Определение «объекта», «предмета» исследования, его цели и задач

После формулирования проблемы студенту необходимо определить «объект» и «предмет» исследования, т. к. каждая тема находится в определенной системе координат. Определение объекта и предмета исследования – довольно сложная задача даже для опытного исследователя.

Объект – это та объективная сфера социальной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя. Объект – это «актуальное поле исследования», в котором должен разобраться исследователь. Объект – это явление (т.е. то, что есть в социальной реальности), или процесс (существующий реально), или феномен, существование которого в социальной реальности доказано.

Другими словами, объектом могут быть: а) все существующие социальные институты; б) все социально-демографические общности; в) все клиентские группы СР; г) все социальные и формальные структуры и/или организации, которые занимаются или имеют отношение к СР; д) все социальные процессы.

Объект обязательно должен быть помещен в предметную область социальной работы, т.е. социальная работа должна «заниматься» этим объектом, если же он представляет интерес для нескольких наук и его отношение к социальной работе может быть оспорено, то нужно уточнить его отношение к предметной области.

Например: «социальная эксклюзия как объект исследования социальной работы», «семья как клиентская группа в социальной работе» (здесь семья понимается как клиентская группа, которой оказывается помощь).

В качестве объекта исследования можно брать:

1) Клиентскую группу (хорошо, если она уточняется и подчеркивается ее отношение к социальной работе).

Например:

«дети-сироты, воспитывающиеся в Домах-интернатах»

«пожилые как социально депривированная группа»

«военнослужащие как объект социальной работы»

2) Социальную работу с конкретными группами населения и составные части этой работы, различные формы социальной работы. При этом мы полагаем, что социальная работа – это реально существующая деятельность или же система действий, направленных на осуществление помощи.

Например:

«социальная работа с пожилыми и престарелыми»

«технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми»

«арт-технологии в социальной работе с инвалидами»

«формы и методы социальной работы с пожилыми и престарелыми»

«военно-социальная работа»

«библиосоциальная работа»

«профилактика суицидальных тенденций в контексте социальной работы»

3) Трудные жизненные ситуации, или дефицитарные проблемы, и их последствия.

Например:

«постинтернатский период жизни»

«социальная эксклюзия инвалидов»

«одиночество пожилых и престарелых как трудная жизненная ситуация»

«дезадаптация военнослужащих, вернувшихся из мест военных действий»

«семейный конфликт как объект деятельности кризисных семейных центров»

«агрессивное поведение беспризорных детей»

4) Феномен, или идеально-типический объект, чья принадлежность предметной области социальной работе не вызывает сомнения. Если данный феномен исследуется какой-то другой наукой, кроме социальной работы, необходимо уточнить, что он нас интересует исключительно в социальной работе.

Например:

«социальная адаптация как феномен исследования в социальной работе»

«социальная депривация как феномен исследования в социальной работе»

«социальная девиация как феномен исследования в социальной работе»

«феномены старости и старения в современном обществе»

В основу подобного понимания положено убеждение, что изучаемый идеальный объект способен моделировать реальность в её наиболее важных и существенных свойствах и характеристиках. Тем самым, изучаемый нами теоретический объект получает в процессе нашего исследования соответствующий онтологический статус, а ему самому мы как бы приписываем черты самой объективной реальности. Другими словами, мы должны доказать, что обсуждаемый нами теоретический объект – социализация, девиация, депривация, делинквентность, социальная адаптация и др. – это не ложный продукт нашей ошибочной теоретизации (т.е. мы не занимаемся гипостазированием – выдумыванием теоретических феноменов, которых нет в реальности (флогистон, вечный двигатель, торсионные поля и т.д.), а обсуждаем, то, что теоретически, абстрактно отражает нечто реально существующее в обществе).

Предмет исследования - это тот специфический угол зрения, под которым мы рассматриваем изучаемый объект, именно на предмет должно быть направлено все наше внимание как исследователя. Предмет раскрывает свойства, аспекты, функции объекта.

Необходимо помнить, что объект и предмет исследования – это не рядоположенные и не равнозначные понятия. Объект и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследо­вания. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Если объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматриваем?», то предмет исследования – на вопрос: «Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?».

Загрузка...

Предмет исследования может выявлять:

-организационные аспекты решения проблем клиента или совершенствования системы социальной работы;

- теоретический аспект;

- технологический аспект.

Исследователь не имеет права в работе «терять» предмет, т.е. заявлять, что будет исследовать один предмет, а описывать другой.

Например: если Вы заявляете, что предметом исследования будет «девиантное поведение», то и работа должна быть посвящена девиантному поведению, а не делинквентному поведению, агрессивному поведению.

Следите внимательно, чтобы не было подмены предмета! Проблема исследования и предмет соответствуют один другому. Предмет определяется после нахождения проблемы, но последняя может быть скорректирована при уточнении предмета.

Например, правильно:

Проблема:

Недостаточная изученность образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие организации образовательного процесса, направленного на их интеграцию в общество.

Объект: образование детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их интеграции в общество.

Предмет: образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Хотя здесь и не упоминается социальная работа, но из контекста понятно, что речь идет о трудной жизненной ситуации и ее решении через анализ образовательных потребностей.

Неправильно, обратите внимание на ошибку!:

Проблема: Недостаточная изученность технологий социальной работы с мигрантами.

Объект: Мигранты как клиентская группа социальной работы.

Предмет: Технологии социальной работы с мигрантами.

Обращаем Ваше внимание на то, что объект сформулирован неверно! Так как «технологии» являются характеристикой не «мигрантов», но «социальной работы с мигрантами», поэтому объект здесь должен быть следующим: «социальная работа с мигрантами».

Неправильно, обратите внимание на ошибку!:

Проблема: Слабая изученность дезадаптивного поведения мигрантов в контексте социальной работы с данной клиентской группой.

Объект: Мигранты как клиентская группа социальной работы.

Предмет: Социальная работа по преодолению дезадаптации мигрантов.

Обращаем Ваше внимание на то, что предмет сформулирован неправильно, так как характеристикой «мигрантов как клиентской группы» может быть «дезадаптивное поведение», но не «социальная работа».

Если работа будет носить теоретический характер, то объект и предмет могут выглядеть следующим образом:

Объект – феномены старости и старения в современном обществе

Предмет – теоретико-методологические подходы к исследованию феноменов старости и старения в современном обществе.

или

Объект – социальная адаптация человека с ограниченными возможностями здоровья

Предмет – социально-философские, теоретико-методологические подходы к изучению стратегий социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

От выделения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследова­ния, а также указать на конкретныезадачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяс­нить…, и т. п.).

Цели исследования- это то, что должно быть достигнуто в результате работы. Цель должна соответствовать теме исследования. Цель формулируется из проблемы исследования, в ней объясняется, что именно исследователь будет делать с предметом: исследовать, анализировать, выявлять, формулировать и др. Не рекомендуется писать: «рассмотреть».

Задачи исследования- это конкретизация цели. Выдвижение и решение задач должно позволять достичь поставленной цели (задачи не могут быть шире, чем цель, и не могут выходить за рамки цели). Принято формулировать 3-4 задачи в бакалаврской работе, 4-6 задач - в дипломной.

Ошибка! В задачах не пишут: «проанализировать литературу», «провести исследование методом экспертной оценки …» - это методы, которыми достигается цель.

Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Формулировки этих задач необходимо делать как можно бо­лее тщательно, поскольку описание их решения должно соста­вить содержание глав исследовательской работы. Это важно так­же и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

В случае проведения эмпирического исследования необходимо сформулировать гипотезу исследования. Гипотеза (от греч. "гипотезис" - основание, предположение) - это есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Гипотеза представляет собой имеющееся сформулированное предположение. Из гипотезы выводятся цель и задачи эмпирического исследования.

Очень важным этапом научного исследования является вы­бор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым ус­ловием достижения поставленной в такой работе цели.

Методы исследования – это представляющие собой последовательно применяемые исследователем способы познания социальных явлений с целью построения и обоснования системы знаний. В самом широком смысле слова, метод - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Метод освещает путь к предмету. В работе перечисляются и обосновываются предполагаемые методы исследования




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

84 + = 93