Методика проведения социометрического опроса

Сущность и содержание социометрического опроса

Лекция 7. Социометрические методики

(метод структурного анализа малых социальных групп)

1. Сущность и содержание социометрического опроса

2. Методика проведения социометрического опроса

Литература:

1. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Учебное пособие - Алт. ГУ, - 2001.

2. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиторал УРСС, 2003.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: 1998.

Социометрический опрос - это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Особенность социометрического опроса состоит в том, что респондентам предлагается выбрать (отвергнуть) по тем или иным социометрическим критериям (как правило, для совместной деятельности) одного или нескольких членов исследуемой малой социальной группы. Исходя из этого, социометрический опрос, с одной стороны, позволяет исследовать межличностные и межгрупповые отношения с целью их улучшения и усовершенствования, и, с другой стороны, позволяет социологу изучить строение малых социальных групп, разбитых на микрогруппы.

Таким образом, социометрические методики используются социологами, когда необходимо выявить:

• неофициальных лидеров малых групп, т.е. таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других;

• "изгоев" коллектива, т.е. людей отвергаемых большинством группы;

• кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных
руководителей коллективов;

• характер социально-психологического климата в коллективе и тенденции его развития;

• дифференциацию первичных (т.е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов с целью определения реально сложившихся в нем социально-психологических группировок;

• причины и движущие силы внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых межгрупповых);

• многие иные проблемы, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп.

Необходимо отметить, что при решении вышеназванных задач социометрические методики могут играть роль как главных, так и дополнительных методов. Но в любом случае они обязательно сопрягаются с другими методами - анализом соответствующей документации, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом и др.

Процедурно социометрический опрос включает в себя несколько этапов.

1-й этап - подготовительный. На этом этапе социолог определяет проблему; выбирает объект исследования; знакомится с количественными и качественными показателями исследуемого объекта.

2-й этап - разработка социометрических критериев, т.е. вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений в малой социальной группе.

В социометрии выделяют несколько видов критериев.

Во-первых, производственные, позволяющие исследователю выяснить межличностные отношения на уровне структуры производственной (служебной, учебной) деятельности. Это вопросы типа: "Кого из членов Вашей учебной группы Вы оставили бы в ней, если бы учебная группа формировалась заново?"

Во-вторых, непроизводственные критерии, показывающие межличностные отношения, складывающиеся в коллективе в ходе непроизводственной (внеучебной) деятельности. Например: "Кого из студентов Вашей учебной группы Вы бы хотели пригласить на свой день рождения?" Выборы по непроизводственному критерию образуют так называемые психогруппы.

Производственные и непроизводственные критерии образуют "основные" вопросы.

Помимо них в социометрическом опросе различают дополнительные критерии. К ним относят:

а) прогностические критерии, связанные с получением информации о структуре коллектива, основанной на его психологических особенностях. В прогностическом вопросе, как правило, респонденту предлагается дать ответ, кто из членов коллектива отвергнет его как партнера в каком-либо виде деятельности:

"Кто из членов Вашей учебной группы, как Вам кажется, взял бы Вас с собой при переходе на учебу в другую учебную группу?"

б) социальные критерии, предполагающие выбор партнера для совместной общественной деятельности. Например: "С кем из членов Вашего коллектива Вы бы хотели участвовать в работе общественной комиссии по проверке ... (чего-либо)?"

в) положительные критерии, предполагающие объединение партнеров для какой-либо совместной деятельности: "С кем из членов Вашей учебной группы Вы бы хотели постоянно выполнять общие задания?"

г) отрицательные критерии, предполагающие выделение из коллектива лица (или группы лиц), с которым опрашиваемый не хотел бы заниматься одним видом деятельности. Например: "С кем из студентов Вашей учебной группы Вы бы не хотели иметь ничего общего?"

Загрузка...

д) двойные критерии, предполагающие возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления. Это вопросы, связанные с выбором соседа по комнате в общежитии, спутника в командировку, противника или союзника в состязании и т.д. Например: "С кем из студентов Вашей учебной группы Вы хотели бы жить в одной комнате в общежитии?"

е) одинарные критерии, предполагающие создание ситуации, при осуществлении которой возникает неравенство выбирающего и выбираемого. Примером тому может служить социометрический выбор начальника и подчиненного: "Кто, на Ваш взгляд, должен быть менеджером Вашей учебной группы?"

Выбор того или иного вида критерия определяется:

во-первых, задачами исследования;

во-вторых, характеристиками изучаемой группы (уровень общего образования, квалификация и т.п.).

Таким образом, разработка критериев является одним из непременных условий качественного проведения социометрического опроса.

3-й этап - проведение социометрического опроса. Он включает в себя:

Инструктирование респондентов. Особенность процедуры социометрического опроса состоит в том, что изучаются межличностные взаимоотношения, и это предъявляет особые требования к этическим нормам проводимых исследований.

Раздачу членам исследуемой группы списков и социометрических карточек. Социометрический опрос требует проведения специальной процедуры анонимности исследования. Для этого, после проведения инструктажа, проводящий опрос на время может покинуть помещение, где проводится опрос, с тем, чтобы респонденты могли присвоить каждому из занесенных в список респондентов свой, неизвестный проводящему опрос, номер.

Заполнение социометрических карточек респондентами. Здесь необходимо отметить, что в социометрическом опросе специфичны способы определения репрезентативности (достоверности) данных. Так, например, отсутствие в группе во время опроса лишь одного респондента (в первую очередь, руководителя коллектива) может коренным образом повлиять на представительность полученных данных;

Сбор социометрических карточек.

4-й этап - обработка информации, представление ее в свернутом виде, проверка надежности полученных данных. Анализ данных в социометрическом опросе существенно отличается от других видов анализа данных. Обработка социометрических данных, проводимая для изучения полученной в ходе опроса структуры исследуемой группы, предполагает:

во-первых, выделение социометрических подструктур (подгрупп, лидера и т.п.);

во-вторых, расчет социометрических индексов, характеризующих структуру группы в целом или каждого из ее членов в этой структуре.

5-й этап - получение выводов и выдача рекомендаций для принятия по данному коллективу управленческого решения.

Для того, чтобы качественно провести социометрический опрос, помимо соблюдения очередных этапов, необходимо выполнить ряд требований:

1. Опрос можно проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной работы (обычно, не менее шести месяцев).

2. Размер коллектива должен предоставлять его членам возможность активного и непосредственного общения. Оптимальное количество 10 - 30 человек.

3. Количество выборов, разрешенных респонденту, либо ограничивается, о чем указывается в социометрической карточке (например: укажите не более трех человек). Либо выбор членов группы может быть неограничен (в зависимости от целей исследования).

4. Каждый член коллектива может выбирать себе партнера для какого-либо вида совместной деятельности только в рамках исследуемого коллектива.

5. Опрос должен проводится посторонним для данного коллектива лицом. Сбор данных членом коллектива, а тем более его руководителем, резко нарушает анонимность, являющуюся обязательным условием социометрического опроса.

6. Каждый респондент должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими.

Таким образом, термином "социометрия" обозначают совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью, опытом совместной работы и жизнедеятельности. Социометрический опрос предполагает определенную логику действий исследователя и выполнение определенных требований.

Для систематизации и сбора социометрической информации используются социометрические карточки. Социометрическая карточка представляет собой бланк, состоящий из двух разделов:

I раздел - инструкция респонденту. В ней указываются задачи исследования; разъясняются способы заполнения карточки; даются гарантии анонимности опроса.

II раздел - собственно критерии (вопросы), на которые необходимо ответить респонденту.

В качестве примера можно привести социометрическую карточку следующего содержания (См. рис 1):

Рис. 1. Образец социометрической карточки

Уважаемый товарищ!

Взаимоотношения в Вашем коллективе оказывают сильное влияние, как на самочувствие отдельного члена коллектива, так и на работоспособность всех его звеньев.
В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе, просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая в указанные номерами места фамилии членов Вашего трудового коллектива из предложенного Вам списка или их списочные номера (но не более трех на каждый вопрос).
Исследователь гарантирует полную анонимность Ваших ответов.
Заранее благодарим за участие!

I. Как Вы считаете, кто в Вашем коллективе пользуется самым большим авторитетом у товарищей? (В порядке убывания).
1. _______________ 2. _______________ 3. ________________
II. Кто из Ваших коллег, по Вашему мнению, вызывает наибольшие симпатии в коллективе? (В порядке убывания).
1. _______________ 2. _______________ 3. ________________
III. К кому из членов Вашего коллектива Вы предпочитаете обращаться с вопросами по работе?
1. _______________ 2. _______________ 3. ________________
IV. С кем из членов Вашего коллектива Вы могли бы поделиться личными переживаниями?
1. _______________ 2. _______________ 3. ________________
V. Кого из членов Вашего коллектива Вы охотно пригласили бы к себе в гости?
1. _______________ 2. _______________ 3. ________________
VI. С кем из членов Вашего коллектива Вы охотнее всего стали бы выполнять совместные задания?
1. ________________ 2. ______________ 3. ________________
VII. С кем из членов Вашего коллектива Вы не хотели бы иметь ничего общего?
1. _______________ 2. _______________ 3. ________________
Благодарим Вас за проделанную работу!

При данном варианте карточки, задача респондента заключается в том, что он обязан выбрать из алфавитного списка членов своего коллектива и вписать в пустующие строчки социометрической карточки фамилии тех трех его коллег, которых он выбирает или отрицает для выполнения какого-либо вида деятельности.

Принцип построения карточек подобного типа довольно прост, и их можно применять с различными критериями: производственными; непроизводственными; положительными; отрицательными и т.д.

В социологической практике может быть использован и другой вариант компоновки критериев в социометрической карточке. Например:

Рис. 2. Образец социометрической карточки


п/п
Фамилии членов коллектива Критерий 1
(формулировка вопроса)
Критерий 2
(формулировка вопроса)
Критерий 3
(формулировка вопроса)
И т.д.
Алексеев +
Иванов + +
Изотов +
Косоротов +
Ляпин +
Мамонтов +

При таком оформлении карточки (Рис. 2) респондент отмечает крестиком фамилии тех членов своего коллектива, которых он выбирает или отрицает по тому или иному критерию. В целях удобства обработки полученной информации и более четкого определения взаимоотношений в исследуемом коллективе могут быть внесены ограничения на количество выборов. Так, например, для группы 20 - 25 человек, оптимальное количество выборов - 4 - 5 человек.

Выше приведенные варианты социометрических карточек далеко не исчерпывают возможности их составления и многообразных форм применения.

Социометрические методики включают в себя специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных.

Возникновение и развитие социометрии привело к расширению ее методов за счет включения в них двух форм группового тренинга:

· социодрамы - суть которой заключена в проигрывании различных социальных ситуаций;

· психодрамы - проигрывании возможных моделей межличностного общения с целью профилактики неадекватных эмоциональных реакций.

Особое место в социометрическом опросе занимает обработка полученной информации. Обработка социометрической информации включает в себя:

- построение социоматриц или построение социограмм;

- расчет социометрических индексов.

Что такое «социоматрица» и что такое – «социограмма»?

Социоматрица – это способ обобщения и обработки данных, полученных социометрическим опросом.

По форме социоматрица напоминает таблицу итогов спортивного соревнования, например, футбольного или шахматного чемпионата.

· В левой и верхней части социоматрицы обозначаются фамилии членов группы, причем первое место отдается официальному руководителю (см. схему 2).

· Заштрихованность ряда клеток таблицы объясняется тем, что социометрический опрос исключает возможность самовыбора.

· В свободных клеточках проставляется один из трех символов: знак + (плюс) означает позитивный выбор, знак - (минус) - негативный выбор, а знак 0 (ноль) - отсутствие как позитивного, так и негативного выбора, т.е. индифферентное отношение выбирающего к другим членам группы.

· С правой стороны матрицы содержится суммарное выражение позитивных, негативных, индифферентных выборов, сделанных каждым членом группы.

· Внизу таблицы дается сумма (Σ) выборов группой каждого своего члена.

№ п/п Фамилии Шутов Попов Конев Носов Салин Фомин Львов Рогов Ежов Ивкин Σ (сумма выборов)
+
Шутов * + + + + +
Попов + * + + + +
Конев + * + + +
Носов + * + + +
Салин + + * + + +
Фомин + + * +
Львов + + + + * +
Рогов + + + + * +
Ежов + + * +
Ивкин + + + + *
Итого: Σ(+)
Σ(–)
Σ(0)

Схема 2. Образец социоматрицы рабочей бригады

Социоматрица, облегчает исчисление социометрических индексов, т.е. количественных показателей, характеризующих структуру межличностных отношений в группе и положение (статус) каждой личности в этой структуре.

Различают следующие группы социометрических индексов:

· персональные (индивидуальные);

· групповые (коллективные).

Среди персональных (индивидуальных)социометрических индексов чаще всего используются индексы:

· социометрического статуса личности;

· эмоциональной экспансивности (несдержанности) личности;

· взаимности позитивных выборов;

· взаимности негативных выборов;

· взаимной индифферентности (безразличия) личностей.

Исчисление каждого из перечисленных индексов осуществляется по специальным математическим формулам, имеющим довольно сложный вид. Мы охарактеризуем их в предельно упрощенном виде.

Индекс социометрического статуса личности в группе определяется следующим образом:

∑ (+) + ∑ (-)

Si = ­----------------

Ν - 1

∑ (+) - сумма позитивных выборов этой личности группой;

∑ (-) - сумма негативных выборов этой личности группой;

N - количество членов группы.

Используя эту формулу (она преднамеренно облегчена в сравнении с используемой
квалифицированными социологами) и данные вышеприведенной матрицы (см. ее нижнюю итоговую часть), определим, для примера, социометрический статус бригадира Шутова.

Он измеряется показателем 0,11. Самый высокий статус имеет Попов. Статус Конева (- 0,33) выражается отрицательный величиной. Минусовой статус и у Рогова (- 0,11). У Фомина и Ивкина нулевой статус у остальных он ниже, чем у Попова, но выше, чем у бригадира (кроме Ежова, имеющего такой же показатель, как у бригадира).

Максимально высокий социометрический статус личности равен плюс 1, а максимально низкий статус - минус 1.

Первый возможен в случае только позитивного избрания личности всеми другими членами группы, а второй - в ситуации негативной оценки личности всеми членами данной группы без единого исключения.

В реальных социальных группах эти крайности практически не встречаются. Показатели социометрического статуса колеблются между крайностями. Чем ближе этот показатель к плюс 1, тем больше оснований для вывода, согласно которому человек, имеющий такой высокий статус, играет в данной группе роль неофициального лидера.

При приближении статусного показателя к минус 1, должно возникнуть предположение об обнаружении "отверженного" члена коллектива, его "изгоя".

Однако эти заключения имеют предварительный характер и должны быть проверены исчислением других индексов, как персональных, так и групповых.

Индексы эмоциональной экспансивности (несдержанности) членов группы определяется на основе суммарных данных матрицы, находящихся в ее правой стороне, исходя из следующей упрощенной формулы:

∑ (+) + ∑ (-)

Ε = ------------------

Ν - 1

∑(+) - сумма позитивных выборов данной личностью других членов группы,

∑ (-) - сумма аналогичных выборов, имеющих негативный смысл, N - количество членов группы.

Продолжим наш пример.

Самая высокая экспрессивность присуща Рогову, а самая низкая Коневу. Вспомним, что у того и другого минусовой статус (-0,11 и -0,33, соответственно). Это значит, что у Рогова больше шансов утвердиться в данной бригаде, чем у Конева, что последний не только отвергается коллективом в большей мере, чем первый, но и меньше стремится повысить свой статус.

Замерим экспансивность бригадира и неофициального лидера. У Шутова этот показатель будет равен 0,77, а у Попова - 0,88.

На основании сопоставления этих показателей с индексами их статуса должно предположить, что неофициальный лидер стремится расширить свое воздействие на коллектив в большей степени, чем официальный руководитель.

Аналогичным образом определяется индексы экспансивности всех других членов коллектива и сопоставляются с показателями их социального статуса. Это дает возможность увидеть взаимосвязи между отношением индивида к группе и отношением группы к индивиду, обнаружить слабые звенья в цепи данных взаимоотношений.

Индексы взаимности позитивных (V(+)), негативных (V(-)) и индифферентных (безразличных) (V(0)) выборов определяются путем подсчета количества соответствующих взаимных выборов с последующим делением этой величины на N - 1.

Обычно эти индексы исчисляются применительно к лидерам коллектива (официальному и неофициальным), а также к «изгоям» данного коллектива.

У Шутова V(+) - 0,44 (он позитивно избрал Попова, Носова, Салина, Львова и Ивкина, но взаимностью ему ответили только четверо из них);

V(-) Шутова = 0,11 (Конев), a V(0) = 0 (Шутов индифферентен к Фомину и Ежову, но они относятся к нему негативно). У Попова V (+) = 0,33, V(-) = 0,22, V(0) = 0 (к Рогову он индифферентен, но Рогов относится к Попову позитивно).

Что нового мы узнали о бригадире, неофициальном лидере и коллективе бригады, подсчитав эти индексы?

Прежде всего, то, что количество сторонников бригадира превышает численность соратников неофициального лидера. Но это преимущество, видимо, временное, так как экспансивность неофициального лидера выше, чем у бригадира. Явных противников у последнего пока меньше, чем у первого, но их число может вырасти за счет Фомина и Ежова.

Отвергаемые коллективом Рогов и Конев имеют по индексам взаимности следующие показатели. У Рогова V(+) = 0,11, V(-) = 0,22, V(0) - 0; у Конева, - соответственно, 0; 0,11; 0,11. Это значит, что сказанное ранее предположения о предпочтительности положение Рогова в группе (в сравнении с Коневым) получило подтверждение.

Коллективные социометрические индексы призваны дать количественную характеристику экспансивности, индифферентности, интегрированности, разобщенности, конфликтности и других свойств обследуемой группы.

1. Индекс экспансивности (несдержанности) группы измеряет плотность позитивных и негативных выборов в ней. Он определяется путем деления на количество членов коллектива (в данном случае от N единица не отнимается) общей суммы всех выборов, кроме индифферентных, сделанных всеми членами группы. В нашем примере этот коэффициент равен 8,3, т.к.

2. Индекс индифферентности (нейтральности) группы органично дополняет первый коэффициент и проверяет точность его подсчета. Он образуется делением общей суммы индифферентных выборов на

численность коллектива. Сумма двух означенных коэффициентов должна равняться численности группы.

3. Индекс интегрированности (объединенности) группы - итог деления общей суммы позитивных выборов на общее число всех сделанных всеми членами группы выборов. Для используемой в качестве примера бригады коэффициент интегрированности группы составит 4,3, так как общая сумма позитивных выборов равна 43.

4. Индекс разобщенности группы образуется соотнесением суммы негативных и индифферентных выборов к общему числу всех выборов. Поскольку в нашей условной бригаде первых 40, а вторых - 17, постольку коэффициент ее разобщенности равен 5,7.

5. Индекс взаимных симпатий (V(+)гp.) - результат деления суммы всех взаимных позитивных выборов на число членов коллектива.

6. Индекс взаимных антипатий (V(-)гp.) - величина, образующаяся соотнесением суммы негативных выборов к численности группы.

7. Индекс взаимной индифферентности (нейтральности) образуется делением общей суммы взаимных индифферентных выборов на сумму членов коллектива.

8. Индекс конфликтности группы рассчитывается по формуле:

Σ V (-) гр. + Σ (-) гр.

Кгр. = ------------------------------

Ν

∑ V(-)гp. - сумма взаимных негативных выборов всех членов группы;

∑ (-)гр. - сумма односторонних негативных выборов в группе, могущих сопрягаться как с позитивным, так и индифферентным выбором с другой стороны;

N - количество членов группы.

Информативность и эвристическая значимость всех обозначенных коллективных индексов возрастает при условии их сопоставления:

во-первых, друг с другом,

во-вторых, персональными социометрическими индексами,

в-третьих, аналогичными показателями других групп,

в-четвертых, выводами об обследуемой группе, полученными другими, в т.ч. качественными методами.

Таким образом, при помощи социоматрицы можно наглядно:

- определить лидера в коллективе;

- определить "отвергнутого", т.е. человека, который не вписался в коллективе.

В последнее время одним из наиболее распространенных и перспективных методов по определению межличностных отношений в коллективе, выявлению микрогрупп, а также определению отвергнутых коллективом лиц является графический метод - социограмма.

Социограмма - это схематическое изображение реакций испытуемых, выраженных ими по отношению друг к другу при ответе на социометрический критерий. Социограмма позволяет наглядно отобразить структуру межличностных отношений в коллективе.

Социограммапредставляет собой рисунок, на котором члены группы изображаются в виде либо точек, либо геометрических фигур (квадратиков, ромбиков, треугольников, кружков и т.д.), символизирующих их должность, пол, возраст, национальность и т.п. Эти фигуры соединяются стрелками, отражающими характер отношений членов данного коллектива.

Схема 1. Упрощенный образец социограммы условной пятичленной рабочей бригады

В данном примере социограммы использованы следующие условные обозначения:

• квадрат символизирует официального руководителя,

• кружки - рядовых рабочих бригады,

• сплошная линия - позитивный выбор,

• загзагообразная линия - негативный выбор, отвержение,

• прерывистая линия - индифферентное, безразличное отношение, отсутствие как позитивного, так и негативного выбора,

• указатели стрелок - направленность выбора от выбравшего к выбранному лицу,

• двухсторонняя стрелка - равнозначный взаимный выбор,

• буквы внутри геометрических фигур - начальные буквы фамилий членов бригады (бригадир Иванов, рабочие Петров, Сидоров, Федоров, Денисов).

Если, скажем, Иванов выбрал Петрова, то от символа Иванова к символу Петрова проводится стрелка условленного цвета или формы.

Если Петров отверг Иванова, то от символа Петрова к символу Иванова рисуется стрелка другой формы или другого цвета.

Если Петров относится к Иванову индифферентно (и не выбрал его, но не отверг), то стрелка должна иметь третью форму или цвет.

Социограмма образуется тогда, когда по означенному принципу будут изображены все связи симпатии, антипатии и индифферентности между всеми членами группы (см. схему I).

Расшифруем приведенную социограмму.

Из нее явствует, что бригадир симпатизирует Петрову, Федорову и Денисову, но его позитивно оценивает только один из подчиненных - Денисов. Трое рабочих (Петров, Сидоров и Федоров) отвергают Иванова как бригадира, при этом отношения Иванова и Сидорова характеризуются взаимной антипатией. Сидорова в позитивном плане выбрал только Петров, а Денисов и Федоров безразличны к нему. Последние имеют по два позитивных выбора, их статус в группе выше, чем у Сидорова и Иванова. Самую прочную позицию в данной группе занимает Петров, имеющий максимально возможное в пятичленке количество позитивных выборов - четыре. Это значит, что Петров - неофициальный лидер данного коллектива. Поскольку Петров отвергает Иванова как официального руководителя и пользуется поддержкой всех остальных рабочих, постольку очевидно, что основными конфликтерами в этом коллективе выступают Петров и Иванов. На основе социограммы можно предположить, что Сидоров, находящийся в отношениях взаимной симпатии с неофициальном лидером и взаимной неприязни с бригадиром, может играть во внутри коллективных конфликтах роль их инициатора, провокатора или организатора.

В социометрии различают следующие виды социограмм:

• социограмма - звезда;

• социограмма - мишень;

• локограмма;

• социограмма - гроздь и другие.

Что они собой представляют и в чем их отличия?

1. Социограмма – звезда. Она обнаруживает "звезду" (неофициального лидера) группы и внешне напоминает форму звезды. Она весьма информативна и позволяет увидеть в изучаемом объекте то, что не фиксируется другими методами.

Еще большей информативностью и наглядностью характеризуются другие разновидности социограмм.

2. Социограмма - мишень в которой символические обозначения членов группы располагаются в пределах концентрического круга, причем их расстояние от центра данного круга определяется показателем их социометрического статуса. Чем ниже статус, т.е. чем меньше позитивных и больше негативных выборов получил член группы, тем дальше от центра будет его символ.

3. Локограмма, представляет чертеж, на котором символы членов группы располагаются адекватно их реальному размещению в помещении (на рабочих местах в цехе, за своими столами в конторе, за учебными столами в аудитории и т.п.).

4. Социограмма - гроздъ, позволяет обнаружить и наглядно представить социально-психологические группировки коллектива. В рисунках данного типа величина расстояния между символами членов коллектива определяется и характером и интенсивностью межличностных связей, в силу чего образуются, как правило, две-три "грозди", символизирующие сложившиеся группировки.

Названные виды социограмм используются в научных целях представителями многих социально-гуманитарных дисциплин. Социологи, социальные психологи и конфликтологи не ограничиваются применением только выше названных типов социограмм, используют более сложные модели-рисунки внутриколлективных взаимосвязей и отношений.

Изучая социометрический метод, необходимо уяснить и то, что социограммы могут делаться не только по одному социометрическому критерию (вопросу). Они могут создаваться и по двум, и по трем и по большему количеству критериев. В таких случаях социограммы приобретают весьма сложный вид (ибо испещрены множеством разноцветных и разнообразных стрелок), что осложняет их осмысление и соответствующие подсчеты. Эти трудности преодолеваются с помощью компьютерной техники.

Все разновидности социограмм с математической точки зрения предстают ориентированными графами. Поэтому они могут и должны анализироваться на основе той отрасли дискретной математики, которая называется теорией графов.

Таким образом, социометрический метод применяется социологом в том случае, когда необходимо исследовать межличностные и межгрупповые отношения в малых социальных группах с целью их улучшения и усовершенствования, а также для изучения строения малых социальных групп.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 1 = 7