ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА.

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Развиваясь, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Несмотря на функ циональное и структурное разнообразие государственного механизма, мы все же можем выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и совре менности.

МЕХАHИЗМ ГОСУДАРСТВА - это целостная система специальных органов и учреждений, осуществляющих государственное управление обществом и защиту его основных интересов.

Понятие "механизм государства" сле дует отличать от механизма политической системы общества. Механизм государства не включает в себя политические партии, движения, об щественные организации. Он состоит только из государственных органов, рассматриваемых в единстве и взаимодействии.

В научной и учебной литературе по разному решается вопрос о со отношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность раз личных государственных органов, организаций, вооруженных сил, матери альных средств государственной власти, а государственный аппарат огра ничивается лишь системой государственных органов. Наряду с данной точ кой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми "государственный механизм" и "государственный аппарат" представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова. Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно они заполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взя того в отдельности или вместе с другими государственными органами, от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и ком петенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависят уровень развития и эффективности государственного аппарата.

Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата следу ющие:

1. Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

2. Государственный механизм представляет собой сложную целостную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи соподчинены друг с другом и иерархически соподчинены друг с другом при осуществлении своих непосредственных властных функций. Обособле ние отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателями кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

3. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

4. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое обеспечива ет справедливые, гармоничные отношения между государством и личнос тью.

5. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех пол номочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

Структура механизма государства состоит:

1. Государственный аппарата - это часть механизма государства, пред ставляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

2. Государственные учреждения - это такие организации, которые осу ществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.д. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

3. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйс твенной деятельности в целях производства продукции либо его обес печения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Говоря об осуществлении государственного управления обществом, мы, прежде всего, имеем ввиду деятельность государства по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функции.

Загрузка...

Государственный аппарат специально предназначается для осущест вления государственной власти, на его структуру и принципы формирова ния оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов госу дарства.

Механизм государственной власти, каждое его звено создают для своих нужд государственные учреждения - рабочий вспомогательный аппарат, который властной силой не обладает, но играет важную роль в под готовке государственных решений. Такие учреждения, как канцелярии, управления делами, как бы опосредуют деятельность государства. Имеют ся учреждения, решающие самостоятельные задачи, но подчиненные какому- либо государственному органу (школа, вуз и т.д.).

В литературе учреждения государственного аппарата принято назы вать "вспомогательными учреждениями", "материальным придатком". Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обязательных, властных решений в адрес других субъектов. Од нако, надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать.

Тесная связь государственных органов и государственных учреждений дает основания сформулировать понятие "механизм государства", которое оказывается шире понятия государственного аппарата. Выделение в нем трех групп органов имеет фундаментальное значение. Эта классификация позволяет определить роль того или иного органа в выполнении функций государства.

В этой связи необходимо выделить, прежде всего, содержание и формы этой деятельности.

Содержание деятельности аппарата государства, всех его подразделений - это управленческая, организационная работа по обеспечению надлежащей организованности и эффективного функционирова ния всех сфер общественной жизни.

Формы деятельности механизма государства зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы.

Исходя из этого можно выделить следующие формы деятельности государственного аппарата:

1.Непосредственно-управленческие - это те формы, которые не но сят юридического (обязательного) характера, а состоят в выработке науч ных рекомендаций, передачи опыта. В какой-то степени эта форма деятель ности является отказом от прямого администрирования, что на протяжении довольно длительного периода времени было свойственно аппарату нашего государства. Что особенно важно для управления правоохранительными органами и , в частности, органами внутренних дел, деятельность которых настолько сложна и многогранна, что без определенной свободы в приня тии управленческих решений, которую представляют рекомендательные ме тоды, их эффективное функционирование просто невозможно.

2.Правовые формы - это формы, имеющие юридический характер, то есть являющиеся общеобязательными для всех субъектов управленческой деятельности и вызывают государственно-обязательные последствия.

К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:

1. Правотворческая - это деятельность по подготовке проектов норматив ных юридических актов, их принятию и изданию. В результате этого появ ляются, изменяются или теряют силу юридические нормы, составляющие правовую основу деятельности людей и организаций.

2. Правоисполнительная - это деятельность по реализации требований юридических норм. Сюда же относятся и индивидуально-регулятивные дей ствия государственных органов, то есть когда на основании юридических норм тот или иной конкретный вопрос решается в индивидуальном порядке. Например, вопрос об опеке того или иного лица, вопрос о назначении или изменении пенсии конкретному лицу и т.д.

3. Правоохранительная - это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, по привлечению виновных в неисполнении требований закона к юридической ответственности, рассмотрению дел в судах, других юрисдикционных органах, по исполнению решений этих органов, по проведению в жизнь карательных и правоохранительных мер.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясня ется экономическими, социальными причинами, национальным составом на селения государства, размерами его территории, географическим положени ем и другими факторами.

В следствии изменений, происходящих в общественной жизни, возни кают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает ос новным организующим началом политической системы общества.

Построение и деятельность государственного аппарата осуществляет ся на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эф фективность государственного управления обществом.

Изменения, происходящие в экономической, политической и духовной сферах нашего общества внесли коррективы в структуру, содержание и ха рактер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строится на иных принципах, которые должны обеспечить более эффективное функционирование механизма государства. Это прежде всего:

1. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях госу дарственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех орга нов государства, направленной на удовлетворение интересов личности.

2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление этого принципа позволяет сформировать эффектив ные механизмы сдерживания, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений.

4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы госу дарственной жизни в интересах всего народа. Этот принцип означает ис пользования в государственном управлении квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Использование на государственной службе людей, не обладающих управлен ческими навыками приводит к негативным последствиям, так как не всегда такие люди способны квалифицированно выполнять новые для них обязан ности, хотя до этого, вполне возможно, они были хорошими специалиста ми в другой отрасли.

5. Принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей государственного механизма. Это прежде всего строгое и неуклон ное соблюдение правового закона государственными органами во взаимоот ношениях между собой, с населением страны, с различными негосударст венными, общественными движениями и организациями.

6. Принцип демократизма в формировании и деятельности государствен ных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.

7. В федеральных государствах важным принципом в организации и дея тельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государст венной властью членов федерации. В национальных федерациях оптимальное разграничение полномочий между ними имеет важное значение, поскольку позволяет обеспечить суверенность членов федерации (объектов), их сос тоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Итак, мы с вами познакомились с основными признаками государст венного аппарата, с содержанием и формами его деятельности, из кото рых, прежде всего правовые имеют наибольшее значение. И наконец, мы выяснили какие же принципы положены в основу построения и деятельности государственного аппарата. Таким образом, механизм государства являет ся основным субъектом осуществления государственной власти. Через аппа рат государство осуществляет возложенные на него обществом задачи, оказывает влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, спо собствует углублению демократии и организованности в стране, процвета нию и благополучию населения.

2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА И ЕГО КОМПЕТЕНЦИИ.

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специ фическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Первичной единицей и основным элементом этого механизма является орган государ ства. ОРГАН ГОСУДАРСТВА - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго опреде ленные властные полномочия по управлению конкретной сферой обществен ной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государ ственного механизма, образующими единое целое. Например, министерства, управления, департаменты, органы прокурорского надзора, арбитражные су ды, налоговые инспекции и др..

Исходя из определения можно выделить следующие признаки государ ственного органа:

1. Все органы государства образуются в законодательном порядке, то есть образование и функционирование органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган государства является самостоятельным элементом государст венного аппарата, действует специализированно, обособленно в системе других органов.

3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый специальный организм, главной задачей которого является обеспе чение нормального функционирования общества, защита законных прав и ин тересов личности, охрана внешней безопасности, территориальной целост ности государства.

Каждый государственный орган имеет:

4. Государственное имущество, которое находится в его оперативном управлении.

5. Финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования из бюджета.

6. Установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности, служебную дисциплину.

7. Он состоит из государственных служащих.

8. Имеет необходимый объем властных полномочий, на основе которых должностные лица и коллегиальные органы совершают юридические обяза тельные действия - издают правовые нормы, принимают индивидуально-регу лятивные или правоохранительные решения.

Для государственных учреждений и организаций, относящихся к "не властной части государственного механизма, то есть для государственных хозяйственных предприятий, социально-культурных научных учреждений, характерны те же признаки, однако они не имеют властных полномочий. Такие полномочия, связанные, в частности, с обеспечением служебной дисциплины, могут быть только у органа управления предприятием, соци ально-культурным учреждением - директора, управляющего и т.д..

А теперь более подробно остановимся на двух последних признаках. Итак, государственный орган состоит из государственных служащих, т.е. людей выполняющих работу по управлению и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Положения, права и обязанности государственных служащих определяются законом, и призваны обеспечивать их соответству ющий государственный статус, служащие должны строго следовать высоким требованиям государственной службы. Они несут ответственность за над лежащее выполнение своих функций. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются и фиксируются в особом юридическом документе - должностной инструкции, штатном расписании и других. К чис лу государственных служащих относится должностное лицо, если оно в силу занимаемой должности имеет властные полномочия и вправе самостоятельно принимать решения по их использованию. Если в стране есть глава госу дарства - Президент, то он является высшим должностным лицом.

Слой людей, работающий в государственном аппарате, известен под различными наименованиями: функционеры, чиновники, управленцы, но менклатура, менеджеры. В соответствии с Конституцией государственные служащие призваны выполнять функции государственного управления в ин тересах общества по принципу: «Можно то, что разрешено законом».

Наиболее важная черта государственного органа состоит в том, что он наделен функциями государственного властвования, обладает возмож ностью повелевать, обязывать к безусловному исполнению своих велений. Функция властвования государственного органа выражается в его компе тенции. КОМПЕТЕНЦИЯ - это содержание и объем властных полномочий (прав и обязанностей), которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо и которые фиксируются и закрепляются в соответствующем юридическом документе.

При строгом режиме законности го сударственный орган вправе осуществлять свои властные функции только в пределах компетенции. Компетенция реализуется в актах - действиях госу дарственного органа, должностного лица, устанавливающих, изменяющих, отменяющих в пределах компетенции юридические нормы или решающих юри дическое дело, тот или иной конкретный вопрос.

В зависимости от содержания и объема различаются общая компетенция (правомочия государственного органа охва тывают все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения) и специальная компетенция (в нее входят только точно поименованные в юри дическом документе вопросы). Например, в области управления органом общей компетенции является - правительство, специальной - конкретное министерство. Компетенция судов, других государственных органов, упол номоченных законом на решение юридических дел, называется понятием юрисдикции. Иногда этот термин используется для обозначения того, ка кой объем ведения, в ведении какого государственного органа находятся те или иные объекты, имущество.

Основное свойство государственного органа, качественно его харак теризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требо ваний этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Веления государственного органа могут быть обязательными либо для всех граждан, либо для их определенного круга, они могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строи тельства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.

Таким образом, мы выяснили, что механизм государства состоит из государственных органов, которые управляют конкретными сферами общест венной жизни и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции. Безусловно определенную роль в каждом государственном органе играют работающие в нем служащие, которые каждодневно осуществляя свои право мочия и приводят в действие каждый конкретный орган и весь механизм государства в целом.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Выделяют самые разнообразные основания для классификации органов государства:

1. По субъектам формирования:

- представительные органы;

- органы, формируемые другими государственными органами.

2. По структуре государственных органов:

- простые, не имеющие внутренних подразделений (низовые звенья);

- сложные, имеющие внутреннее подразделение.

3. По территориальной сфере деятельности:

- федеральные;

- республиканские;

- местные.

4. По порядку осуществления компетенции:

- коллегиальные;

- единоначальные;

5. По организационно-правовым формам деятельности:

- полновластные;

- неполновластные.

Наиболее существенное значение имеет классификация государствен ных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным основаниям государственные органы можно подразделить на три основные группы:

- представительные органы;

- исполнительно-распоря дительные органы;

- судебные органы, в том числе органы конституционно го надзора.

Таким образом, основным критерием классификации органов государ ства является порядок их создания и характер выполняемых ими задач.

Руководствуясь именно этим критерием мы и будем подробно рассматривать представительные, исполнительные и судебные органы.

К числу представительных органов государства относятся законодательные органы власти и самоуправления. Их формирование происходит путем избра ния населением страны . Они действуют от имени народа и ответственны перед ним.

Законодательную власть осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательные органы занимают ведущее положение в меха низме государства. Ведь именно они разрабатывают и принимают акты , имеющие обязательное значение и служащие законодательной основой для деятельности судебной власти . Исполнительная власть должна проводить в жизнь решения, принятые законодательной. Hо это вовсе не значит , что законодательная власть имеет значительное преимущество и стоит намного выше исполнительной и судебной. В соответствии с принципом разделения властей она является одним из высших органов государства, осуществляю щих законодательную деятельность и не вмешивающихся в судебную и ис полнительную.

При демократическом государственном режиме высшим представи тельным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверени тет народа и правомочен , в отличие от всех иных органов, выражать его волю в форме закона. Hо не во всех странах высшие представительные органы именуются парламентом. Hапример, Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Конгресс - в США. В Канаде, Финляндии, Англии высшие законода тельные органы - парламенты.

Парламенты, как бы они не именовались, могут иметь однопалатную и двухпалатную структуру. В основном двухпалатная структура присуща федеративным государствам. И нижняя и верхняя палаты , в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. В США это Палата представи телей и Сенат, в Австрии - Союзный Совет и Hациональный Совет, в нашей стране - Совет Федерации и Государственная Дума. Двухпалатная парла ментская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Функционирование в составе парламента двух палат необходимо для дости жения более устойчивого равновесия сил между исполнительной и законода тельной властями. При этом власть одной палаты сдерживается созданием второй, которая формируется на иной основе.

Hо в таких государствах как Дания, Польша, Финляндия существуют однопалатные парламенты. Это обусловлено их сравнительно небольшой территорией и относительно однородным национальным составом.

При парламентах создаются и действуют различные комитеты и комиссии (законодательные и временные), назначение которых - обеспечить наиболее эффективную работу законодательного органа. Они рассматривают конкретные вопросы, входящие в компетенцию парламента. Это бюджетно-фи нансовая деятельность , международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и другие. Кроме зако нотворческой деятельности парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, решает другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Финансовые полномочия парламента заключаются прежде всего в рассмотрении проекта государственного бюджета. Утверждая государствен ный бюджет парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяют их важность для экономики и других сфер общества . Таким образом, осуществляется эффек тивный парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над исполнительной властью. Методы этого контроля весьма разнообразны. Один из них заключается в участии парла мента в назначении различных должностных лиц и учреждении органов, составляющих исполнительную власть. В парламентарных республиках глав ным видом парламентарного контроля является избрание парламентом гла вы государства. При президентском правлении, когда выборы главы госу дарства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том чис ле коллегии выборщиков, роль парламента в избрании главы государства уже не так существенна. Хотя парламент, при определенных условиях, мо жет оказать влияние на итоги выборов, оказывая влияние на формирование общественного мнения.

В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной степени участвует в назначении главы правительства и таким образом оказывает влияние на структуру и персональный состав, а также характер деятельности правительства. В некоторых парламентских респуб ликах главы правительства избираются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов. При такой избирательной системе парла мент абсолютным большинством голосов избирает главу правительства, ко торый затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в чле ны правительства. В некоторых странах парламент выражает свое отноше ние к кандидату на должность главы правительства еще до его назначения. Hапример, в Японии парламент назначает главу правительства из своего состава, но это стремление должно быть утверждено императором.

В государствах с президентским правлением полномочия главы государства и главы правительства могут совмещаться в одном лице. Парламент принимает лишь косвенное участие в избрании главы государства. Однако члены правительства назначаются "по совету и с согласия парла мента", хотя президент безусловно играет в этом процессе ведущую роль. По такому же принципу назначаются послы, судьи Верховного Суда.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом выражается в следующем :

1). Глава государства по решению парламента может быть лишен своих полномочий.

2). Правительство одновременно с главой государства уходит в отставку.

3). Парламент может освободить от должности отдельных членов правительства и на их место назначить новых.

4). Роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственностью перед паралментом.

Hесовместимость должностей. Члены парламента в течение срока его полномочий запрещается занимать другие государственные или общест венные должности. Это необходимо для того, чтобы не допустить зависи мости парламентариев от каких-либо государственных органов власти или от интересов частных лиц. Важнейшим фактором в деятельности многих парламентов является наличие оппозиции, включающей депутатов парламент ского меньшинства, которые по определенным вопросам не согласны с поли тикой парламентского большинства и правительства.

Местные органы государственной власти и местного самоуправле ния. Эти органы имеют представительный характер, избираются населением и действуют в пределах административно-территориальных единиц. Им под ведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснаб жения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопас ности. Местная власть строится на началах самоуправления. Hаиболее де мократической является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (муниципальность самоуправления) различных уровней. Муниципальная власть - это власть местного самоуправления. Она тоже имеет "аппаратный" характер и ее ре шения обязательны для населения данного административно-территориально го подразделения (города, района, округа). Основная ее особенность в том, что она не обладает качеством государственной суверенной власти (т.е. полной самостоятельностью и независимостью ни от какой иной влас ти). В ряде стран органы местного самоуправления в определенных преде лах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, тем не менее власть на местах могут осуществлять представители центра, иные органы государственной власти, действующей на началах государственного суверенитета. Hапример, поддержание правопорядка может возлагаться на лицо, назначен ное из центра.

Итак, представительные органы государственной власти играют существенную роль в организации нормального функционирования общества. Hаряду с правотворческой деятельностью, они осуществляют и парламентский контроль за исполнительной властью, следят за проводимой правительством политикой, конституционными методами, способствуют ее общественной полезности, ее направленности на реальное гарантирование свободного развития личности.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 6 = 12