Идеальные модели размещения городов

Идеальные модели размещения городов – модели, нацеленные на поиск оптимального размещения географических объектов в однородном пространстве: на равнине с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, одинаковым транспортным сообщением, где влияние географических факторов рельефа, климата, социально-экономических условий исключено. К идеальным моделям относят:

  • Правило Ципфа «ранг – размер».
  • Модель «центральных мест» В. Кристаллера.
  • Модель «экономического ландшафта» А. Лёша.
  • Модель «правильного размещения гнёзд» Дж. Кольба.
  • Модель «городского мультипликатора» Лоури.

Поиски закономерностей в пространственном размещении человеческих поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине XX в. Сравнение реально существующего размещения с модельным позволяет сделать заключение о важнейших закономерностях социально-экономического развития территории как результате деятельности людей, деятельности, подчиняющейся объективным экономическим и пространственным законам.

Выявлено, что поселения людей размещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в единый комплекс «город и районы его тяготения». Фактическое размещение крупных, средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических, природных, исторических факторов.

Одним из первых русских учёных, подошедших к созданию моделей географии городов, был В.П. Семенов-Тян-Шанский.В работе «Город и деревня в Европейской России», опубликованной в 1910 г., им выявлен «географический закон», согласно которому город представляет собой центр «планетарной системы», вокруг которого по радиусам, на известных расстояниях, возникают вспомогательные города меньших размеров, находящиеся в экономической зависимости от главного города.

3.12.1. Правило Дж. Ципфа «ранг – размер»

В 1913 г. немецкий географ Феликс Ауэрбах, анализируя фактические данные по соотношению числа городов разных размеров, выявил закономерность: численность населения любого города равна численности жителей крупнейшего города системы (города-лидера), делённого на порядковый номер (ранг) первого. Закон Ауэрбаха не получил широкой известности, однако вскоре подобная закономерность в распределении других видов человеческой деятельности была вновь найдена американцем Джорджем Ципфом, по имени которого она сейчас называется.

Правило «ранг – размер»:

Pr=PL/R,

где Pr – население данного города (людность); PL – население самого крупного города системы (страны или района); R – ранг (порядковый номер) города.

Таким образом, если численность населения самого крупного города (города с рангом 1) гипотетической страны равняется 1 млн чел., то расчётная численность 2-го города – 500 тыс. чел., 3-го – 333 тыс. чел., 4-го – 250 тыс. чел., 5-го – 200 тыс. чел. и т.д.

Однако известны и нарушения – несоответствия этому правилу, но они связаны с действием мощных сил. Особенно значимые отклонения от идеального распределения существуют в развивающихся странах, где в колониальный период европейцами была трансформирована существовавшая до их прихода территориальная и экономическая структура хозяйства.

Крупнейшие города в большинстве развивающихся стран расположены на побережьях и основаны европейцами как колониальные столицы – «ворота» для экономического освоения территории, порты вывоза минерального сырья и продуктов тропического земледелия. Вся остальная территория длительное время была лишена крупных городов, а нередко и городов вообще.

В качестве примера приведём чрезвычайное возвышение столиц Австрии и Португалии над остальными городами своих стран, что объясняется их положением в прошлом как столиц крупных могущественных империй, выросших в соответствии с их мощью и размерами. Питер Хаггет предложил называть распределение, характерное для стран с «оторвавшимся» от других городов лидером, приматным.

В ряде случаев в силу исторических и географических обстоятельств в территориальной структуре страны или района формируется не один ведущий центр, а несколько. Так, в Центральном экономическом районе России, на Северо-Западе, в Волго-Вятском районе, в Центрально-Черноземном районе и на Северном Кавказе очень чётко выражен главный центр. На Европейском Севере, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке существуют по два центра, а на Урале и в Поволжье – по четыре. По П. Хаггету, такие распределения называют соответственно двоичными, троичными,четвертичными.

При всех нарушениях правила «ранг – размер» анализ распределения городов даёт возможность судить об уровне сформированности территориальной системы городов страны и района, этапе её развития, заставляет разобраться в причинах выявляющихся отклонений. Этот метод удобен для изучения территориальных систем городов во времени, для сравнения систем городов разных стран и районов (рис. 29).

Загрузка...

Следует напомнить, что правило Ципфа было выдвинуто для идеальных городских систем, т.е. таких, которые расположены в однородном географическом пространстве. В реальности же ни одна городская система в мире не соответствует правилу, но если она близка к математически просчитанной гипотетической модели, то считается более сформированной и сбалансированной. Рисунок 30 показывает распределение крупнейших городов России по соотношению их ранга и размера. Только два города из первых 13 занимают места, довольно близкие к смоделированным Ципфом. Это Санкт-Петербург (ранг 2, действительно в 2 раза меньше Москвы: 5 млн в сравнении с 10 млн) и Ростов-на-Дону (ранг 10, население близко к 1 млн чел.). Города рангов 3–9 (от Новосибирска до Челябинска) имеют меньшее население, чем положено Ципфом. Мало того, они и не собираются расти, для того чтобы придать системе равновесие: за период, прошедший после переписи 1989 г., они все, кроме Казани, теряли население. Города рангов 11–13 и далее, наоборот, крупнее, чем нужно по идеальной схеме.

3.12.2. Иерархия городов – центральных мест В. Кристаллера

Особенности территориального распределения городов – центральных мест характеризует теория центральных мест, разработанная немецким географом Вальтером Кристаллером, изучавшим сети городов Южной Германии. Опубликованная в 1933 г. монография учёного, в которой излагалась теория центральных мест, не привлекла к себе большого внимания. Но со временем его теория завоевала широкое признание, вошла во все учебники, стала применяться на практике. Изложенная в монографии теория оптимального размещения городов призвана улучшить территориальную организацию общества и усовершенствовать административно-территориальное деление Германии.

По теории В. Кристаллера центральные места одного ранга, распределившись равномерно, на одинаковом расстоянии друг от друга, будут стремиться сформировать наиболее компактную по форме зону обслуживания, т.е. круг. Но кругами нельзя полностью охватить всю территорию: остаются зазоры. Ближайшая по форме к кругу фигура, которой можно полностью покрыть территорию, – шестиугольник. Поэтому центральные места одного ранга образуют на территории правильную гексагональную решётку.

При этом могут быть разные положения обслуживаемых поселений относительно центральных мест. Основными являются три. В первом случае поселения располагаются в углах шестиугольников. Здесь каждое центральное место делит обязанности по обслуживанию каждого поселения с двумя своими соседями – центральными местами.

Во втором случае поселения располагаются на рёбрах шестиугольников, там, где рёбра пересекаются дорогами, соединяющими соседние центральные места. Здесь каждое поселение обслуживается двумя центральными местами.

Наконец, если поселения, обслуживаемые центральным местом, полностью помещаются в ячейку данного центрального места, то их оказывается шесть, и все их обслуживает одно центральное место (рис. 31).

Модель В. Кристаллера (рис. 32) – это идеальная картина и возможна она лишь при соблюдении нескольких условий. Территория, на которой расположены города, – бесконечная однородная равнина с одинаково равномерной плотностью и покупательной способностью населения, равномерным размещением ресурсов, одинаковым транспортным сообщением. Предполагается также, что покупка центральных товаров осуществляется в ближайшем центральном месте (т.е. поездки за товарами и услугами – оптимальны) и ни одно из центральных мест не получает избыточной прибыли. Очевидно, что наличие полезных ископаемых ведёт к повышению плотности населения и сближению центральных мест.

Многочисленные критики В. Кристаллера пытались найти в реальной жизни схему, предложенную им, и, не найдя, обвиняли автора в оторванности от реальной жизни. Действительно, идеальной шестиугольной решётки нигде на Земле практически не существует. Однако предположение её существования является чрезвычайно важным для анализа и сопоставления реальной и идеальной моделей, что позволяет делать важные выводы, предсказывать будущие изменения. Модель В. Кристаллера, например, позволяет предсказывать расстояния между городами одинаковых размеров (табл. 4). Так, очевидно, что при всех прочих равных условиях крупные города будут находиться на более далёком расстоянии друг от друга, чем малые.

Таблица 4. Иерархия населённых мест по В. Кристаллеру [10]

Уровень иерархии Численность населения, чел. Расстояние между населёнными пунктами, км Зона обслуживания, км²
I 500 000 35 000
II 100 000 11 650
III 30 000 3 880
IV 10 000 1 243
V 4 000
VI 2 000
VII 1 000

3.12.3. «Экономический ландшафт» А. Лёша

В 1954 г. вышла работа немецкого географа Августа Лёша «Географическое размещение хозяйства», где была представлена более сложная модель размещения городов, максимально приближённая к реальному миру.

Модель, предложенная А. Лёшем, явилась логическим продолжением модели В. Кристаллера и, в отличие от неё, в большей степени приближалась к действительности. Согласно построениям А. Лёша, система центральных мест по мере удаления от главного центра системы перестраивалась в структуру с чередующимися секторами, поскольку центральные места одного уровня не обязательно выполняли одни и те же функции в одинаковом объёме. Также центральные места более высокого уровня не обязательно осуществляли функции, свойственные центральным местам более низких ступеней иерархии. А. Лёшем были введены дополнительные факторы, главный из которых – общее для всех населённых пунктов данной территории центральное место: самый крупный и важный город, экономический центр всей системы населённых пунктов.

По мере удаления от главного центрального места система равномерного распределения городов в пространстве преобразуется в «секторальную» структуру, где чередуются сектора, «богатые» и «бедные» населёнными пунктами (рис. 33).

К настоящему времени теория В. Кристаллера и развивающая её теория А. Лёша завоевали всеобщее признание. Градостроители видят в модели В. Кристаллера – А. Лёша основу для решения двух взаимосвязанных задач, которые им постоянно приходится решать, – размещения и районирования. Кроме того, расчёты, выполненные на основе теории центральных мест, могут быть использованы для определения одной из важных задач градостроительства и районной планировки – оценки устойчивости перспективных систем расселения.

3.12.4. Модель «правильного размещения гнёзд» Дж. Кольба

Модель Дж.Кольба – модель размещения городов, в которой оптимальное размещение населённых пунктов имеет вид «сгустков», или «гнёзд»: крупный город занимает центральное положение в системе расселения, вблизи границы его влияния – его конуса спроса – располагаются малые города; деревни группируются вокруг малых городов на периферии их зон сбыта.

Конус спроса (рис. 34) – это радиус зоны сбыта центральных товаров, нижний предел которого определяется пороговым размером рынка, а верхний – расстоянием, вне которого центральное место уже неспособно сбывать свой товар (количество сбываемого товара сокращается с ростом расстояния, т.к. увеличиваются транспортные расходы).

3.12.5. Модель «городского мультипликатора» Лоури

МодельЛоури модель размещения городов, выявляющая зависимость экономической и территориальной структуры города от особенностей развития и специализации базового (градообразующего) и обслуживающего (градообслуживающего) секторов экономики. Модель Лоури отражает их взаимосвязи и влияние на рост людности и площади города.

Как правило, развитие базовых производств ведёт к возникновению обслуживающих функций, их расширению соответственно росту занятости и увеличению численности людей в секторе домашнего хозяйства.

Рассмотрим их взаимозависимость на примере, когда базовые функции населения в небольшом городе связаны с разработкой расположенного в его окрестностях месторождения железной руды. Экспорт руды позволяет городу закупать для жителей продовольствие и предметы потребления, некоторые виды оборудования и т.п. Добыча руд ведёт к развитию связанных с ней производств технологического цикла – обогатительных фабрик, ремонтных цехов, предприятий по изготовлению оборудования. В свою очередь, растёт число занятых в сфере управления, образования, в секторе домашнего хозяйства. Рост экономически активного населения города происходит преимущественно за счёт привлечения рабочей силы из других районов или из сельской местности.

При увеличении занятых в базовом производстве население города увеличивается, например, на 100 рабочих мест. Как будут «вести себя» другие сектора городской экономики? Если каждая семья состоит из 4 чел., то сектор домашнего хозяйства увеличится на 300 чел. Для нормальной жизни этих людей необходимо построить новые больницы, химчистки, булочные. Это приведёт к росту занятости в обслуживающем секторе. Затем начнётся новый круг роста секторов домашнего хозяйства и услуг, потому что в семьях работников сферы услуг также есть домохозяйки, дети и пенсионеры.

В итоге, по модели Лоури, рост базового производства на 100 рабочих мест приведёт к росту сектора домашнего хозяйства на 800 чел. и сектора обслуживания на 100 чел.

Со временем, когда истощатся запасы руды, начнут закрываться шахты, рудники и обогатительные фабрики, занятость в градообразующем и градообслуживающем секторах будет сокращаться. Если органами власти не будут предприняты меры, то город и окружающая его территория превратятся в классический депрессивный район с падающим уровнем жизни, экологическими и социальными проблемами и постоянной оппозицией правительству.

3.12.6. Периодические центральные места: ярмарки и рынки

Во многих удалённых районах менее развитых в экономическом отношении стран, где плохо развита инфраструктура и существуют лишь сезонные дороги, потребители – преобладающие в структуре населения сельские жители, не могут регулярно ездить за товарами и услугами в удалённые города – постоянные центральные места. Их функции по снабжению центральными товарами и услугами выполняют разъездные торговцы. Как правило, они переезжают от деревни к деревне, вызывая к жизни такое широко распространенное явление, как ярмарки, т.е. периодические рынки, или периодические центральные места(рис. 35).

Превращение периодических центральных мест в города.По мере роста численности и плотности населения, развития экономики, роста доходов, стандартов и уровня потребления увеличивается общий объём торговли, а периодичность появления ярмарки в данном месте учащается.

При дальнейшем росте спроса рынки начинают торговать ежедневно, придавая новые функции и стимул для развития вмещающему их центральному месту. Людность его растет, концентрация капиталов способствует развитию обслуживающих торговлю и других производств.

Рис. 35. Образование периодических центральных мест

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

93 − = 91