Особенности патристики. Философия Аврелия Августина.

Патристика – это учение отцов церкви об основных символах христианской веры в период с III по VIII вв. Представители ранней патристики (Тертуллиан, Ориген) не были признаны отцами церкви. Патристика делится на западную (заложившую основы католицизма) и восточную (заложившую основы православия). Западная зрелая патристика представлена такими отцами церкви как Амвросий Медиоланский, Иероним, Аврелий Августин, Григорий Великий; и такими отцами восточной церкви как Афанасий Великий (отец православия), Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Именно патристика закладывает основы ортодоксальной теологии (богословия). Из учения Платона и неоплатоников в христианство вошли положения о трех формах божественной сущности, о двойственной природе человека, о Едином – единосущном Боге.

Понятие «троица» вошло в христианство из платонизма и неоплатонизма. Отличие состоит в том, что христианская троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух) не содержит иерархии (как в платонизме) и имеет личностное начало. В размышлениях первых отцов церкви наиболее ярко проявилось влияние Платона в трактовке смысла «троицы», трех ликов Бога. Категорию «Логос» в христианстве трактуют как воплощение личностного Бога и его воли. Сокровенное тайное слово или «идеи», образцы добродетелей принес людям Иисус, он и воплощает собой «слово» Бога-Отца – Логос. Первый лик троицы – Бог-Отец – это воплощение платоновского Ума-Демиурга (Единого), а Святой Дух – аналог платоновской мировой души. Бог – это Благо, Красота, Добро.

Наиболее полно философские проблемы христианства изложил в своем учении Августин Аврелий (V в.), который находился под влиянием неоплатоновской философии.

Августин Блаженный Аврелий, 354–430 гг. н.э., основные сочинения:

«Исповедь», «О граде Божием», «О Троице», «О блаженной жизни», «О порядке»;

Августин утверждал, что Единое (Благо) – это Бог, который воплощает в себе Истину, Добро и Красоту. Бог создал мир из ничего и причем только один мир. Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить его каждое мгновение. В мире существует иерархия: неодушевленный мир, растения, животные, человек; ангелы, верные Богу. Августин создал учение о божественном предопределении и благодати. Согласно этому учению каждому человеку предопределено спасение или страдание. Возникновение Зла Августин объясняет испорченной природой человека.

Спасение возможно только на пути к Богу через даруемую благодать (особую энергию Бога), которая в человеке проявляет себя как свобода воли. Важным вопросом для него был вопрос о соотношении веры и разума в жизни человека. Августин, находившийся под влиянием учения Платона, утверждал, что вера – это особое состояние души и она имеет несомненный приоритет над логическими процедурами разума. Воля – главное качество бессмертной души человека. В «Исповеди» (автобиографии) Августин показывает противоречивый сложный путь человека к Богу.

Целью всей жизни человека он считал познание Бога, а на пути к нему усматривал три ступеньки восхождения. Первая – это период освобождения от низменных страстей, обретение спокойствия и эмоционального равновесия, освобождение от греховных искушений; второй период – обретение знаний о мире и Боге, греховном и божественном; третий период – божественное озарение, т.е. обретение способности понимать знаки Бога. Августин в споре с Пелагием отстаивал наличие у человека испорченной природы вследствие первородного греха. Первородный грех он понимал как потерю благодати и искажение свободной воли. Августин подчеркивал, что каждый человек, согласно провидению, идет по пути к Богу, но не всякий это осознает. Вернуться к Богу – значит вновь обрести божественную благодать, сверхспособности, проявляющиеся в милосердии и прощении, бескорыстии и добросердечии, любви и заботе. Августин считал, что сам человек несет ответственность за свои поступки, которые укрепляют либо Град земной (мир Зла), либо Град Божий (мир Добра). Битва между двумя мирами – это битва между Добром и Злом в окружающем мире и в душе самого человека. Град земной – это «разбойничья шайка» правителей, завоевывающих чужие города, это мир насилия, лжи и потребительства, это мир любви к себе, доведенной до презрения к Богу. Град Божий Августин понимает как аскетический мир любви к Богу, доведенной до презрения к себе (в этом особенность западной патристики). В работах Августина история человечества трактуется как направленный процесс от Адама до первого пришествия Христа, затем – до второго пришествия Христа, до Апокалипсиса.

***

На формирование христианской философии большое влияние оказали также дебаты отцов церкви на религиозных соборах по поводу интерпретации и понимания отдельных смыслов Священного писания – Библии (книг Ветхого и Нового Завета): о троичности Бога, природе Иисуса Христа, первородном грехе и др.

Загрузка...

Проектный стиль мышления в современном образовании включает способность к исследованию и интерпретации текстов. В вопросе об особенностях христианской философии студентам предлагается пример творческого исследования текста Библии с целью определения христианской модели человека.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 1 = 1