Понятие, виды, структура нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты являются основным источником права в системах права романо–германской правовой семьи, к которой относятся правовая система Республики Беларусь. Нормативным правовым актам посвящена обширная учебная и научная литература, в которой даны различные определения понятия «нормативно–правовой акт» и определяются их виды. Однако при изучении основ практической юриспруденции необходимо руководствоваться законодательством своей страны, в котором определяются понятие и виды нормативных актов, устанавливается общий порядок их подготовки, оформления, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации. К таким актам относятся Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000г.
№361–3 с последующими изменениями и дополнениями, который по некоторым параметрам существенно отличается от аналогичного законодательства других стран романо–германской правовой системы. Именно поэтому учебную литературу России и других государств можно использовать лишь для сравнения систем права.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

В данном определении указаны следующие признаки нормативного правового акта:

· Нормативно–правовые акты издаются компетентными уполномоченными органами. Государственные органы принимают акты строго определенного вида;

· Нормативно–правовые акты содержат общеобязательные правила поведения, имеющие более или менее общий характер;

· Нормативно–правовые акты должны быть документально оформлены, иметь строго определенную форму;

· Если исполнитель акта не указан, то он распространяется на неопределенный круг лиц;

· Нормативно–правовые акты направлены на регулирование общественных отношений определенного вида;

· Нормативно–правовые акты обладают юридической силой, под которой понимается свойство правовых актов реально действовать, фактически порождать юридические последствия;

· Нормативно–правовые акты носят государственно–властный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

В законодательстве Республики Беларусь определены следующие виды нормативных правовых актов:

· Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений;

· Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом (часть 2 статьи 2 введена Законом Республики Беларусь от 04.01.2002 №81–З);

· Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам;

· Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений (часть 4 статьи 2 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 №81–З);

· Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. (Часть 5 статьи 2 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 №81–З);

· Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений (часть 6 статьи 2 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 №81–З);

· Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы (часть 7 статьи 2 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 №81–З);

· Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь;

· Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;

Загрузка...

· Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно–распорядительной деятельности (часть 11 статьи 2 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 №81–З);

· Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов;

· Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений;

· Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам;

· Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности (часть 15 статьи 2 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 №81–З);

· Приказ – нормативный правовой акт функционально–отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления;

· Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории;

· Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.

К ненормативным правовым актам относятся:

· распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

· распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;

· распоряжения Премьер–министра Республики Беларусь;

· акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;

· акты органов записи актов гражданского состояния;

· иные правовые акты.

При характеристике нормативных правовых актов Республики Беларусь используются три базовых термина: акты законодательства, законодательство, и законодательные акты. Под актами законодательства понимаются все нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь. Законодательство – система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения. Законодательные акты – Конституция, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

В данной лекции будут рассмотрены именно законодательные акты, которые составляют основу всей нормативной системы Республики Беларусь. Систему законов Республики Беларусь составляют Конституция, конституционные законы, программные законы, обыкновенные законы.

Конституция (от лат. Constituo – установление, устройст-
во) – в формальном смысле представляет собой закон или совокупность законов, обладающих высшей юридической силой; в материальном смысле – это законодательный акт, провозглашающий и гарантирующий права и свободы человека и гражданина, определяющий основы общественного устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику.

Понятие «конституционный закон» не раскрывается в законодательстве Республики Беларусь. Под конституционными законами в разных странах понимаются различные источники права. В одних – это законы, вносящие изменения или дополнения, в конституцию, в других – это особая группа законов, которые издаются по вопросам, предусмотренных конституцией. В первом случае процедура принятия конституционных законов совпадает с процедурой изменения конституции, во втором случае принимается в специальном усложненном порядке. В отдельных странах конституционными называются законы, которые в совокупности составляют конституцию данного государства.

Программными законами в соответствии с Конституцией республики Беларусь называются законы об основных направлениях внутренней и внешней политики и о военной доктрине Республики Беларусь. Сам термин «программный» – был заимствован из сферы государственного строительства Франции, где, впрочем, это понятие не обладает специфической юридической природой. В отличие от Франции, в республики Беларусь программные законы отличаются от обычных не только кругом регулируемых отношений, но и особым порядком принятия и юридической силой. Программный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава палат Парламента.

Юридическую природу программных законов Республики Беларусь раскрыть довольно сложно, так как они до сих пор не принимались. Можно лишь предполагать, будут ли они законами как в формальном, так и в материальном смысле, или же своего рода « протоколами о намерениях». Иначе говоря, будут ли они содержать правовые нормы или политико–правовые установления для развития общественных отношений в сфере внутренней и внешней политики, военного дела и т.д.

Обыкновенными законами называются принимаемые в особом порядке нормативные правовые акты, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Вместе с тем выражение «регулирование наиболее важных общественных отношений», которое традиционно входит в определение закона весьма расплывчато и юридически бессодержательно. Не существует четких критериев для определения одних общественных отношений более важными, а других менее важными. В Конституции Республики Беларусь дан примерный перечень общественных отношений, которые регулируются обыкновенными законами. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно–территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов. Этот перечень не является закрытым, так как Палата представителей может принимать решения и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. Недостаток данного перечня состоит в том, что он не позволяет с достаточной юридической точностью определить законодательную функцию Парламента. Вместе с тем ряд других статей Конституции Республики Беларусь содержит указание на то, что отдельные вопросы правового регулирования определяются законом (ст.ст.78, 108, 116, и др.). Некоторые статьи Конституции содержат запрет передачи законодательной власти и полномочий на издание декретов, имеющих силу закона (ст.101). Таким образом, на основании Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципов современного конституционализма можно определить сферу исключительной компетенции Парламента и круг тех отношений, которые регулируются только законом. В Конституции Республики Беларусь содержаться 32 нормы, которые прямо указывают на то, что данные отношения регулируются законом. Причем в ряде случаев форма закона рассматривается как обязательное требование конституционного законодательства и принятие других законодательных актов по данным вопросам исключается.

К законодательным актам Республики Беларусь относятся декреты и указы Президента Республики Беларусь. Декреты Президента Республики Беларусь принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты.

Не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент Республики Беларусь по своей инициативе либо по предложению Правительства Республики Беларусь может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства Республики Беларусь, они скрепляются подписью Премьер–министра Республики Беларусь. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Порядок принятия временных декретов детализирован в Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», в Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Временный декрет с письменным обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится в Палату представителей, в том числе и в период между сессиями, Президентом или по его поручению Главой Администрации Президента Республики Беларусь. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем подписания данного временного декрета. В законе Республики Беларусь
«О Президенте Республики Беларусь» более широко интерпретировано заключительное положение ч.3 ст.101 Конституции. Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временным, могут приниматься Парламентом не только после его отмены, но и в случае признания утратившим силу этого декрета или его соответствующих норм, либо в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом или с его согласия. Кроме того, Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с соответствующим временным декретом. Со вступлением такого закона в силу временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом, это декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной таким законом.

Рассмотрение временных декретов в Парламенте Республики Беларусь регулируется регламентами палат. Поступивший в Палату представителей временный декрет направляется Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие – заместителем Председателя в соответствующую постоянную комиссию для подготовки предложения по рассмотрению временного декрета. При этом устанавливается срок, в течение которого временный декрет должен быть внесен на рассмотрение Палатой представителей. Постоянная комиссия вносит свои предложения о целесообразности отмены временного декрета, о принятии временного декрета к сведению либо иные предложения. Палата представителей по результатам рассмотрения вопроса о временном декрете Президента может принять решение: о принятии декрета к сведению или об отмене временного декрета. Решение о принятии временного декрета к сведению принимается большинством голосов от полного состава Палаты представителей. Решение об отмене временного декрета Президента Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Правовые последствия непринятия временного декрета к сведению законодательством не определены. Результаты рассмотрения временного декрета в Палате представителей в пятидневный срок направляются для рассмотрения в Совет Республики.

В соответствии со ст.222 Регламента Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь временный декрет представляется Палатой представителей на рассмотрение Совета Республики с приложением постановления Палаты представителей и материалов, обосновывающих необходимость его издания. Затем поступившие в Совет Республики материалы направляются Председателем Совета Республики в соответствующую постоянную комиссию или нескольким постоянным комиссиям Совета Республики для подготовки заключения.

Совет Республики по результатам рассмотрения вопроса о временном декрете Президента Республики Беларусь, имеющем силу закона, может принять решение:

· о принятии декрета к сведению;

· об отмене временного декрета.

Решение о принятии временного декрета к сведению принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики. При принятии временного декрета к сведению по инициативе члена Совета Республики либо постоянной комиссии Совет Республики может внести Президенту Республики Беларусь предложения, касающиеся содержания временного декрета. Решение по данным вопросам оформляется постановлением. Решение об отмене временного декрета считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, и оформляется постановлением Совета Республики.

К законодательным актам Республики Беларусь относятся указы Президента Республики Беларусь, которые издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Юридическая природа указов Президента в законодательстве точно не определена. На практике указы Президента Республики Беларусь содержат положения как нормативного так ненормативного характера. Указы издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в тех случаях, когда соответствующие полномочия прямо закреплены в статьях основного закона (ст.ст.74, 84, 95 и др.). В соответствии с Конституцией указы издаются и тогда, когда согласно п.30 статьи 84 на Президента возложены законом иные полномочия. Таким образом, Конституция предусматривает два вида указов: указы, издание которых основывается на конституционной норме, и указы, полномочия, на издание которых предусматривается законом.

В системе законодательства, в которой действует несколько видов законодательных актов, особую сложность и практическую значимость приобретает вопрос об их юридической силе и соподчиненности. Вопрос об иерархии нормативных актов не решен полностью как в плане законодательной урегулированности, так и в плане научной разработанности. В связи с этим в научной литературе высказаны различные суждения по поводу соподчиненности законодательных актов Республики Беларусь.

Иерархия нормативных правовых актов определяется, прежде всего, их юридической силой. Юридическая сила нормативных актов – это понятие, выражающее соотносимость и соподчиненность актов законодательства, а также их реальную возможность воздействовать на общественные отношения. Юридическая сила определяет основания и рамки принятия тех или иных актов («на основе и во исполнение закона», «в соответствии с декретом, указом, постановлением» и т.д.).

Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Беларусь. Законы, указы, декреты и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Равной юридической силой обладают законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Юридическая сила конституционных положений зависит также от субъекта их принятия. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Они обладают более высокой юридической силой, чем те, которые приняты палатами Парламента. Это вытекает из ст.77 Конституции, которая устанавливает, что решения, принятые референдумом могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. В действующей Конституции Республики Беларусь разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путем референдума.

На следующей ступеньке иерархии нормативных актов располагаются международные договоры Республики Беларусь, содержащие правовые нормы. Согласно статье 20 Закона
«О нормативных правовых актах» нормы права, содержащиеся в международных договорах, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.

На следующем уровне системы законодательных актов находятся законы. При этом Кодексы законов обладают более высокой юридической силой, чем обыкновенные законы. Положение о приоритете кодекса над законом впервые получило в законодательное закрепление в Гражданском кодексе Республики Беларусь 1999 года, статья 3 которого предусматривает, что нормы гражданского прав, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу, а в случае расхождения законов с Кодексом действует последний. Дальнейшее развитие это положение получило в Законе «О нормативных правовых актах», согласно которому кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Положение о приоритете кодексов над другими законами неоднократно подвергалось справедливой критике.

Кодексы по определению не должны обладать большей юридической силой, чем обыкновенные законы. Кодексы (лат. Codex – собрание законов) – это вид систематизации норматив-
но –правовых актов. Кроме кодексов существует множество других видов кодифицированных актов, которые по юридической силе равны обыкновенным законам. Кроме того, если кодекс обладает более высокой юридической силой, то в него нельзя вносить изменения или дополнения путем принятия обыкновенного закона или декрета, имеющего силу закона.

Определение соотношения законов и декретов Президента, имеющих силу закона, – наиболее сложная проблема иерархии законодательных актов. Некоторые авторы считают, что временные декреты Президента Республики Беларусь занимают более высокую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Юридическая сила временных декретов обосновывается ссылкой на статью 101 Конституции Республики Беларусь, согласно которой временные декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Парламента. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены. На основании этой статьи делается вывод о том, что временные декреты носят надзаконный характер. На наш взгляд, данный вывод недостаточно обоснован.

Во–первых, Основной Закон называет данные акты Главы государства декретами, имеющими силу закона, т.е. в Конституции прямо и однозначно определена их юридическая сила.

Во–вторых, несмотря на усложненный порядок, законом можно отменить временный декрет. Таким образом, законы и временные декреты обладают равной юридической силой.

При определении правового положения указов Президента необходимо исходить из того, что Глава государства имеет право издавать два вида указов: указы, полномочия на издания которых предоставлены законом, и указы, полномочия на издания которых определены Конституцией, т.е. они издаются по собственному праву. Первый вид указов входит в иерархическую систему законодательных актов Республики Беларусь. Они должны соответствовать Конституции, международно–правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам. Второй вид указов не входит в иерархическую систему нормативных актов. В силу разделения властей Президент Республики Беларусь обладает собственной исключительной компетенцией, в том числе в области законодательства. В этой сфере правового регулирования законодательные органы не имеют прав, принимать законодательные акты. Таким образом, между такими указами и иными нормативными актами не существует отношения субординации. Например, согласно ст.84 Конституции Республики Беларусь Президент устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания. Никакой другой государственный орган не имеет право принимать по указанным вопросам нормативные акты, так как они изначально будут незаконными.

В целом законодательные акты, т.е. законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

При определении понятия «нормативный правовой акт» отмечалось, что это официальный документ установленной формы. Текст документа как внешняя форма изложения содержания нормативного акта характеризуется определенными реквизитами и структурной организацией. К обязательным реквизитам нормативных правовых актов относятся вид акт (закон, декрет, указ, постановление и др.); орган, принявший акт; название, обозначающие предмет регулирования. Все эти реквизиты подчиняются требованиям юридической техники, обеспечивающим надлежащее осуществление свойственных нормативному документу функций. Обязательные требования к оформлению нормативных актов изложены в Законе «О нормативных правовых актов Республики Беларусь».

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Нормативный правовой акт может иметь преамбулу – вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается.

Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.

Статьи и пункты нормативного правового акта – основные структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание.

Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.

Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на пункты или абзацы; пункты – на подпункты, части или абзацы; подпункты – на части или абзацы.

Главы нормативного правового акта – структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Разделы нормативного правового акта – структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Абзац нормативного правового акта – часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Подпункты нормативного правового акта – абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.

Часть нормативного правового акта – структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие – точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.

Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, а также единообразной для всего нормативного правового акта.


Контрольные вопросы к теме №3

1. Что такое источник и форма права?

2. Какова логическая структура правовой нормы?

3. Почему нормативные правовые акты являются основным источником права в Республике Беларусь?

4. Какие виды законов действуют в Республике Беларусь?

5. Чем отличаются законы от декретов, имеющих силу законов?

6. Являются ли акты судебных органов нормативными?

7. Каковы обязательные реквизиты нормативного акта?




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 3 = 1