - это процесс его культурного развития, в результате чего формируется личность.

А.Н. Леонтъевым (1903—1979) разработана теория деятельности. Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека составляет процесс развития его деятельности. А. Н. Леонтьевьтм разработана теория ведущей деятельности, которая становится основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников является игра, а для младших школьников - учение.

Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн (1899-1960) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Деятельность - это труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает культуру, изменяет окружающий мир и самого себя. Для изучения сознания необходимо анализировать, как в процессе конкретной деятельности происходят изменения в объектах. Этот метод психологического исследования С.Л. Рубинштейн назвал методом единства

воздействия и изучения. Он выдвинул принцип, что внешние причины воздействуют на человеческую психику через внутренние условия.

Психология индивидуальных различий. Это направление связано с именами: Б.М. Теплов (1896—1965), ВД. Небылицын(1930—1972), В.С. Мерлин (1892—1982). В этом направлении получила психологическую разработку теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее основе была разработана дифференциальная психология, теория типов темперамента и теория способностей. Было показано, что в основе способностей лежат врожденные задатки. Однако реальное развитие способностей осуществляется только в деятельности, создающей возможность для реализации и формирования этих способностей.

Психология отношений.Основателем этой теории был отечественный психоневролог и психотерапевт В.Н. Мясищев (1892-4973). Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения формируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Эта внутренняя система отношений составляет ядро личности человека, а не характер, способности или темперамент. Истинные отношения человека раскрываются лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для него ситуации. При этом личность В.Н. Мясищев рассматривал как динамичное образование, изменяющееся под влиянием социальных воздействий.

Загрузка...

Вывод по третьему вопросу:

Таким образом, официальную историю научной психологии принято отсчитывать с 70-х годов ХIХ века. В начале ХХ в. возникли два направления, совершившие переворот в психологической науке. Одно из этих направлений — бихевиоризм — обратилось к изучению поведения, психоанализ — к изучению бессознательных процессов. Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений — философско-религиозного и естественнонаучного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, психология — наука, которая изучает психику. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности.

Необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности. Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все, тем не менее, относятся к единой области знания. Их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин – это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Таким образом, человек как социальное существо, как член общества не менее интересен для науки, поскольку современное развитие человека как вида Homo sapiens осуществляется уже не по законам биологического выживания, а по законам социального развития.

Разработал:

Доцент кафедры психологии и педагогики

кандидат медицинских наук

полковник внутренней службы Д.Н. Церфус

«______»_______________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

подполковник внутренней службы

А.В. Шленков

«_____» _____________ 20__ г.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

14 + = 15