Повелительное наклонение

Изъявительное наклонение

Категория наклонения

Категория наклонения– способность глагола выражать отношение действия к действительности. Действие может быть представлено как реальное, как побуждающее к осуществлению, как желательное, как возможное при определенных условиях. В соответствии с этими значениями различают изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения.

Изъявительное наклонение представляет действие как реальное в настоящем, прошедшем или будущем. Ср.: "Однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет" (Ч.).

Изъявительное наклонение тесно связано с категорией времени: его значения выявляются в формах настоящего, прошедшего и будущего времени (см. приведенный выше пример), т.е. своих собственных форм выражения это наклонение не имеет.

Повелительное наклонение представляет действие как такое, которое говорящий побуждает кого-либо (требуя, советуя, прося) совершить, осуществить. Категории времени глаголы в повелительном наклонении не имеют.

Самой типичной и употребительной формой повелительного наклонения является форма 2-го лица единственного и множественного числа.

Форма 2-го лица единственного числа образуется от основы настоящего или простого будущего времени. В зависимости от характера основы и места ударения в глаголе форма 2-го лица может быть четырех видов:

I) на -j (орфографически на ), если основа настоящего (или будущего) времени кончается на -j: работа[j]-ут ® работай; потрога[j]-ут ® потрогай*;

Примечания. 1. У односложных в инфинитиве глаголов типа бить, пить, лить, основа настоящего времени которых состоит из одних согласных (б[j]-ут, п[j]-ут, л[j]-ут) в форме повелительного наклонения появляется гласный е: бей, пей, лей.

2. Повелительная форма глаголов с корнями да-; зна-, ста-; имеющих в инфинитиве суффикс -ва- (давать, узнавать, вставать и т.п.), который отсутствует в основе настоящего времени (да[j]-ут, узна[j]-ут, вста[j]-ут), образуется с прибавлением перед j этого суффикса: да-ва-й, узна-ва-й, вста-ва-й.

II) на, если основа кончается не на j, а ударение в 1-м лице единственного числа изъявительного наклонения падает на окончание: вед-ут (ведý) ® ведú; нес-ут (несу2) ® несú; бег-ут (бегу2) ® бегú; держ-ат (держу2) ® держú**;

III) на (безударное), если основа оканчивается группой согласных, а ударение падает на основу: кóнч-ат ® кóнчи; стýкн-ут® стýкни; м д[л]-ат ® (не) м дли;

Примечание. Глаголы с основой, которая оканчивается сочетанием -ст или двумя согласными, из которых первый р, могут, помимо формы на -и (безударное), иметь форму на согласный: почúсти и почúсть, (не) мóрщи и (не) мóрщь (во множественном числе и в соответствующих образованиях на -ся употребляется обычно основная форма на : почúстите, "не морщите лоб", почúстись); однако встречающиеся в текстах формы на согласный в этих случаях не выходят за пределы литературной нормы. Ср., например: "– Задета только мышца... Кость цела... Не морщься – тебе не три годика!" (В.Бог.).

IV) наконечный согласный основы, который смягчается (орфографически эта мягкость передается знаком ь), если согласный может быть мягким (согласный ж не может быть мягким, но знак ь после него тем не менее пишется как показатель формы). Такие формы образуются от ударных основ с одним конечным согласным: ся2д-ут® сядь; встáн-ут ® встань; л з-ут ®– лезь; намáж-ут ® намáжь.

Примечания. 1. Для некоторых глаголов с приставкой вы- формы на мягкий согласный иногда заменяются формами на (безударное): вы2сунь и вы2суни (хотя только сунь, засýнь); вы2ставь и вы2стави (хотя ставь, постáвь); вы2правь и вы2прави (хотя правь, перепрáвь); вы2сыпь и вы2сыпи (хотя сыпь, насы2пь) и некоторые другие (в формах множественного числа и в образованиях на-ся употребляется основная форма: "выбросьте это из головы", высунься и т.п.).

2. От глагола лечь повелительная форма образуется без смягчения конечного согласного: ляг-ут ® ляг (форма ляжь является просторечной, нелитературной).

3. От основы глагола ехать форма повелительного наклонения в литературном языке не используется (встречающиеся в речи формы едь, ехай нелитературны), вместо нее употребляется слово поезжай.

4. Форма повелительного наклонения глагола есть ® ешь.

* Просторечной является форма (не) трожь вместо литературной, закономерно образующей формы (не) трогай. Форма (не) трожь в текстах художественной литературы, в печати оправданна лишь как средство речевой характеристики, стилизации и т.д. Ср. в речи персонажа: "– Не трожь его! – сказал, подмигивая Лукашину" (В.Пан.).

Загрузка...

** Просторечной, нелитературной является форма положь вместо положи2(положат, положý ® положú). Форма положь, как и (не) трожь, может быть оправданна в языке художественной литературы, в печати лишь при особых художественных задачах. Ср., например, ее употребление как средства речевой характеристики: "– Васька! – крикнул Иван Африканович. – А ну положь батог. Кому говорю, положь! (В.Бел.).

В литературной речи эта форма используется лишь в составе разговорного выражения вынь да положь.

Возможности образования форм 2-го лица могут ограничиваться лексическим значением глагола. Так, редки или неупотребительны формы повелительного наклонения от ряда глаголов, называющих нецеленаправленные действия (издержаться, подзабыть, ахнуть и т.п.) и состояния (измучиться, избегаться, зардеться, стоить и т.п.).

К числу редко используемых относятся формы хоти и моги. Они встречаются преимущественно в определенных сочетаниях и часто с отрицанием; ср. разговорные "Ну и хоти!", "И думать не моги!".

Примечание. В текстах художественной литературы, в индивидуальном употреблении можно встретить формы повелительного наклонения и от тех глаголов, при которых в современных грамматиках и других нормативных справочниках подобные формы квалифицируются как "неупотр.". Так, в одном из писем писателя Ю. Казакова В. Конецкому читаем: "А скорее всего ничего не буду делать, а просто уеду на Север. А ты идиот, что не захотел ехать с нами. Ну и гнии в своем Ленинграде!"

Формы 2-го лица множественного числа образуются прибавлением к форме единственного числа суффикса–те: беги-те, играй-те, стукни-те, кинь-те, намажь-те.

Побуждение может быть адресовано и тому (тем), о ком (о чем) говорят, т.е. к 3-му лицу. В этом случае повелительные формы образуются сочетанием одной из частиц – пусть, пускай (имеет разговорный характер) или да (относится к средствам высокого стиля) с формой 3-го лица изъявительного наклонения. Ср.: "– Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху" (П.); "Не закрывайте вашу дверь, пусть будет дверь открыта" (Б.Ок.).

Эти же частицы могут образовывать повелительные формы, отнесенные к 1-му лицу (единственного и множественного числа): "Тетушка не допустила нас близко, говоря, что это ее грузди, что она нашла их и что пусть мы ищем другой слой" (С.Акс.); "Да будем мы к своим друзьям пристрастны! Да будем думать, что они прекрасны!" (Б.Ахм.). Побуждение к совместному действию, включающему говорящего, может быть выражено также сочетанием частицы давай (давайте), имеющей разговорный характер, с инфинитивом глагола несовершенного вида или с формой 1-го лица будущего времени (изъявительного наклонения) глагола совершенного вида: "Ну, ладно! Давай мириться" (М.Г.); "Давай остановимся, – сказала Аня, – ты устал" (Ю.Крым.). Наконец, форма 1-го лица множественного числа может быть образована присоединением суффикса -те к форме 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения: "Дайте мне руку, любезный читатель, и пойдемте вместе со мной" (Тург.).

Как уже говорилось, формы повелительного наклонения выражают побуждение к действию. Это побуждение может звучать как требование, приказ, как совет, просьба, мольба. Характер побуждения во многом зависит от интонации, на которую в тексте могут указывать самые разнообразные лексические средства: "Не мешайте мне работать, черт вас возьми!"– орет хозяин" (М.Г.); "Опустите, пожалуйста, синие шторы" (Б.Ок.). Он зависит от самого лексического значения глагола и формы выражения этого значения: "Ты у меня пикни только" (А.Остр.). Частицы, нередко используемые при повелительных формах, могут не только прояснять характер побуждения, но и усиливать его. Так, просьба при этом может звучать как мольба: "Ну прими же, прими лекарство" (Купр.). Придавая просьбе-требованию настоятельность, частицы могут одновременно свидетельствовать о нетерпении, раздражении побуждающего: "Да скажите же ему что-нибудь, доктор!" (Купр.); "Да скажите же, наконец, чтобы строились в батальонные колонны и шли в обход деревни", – сердито сказал Кутузов подъехавшему генералу" (Л.Т.). Для значения повелительной формы важен и вид глагола. Так, формы повелительного наклонения глаголов несовершенного вида с отрицанием выражают запрещение или совет не поступать каким-либо образом: "Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной" (П.); "Набормочут: "Не люби еетакую" (Б.Ок.); "Никогда не разговаривайте с посторонними" (М.Булг.). Употребленная с отрицанием, повелительная форма глагола совершенного вида выражает предостережение: не упади!, не стукнись! Значение таких форм нередко усилено повелительной формой смотри(те), выступающей в роли междометия. Вместе с этой формой в конструкции с отрицанием выражается предостережение и повелительной формой глаголов несовершенного вида: "смотри не опаздывай!" Характер побуждения может определяться и особенностями употребления форм лица. Так, формы 2-го лица, отнесенные к 3-му лицу, к объекту речи, выражают пожелание, чтобы осуществилась предлагаемая возможность действия: "Пришли ее мне Феба ради, и награди тебя, Амур!" (П.); "Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица" (Чук.).

В определенных конструкциях, в сочетании с определенными же словами повелительные формы, утрачивая в той или иной мере свой прямой побудительный смысл, являются частью экспрессивных фразеологизмов, характерных для живой речи: хоть шаром покати, того и гляди, не дай бог, то и знай, хоть глаз выколи, не приведи бог, и поминай как звали и т д.

Некоторые повелительные формы могут совсем утрачивать значение побуждения и приобретать функции междометий. Такие формы выражают недоверие, сомнение, удивление, возмущение и т.д. Например: "Я спрашивал их: "Разве можно так говорить?" Они ругались: "Какой учитель, скажите!" (М.Г.); "Смотри, как расхрабрился!"– говорил Чуб, оставшись один на улице" (Гог.).


Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 32 = 38