Публичное выступление

В коммуникативной деятельности руководителя значительное место занимает публичное выступление, т.е. устная речь перед людьми (публикой). Она становится основным средством деятельности при проведении совещаний, собраний, заседаний, бесед, лекций, при выполнении функций руководства коллективом, воспитания и обучения работников, при переговорах и т.д. К распространенным формам общения руководителя с сотрудниками относятся публичные выступления на общих собраниях, совещаниях, конференциях, митингах, торжественных вечерах и т.д. Примерами его публичного выступления являются: вступительная речь в начале какого-либо мероприятия (совещания, конференции, выставки, презентации и т.д.); выступление с докладом на этих мероприятиях; митинговая речь; лекции в системе подготовки и повышения квалификации кадров; выступление на собрании и др. Несмотря на разнообразие этих форм общения руководителя с людьми, им присущи некоторые общие черты. Во-первых, публичное выступление – это монолог; так как основным средством общения при монологе является устная речь, то эффективность публичного выступления непосредственно зависит от его содержания и качества речи выступающего. Во-вторых, во время выступления руководитель (оратор, докладчик, ведущий или лектор) оказывается в поле внимания и эмоционального воздействия слушателей (аудитории). От него требуются определенная смелость, сила воли, уверенность в себе и другие очень важные качества личности, необходимые для успешного публичного выступления. В-третьих, структура публичного выступления, как одного из видов – коммуникативной деятельности, включает такие элементы, как предмет, цель, мотивы, средства, действия и результат.

Предметом речевого (информационного и эмоционального) воздействия выступающего являются слушатели, их внимание, память, мышление, эмоции, чувства и другие составляющие психики. Силой, степенью воздействия на умы и сердца слушателей определяется результативность публичного выступления. Поэтому оратор должен хорошо знать и понимать своих слушателей, их настроение, интересы, уровень образования, культуры и т.д.

Цель и содержание выступления зависят от его конкретного вида и ситуации. Например, целью вступительного слова руководителя на каком-либо мероприятии является ознакомление участников с повесткой дня, регламентом, приглашение их к активному взаимодействию. Тему и цель выступления целесообразно сформулировать в форме проблемы, которую необходимо решить в результате проводимого мероприятия.

Содержание публичного выступления – это информация, сообщаемая слушателям в соответствии с его темой и целью. К содержанию выступления (речи) предъявляются такие требования как системность (целостность и структурированность), логическая последовательность, аргументированность, доступность, лаконичность (краткость). Если же выступление связано с наукой или образованием (научный доклад, лекция), то его содержание должно быть научным, т.е. соответствовать современному уровню научных знаний, включая прогнозирование развития соответствующей отрасли на несколько лет вперед.

Мотивами публичного выступления руководителя являются:

необходимость решения проблем путем организации совместной деятельности слушателей (сотрудников); для успешного выполнения педагогических функций руководитель должен систематически информировать работников о текущих делах, результатах работы персонала за определенный период времени (декаду, месяц, квартал, год), о перспективах развития организации, наметить планы на будущее, ставить перед работниками конкретные задачи и т.д.;

активная жизненная позиция руководителя; хороший специалист в своих действиях, мыслях руководствуется не только внешними обстоятельствами (необходимостью), но и внутренней психологической установкой на улучшение показателей работы персонала, на развитие организации, вскрытие и устранение имеющихся недостатков;

стремление выразить свое «Я», самоутвердиться; публичное выступление любого человека является одним из способов его самоактуализации, самовыражения, самоутверждения. Успешное выступление, которое с большим вниманием и интересом воспринимается слушателями, приносит оратору глубокое удовлетворение и радость бытия;

материальные интересы руководителя и работников; публичное выступление и другие формы общения являются одним из эффективных способов решения проблем; следовательно, они способствуют успешному функционированию организации в целом, увеличению ее доходов и повышению заработной платы работников, в том числе и самого руководителя.

Публичное выступление, являясь одной из форм общения, включает двустороннюю связь с аудиторией. Речь оратора (прямая связь) направлена на слушателей, которые должны внимательно воспринимать содержание выступления, проявлять определенный интерес к теме и рассматриваемым вопросам, выражать определенное отношение к ним и к личности говорящего. Реакция слушателей, их внимание, понимание сказанного, отношение к выступлению, вопросы, реплики являются элементами обратной связи. Опытный оратор всегда учитывает эти реакции, гибко управляет вниманием аудитории, тонко чувствует настроение слушателей. При этом надо учесть психологические особенности внимания и восприятия речи слушателями. В частности, продолжительность внимательного слушания монологической речи в среднем составляет 20-25 минут времени. Для того, чтобы концентрировать внимание слушателей и усиливать их интерес к содержанию речи, выступающему рекомендуется обращаться к аудитории с проблемными вопросами, использовать такие логические приемы мышления, как сравнение, аналогия, конкретизация, выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение; логические умозаключения: дедукция и индукция, анализ и синтез. Успешному решению данной методической задачи способствуют также: интересные примеры, взятые из практики, из жизни, включая опыт самого оратора; применение разнообразных наглядных пособий (плакатов, стендов, рисунка на доске и др.) и технических средств предъявления информации (диафильмов, слайдов, видеозаписей и т.д.).

Загрузка...

Эффективными приемами воздействия на слушателей являются также:

непосредственное обращение к слушателям; открытость, доверительность, почтительность обращения;

образные выражения (метафоры), короткие рассказы, истории, анекдоты;

разъяснения, повторные выражения (повторения одних и тех же слов);

призыв (восклицание), цитирование первоисточников, противопоставление разных мнений, идей, подходов;

намек, вставка (замечание, которое делается мимоходом);

умелое использование невербальных средств общения (жестов, мимики, ударений, паузы, громкость и темп речи, тональность и т.д.).

Следует отметить, что в речи оратора проявляются не только его эрудиция, знания по теме выступления, умение говорить выразительно, но и качества ума (мышления), эмоции и чувства, некоторые особенности характера и темперамента, уровень общей культуры и воспитанности, уверенность в себе и другие свойства личности. Слушателям импонируют непринужденность (раскованность), искренность, увлеченность темой, экспрессивность речи, живая мимика оратора. Без преувеличения можно сказать, что речь является словесным выражением личности говорящего. Разумеется, успешность публичного выступления в решающей степени зависит от его подготовки, а также от опыта оратора (опыт накапливается годами).

Непосредственная подготовка к устному выступлению включает следующие действия:

определение темы и целей выступления (доклада, лекции, речи);

отбор содержания выступления и его систематизация;

источниками информации являются: различные документы о деятельности предприятия (планы, отчеты, таблицы со сводными экономическими показателями и др.);

научная и учебная литература; личный опыт руководителя и мнения сотрудников; нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (законы, инструкции. Устав, положения и др.);

выбор методов и приемов выступления (проблемное изложение, объяснения, примеры, применение наглядных пособий, логических приемов и др.);

определение времени выступления;

составление плана, включающего все структурные элементы выступления (тему, цели, значение, содержание, методы, средства);

психологическая подготовка, заключающаяся в повторении, запоминании и осмыслении записанного плана, а также в воспроизведении будущего выступления в уме. Кроме того, нужна психологическая готовность (установка) к публичному выступлению.

Тщательная подготовка к выступлению является не только условием его успешности и эффективности, но и одним из средств преодоления психологического барьера – страха или боязни выступающего перед публикой. Для преодоления такого барьера руководителю необходимы определенная сила воли, уверенность в себе, смелость, твердость характера. Полезными для начинающих являются упражнения по воспроизведению фрагментов устной речи перед зеркалом, а также записывание ее на магнитофоне (еще лучше на видео) с последующим просмотром и анализом. Наилучшим средством формирования и развития умений и навыков в устной речи, преодоления психологического барьера является систематическая практика публичных выступлений. Многолетний опыт педагогической деятельности автора настоящего учебного пособия доказывает, что мастерству устного выступления надо учиться, целенаправленно и неустанно совершенствуя свои знания, умения, речь, мышление, способности, память, волевые и другие качества.

Подготовка к публичному выступлению завершается составлением плана-конспекта, в котором отражаются основные элементы выступления (тема, цель, содержание и др.). В некоторых случаях, например, при выступлении по радио, на научных конференциях, при чтении доклада на отчетных собраниях приходится составить полный текст речи и затем его озвучивать.

Если же речь намечается на совещании, презентации или в студенческой аудитории, то можно ограничиться составлением плана с тезисами выступления. Речь может состояться и экспромтом, то есть без предварительной подготовки, если у руководителя имеется определенный опыт непосредственной импровизации речи.

В структурном плане публичное выступление состоит из введения, основной части и заключения. Во введении оратор раскрывает тему и цель выступления, значение рассматриваемых вопросов (проблем), обращаемых непосредственно к слушателям. В основной части речи излагается суть (содержание) вопросов, подходы, пути, средства их решения. Проблемное изложение материала предполагает также выдвижение гипотез (альтернативных вариантов решения задачи), выбор и обоснование (доказательство) гипотезы, проверку правильности решения задачи.

В заключении выдвигаемые идеи обобщаются, делаются выводы. При необходимости, например, в учебной аудитории выступающий (лектор) отвечает на вопросы слушателей и рекомендует литературу по теме.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 3 = 2