Организация финансового контроля

Содержание и необходимость финансового контроля

Тема 4. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов. Финансовое планирование

1. Содержание и необходимость финансового контроля

2. Организация финансового контроля

3. Сущность, содержание и принципы финансового планирования

4. Система финансовых планов

Финансовый контроль — это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Целью финансового контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Задачи финансового контроля, его виды, формы и методы, субъекты и объекты следует рассматривать в зависимости от уровня осуществления контроля, т. е. проводится он на макро- или микроуровне.

Финансовый контроль на макроуровне — это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства.

Его задачами являются:

  1. обеспечение процесса формирования и эффективного использования централизованных фондов денежных средств;
  2. контроль за соответствием действующих форм и методов реализации финансовых отношений объективно необходимым;
  3. выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования.

Объектом контроля на этом уровне выступают государственные финансы. Предметом контроля являются сводные финансовые планы (сметы), отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах.

В качестве субъектов контроля на данном уровне выступают законодательные органы власти и государственные органы управления.

Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового, бюджетного контроля, страхового, банковского надзора.

Налоговый контроль призван обеспечить полное и своевременное поступление платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, соблюдение субъектами хозяйствования действующего законодательства о налогах.

Бюджетный контроль включает в себя контроль за выполнением государственного бюджета по доходам и расходам; сбор, накопление финансовой информации, в том числе результатов налогового контроля, анализ этой информации и разработка предложений по дополнительному привлечению финансовых ресурсов в бюджет и другое.

Банковский надзор проводится в ходе формирования и движения кредитных ресурсов, в процессе капитального строительства, при проверках соблюдения предприятиями кассовой дисциплины, при безналичных расчетах и в других случаях.

Финансовый контроль в сфере страхования осуществляется в форме государственного страхового надзора за своевременным, полным формированием, целевым расходованием средств страховых фондов, за правильным проведением страховых операций, за выполнением всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании.

Финансовый контроль на микроуровне — это контроль на уровне отдельных предприятий, объединений, организаций, учреждений всех форм собственности.

Задачами финансового контроля на микроуровне являются следующие:

1. обеспечение соблюдения предприятиями действующего законодательства в области финансов;

2. обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом;

3. выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;

4. содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и др.

Объектом контроля на данном уровне выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений. Предметом контроля — финансовые показатели (прибыль, доходы, себестоимость, отчисления, налоги и др.).

Финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятия, отдельными его специалистами. Для этих целей привлекаются также независимые аудиторские организации.

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный и аудит. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. Этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам и др.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям.

Загрузка...

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел.

Аудит — это независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля.

Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка, экономический анализ, ревизия.

Проверка может быть счетной или тематической.

Счетная проверка — это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов.

Тематическая проверка — это изучение отдельных сторон и участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции и т. д.

Экономический анализ — это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения.

Ревизия — это комплексный метод последующего контроля. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

В зависимости от круга охватываемых вопросов и операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.

По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на сплошные и выборочные.

По организационным формам ревизии и проверки могут быть:

1. индивидуальными, т. е. осуществляемые одним проверяющим;

2. бригадными, т. е. осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром;

3. комплексными, т. е. бригадные ревизии с привлечением специалистов: инженеров, бухгалтеров и др.

Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности, имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций:

1. Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления документа.

2. Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.

3. Аналитически-нормативный метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в контроле выпущенной продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных норм и нормативов и т. д.

4. Метод встречной проверки представляет собой установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции.

5. Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью.

6. Метод изучения законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законам, инструкциям, приказам, распоряжениям.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 67 = 70