Примеры проектов в школьной практике

Проект в системе уроков

На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с методом проектов: краткой историей его развития, технологией разработки. Очень важно правильно структурировать проект, предусмотреть все логически необходимые этапы, возможность сбора и обработки данных, обобщения и выводы для последующей исследовательской деятельности. Теперь мы знаем, что структура проекта зависит напрямую от его типа и содержания. Надеемся, что на основе предложенной вам дидактической типологии проектов вы сможете сориентироваться и на методическом уровне, если в этом будет необходимость. При подготовке проекта весьма полезной оказывается технология сотрудничества, которая позволяет всем участникам проекта полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно. Особенно полезны в этом отношении европейский и израильский варианты обучения в сотрудничестве, в основе которых как раз и заложена проектная деятельность учащихся на уроках. Но это – лишь элементы метода проектов, позволяющие лучше подготовиться к собственно проектной деятельности.

Нам остаётся привести конкретные примеры разработки проектов. Этим мы займёмся на данном занятии.

На этом занятии вам предстоит:

· познакомиться с некоторыми примерами работы над проектом на уроке;

· определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы над проектом;

· познакомиться с некоторыми возможными способами презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

· познакомиться с возможными способами самостоятельного обсуждения методов исследования в группах, выдвижения гипотез, а также с формулированием аргументированных выводов, оформлением результатов проекта.

Нет необходимости отвечать на вопросы по содержанию этой лекции. Значительно важнее попытаться, взяв за основу все этапы совместной деятельности над проектом, разработать собственную идею шаг за шагом.

Попробуем теперь на конкретных примерах отдельных проектов лучше осмыслить дидактическую сущность этой педагогической технологии. Важно при этом понять, что метод проектов – это один из видов педагогических технологий. как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, интерактивное телевидение (в настоящее время мало доступное для широкого пользователя) видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода справочники, видеозаписи и т.п. средства массовой информации также оказываются весьма полезными при работе над проектом. Поэтому главное – чётко определиться с самим методом.

Выше было сказано, что обучение в сотрудничестве вполне органично интегрируется с методом проектов. Собственно, это направление в обучении выросло из метода проектов. Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Вот и давайте посмотрим на примере нескольких проектов, как это происходит. Начнём, естественно, с уроков, поскольку мы имеем дело с методом обучения. Хотелось бы здесь напомнить ещё раз, почему мы обратились к этому методу. В чём его привлекательность? Для этого необходимо вспомнить основные концептуальные положения системы образования, на которые мы ориентируемся в данной книге и которые были изложены нами во времени.

1. Главное стратегическое направление развития систем образования в мировой педагогике – развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственное развитие. Важно определиться, что имеется в виду под развивающим обучением. «Развивающее обучение – тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения – учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий».

2. Развивающее обучение предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

3. Эти два вида, или типа, мышления вбирают в себя либо предполагают необходимость развития и других видов мышления, о которых речь пойдёт ниже.

Критическое мышление:

· аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов, явлений);

Загрузка...

· ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.);

· самостоятельное мышление;

· логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы и пр.);

· системное мышление (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик).

Творческое мышление предполагает следующие умения:

· мысленного экспериментирования, пространственного воображения;

· самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи, проблемы, поиска новых решений;

· комбинаторные (способность комбинировать ранее известные методы, способы решения задачи, проблемы в новый комбинированный, комплексный способ);

· прогностические (способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, а также устанавливать причинно-следственные связи);

· эвристичность мышления, интуитивное озарение, инсайт.

К указанным умениям следует, на наш взгляд, добавить специфические навыки работы с информацией, для чего важно уметь:

· отбирать нужную (для определённых целей) информацию из разных источников;

· анализировать полученную информацию;

· систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей;

· выявлять проблемы в различных областях знания, в окружающей действительности;

· выдвигать обоснованные гипотезы их решения;

· ставить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные);

· делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;

· статически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок;

· генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформление результатов;

· работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли;

· владеть искусством и культурой коммуникации.

Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития всех перечисленных выше интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность её решения, но и представить результат своей деятельности в определённом продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности использовать совокупность перечисленных выше интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать. Для этого и использовать метод обучения в сотрудничестве.

Рассмотрим в качестве примеров разработки проекта на уроках проект «Планирование городского парка». Этот пример взят из практики американской учительницы Хилди Шанк (штат Миннесота, США), а также проект «Проблемы водоснабжения г. Москвы». Автор последнего проекта – учитель географии гимназии № 1512 Е.А. Мазохина.

Проект «Планирование городского парка»

Предмет:математика, естественные науки.

Класс:6 — 7-й средней школы.

Планируемый результат:ученики разрабатывают план городского парка, создают его проект и представляют классу как коммерческий продукт с целью продать его потенциальным «заказчикам».

Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке достаточно крупного проекта, оставаясь в рамках запланированной суммы денег, используя при этом знания в области математики, экономики (бизнеса), биологии, ботаники, географии, дизайна, физики и т.д.

Материалы:

Учебное оборудование Количество

Задание Одно на группу

Материалы и прайслист Один на группу

Ватман 16-20 Один на группу

Комплект ролевых карт Один на группу

Время работы:три урока (по одному в неделю).

Тип группы:четыре участника.

Задание для групп:учитель предусматривает задания для одного отлично успевающего, двух хорошо успевающих и одного слабого ученика.

Роли:

· бухгалтер — производит все расчёты и составляет итоговую смету проекта;

· архитектор— наносит совместно обсужденный чертёж проекта на ватман;

· управляющий —следит, чтобы каждый участник группы принимал активное участие в разработке проекта на всех его стадиях, стимулируя к сотрудничеству;

· менеджер —зачитывает все инструкции, докладывает проект группы и его стоимость с соответствующим обоснованием всему классу в конце каждого урока и обозначает план группы на следующий урок.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 13 = 14