Криминалистике

Проведения лабораторных работ по

МЕТОДИКА

Криминалистике

Проведения семинарских занятий по

МЕТОДИКА

Семинары являются самостоятельной формой обучения студентов. Они углубляют знания студентов, полученные на лекции, и способствуют самостоятельной работе с нормативным материалом, опубликованной судебной практикой и юридической литературой.

На семинарских занятиях необходимо приучать студентов проявлять уважение к Закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует анализировать, но без лишней эмоциональности, без употребления оскорбительных терминов. Не допускать перерастания критики в критиканство и брань.

Так же следует приучать студентов к обоснованной, деловой и спокойной критике учебной и научной литературы. Мало вскрыть ошибки или пробелы в юридической литературе – надо обосновать справедливость критических замечаний. При этом возможно включение в тематику семинарских занятий анализ отдельных наиболее важных теоретических исследований. Например, в области суда присяжных, уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Лабораторные работы криминалистического практикума разработаны в соответствии с программой курса « Криминалистика», по основным разделам изучаемой дисциплины: криминалистическая техника, криминалистическая тактика, методика расследования отдельных видов преступлений.
Цель выполнения предлагаемых лабораторных работ – закрепить полученные студентами теоретические знания, привить им практические навыки использования технико-криминалистических средств, необходимых при производстве действий по обнаружению, фиксации и изъятию следов, их предварительному исследованию, а также обучить тактике проведения отдельных следственных действий, научить грамотно оформлять уголовно-процессуальные документы, выдвигать следственные версии, составлять планы расследования и др.
Лабораторные работы выполняются студентами самостоятельно, как правило, на практических занятиях в криминалистической лаборатории. Местом проведения отдельных работ (например, осмотр условного места происшествия) может быть любое помещение или местность, подготовленная для выполнения поставленной задачи.
В процессе проведения занятий по криминалистическому практикуму преподаватель демонстрирует студентам приемы работы со следами, правила и порядок оформления результатов проведения следственных действий, выдает необходимые для выполнения лабораторных работ технико-криминалистические средства.
Студент обязан на каждом занятии отчитываться о выполнении предыдущего задания, предъявляя преподавателю криминалистический практикум.
Пропущенное по той или иной причине практическое занятие студент обязан отработать, то есть выполнить соответствующее задание в иное время под контролем преподавателя.

Тест

по спецкурсу «Взаимодействие участников раскрытия и расследования преступлений».

Вопрос 1. Что принято понимать под термином «взаимодействие участников раскрытия и расследования преступления»?

1. Согласованная по целям и задачам, силам, средствам, месту и времени деятельность в процессе установления истины по уголовному делу. (правильно)

2. Совместная по целям деятельность следователя с участниками следственных действий по установлению истины по уголовному делу.

3. Согласованная деятельность следователя и органов дознания, направленная на раскрытия и расследование преступлений.

Вопрос 2. Что понимают под принципами взаимодействия?

1. Законность, руководящая роль следователя, самостоятельность субъектов взаимодействия в выборе средств и методов, непрерывность, согласованность (правильно).

2. Законность, научность, этичность, безопасность.

3. Законность, равноправие субъектов, самостоятельность субъектов, конфиденциальность.

4. Все ответы правильные.

5. Все ответы неправильные.

Вопрос 3. Формы взаимодействия участников раскрытия и расследования преступлений.

1. Процессуальные и оперативно-розыскные.

2. Процессуальные и административные.

3. Процессуальные и организационные. (правильно).

4. Все ответы правильные.

5. Все ответы неправильные.

Вопрос 4. К процессуальным формам взаимодействия следователя и органа дознания относятся:

1. Выполнение поручений и указаний следователя.

2. Возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

3. Участие в производстве следственных действий.

4. Производство судебной экспертизы.

5. Совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

6. Взаимный обмен информацией о результатах расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Загрузка...

7. Все ответы правильные.

8. Все ответы неправильные.

Правильные ответы – 1, 2, 3, 4.

Вопрос 5. К непроцессуальным формам взаимодействия следователя и органа дознания относятся:

1. Совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

2. Исполнение постановлений следователя о приводе, задержании, аресте, иных процессуальных действий.

3. Ознакомление следователя с оперативными материалами до возбуждения уголовного дела.

4. Взаимный обмен информацией о результатах расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

5. Совместный анализ материалов.

6. Производство розыска обвиняемого, скрывшегося от следствия или в случае неизвестности его местонахождения.

7. Проведение совместных совещаний.

8. Все ответы правильные.

9. Все ответы неправильные.

Правильные ответы – 1, 3, 4, 5, 7.

Вопрос 6. Виды следственно-оперативных групп.

1. Дежурная, постоянная, временная.

2. Дежурная, целевая, специализированная, совместная (правильно)

3. Дежурная, комплексная, комиссионная.

4. Все ответы правильные.

5. Все ответы неправильные.

Вопрос 7. Признаки следственно-оперативной группы.

1. Общность действий, согласованность планирования, оперативность действий (правильно)

2. Самостоятельность действий, согласованность действий, целеустремленность.

3. Оба ответа неправильные.

4. Оба ответа правильные.

Вопрос 8. К субъектам взаимодействия следователя с участниками раскрытия и расследования преступлений относятся:

1. Оперативно-розыскные органы дознания, иные службы ОВД, сведущие лица (правильно).

2. Участники уголовного судопроизводства, оперативно-розыскные органы, административные органы.

3. Суд, прокуратура, иные правоохранительные органы и спецслужбы.

4. Все ответы правильные.

5. Все ответы неправильные.

Вопрос 9. Направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.

1. Использование результатов ОРД в качестве повода и основания при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

2. Для планирования расследования уголовного дела и выдвижения следственных версий.

3. Для подготовки и проведения следственных действий.

4. В качестве источников фактических данных после их получения и проверки в установленном УПК порядке.

5. Все ответы правильные (правильно).

6. Все ответы неправильные.

Вопрос 10. Формы противодействия раскрытию и расследованию преступлений.

1. Процессуальное и непроцессуальное противодействие.

2. Внутреннее и внешнее противодействие (правильно).

3. Гласное и негласное противодействие.

4. Все ответы неправильные.

5. Все ответы правильные.

4.1. Теоретический курс – 44 часа.

Тема 1. Предмет, объекты и система криминалистики.

Общие и частные задачи криминалистики как прикладной науки применительно к раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Объект криминалистического изучения с точки зрения деятельностного подхода. Структура преступной и криминалистической деятельности. Предмет криминалистического изучения в объектах криминалистики. Понятие науки криминалистики.

Диалектический метод как основа методологии криминалистики и базовый метод познания ее объектов. Взаимодействие общественных, естественных и технических наук и его влияние на методологию криминалистики.

Уровни методологии криминалистических исследований и характерные для них научные категории и методы познания. Общенаучные методы и подходы. Метод системного анализа-синтеза. Роль дедукции, индукции, традукции, аналогии. Гипотетический метод познания. Метод моделирования. Значение формализации информации, создание криминалистических алгоритмов и программ для ЭВМ. Использование логических приемов: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, классифицирования.

Научно-практические методы: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование.

Частнонаучные методы физики, химии, социологии, психологии и других наук.

Специальные методы криминалистики, их характеристика, критерии их допустимости. Изучение способа преступного действия.

Научное обобщение следственной, судебной и экспертной практики как источник формирования специальных криминалистических методов и средств. Инструментально-аналитические методы. Криминалистические методики.

Соотношение и связь методов научного и практического криминалистического исследования.

Криминалистика в системе научного знания и в системе юридических наук криминально-правового цикла. Характер ее взаимосвязи с указанными науками. Криминалистическое, уголовно-правовое, процессуальное и криминалистическое знания о преступлении. Взаимосвязь криминалистики с судебной медициной, судебной психиатрией, судебной статистикой, общей и юридической психологией и логикой. Роль и место естественных и технических наук в системе криминалистических знаний.

Система криминалистики. Теория и методология криминалистики. Криминалистическая техника, тактика и методика расследования отдельных видов преступлений.

Тема 2. Информационно-структурные основы криминалистического изучения преступной деятельности и ее расследования.

Понятие криминалистической характеристики преступлений, ее система и структура. Характеристика отдельных элементов.

Понятие и сущность криминалистической ситуации. Классификация и виды криминальных и криминалистических ситуаций.

Тема 3. Криминалистическая идентификация и диагностика.

Понятие криминалистической идентификации. Задача идентификации, ее связь и соотношение с классификацией, дифференциацией, поисковой деятельностью и доказыванием.

Объекты идентификации. Понятие и принцип разграничения искомого и поверяемого объектов, идентифицируемых и идентифицирующих объектов. Идентификационные признаки и свойства. Классификация идентификационных признаков. Идентификационное поле.

Стадии процесса идентификации: предварительное исследование, раздельное исследование, сравнительное исследование, оценка результатов. Общая методика исследования на каждой стадии.

Уровни и циклы идентификационного исследования. Классификация выводов о тождестве.

Классификация форм идентификации: а) по процессуальным условиям ее проведения; б) по субъекту; в) по типу идентифицируемого объекта; г) по характеру идентификационного поля; д) по механизму отражения свойств в идентифицирующих объектах; е) по форме выражения информации.

Виды идентификации. Идентификация по материально-фиксированным отображениям. Идентификация целого по частям. Идентификация по мысленному образу. Идентификация по описанию.

Роль идентификации в исследовании причинной связи по уголовному делу и в установлении доказательственных фактов и предмета доказывания. Криминалистическая диагностика. Дифференциация.

Основы криминалистической диагностики. Понятие, задачи и виды криминалистической диагностики и криминалистическая идентификация. Классификация объектов криминалистической диагностики.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

73 + = 80