Особенности творческой изодеятельности дошкольников.

Развитие способностей и творческого начала у детей являются двумя взаимосвязанными задачами художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности.

Творчество художника — это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь. Это отражение является не простым фотографированием явлений: художник перерабатывает воспринятое в своем сознании, отбирает наиболее существенное, характерное, типичное и обобщает, создавая художественный образ.

В то же время художественный образ дается в виде индивидуального конкретного изображения. Объективной основой художественного творчества является изображение реального мира. Но есть и субъективная сторонаотношение художника к изображаемому. Художник не просто изучает и отражает мир: в образ он вкладывает свои эмоции, чувства, благодари чему этот образ может волновать и других людей.

Необходимым условием творческой деятельности художника является наличие способностей, такой уровень развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь. Чем богаче опыт художника, тем многограннее его творчество и совершеннее создаваемые образы.

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыкамив данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным.

Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе.

Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности. Третий этапреализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы. Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа.

Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности — играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.

Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.

Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. В 2—3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.

В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Ребенок 5—6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны.

Детей часто привлекаютяркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

Загрузка...

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Изучению своеобразия детского изобразительного творчества в советской педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований.

Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».

Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.

Исследования последних лет направлены на выявление конкретных показателей образного начала в деятельности дошкольника.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок мыслит образ живым, конкретным, действующим. Не владея в этот период в достаточной мере изобразительными средствами, он выражает эту действенность звуками, жестами, движением. «Вот мотор завели, ж-ж-ж, машина поехала! А это мальчик бежит за машиной»,— говорит ребенок и начинает двигать рисунком по столу, изображая движение. Даже старшие дошкольники, когда у них есть необходимые навыки, иногда используют речь для усиления выразительности образа. Только постепенно под руководством педагога ребенок овладевает изобразительными средствами.

В исследованиях прежде всего подчеркивается, что все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность. Даже при создании фантастического образа ребенок еще больше утверждается в реальности. Например, чтобы представить и изобразить Жар-птицу, ему надо иметь правильное представление о птицах, существующих в действительности, а затем вообразить, чем может сказочный образ Жар-птицы отличаться от обычных птиц, т. е. соединить признаки реальные с волшебными, создавая единый образ.

К созданному ребенком целостному образу нужно относиться с учетом его возраста. Маленький ребенок не может дать полное изображение предмета (со всеми частями и деталями в их соотношениях). В первых рисунках, лепке часто отсутствуют самые существенные детали. Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному.

Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающих обстановку. Художник сознательно подходит к отбору деталей, изображая лишь те, которые способствуют раскрытию образа.

Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А иногда и выразительные детали также появляются случайно, без сознательного замысла.

В старшем дошкольном возрасте, когда воспитывается способность планировать работу, ребенок начинает отбирать детали, характерные для данного образа. Причем показателем важности их является то, что отделываются они гораздо тщательнее всего остального. Например, ребенок лепил Машу-растеряшу, потерявшую башмак. Башмак был изображен стоящим на стуле. Девочка старалась вылепить его как можно детальнее, вплоть до шнурков и дырочек для них. Сама же Маша, залезшая в поисках башмака под стул, изображена очень обобщенно. Видимо, для ребенка самым существенным было в данной сцене то, что именно ищет Маша.

Психологическое состояние изображаемых персонажей дети могут передавать упрощенно, простыми деталями: плач — слезинками, смех — поднятыми вверх уголками рта, испуг — поднятыми вверх руками и т. п. Более сложные средства выражения переживания, например выражение глаз, дошкольникам недоступны.

Но даже маленький (3—4-летний) ребенок, рисуя какой-либо конкретный предмет, часто изображает те детали, которые для него являются существенными. И именно они делают образ очень выразительным. Но наряду с этими главными для детей выразительными признаками образа они часто рисуют траву, самолет в воздухе, стараясь заполнить на бумаге пустые пространства.

Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета.

Цвет в изобразительном искусстве (живописи, графике) является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона — в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные — в радостных.

Использовать цвет в таком многообразном плане ребенок дошкольного возраста, конечно, не может и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета — иногда цвет вызывает по ассоциации в его воображении какой-либо образ: красный — флаг, ягоды; зеленый — трава, елочка, крокодил; желтый — солнышко.

Познакомившись со многими цветами, дети 4—5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски, так как вначале ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может иногда противоречить характеристике образа.

Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы — в темные. Очень ярко это проявляется в рисовании на сказочные темы. Например, Бабу Ягу дети рисуют коричневым, черным цветом, а положительных героев — Василису Прекрасную, Ивана-царевича — разнообразными яркими красками.

Свое отношение к изображаемому дошкольники передают и другими средствами, тоже нарушающими действительность. Но это нарушение идет в результате желания усилить значимость, выразительность образа. Так, иногда они изменяют правильные пропорциональные соотношения, желая что-либо выделить, например на рисунке бабочки по размеру больше самих детей, иначе нельзя на этих бабочках нарисовать красивые узоры.

Передача динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребенком.

Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста доступно изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным.

Например, при рисовании девочки-рёвушки наиболее выразительным оказались те работы, которые в изобразительном отношении были слабыми: девочка изображена с поднятыми к глазам руками и широко открытым ртом, создается действительное впечатление плача. Рисунки, выполненные по форме более правильно, были менее выразительными, так как девочка изображалась в статичной позе.

Но выражение динамики все же является сложным для ребенка, потому что с движением меняется форма и расположение частей предмета. Поэтому часто, несмотря на выразительность образа, форма его бывает искаженной.

Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками.

Поскольку ритм свойствен движениям человека вообще, ребенок быстро начинает его использовать сознательно с целью выполнить работу красиво. Вся композиция рисунка младшего дошкольника создается ритмом, который придает ему выразительность: ритм линий, ритм в расположении цветовых пятен. В старшем дошкольном возрасте чувство ритма также помогает создать композиционно заполненную картину.

Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты, как будто нарушающие правдивость, говорят о стремлении ребенка передать свои реальные впечатления от окружающей жизни, где каждый предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С другой стороны, это связано с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке.

Особенно используются ритм и симметрия в декоративных работах, где выразительность во многом зависит, кроме цвета, от ритмичности построения.

Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.

4. Зависимость развития способностей и творчества от обучения.

Педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности.

Безусловно, нельзя понимать это положение в прямом смысле, как обучение творчеству. Творческий процесс очень сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности.

В педагогике доказано, что обучение способствует лучшему развитию природных данных. Обучение, построенное лишь на выполнении ребенком задания или образца только на подражании, несовместимо с воспитанием активной творческой личности. Даже простая техническая задача должна включать в себя элементы творческой активности. Например, в старшей группе задание аккуратно заштриховать предмет в зависимости от его формы выполняется ребенком осмысленно.

Соотношение творческих и учебных задач должно быть различным в зависимости от степени усвоения детьми того или иного материала.

Чем меньше умений, знаний и навыков, приобретенных ребенком, тем проще должна быть творческая задача, и наоборот, если ребенок овладел учебным материалом, то шире могут быть поставлены и творческие задачи.

Например, детям старшей группы дано задание нарисовать многоэтажный дом, выделяя этажи ровными рядами окон. После объяснения и показа воспитателем приема разделения стены дома на несколько этажей прямыми линиями дети выполняют работу, самостоятельно решая, сколько окон на этаже будет у дома, какой формы окна, цвет крыши и стен. Творческий элемент в этой работе будет невелик.

На последующих занятиях, где этот прием будет закрепляться и самостоятельно использоваться, творческие задачи будут гораздо шире и сложнее: нарисовать красивый дом, высотное здание, магазин, театр или сказочный дворец и др. Здесь ребята должны использовать приобретенные навыки в изображении многоэтажного здания, по своему желанию передавая архитектуру, количество этажей.

Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности.

Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.

Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию умственной активности ребенка.

Н. П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность и инициативу как обязательные компоненты творчества. Она отмечала, что для творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешней (проявление эмоций, быстрота движений), а внутренняя активность, т. е. активность сенсорных и умственных действий.

На основе исследований по сенсорному воспитанию разработаны приемы, вызывающие эту внутреннюю активность, что позволяет ребенку в результате самостоятельно находить необходимые способы изображения.

Флерина отмечает такую особенность творческого процесса и его результатов. Творческий процесс в рисунке, лепке ребёнка лишь тогда может возникать и развиваться, если он базируется на систематическом улучшении качества изображения. Лишь эта опора развивает детское творческое воображение. Ребёнок начинает охотно, смело и всё более качественно выполнять разнообразные тематические задания и рисовать по собственному замыслу. Если руководство слабо или неправильно, ребёнок быстро теряет смелость и охоту к рисованию, что тормозит развитие его творческих способностей.

Таким образом, и вопрос о существовании детского творчества разрешается в прямой зависимости от руководства детской изобразительной деятельностью. При благоприятном руководстве детским рисованием, лепкой у ребёнка данного возраста обнаруживается развитие творческого и воспроизводящего воображения и сама продукция - рисунок, лепка — отражает в себе эти творческие данные ребёнка.

Проводились исследования по вопросам активного руководства детским творчеством, в частности роль заданий, предложенных воспитателем, влияние произведений искусства на выразительность образа, создаваемого ребенком. Выводы проводимых исследований доказывают положительное влияние активных методов обучения на развитие изобразительных способностей и творческих проявлений детей.

В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Идеалистичность зарубежных теоретиков в понимании творческого развития особенно видна, когда ставится вопрос о роли обучения и воспитания. Почти все исследователи согласны с теорией спонтанного развития ребенка, хотя в теоретических положениях отводят большую роль педагогу.

Очень много внимания уделяется интуиции и самовыражению, которые понимаются в идеалистическом плане как самопроизвольные понятия, оторванные от влияния окружающей действительности. Это сказывается прежде всего в разрыве творческого и интеллектуального развития. Буржуазные исследователи считают, что приобретение знаний не помогает творчеству, не связано с ним, так как в них якобы участвуют разные психические процессы.

Новым и прогрессивным в рассмотренных теориях является то что, творческое развитие поставлено основной задачей эстетического воспитания, и возможность такого развития признана за всеми детьми, большая роль отводится среде, педагогу. Но все эти положения сочетаются с неверными обоснованиями и неправильными методологическими выводами.

Само содержание, вкладываемое в понятие «творческость», суживает его только до нескольких компонентов — активности, инициативы, самостоятельности, которые являются необходимыми, но не единственными в деятельности художника.

Творческая деятельность заключается не только в решении насущных практических задач, выдвигаемых жизнью, но в самой постановке этих задач, выдвижении новых проблем, еще не имеющих места в практике.

Из неправильного понимания творчества вытекает и неверное положение об отсутствии связи между интеллектуальным развитием, накоплением знаний и творчеством.

На самом деле между ними тесная связь и взаимообусловленность: чем больше знаний приобретает человек, тем более широко может он подойти к решению поставленной задачи и легче и оригинальнее ее осуществить.

Кроме того, неверен вывод и о том, что основой творческой деятельности служат чувства, интуиция. Конечно, чувства, эмоциональная увлеченность помогают творческому процессу, но вгораздо большей степени в нем участвует сознание. Возникновение идеи, ее осмысление и реализация основаны на работе сознания, мысли. Интуиция лишь помогает творчеству, но не является решающим моментом, да и она будет безошибочнее у человека, обладающего опытом и знаниями.

Недооценка интеллектуального развития, одностороннее внимание к внутреннему миру уводят от реального изображения действительности в мир чисто субъективный, в то время как возможность плодотворной творческой деятельности является результатом приобретения знаний, опыта и развития способностей человека.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 9 = 19