МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности предприятия. Под­ходы к планированию прибыли зависят от параметров производ­ственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на величину прибыли. Это по­может глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогооб­ложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влия­ющие на величину прибыли, и моделируются финансовые резуль­таты от принятия различных управленческих решений.

В планировании прибыли используются следующие методы: метод прямого счета; аналитический метод; метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага; метод на основе бюджетирования.

Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.

Аналитический метод. Этот метод используется при незначитель­ных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применя­ется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Ро:

Ро = (По : Стп) х 100%,

где По — ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Стп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется поэтапно.

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчи­тывается прибыль планируемого года на объем товарной продук­ции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2. Рассчитывается изменение (+, —) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируе­мого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов сумми­руется. Прибыль от производства сравнимой продукции в плани­руемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на пер­вом и последующих этапах.

6. Учитывается изменение прибыли в нереализованных остат­ках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Преимущество аналитического метода заключается в том, что он показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при стабильных услови­ях хозяйствования.

Метод, основанный на эффекте производственного (операцион­ного) рычага[2] (CVP-анализ — «cost — volume — ptofit»)[3]. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует использовать метод операционного (производ­ственного) рычага, который подробно изложен в главе «Затраты предприятий». Используя этот метод, можно установить точку безубыточности (рис. 4.1), т.е. величину объема, при которой предприятие полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.


Рис. 4.1. Определение точки безубыточности

Увеличение объема продаж сверх критического объема реали­зации приносит предприятию прибыль, объем реализации ниже критического приносит убытки.

С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают «эффект операционного рычага». Это показатель соотношения изменения прибыли при изменении объема реализации. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации вызывает непропорционально большее изменение прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

Загрузка...

Теория «точки безубыточности» используется также при при­нятии решений об инвестициях в обновление производственной программы.

Прибыль в рыночной экономике — движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции «жизненного цикла» продукции. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, в результате которого проис­ходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает, либо не выдерживает конкурент­ной борьбы и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается (рис. 4.2).


Рис. 4.2. График зависимости уровня прибыли от жизненного цикла продукции

Для сохранения уровня рентабельности на предприятии важно определить момент начала проектирования и запуска в произ­водство новой продукции. Дело в том, что этап проектирования и освоения продукции занимает определенное время, в течение ко­торого предприятие несет убытки (0; ?,). Затем с момента запуска продукции в производство (?|) убытки начинают снижаться и через некоторое время достигается точка безубыточности (t2). При уве­личении объема продаж растет и прибыль за счет снижения доли постоянных расходов (t2; t4). При достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется и некоторое время остается на неизменном уровне (t4; t7). Такое положение может сохраняться довольно долгое время при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и при стабильном спросе на продукцию. При наличии конкурентов поддержание уровня продаж достигается путем снижения рентабельности, то есть понижения цены за счет доли прибыли. Эффективность начинает снижаться (t7; t9).

При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состо­янии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать из­держки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая этот фактор, предприятия должны приступать к осво­ению нового вида продукции на этапе роста прибыли (t3), чтобы к мо­менту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности (t6). Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и при благоприятной конъюнктуре даже повысить его (t7; t8).

Повышение качества продукции, дизайна, технические усовер­шенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат, поэтому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться или, по крайней мере, сразу же, как только такая тенденция наме­тится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой повышение цены на нее и соответ­ственно прибыли.

Метод на основе бюджетирования. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно ориентированные модели финан­сового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансо­вого планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организа­ционного, производственного и финансового планирования.

Первый этап планирования — организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Определяющим фактором яв­ляется наименьшая величина из двух возможных: объем сбыта продукции и производственная мощность. На основе принятого решения о планируемом объеме продаж заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

Второй этап — производственное планирование. Цель этого эта­па — разработка производственной программы. Здесь определя­ется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. Разработка производственной про­граммы осуществляется с учетом уже имеющихся запасов готовой продукции на складе, на ответственном хранении и в товарах от­груженных. Одновременно рассчитываются размеры страховых запасов готовой продукции на конец года в целях обеспечения непрерывности отгрузки продукции.

Третий этап связан со вторым и включает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчитыва­ются в форме бюджетов. На величину производственной себесто­имости влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себесто­имость следующих плановых периодов.

Четвертый этап — планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь, полная себестоимость складывается из величины производствен­ной себестоимости, административных расходов и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от про­давца к покупателю.

Пятый этап — проектирование прибыли организации. Под при­былью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность предприятия обусловлена приобре­тением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. —роме того, средства могут инвестироваться в другие предприятия, на проведение НИОКР. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль.

Финансовая деятельность приводит к появлению операцион­ных и внереализационных доходов и расходов. Например, доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных сче­тах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т. п. Разница между полученными в результате финансовой деятель­ности доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период.

Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 4 = 1