Понятие социального процесса. Виды социальных процессов.

Функции и типология социальных институтов.

Функция (от лат. – исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функции государства, семьи и т.д. в обществе).

Функции социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое.

Далее к универсальным (явным) функциям можно отнести:

- функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

- регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

- интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.

- транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей.

- коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

- экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;

- политические – институты власти;

- семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

- военные – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

- религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

- потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства);

- потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты);

- потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования);

- потребность в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Социальный процесс – это такое взаимосвязанное действие поведения людей, в результате которого осуществляются перемены, которых без подобного взаимодействия не было бы.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом.

В обществе происходит множество социальных процессов, которые, в соответствии с различными критериями, можно отнести к разным видам. Однако, чаще всего их делят на четыре вида:

- целенаправленные;

- стихийные;

- материальные;

- духовные.

Независимо от того, о каком виде социальных процессов идет речь, изменения, которые они вызывают, можно разделить на три большие группы:

- изменения в природе;

- изменения, происходящие с самим человеком;

- изменения в обществе.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э.Берджесу создать классификацию основных социальных процессов:кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: «ко» - вместе и «операри» - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией кооперация основывается не на бескорыстии, а скорее на корыстных целях, т.к. главный ее смысл состоит, прежде всего, в обоюдной пользе.

Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности).

Загрузка...

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды (студенты, эмигранты и т.д.).

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Подчинение – обязательное условие процесса приспособления, т.к. любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным.

Компромисс – форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения.

Терпимость – необходимое условие для успешного протекания процесса приспособления по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям (например, молодежная культура и культура старшего поколения).

Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двусторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам (например, иммигранты, прибывшие в Америку из Европы).

Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации.

Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, появлении общей идентификации членов группы. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон. Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от военных или милиции своими халатами.

Создание системы связей. Все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. При отсутствии границ происходит слияние группы с обществом, при отсутствии взаимосвязей возможна изоляция, которая приводит к потере возможностей роста.

В заключении следует сказать, что все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая, таким образом, возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 42 = 51