Опросник Майерс-Бриггс

ЧАСТЬ 3. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ и СПОСОБНОСТЕЙ

При правильном выборе дальнейшей профессиональной судьбы должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Методики, представленные в третьей части пособия позволяют определить психологические типы, отражающие наиболее выраженные деловые качества, особенности поведения, стиль деятельности личности и наиболее подходящие профессии.

Анкета по типам интеллекта позволяет выявить склонность к тому или иному типу деятельности, что может помочь в выборе будущей профессии.

В США при построении карьеры человека, определении его дальнейшей профессиональной судьбы используется опросник Майерс-Бриггс (MBTI - Myers-Briggs Type Indicator - Индикатор типов Майерс-Бриггс), представляющий собой удобную рабочую классификацию психологических типов, позволяющую оперативно оценить:

- наиболее выраженные деловые качества,

- особенности поведения,

- стиль деятельности (руководства),

- оптимальное рабочее окружение (в т.ч., предпочитаемый режим работы),

- «слабые места» и возможные пути развития.

В России опросник более 10 лет успешно используется в работе служб персонала ряда организаций, а также центров профконсультирования и трудоустройства (профессионального перепрофилирования).

MBTI выгодно отличается от многих психологических тестов, в первую очередь, лежащей в его основе теоретической базой. Можно перечислить также ряд других «плюсов»:

- представляет собой целостную систему;

- содержит аккумулированный практический опыт, позволяющий делать конкретные описания;

- удобна в работе, конструктивна;

- технологична (имеет технологичные способы приложения к конкретным случаям);

- не апеллирует к «клиническому опыту»;

- понятна как профессионалу, так и интересующемуся;

- обеспечивает понимание особенностей и возможностей личности применительно к широкому кругу задач.

В основу теста положена типология личностей К.Юнга. По убеждению Юнга, все склонности, симпатии и антипатии человека коренятся в различии базисных (врожденных или формирующихся в детстве) способов получения (восприятия), понимания (переработки) и использования информации разными людьми. Методика позволяет выявить у каждого четыре основных предпочтения, варианты их сочетаний составляют 16 различных типов личности, каждому человеку соответствует один из них. Несмотря на то, что выраженность типа может быть различной, методика позволяет установить индивидуальные особенности достаточно точно.

Структура и принцип работы теста.

Вопросы теста позволяют выявлять предпочтения людей путем выбора каждый раз из двух равнозначных альтернатив (это варианты поведения человека в разных ситуациях либо пары понятий), каждая из которых не является «правильной» или «неправильной» – просто разные люди в аналогичных ситуациях по-разному ведут себя, интересуются разными вещами, испытывают тяготение к разным сферам и порой с трудом понимают друг друга (из серии «на вкус, на цвет товарища нет», просто один любит яблоки, а другой – манную кашу…). Делая выбор, человек набирает баллы по одной из 4-х биполюсных шкал (3 основные шкалы являются индикаторами базисных предпочтений, 4-я шкала – стиль поведения в условиях неопределенности).

Сравнение показателей, полученных по двум полюсам одной шкалы, показывает, насколько человек отдает предпочтение (чаще использует) одному способу работы с информацией перед другим, но не о том, насколько хорошо развита функция. Понять, что подразумевается под предпочтением, помогает метафора «правша-левша» – использование доминантной, предпочитаемой руки естественно и не требует дополнительных усилий (например, при письме), и, наоборот, используя не доминантную руку, человек испытывает неудобство, ему требуется больше времени, чтобы выполнить ту же задачу.

Тип личности выявляется на основании получения показателей суммы баллов, набранных по каждому полюсу. В итоге мы получаем четырехбуквенное обозначение, например ESTJ, INFP и т.п..

Шкалы (факторы).

Шкалы опросника позволяют оценить индивидуальную выраженность четырех основных аспектов (функций) взаимодействия с информацией, соответствующих шкалам методики:

- как пополняет и куда направляет человек свою энергию (на чем сосредоточивает свое внимание) – вовне или внутрь себя – шкала Экстраверсия – Интроверсия (Е-I);

- какого рода информацию и каким способом воспринимает прежде и легче всего – шкала Сенсорика (ощущение) – Интуиция (S-N);

- каким образом принимает решения (чем в первую очередь руководствуется) – шкала Мышление – Чувства (T-F);

- какой стиль жизни предпочитает (жить в упорядоченном, определенном мире или же в более свободном, неструктурированном мире, изучая, рассматривая различные варианты) – шкала Суждение – Восприятие (J-P).

Загрузка...

Инструкция:На эти вопросы нет «правильных» или «неправильных» ответов. Вашиответы помогут Вам увидеть, как Вы обычно смотрите на вещи и что Выделаете, когда нужно принять решение. Зная свои предпочтения, узнавая опредпочтениях других людей, Вы сможете выявить свои сильные стороны,понять, какая работа доставляет Вам удовольствие и как люди сразличными предпочтениями могут взаимодействовать друг с другом.Внимательно читайте каждый вопрос и отмечайте свой ответ наспециальном бланке, обводя в кружок букву выбранного Вами вариантаответа.

Не делайте никаких пометок в тексте опросника!Не думайте подолгу над вопросами, давайте первый ответ, которыйприходит Вам в голову.

Опросник содержит два типа вопросов. В первом типе Вамнеобходимо выбрать, какой из вариантов ответа больше совпадает с тем,что Вы обычно чувствуете или делаете. Во втором типе Вам нужноопределить, какое слово в паре Вам больше нравится. Ориентируйтесь назначение слова, а не на то, как оно выглядит.

Текст опросника:

1. Обычно Вы:

а) общительны; б) довольно сдержанны и спокойны.

2. Если бы Вы были преподавателем, какой курс Вы бы предпочли:

а) построенный на изложении фактов;

б) включающий в себя изложение теорий.

3. Вы чаще позволяете:

а) своему сердцу управлять разумом; б) своему разуму управлять сердцем.

4. Когда Вы отправляетесь куда-то на весь день, Вы:

а) планируете, что и когда будете делать;

б) уходите без определенного плана.

5. Находясь в компании, Вы обычно:

а) присоединяетесь к общему разговору;

б) беседуете время от времени с кем-то одним.

6. Вам легче поладить с людьми:

а) имеющими богатое воображение; б) реалистичными.

7. Более высокой похвалой Вы считаете слова:

а) душевный человек; б) последовательно рассуждающий человек.

8. Вы предпочитаете:

а) заранее договариваться о встречах, вечеринках и т.п.;

б) иметь возможность в последний момент решать, как развлечься.

9. В большой компании чаще:

а) Вы представляете людей друг другу; б) Вас знакомят с другими.

10. Вас скорее можно назвать:

а) человеком практичным; б) выдумщиком.

11. Обычно Вы:

а) цените чувства больше, чем логику; б) цените логику больше, чем чувства.

12. Вы чаще добиваетесь успеха:

а) действуя в непредсказуемой ситуации, когда нужно быстро принимать решения;

б) следуя тщательно разработанному плану.

13. Вы предпочитаете:

а) иметь несколько близких, верных друзей;

б) иметь дружеские связи с самыми разными людьми.

14. Вам больше нравятся люди, которые:

а) следуют общепринятым нормам и не привлекают к себе внимания;

б) настолько оригинальны, что им все равно, обращают на них внимание или

нет.

15. На Ваш взгляд самый большой недостаток – быть:

а) бесчувственным; б) неблагоразумным.

16. Следование какому-либо расписанию:

а) привлекает Вас; б) сковывает Вас.

17. Среди своих друзей Вы:

а) позже других узнаете о событиях в их жизни;

б) обычно знаете массу новостей о них.

18. Вы бы предпочли иметь среди своих друзей человека, который:

а) всегда полон новых идей; б) трезво и реалистично смотрит на мир.

19. Вы предпочли бы работать под началом человека, который:

а) всегда добр; б) всегда справедлив.

20. Мысль о том, чтобы составить список дел на выходные:

а) Вас привлекает; б) оставляет Вас равнодушным; в) угнетает Вас.

21. Вы обычно:

а) можете легко разговаривать практически с любым человеком в течение любого времени;

б) можете найти тему для разговора только с немногими людьми и только в определенных ситуациях.

22. Когда Вы читаете для своего удовольствия, Вам нравится:

а) необычная, оригинальная манера изложения;

б) когда писатели четко выражают свои мысли.

23. Вы считаете, что более серьезный недостаток:

а) быть слишком сердечным; б) быть недостаточно сердечным.

24. В своей повседневной работе:

а) Вам больше нравятся критические ситуации, когда Вам приходится работать в условиях дефицита времени;

б) ненавидите работать в жестких временных рамках;

в) обычно планируете свою работу так, чтобы Вам хватило времени.

25. Люди могут определить область Ваших интересов:

а) при первом знакомстве с Вами; б) лишь тогда, когда узнают Вас поближе.

26. Выполняя ту же работу, что и многие другие люди, Вы предпочитаете:

а) делать это традиционным способом;

б) изобретать свой собственный способ.

27. Вас больше волнуют:

а) чувства людей; б) их права.

28. Когда Вам нужно выполнить определенную работу, Вы обычно:

а) тщательно организовываете все перед началом работы;

б) предпочитаете выяснять все необходимое в процессе работы.

29. Обычно Вы:

а) свободно выражаете свои чувства; б) держите свои чувства при себе.

30. Вы предпочитаете:

а) быть оригинальным; б) следовать общепринятым нормам.

31. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) кроткий; б) настойчивый.

32. Когда Вам необходимо что-то сделать в определенное время, Вы считаете, что:

а) лучше планировать все заранее;

б) несколько неприятно быть связанным этими планами.

33. Можно сказать, что Вы:

а) более восторженны по сравнению с другими людьми;

б) менее восторженны, чем большинство людей.

34. Более высокой похвалой человеку будет признание:

а) его способности к предвидению; б) его здравого смысла.

35. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) мысли; б) чувства.

36. Обычно:

а) Вы предпочитаете все делать в последнюю минуту;

б) для Вас откладывать все до последней минуты – это слишком большая нервотрепка.

37. На вечеринках Вам:

а) иногда становится скучно; б) всегда весело.

38. Вы считаете, что более важно:

а) видеть различные возможности в какой-либо ситуации;

б) воспринимать факты такими, какие они есть.

39. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) убедительный; б) трогательный.

40. Считаете ли Вы, что наличие стабильного повседневного распорядка:

а) очень удобно для выполнения многих дел;

б) тягостно, даже когда это необходимо.

41. Когда что-то входит в моду, Вы обычно:

а) одним из первых испробуете это; б) мало этим интересуетесь.

42. Вы скорее:

а) придерживаетесь общепринятых методов в работе;

б) ищете, что еще неверно, и беретесь за неразрешенные проблемы.

43. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) анализировать; б) сопереживать.

44. Когда Вы думаете о том, что надо сделать какое-то не очень важное дело или купить какую-то мелкую вещь, Вы:

а) часто забываете об этом и вспоминаете слишком поздно;

б) записываете это на бумаге, чтобы не забыть;

в) всегда выполняете это без дополнительных напоминаний.

45. Узнать, что Вы за человек:

а) довольно легко; б) довольно трудно.

46. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) факты; б) идеи.

47. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) справедливость; б) сочувствие.

48. Вам труднее приспособиться:

а) к однообразию; б) к постоянным переменам.

49. Оказавшись в затруднительной ситуации, Вы обычно:

а) переводите разговор на другое; б) обращаете все в шутку;

в) спустя несколько дней думаете, что Вам следовало сказать.

50. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) утверждение; б) идея.

51. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сочувствие; б) расчетливость.

52. Когда Вы начинаете какое-то большое дело, которое займет у Вас неделю, Вы:

а) составляете сначала список того, что нужно сделать и в каком порядке;

б) сразу беретесь за работу.

53. Вы считаете, что Вашим близким известны Ваши мысли:

а) достаточно хорошо; б) лишь тогда, когда Вы намеренно сообщаете о них.

54. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) теория; б) факт.

55. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) выгода; б) благодеяние.

56. Выполняя какую-либо работу, Вы обычно:

а) планируете работу таким образом, чтобы закончить с запасом времени;

б) в последний момент работаете с наивысшей производительностью.

57. Будучи на вечеринке, Вы предпочитаете:

а) активно участвовать в развитии событий;

б) предоставляете другим развлекаться, как им хочется.

58. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) буквальный; б) фигуральный.

59. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) решительный; б) преданный.

60. Если в выходной утром Вас спросят, что Вы собираетесь сделать в течение дня, Вы:

а) сможете довольно точно ответить;

б) перечислите вдвое больше дел, чем сможете сделать;

в) предпочтете не загадывать заранее.

61. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) энергичный; б) спокойный.

62. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) образный; б) прозаичный.

63. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) неуступчивый; б) добросердечный.

64. Однообразие повседневных дел кажется Вам:

а) спокойным; б) утомительным.

65. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сдержанный; б) разговорчивый.

66. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) производить; б) создавать.

67. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) миротворец; б) судья.

68. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) запланированный; б) внеплановый.

69. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) спокойный; б) оживленный.

70. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) благоразумный; б) очаровательный.

71. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) мягкий; б) твердый.

72. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) методичный; б) спонтанный.

73. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) говорить; б) писать.

74. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) производство; б) планирование.

75. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) прощать; б) дозволять.

76. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) систематический; б) случайный.

77. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) общительный; б) замкнутый.

78. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) конкретный; б) абстрактный.

79. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) кто; б) что.

80. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) импульс; б) решение.

81. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) вечеринка; б) театр.

82. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сооружать; б) изобретать.

83. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) некритичный; б) критичный.

84. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) пунктуальный; б) свободный.

85. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) основание; б) вершина.

86. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) осторожный; б) доверчивый.

87. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) переменчивый; б) неизменный.

88. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) теория; б) практика.

89. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) соглашаться; б) дискутировать.

90. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) дисциплинированный; б) беспечный.

91. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) знак; б) символ.

92. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) стремительный; б) тщательный.

93. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) принимать; б) изменять.

94. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) известный; б) неизвестный.

Обработка результатов:

Ответив на все 4 блока вопросов, раздельно просуммируйте число баллов по каждому из блоков. Вам больше соответствует свойство из того столбика в блоке, где сумма баллов больше. В результате заполнения всего опросника, Вы сможете описать собственный психологический тип четырьмя свойствами.

ISTJ – ответственный, организатор
ISFJ – лояльный, исполнитель
INFJ – вдохновляющий созерцатель
INTJ – независимый, мыслитель
ISTP – прагматичный, мастер на все руки
ISFP – некичливый, хороший член команды
INFP – благородный, идеалист
INTP – концептуальный, мечтатель

ESTP – спонтанный, реалист
ESFP – великодушный, весельчак
ENFP – оптимист, для него люди важнее всего
ENTP - исследователь, изобретательная личность
ESTJ –администратор, требовательный человек
ESFJ – гармоничная личность, друг для всех
ENFJ – переговорщик, умеющий убеждать
ENTJ – командующий, лидер

Бланк ответов типологического опросника MBTI:

E-I S-N T-F J-P
E I S N T F J P
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
в
а
б
а
б
а
б
а
б
в
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
в
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
в
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
в
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
а
б
Итого Итого Итого Итого

Ключ к опроснику MBTI:

E-I S-N T-F J-P
E I S N T F J P
а
б
- - а
б
- - а
б
-
1(2)
2(1)
-
а
б
- -
а
б
- - а
б
- - а
б
-
2(2)
1(1)
-
а
б
- -
а
б
- - а
б
- - а
б
- - а
б
- -
а
б
- - а
б
- - а
б
-
-
- а
б
- -
а
б
- - а
б
- - а
б
-
-
2(1)
-
а
б
в
-
-
-

а
б
- - а
б
- -
-
а
б
- -
-
а
б
в
-
-
-
-
а
б
- - а
б
- - а
б
-
2(1)
-
-
а
б
- -
а
б
- -
-
а
б
- -
-
а
б
- - а
б
- -
а
б
- - а
б
- - а
б
2(2)
-
-
1(2)
а
б
- -
а
б
- - а
б
- -
-
а
б
- -
1(2)
а
б
-
-
а
б
-
-
- а
б
- -
-
а
б
1(2)
-
- а
б
в
-
-
-
-
а
б
- - а
б
- - а
б
- - а
б
- -
а
б
в
-
-
-
-
а
б
- - а
б
- - а
б
- -
а
б
- - а
б
- - а
б
- - а
б
-
-
-
а
б
- - а
б
- - а
б
- -
2(1)
а
б
в
-
-
-
-

а
б
- - а
б
- -
-
а
б
- -
-
а
б
- -
-
а
б
- - а
б
- -
-
а
б
- -
-
а
б
- -
а
б
- - а
б
- -
-
а
б
- -
-
а
б
- -
а
б
-
-
- а
б
- - а
б
- -
-
а
б
- -
а
б
- - а
б
- - а
б
- -
-
а
б
- -
а
б
- -
-
а
б
- - а
б
- - а
б
- -
а
б
-
-
- а
б
- -
-
а
б
- -
-
а
б
-
-
- а
б
-
-
- а
б
- -
а
б
- -
-
а
б
-
-
-
а
б
- -
-
а
б
- -
Итого Итого Итого Итого

Интерпретация результатов:

Описания, которые вы найдёте дальше, вы можете использовать для нескольких целей.

- Первое, и самое важное: эти описания помогут вам твёрдо установить ваш психологический тип. Независимо от того, использовали ли вы Индикатор типов Майерс-Бриггс или просто приблизительно установили свои предпочтения, данные описания подкрепят собой ваши изыскания и продемонстрируют, как четыре предпочтения взаимодействуют друг с другом, создавая уникальный тип личности. Если, читая описание своего типа, вы увидите, что согласны с большинством его положений, значит, вы, вероятнее всего, правильно установили свой тип. По мере чтения описания может быть полезно подчёркивать или выделять те моменты, с которыми вы особенно согласны или не согласны.

- Затем вы можете прочитать своё описание человеку, которого хорошо знаете, — это может быть ваш коллега, начальник или подчинённый. Попросите этого человека сказать, с какими элементами вашей характеристики он особенно согласен или не согласен. Его отклик будет в высшей степени полезен для вас: с его помощью вы поймёте, насколько восприятие вас окружающими близко вашей самооценке.

- Кроме того, описаниями можно воспользоваться как подспорьем для коллективной деятельности. Если обменяться характеристиками друг друга и держать их под рукой для важных моментов (перед собраниями, в ходе срочной работы, в кризисных ситуациях), это поспособствует открытому общению и позволит каждому из сотрудников обратиться к своим достоинствам и помнить о собственных недостатках.

- Вот ещё один вариант использования психологических характеристик: они помогут вам справиться с человеком, который доставляет вам на работе особенные проблемы. Если вы знаете все четыре предпочтения этого человека (или по крайней мере догадываетесь, каковы они), то, ознакомившись с описанием его типа, вы поймёте, где коренится проблема. А это может дать вам возможность наладить общение и справиться с данной проблемой.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

83 − = 79