Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский)

4.3.1. Понятие "зона ближайшего развития"

В основу разрабатываемой в отечественной психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального раз-вития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Ученый считал, что ЗБРопределяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка.

ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребёнка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий.

4.4.Показатели зоны актуального и ближайшего развития. Обученность, воспитанность, развитость школьника. Обученность.Каждый учащийся владеет определенным запасом знаний и тем или иным уровнем умения учиться. Это принято называть обученностью. Она включает: о наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний; о сложившиеся учебные действия, умения и навыки, фрагменты умения учиться. Развитость.Каждый учащийся к сегодняшнему моменту имеет тот или иной уровень развития (развитость). Это актуальный уровень развития, не совпадающий с обученностью.

Поэтому определение развитости у школьника включает:

• абстрактное отвлеченное мышление;

• оперирование ключевыми понятиями, принципами, законами в данном учебном

предмете;

• познавательную инициативу как выход за пределы заданного;

• самостоятельное обнаружение новых закономерностей и скрытых возможностей

характеристики задачи (продуктивное мышление, креативность);

• рефлексию как осознанность деятельности;

• произвольность и преднамеренную организацию познавательной деятельности. Воспитанность.В каждый данный момент учащийся находится на определенном

уровне личностного развития (безусловно, связанного с умственным). Называется это воспитанностью. Стержнем воспитанности является согласованность трех компонентов: о нравственных знаний (знаний об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к самому себе); о нравственных убеждений и мотивов, целей,отношений, смыслов - то, что из нравственных знаний принято учеником для себя как эталон; о нравственных поступков и нравственного поведения в учении. Вместе с тем каждому этапу жизни ребенка соответствует и определенная зона его потенциальных возможностей, перспективы, зона ближайшего развития.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 1 = 7