Ощущения и восприятие.

Общая характеристика психических процессов. Ощущения и восприятие как познавательные психические процессы.

Природа одарила каждого человека способностью к познанию и осознанию мира: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру; способностью помнить, думать, соображать, говорить и понимать речь людей, способностью быть внимательным, способностью регулировать свое поведение и деятельность при помощи воли и эмоций.

Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной, познавательной деятельности человека.

Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы при помощи, которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. К таким процессам относятся ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Они формируют информационную базу психики, ориентировочную основу человека со средой.

Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть и существенные различия. Общеезаключается в том, что оба они — первичные познавательные процессы, возникают только при непос­редственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств и являются продуктом деятельности нервной системы, ее пе­риферических и центральных мозговых механизмов. Общимтакже является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощу­щениях и восприятиях. Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что про­исходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия яв­ляются существенными элементами механизмов, позволяющих че­ловеку управлять действиями других людей. Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и воспри­ятий в жизни и деятельности людей.

Основное существенное различие между ощущениями и вос­приятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение — это психический процесс отражения отдельных качеств пред­метов и явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств.

Ощущения – начальный источник всех наших знаний: величина, форма, цвет, температура, плотность …

Ощущения –психический процесс непосредственного чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Деятельность человека базируется на ощущениях.

Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления, которые воздействуют на органы чувств называются раздражителями. Процесс воздействия – раздражением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные обонятельные.

Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат расположенный на периферии тела или во внутренних органах, специализирован для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.

Анализаторы бывают внешними (глаз, ухо) и внутренними (имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях – это сложный нервный механизм, выделяющий отдельные стороны окружающего мира.

Классификация ощущений:

Существует несколько классификаций ощущений. Наиболее распространенной является классификация, основанная на призна­ке среды, из которой поступают раздражения, воздействующие на рецепторы. Это внешняя среда, в которой протекает жизнь и мно­гообразная деятельность человека, и внутренняя среда его организ­ма. Соответственно раздражения из внешней среды и вызванные ими ощущения получили название экстероцептивных; раздраже­ния же, поступающие из внутренней среды, и ощущения, от них воз­никающие, интероцептивными.

По взаимодействию рецепторов с раздражителями:дистантное, контактное.

По расположению рецепторов: экстерорецептивное (на поверхности тела зрительные, обонятельные, слуховые, кожные), интерорецептивное (рецепторы находящиеся во внутренних органах) проприоцептивное (рецепторы в мышцах, связках, вестибулярном аппарате т.е. двигательные и статические ощущения).

По ведущему анализатору: Зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные (тактильные), двигательные (кинестезические), органические (голод, жажда..,), осязательные, ощущения равновесия, болевые ощущения.

Такое многообразие разновидностей ощущений соответству­ет специализации анализаторов. Она выражается в том, что каж­дый из них реагирует на действия только определенных, специ­фических для него раздражителей: зрительный — световых, слу­ховой — звуковых и т. д. Такая специализация — следствие дли­тельного эволюционного и общественно-исторического их развития, следствие того, что анализаторы и соответствующие им ощущения являются, с одной стороны, механизмами ориентиров­ки в окружающей среде, в условиях жизни и деятельности, с дру­гой — механизмами регуляции действий и деятельности в данных условиях.

Загрузка...

Ощущения взаимодействуют друг с другом, работа одного анализатора может влиять на работу другого. Пример: слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, слабые кисло-сладкие ощущения обостряют зрение. Дефект работы одного анализатора компенсируется усиленной работой другого.

Ощущения развиваются в деятельности и зависят от требований, предъявляемых жизнью (различение звуков, цветовых оттенков имеет профессиональный характер.

? о каких ощущениях идет речь в стихотворении слепоглухой О.И Скороходовой ( за счет хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в умственном и эстетическом развитии:

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты.

Тактильные ощущения: наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка, расстояние 1 мм., а на спине расстояние 67 мм.

Тактильные ощущения в сочетании с двигательными образуют осязательную чувствительность. В 1 см.кв. кожи находится 150-200 точек, отвечающих за ощущение боли, 5-13 – холода, 1-2 – тепла, 25 – давления.

Присущие индивиду уровни развития отдельных видов его чувствительности и особенности их системного функционирования называют сенсорной организацией личности. Чувствительность– потенциальная возможность человека, которая по разному реализуется в условиях жизнедеятельности. Пороги чувствительности.

Она зависит от ведущей деятельности Индивидуально-типологические особенности чувствительности.

У каждого человека имеются анатомо-физиологические предпосылки для развития определенных сенсорных способностей. Отдельные люди обладают феноменальной чувствительностью – экстрасенсорика. С развитием сенсорной культуры личности связаны ее способности реагировать на гармонию красок, запахов, звуков. Потребность в гармонизированных сенсорных воздействиях – одна из основных потребностей человека. Длительная сенсорная депривация приводит к психическим расстройствам. Ощущения – связь человека с миром.

В области ощущений существуют определенные закономерно­сти. Центральная закономерность ощущений — существование по­рогов чувствительности. Порогами ощущений называются величи­ны (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения воз­никают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, верх­ний и порог различения.

Нижним или абсолютным порогом называется минимальная сила раздражения, при которой возникает едва заметное ощуще­ние.

Верхним порогом называется наибольшая сила раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение определенного вида.

Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анали­заторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже аб­солютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность и пороги ощущений не одинаковы у разных лю­дей. Это зависит от многих факторов, в том числе и от врожденных особенностей личности. У человека с меланхолическим темперамен­том чувствительность выше, чем у человека флегматичного темпе­рамента. Она также зависит от специфики профессиональной дея­тельности. Например, чувствительность, а следовательно, и соот­ветствующие ощущения достигают высочайшей степени развития у дегустаторов духов, Табаков, сыров, вина. Чувствительность за­висит и от специальной тренировки в процессе деятельности.

В каждой системе анализаторов — зрительной, слуховой, ки­нестетической и других - существуют анализаторные связи между корковыми элементами. Вместе с тем существуют и межанализатор­ные связи, которые обеспечивают взаимодействие анализаторов. Оно проявляется в изменении чувствительности одного анализатоpa под влиянием какого-либо другого или других. Установлено, что если какое-либо музыкальное произведение сопровождать подо­бранной определенным образом гаммой цветов, демонстрируемых на экране, то чувствительность к музыке при этом повышается. Известно также, что слабое вкусовое ощущение кислого повышает зрительную чувствительность. Общая же закономерность взаимо­действия ощущений проявляется в том, что слабые по интенсивно­сти раздражения одного анализатора (следовательно, не очень яр­кие ощущения) повышают чувствительность другого; сильные же, наоборот, понижают ее. Это имеет важное практическое значение и позволяет говорить о своеобразии сенсорной организации челове­ка. Она представляет собой определенный уровень развития раз­личных видов чувствительности и своеобразие связей между ними у каждого человека и поэтому является одной из существенных характеристик индивидуальности. Сенсорная организация формиру­ется на протяжении жизни человека под влиянием специфических условий различных видов его деятельности. Это и лежит в основе особенностей проявлений и развития чувствительности различных профессий.

Восприятие, в отличие от ощущений, — психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Познавая окружающую действительность мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по характерным признакам.

Восприятие – непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

Являясь чувственным этапом познания восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Будучи связанным, с процессом опознания, оно включает в себя процессы сравнения, соотнесение данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе. В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение. Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно, малознакомые – структурно развернуто, поэтапно.

Психическое развитие человека связано с культурой восприятия – образованный, эстетически развитый человек, способен наслаждаться изяществом формы, звуком…

Процесс восприятия - это перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов. Важной составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы.

Выделяют индивидуальные особенности восприятия. Люди различаются по характеру приема информации (описательный и объяснительный тип восприятия

В восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой. Например, штангист, зах­ватывая гриф штанги, не только видит ее, но и ощущает толщину грифа, холод металла, меру «сцепления» пальцев рук с грифом. Все эти ощущения обобщаются в один целостный образ штанги. В этом выражается предметность и целостность восприятия.

Другая его особенностьструктурность. Она заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. его структура.

Для восприятия характерен и ряд других особенностей; констан­тность, осмысленность, апперцепция.

Константность восприятия характеризуется тем, что в оп­ределенных границах человек воспринимает предметы как отно­сительно неизменные. Она обнаруживается, например, при зри­тельном восприятии формы и цвета предметов. Константность восприятия имеет большое жизненное значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, по­вороте, движении, изменении освещения человек сталкивался бы с «новыми» предметами и перестал бы узнавать то, что ему было из­вестно раньше. При этом точность, быстрота восприятия предме­тов были бы значительно снижены, а это, в свою очередь, затруд­няло бы эффективную ориентировку человека в условиях его тру­довой, учебной, спортивной деятельности.

Следующая особенность восприятия — это осмысленность. Восприятие — это не только чувственное отражение, но и осозна­ние предметов, их осмысливание. Это значит, что в процессе вос­приятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом вы­ражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность его хорошо проявляется, например, при восприя­тии незавершенных рисунков.

Для восприятия характерно также и явление апперцепции. Апперцепцией называется зависимость восприятия от жизненно­го опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориен­тации и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в вос­приятии одного и того же предмета различными людьми.

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий лич­ность характер — становится наблюдением.

Систематически организуемое наблюдение, приносящее лично­сти глубокое удовлетворение и помогающее решать волнующие ее вопросы, может стать более или менее длительным интеллектуаль­ным состоянием личности. При определенных обстоятельствах в поведении человека обнаруживается наблюдательность, являюща­яся сложным специфическим проявлением личности.

Длительное и постоянное культивирование наблюдения, а так­же потребности практической профессиональной деятельности спо­собствуют выработке наблюдательности как устойчивой черты по­ведения или деятельности личности. Наблюдательность становит­ся свойством личности.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

8 + 2 =