Методы, способы, типы правового регулирования

Признаки общественных отношений, составляющих сферу правового регулирования

- выражают индивидуальные интересы членов общества и общественные интересы;

- реализуют взаимные интересы участников;

- строятся на основе согласия выполнять определенные правила;

- требуют соблюдения правил, обязательность которых подкрепленадостаточно действенной силой.

Предмет правового регулирования

отношения по обмену
ценностями (матеральными и нематериальными)
отношения по властному управлению обществом

отношения по обеспе­чению правопорядка

Разнообразие общественных отношений, их характер и задачи регулирования порождают своеобразие методов и способов пра­вового регулирования.

Методыэто способы регулирования общественных отношений, их сочетание.

Существуют два основных метода правового регулирования:

метод централизованного регулирования (метод суборди­нации), при котором регулирование "сверху донизу" осущест­вляется на властно-императивных началах;

— метод децентрализованного регулирования (метод коор­динации), при котором на его ход и процесс оказывает влия­ние активность участников регулируемых отношений путем до­говоров, односторонних правомерных юридических действий.

Методы правового регулирования

субординация координация

Методы имеют существенное значение для построения ре­гулирования и особенностей правовой материи, они являются одним из важнейших критериев деления права на отрасли.

В наиболее чистом виде основные методы выражаются в административном праве (метод субординации) и в граждан­ском праве (метод координации). В других отраслях существуют различные варианты сочетания элементов обоих методов.

Способы правового регулированияэто пути регулирова­ния, раскрывающие особенности методов в отдельных облас­тях общественных отношений и выражающиеся в особеннос­тях юридических норм.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

запрещение— возложение обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода (запрещающие нормы);

дозволение— предоставление права на "собственные" активные действия (управомочивающие нормы);

обязывание— возложение обязанности к активному по­ведению — что-то сделать, передать, уплатить и т.д. (обязы­вающие нормы).

Правовое регулирование складывается из различных комби­наций этих трех способов, при этом в централизованном ре­гулировании преобладают запрещение и обязывание, а в децент­рализованном — дозволение.

Очевидно, что указанные способы регулирования связаны и с различными видами правоотношений: на основе обязываю­щих и управомочивающих норм возникают правоотношения активного типа; на ос­нове запрещающих - правоотношения пассивного типа.

Кроме того, все три способа правового регулирования пред­определены функциями права.

Функции права Регулятивно - статическая Регулятивно-динамическая
Способы
регулирования
Запрет

дозволение

обязывание

Помимо основных выделяют дополнительные способы пра­вового воздействия, такие как применение мер принуждения (возложение юридической ответственности за совершение правонарушения) и предупредительное (превентивное) воздейст­вие норм, предусматривающих возможность правового принуж­дения.

Тип правового регулированияобщая направленность этого регулирования, зависящая от того, что лежит в его основе — дозволение или запрет.

Тип правового регулирования характеризует наиболее существенные сочетания способов регулирования При этом необ­ходимо различать: общий запрет и конкретные запреты (вы­ражены в конкретных запрещающих юридических нормах), а также общие дозволения и конкретные дозволения. (выражены в конкретных управомочивающих нормах).

Тип правового регулирования

Общедозволительный тип Разрешительный тип

В зависимости от сочетания названных запретов и дозво­лений различаются дваосновных типа правового регулирования.

Общедозволительный тип,в основе которого лежит общее дозволение и который строится по принципу «дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе», т.е. лица вправе совер­шать любые действия, не попадающие в разряд запрещенных. Такой тип регулирования характерен для гражданско-правовых отношений.

Разрешительный тип,в основе которого лежит общий за­прет и который строится по принципу «запрещено все, кро­ме прямо разрешенного», т.е. лица вправе совершать только действия, разрешенные в нормах права. Этот тип регулирования присущ, например, отраслям, связанным с государственным управлением (административное право).

Загрузка...

Основное, существенное различие указанных типов регулиро­вания состоит в соотношении общих и конкретных дозволений и запретов. Так, общему запрету обязательно соответствует кон­кретное дозволение (разрешительное регулирование), и наобо­рот: общему дозволению — конкретные запреты (общедозволи­тельное регулирование).

4. Механизм правового регулирования (МПР)это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на обще­ственные отношения.

Правовое регулирование представляет собой длящийся про­цесс, который делится на стадии. На каждой из этих стадий используются особые юридические средства — элементы меха­низма правового регулирования.

Процесс регулирования начинается с того, что для реше­ния тех или иных задач издается нормативный акт, вступают в действие юридические нормы, которые общим образом рег­ламентируют общественные отношения. Затем на основании норм и при наличии предусмотренных ими конкретных фак­тов у лиц возникают права и обязанности, т.е. правоотноше­ния. И, наконец, достигается эффект правового регулирова­ния — права и обязанности реализуются.

Таким образом, процесс правового регулирования распадает­ся на три основные стадии:

1. Стадия изменения нор­мы и ее общего дей­ствия

2. Стадия возникновения прав и обязанностей (правоотно­шения)

3. Стадия реализации прав и обязанностей

Кроме того, нередко возникает необходимость в особой, дополнительной, факультативной стадии применении права. Эта стадия заключается в издании компетентным властным орга­ном индивидуального акта, призванного облегчить процесс реа­лизации.

В соответствии с указанными стадиями правового регулиро­вания выделяют ряд основных элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования

нормативная регламентация Индивидуальная регламентация реализация З
А
К
О
Н
Н
О
С
Т
Ь

П Р А В О С О З Н А Н И Е
Норма права
Нормативный правовой акт
Юридический факт Акт реализации
права
Правовое
отношение
Акт применения права

Кроме указанных основных элементов МПРособое значе­ние в нем имеют правосознание,которое пронизывает все его элементы, образует «субъективную среду» для их функ­ционирования, присоединяется к их действию, а также закон­ность,являющаяся основой, стержнем МПР.

Все другие правовые явления — нормативные акты, толкование, юридическая техника, юридическая ответственность и т.д. — примыкают к основным элементам механизма правового регулирования, входят в их орбиту.

ТЕМА 3. НОРМА ПРАВА

ПЛАН:

1. Норма права как правило и масштаб поведения людей: понятие и признаки нормы права

2. Структура правовой нормы; соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта

3. Критерии классификации норм права

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Теория государства и права: Курс лекций / Под. Ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.,2002.- С.357 – 373.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Григорьев В. Основы теории государства и права: альбом схем (учебно-наглядное пособие).- Алматы, 2001.- С.53-60.

2. Лебедев В.А., Маркина Е.А. Теория государства и права: Конспект лекций. Учебное пособие.- М., 2003. С.133-136.

3. Нормы права / Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.У.Бейсеновой.- Алматы, 2006.- С.205-215.

4. Нормы права / Тлембаева Ж.О.Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С.80-86.

1. Понятие «юридическая норма» выражает одно из основных свойств права - его нормативность и поэтому является од­ним из важнейших в юридической науке. Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Юридическая норма – первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы.

Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и часть, имеющие наряду с чертами сходства и свои особенности.

Право – это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю общества, ее общечеловеческий или классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества.

Норма праваобщеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом* и государством, закрепленное в официальных актах, направлен­ное на регулирование общественных отношений путем опреде­ления прав и обязанностей их участников.

Норма права выступает критерием поведения людей, мерой свободы волеизъявления. Отсюда вытекают ее существенные признаки, такие как общий характер, обязательность, системность, формальная опредeлeннocть, гарантированность государ­ством.


Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

1 + 9 =