Проблемные регионы России.

К проблемным регионам относят достаточно разнородные территории. Конечно, в любом конкретном регионе существуют определенные проблемы, что само по себе не дает оснований относить его к проблемным. В чем же смысл понятия «проблемный регион»? Это понятие является категорией государственной политики. Под проблемными принято называть те регионы, которые не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы и требуют активной поддержки со стороны государства.

Основные признаки проблемных регионов:

- особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению, политической стабильности, экологическому равновесию;

- особое значение геополитического или геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;

- наличие ресурсного потенциала, использование которого важно для национальной экономики;

- недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем, имеющих общенациональное значение.

Проблемными могут быть не только субъекты федерации в целом, но и их отдельные части, территории, включающие несколько субъектов федерации. Например, зона ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, территория, прилегающая к Байкалу, зона Крайнего Севера.

С точки зрения региональной экономической политики главными типами проблемных регионов в России являются:

- Отсталые (слаборазвитые);

- Депрессивные;

- Пограничные;

В особую проблемную зону относят достаточно разнородные территории российского Севера.

Отсталые (слаборазвитые)регионы.

Традиционно отсталые – субъекты федерации, которые на протяжении всего прошлого по разным причинам не получили должного развития, все их социально-экономические показатели были ниже, чем по стране в целом. В результате реформ их положение еще более ухудшилось и они не имеют потенциала для развития в настоящее время.

Главные причины отсталости регионов:

- преобладание в их экономике сельского хозяйства с устаревшими формами его ве- дения и низкой степенью переработки сельскохозяйственного сырья;

- слабое развитие инфраструктуры
- неблагоприятные природно-климатические условия;

- недостаток инвестиций.

Понятие отсталости может быть только относительным. К данному типу относят регионы, имеющие уровень экономического развития и жизни населения ниже, чем в большинстве регионов страны. Существуют определенные количественные критерии, которые позволяют достаточно точно выделить такие регионы.

Анализ дифференциации субъектов РФ по величине ВРП на душу населения и величине денежного дохода на душу населения позволяет выделить в эту группу следующие регионы: Дагестан, Калмыкия, Ингушетия, Тува, Алтай, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Бурятия, Мордовия, Марий Эл.

В группу отсталых регионов устойчиво входят республики Северного Кавказа, республики юга Сибири, а также Марий Эл и Калмыкия. Северо-Кавказские республики относятся к самым бедным в стране. Особенность их – преобладание сельского населения. На селе выше уровень безработицы и бедности, основные доходы от ЛПХ.

Причины отсталости Северокавказских республик.

- слабая промышленная и социальная база.

- неравные стартовые возможности

- резкий спад добывающего производства.

Усиливаются территориальные диспропорции внутри республик, отдаленные горные районы деградируют сильнее всего.

Это отставание существовало и в дореформенное время. Возможно ли преодоление отсталости в обозримой перспективе? Анализ показывает, что даже если они будут развиваться темпами, характерными для наиболее динамично развивающихся стран мира (8-10%), то для этого потребуется 20-30 лет. Такие темпы роста явно нереальны для этих регионов. Поэтому, можно говорить лишь об уменьшении отрыва от среднероссийского уровня. Повысить уровень жизни населения в этих регионах можно, лишь направив туда значительные финансовые средства.

Улучшение экономического и социального положения республик Северного Кавказа невозможно без политической стабилизации в этом районе. Подъем отсталых районов юга Сибири требует значительных инвестиций. Но вряд ли следует считать это правильным. Финансовые ресурсы, направленные в другие регионы России, принесут гораздо большую отдачу, чем направленные в эти районы.

Депрессивные регионы.

Депрессивные регионы принципиально отличаются от слаборазвитых. К типу депрессивных регионов относят территории, имевшие в прошлом высокий уровень развития, но в силу разных причин потерявшие свое былое экономическое значение. В таком регионе был относительно высок ранее накопленный экономический потенциал, имелась развитая промышленная инфраструктура, квалифицированная рабочая сила. Но сложившаяся хозяйственная структура региона может вступить в конфликт с изменениями во внешней среде, связанными с НТП, глобализацией экономики, переходом на рыночные отношения, распадом Союза и т.д. Кризисные явления в них обусловлены значительным спадом профилирующих, традиционных отраслей хозяйства данного депрессивного региона, составляющих основу его хозяйственной специализации. Экономический спад обусловлен низкой конкурентоспособностью профилирующих отраслей. Соответственно депрессивные регионы имеют существенно более высокий уровень безработицы, крайне низкую степень инвестиционной активности, а также низкий уровень доходов населения.

Загрузка...

К депрессивным регионам относятся Ивановская, Читинская, Хабаровский край, республика Чувашия, Алтайский край.

Причины депрессии:

1. Разрыв экономических связей вследствие распада СССР.

2. Значительное сокращение государственных заказов.

3. Увеличение доли импорта, вытесняющего отечественную продукцию.

В годы реформ наибольший спад производства наблюдается в машиностроении (особенно ВПК, сельскохозяйственном, электронике) и легкой промышленности.

Депрессивность более ярко проявляется на уровне отдельных городов или промышленных узлов.

Причиной депрессии также могут быть истощение ресурсов или падение спроса на некоторые виды сырья. В малозаселенных районах страны возникают депрессивные локальные горнопромышленные или лесопромышленные центры (поселки, небольшие населенные пункты). Проблемы выхода подобных регионов из кризиса решаются исходя из конкретной ситуации.

Приграничные районы.

Понятие «приграничный регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы. В России 51 субъект Федерации являются приграничными или приморскими территориями. Разумеется, для большинства из нет смысла разрабатывать особую экономическую политику. Например, республика Якутия. Как правило, пограничные проблемы касаются лишь узкой пограничной полосы. Российские эксперты определяют среднюю ширину приграничной полосы в 5 км. По правилам ВТО (Всемирной торговой организации) полоса приграничной торговли определяется как 15 км по обе стороны границы. Огромное экономическое значение для России имеют проблемы развития морских приграничных пространств.

Общие проблемы для приграничных районов:

- недостаток пограничных переходов и таможенных пунктов и других элементов пограничной инфраструктуры;

- рост контрабанды;

- коррупция.

В стратегии территориального развития приграничным регионам России отводится роль авангардов экономического сотрудничества. Развитие внешнеэкономических связей приграничных районов должно компенсировать их удаленность от главных экономических центров страны, повысить их конкурентоспособность.

Север как проблемная территория.

Зона Севера представляет собой часть территории страны, находящуюся в высоких широтах, с суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.

Для отнесения территории к зоне Севера учитывают, как правило, следующие основные элементы природы:

1) географическая широта положения местности;

2) среднегодовая температура воздуха, от которой зависит продолжительность периода с отрицательной температурой воздуха, наличие снегового и ледового покрова, степень развития мерзлотных процессов;

3) средняя температура января;

4) сумма температур больше 100 С как показателя возможностей развития сельскохозяйственного производства и условий рекреации.

Это наиболее универсальные показатели комфортности или дискомфортности природных условий. По этим показателям к зоне Севера относятся 67% ее территории, характеризующиеся суровыми природно-климатическими условиями для хозяйственной деятельности и экстремально дискомфортными – для проживания населения.

Специфику социально-экономической системы Севера определяют:

- богатые природные ресурсы;

- слабая заселенность;

- низкий уровень хозяйственного освоения;

- неразвитые транспортная, производственная и социальная инфраструктуры;

- высокие транспортные издержки;

- высокая стоимость жизни;

- наличие многолетней мерзлоты;

- необходимость огромных затрат на отопление и освещение;

- экологическая уязвимость северных экосистем.

- наличие зоны расселения малых народов севера, что требует соблюдения особого режима природопользования.

Для районов Крайнего Севера также

- полная зависимость социальной и экономической деятельности от поставок топлива и продовольствия;

- ограниченные сроки навигации.

В то же время надо осознавать, что Север является зоной стратегических интересов России. Здесь присутствуют важнейшие национальные интересы страны: оборонные, экономические, геополитические, научные, экологические.

Север занимает ключевые позиции в экономике страны по запасам и разработке основных видов минерального сырья и топлива. При 8% населения здесь сосредоточено 2/3 ресурсного потенциала страны, в том числе более половины леса, рыбы, пушнины, гидроресурсов, добывается более 90% природного газа, 75 – нефти, 90% никеля и меди, 100% алмазов, кобальт, платиноиды, апатитовый концентрат и т.д. Экспортный потенциал Севера обеспечивает до 60% валютных поступлений.

Велика стратегическая роль Севера в обеспечении национальной безопасности и геополитических интересов государства в связи с кратчайшим расстоянием до Американского континента. Северное пространство России – это значительный автономный регион с транспортной инфраструктурой, независимой от воздействия зарубежных сил. Выход имеет и на запад - в Атлантику и на Восток – в Тихий океан. Может составить конкуренцию международному торговому пути через Индийский океан.

Роль Северного морского пути велика, особенно в связи с глобализацией экономики и расширением внешних связей. Хозяйственные системы севера выступают важнейшим фактором стабилизации экономики России, фактором обеспечения национальной экономической безопасности. Поэтому проблемы Севера являются общенациональными.

Север как специфическая природно-демографическая территория России требует особого отношения в социальном, экономическом, геополитическом, военном аспектах.

Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера включает:

1. совершенствование механизма государственного управления арктической зоной;

2. поддержка арктической транспортной системы (поддержка СМП);

3. поддержка социального развития населения арктических районов;

4. решение экологических проблем ( ограничения на хозяйственную деятельность, создание заповедников, проведение экологической экспертизы и т.д.)..

Освоение северных территорий идет двумя путями: отраслевым и комплексным.

Цель отраслевого – только освоение ресурсов, высокоэффективных месторождений.

Комплексное освоение означает постепенное заселение и освоение территории, развитие отраслей специализации, вспомогательных и обслуживающих производств. Суровые природные условия севера обуславливают значительное увеличение трудовых затрат, затрат на жизнеобеспечение по сравнению со среднеширотными районами.

Литература:

1. А.Г.Гранберг, Гос. ун-т – Высшая школа экономики – 5-е изд.- М., Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

2. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. - М., 2006.

3. Региональная экономика. Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М., 2007.

4. Российский статистический ежегодник. - М., 2009.

5. Россия в цифрах. Федеральная служба государственной статистики. http:// www. gks. ru




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 1 = 4