Храм Христа Спасителя

История храма началась в 1812 году. Здесь, в самом сердце Москвы, тесно переплелись прошлое, настоящее и будущее России, ее Вера, Память и Надежда.

Храм Христа Спасителя, задуманный как благодарственный храм - памятник Отечественной войны 1812 года, стал памят­ником русской национальной истории и главным православ­ным храмом России.

Храму Христа Спасителя принадлежит особое место в мно­говековой истории российской цивилизации. В русском народе испокон веков жила традиция сооружения благодарственных храмов в память великих событий и в том числе - великих побед. Во имя Спасителя, - потому что «Провидение Божие с помощью веры и народного усердия спасло нас. Ему благодар­ность». Что же касается места сооружения памятника - Моск­вы, то в этом отношении ни у кого никаких сомнений не было.

Именно Москва, древняя столица России, «Третий Рим пра­вославного мира» была избрана Наполеоном в качестве на­правления главного удара, ибо, заняв Москву, отмечал фран­цузский стратег, «я поражу ее (Россию) в сердце». Именно мо­сквичам император Александр ! адресовал свой манифест-обращение «Первопрестольной столице нашей Москве...» от 6 июля 1812 г. с призывом об организации народного ополчения.

И именно под стенами Москвы, в историческом Бородинском сражении боевой дух французов был сломлен, а в оставлен­ной жителями и русскими войсками, пылающей столице свер­шилось окончательная моральная деградация «непобедимой французской армии». Далее ее полный разгром и триумф Рос­сии стали лишь делом времени.

25 декабря 1812 г., в праздник Рождества Христова, был об­народован императорский манифест «О построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа».

В 1816 г. был объявлен открытый конкурс на лучший архи­тектурный проект Храма, в котором приняли участие 20 конкурсантов, В числе видных отечественных и иностранных участ­ников конкурса такие громкие имена, как Джакомо Кваренги и А.Н. Воронихин. Однако пальма первенства была отдана еще совсем молодому и неопытному тогда зодчему, выпускнику Императорской Академии художеств АЛ. Витбергу.

В день пятилетнего юбилея ухода французских войск, из Москвы, 12 октября 1817 г, на Воробьевых горах состоялась торжественная церемония закладки храма Христа Спасителя по проекту А.Л. Витберга. Проект этот, как и его, бесспорно та­лантливого автора, постигла горестная судьба. Строительные работы, начатые в 1825 г., через год были прекращены. Вит-берг, несправедливо обвиненный в хищениях, осужден и со­слан в Вятку (1835 г.) Вместе с ним различным наказаниям подверглись некоторые члены первой комиссии по построе­нию храма, расформированной в апреле 1827 г. Проведенные вскоре авторитетными специалистами, уполномоченными пра­вительством, исследования грунта, анализ планировки ансамб­ля храма-памятника и особенностей его привязки к местности дали убедительные свидетельства того, что осуществить проект так, как предлагал Витберг — на склоне Воробьевых гор, и с устройством нижнего храма в их толще - практически невоз­можно.

Начались поиски нового места для строительства Храма. Прежние варианты расположения памятника — территория Кремля (идея выдающегося русского архитектора В.П. Стасо­ва), Швивая горка, предложенная еще Александром I, а также место бывших пороховых магазинов близ Симонова монасты­ря, которое предлагал под строительство Аракчеев, были вновь отвергнуты императором Николаем I. Территория поис­ков сосредоточилась вокруг наиболее значимой градостроительной части города — его исторического центра во главе с Кремлем.

Стремясь найти оптимальное решение вопроса, Николай I нуждался в независимом арбитре, специалисте, который бы мог посмотреть свежим взглядом на развернувшиеся дебаты вокруг определения лучшего места и проекта строительства храма Христа Спасителя. Выбор царя пал на члена император­ского Кабинета, академика императорской Академии худо­жеств в. Санкт-Петербурге, архитектора К А Тона.

В 1829 г. Николай I обратился к К.А. Тону с просьбой о под­готовке нового проекта Храма. 10 апреля 1832 г. его проект был утвержден императором. В 1839 г. состоялась приурочен­ная к очередной годовщине Бородинской битвы торжественная закладка Храма. А еще почти полвека спустя, 26 мая 1883 г. произошло торжественное освящение храма Христа Спасителя.

Приступив к разработке проекта. Тон глубоко и самым тща­тельным образом продумывал саму идею величественного со­оружения, его стиль и архитектурное решение. В результате он отказался от многих конструктивных задумок своего предшест­венника Витберга, а также других участвовавших в конкурсе зодчих, кроме одной. Задуманный Тоном храм имел огромные размеры. Он должен был стать самым высоким зданием Моск­вы. Высота здания и его размеры издревле рассматривались как выражение особой важности сооружения. Храм Христа Спасителя в этом смысле не является исключением. Размеры храма Христа Спасителя, спроектированного Тоном, сравнива­ются с самым высоким зданием Москвы - колокольней «Иван Великий». «Колокольня Ивана Великого в Москве, - писал в 1838 году автор "Кратких сведений о сооружении в Москве храма по имя Христа Спасителя", - служит для многих мери­лом особенно высокого здания..., она могла бы вполне помес­титься во внутренности вновь воздвигаемого храма».

Загрузка...

В расположении и размерах храма Христа угадывается еще один, дополнительный аспект, существенно уточняющий его содержательность и символику. Благодаря колоссальности раз­меров и сходству расположения на высоком берегу Москвы-реки храм Христа Спасителя содержательно и композиционно становился сопоставимым и даже как бы уравнивался в значе­нии с Кремлем. Но место, выбранное для храма Христа Спаси­теля, обнаруживает родство с местом расположения еще од­ной московской святыни. По другую сторону от Кремля, на том же берегу Москвы-реки (к востоку) в середине XVI века в па­мять покорения Казанского ханства был сооружен знаменитый собор Покрова Пресвятые Богородицы (храм Василия Блажен­ного). Без малого три века спустя к западу от Кремля, тоже на холме, сооружается храм-памятник в честь сходного по смыслу события - изгнания французов за пределы России, победы, в Отечественной войне 1812 года. Уподобление местоположения обоих соборов, сооруженных симметрично по отношению к Кремлю по обе стороны от него, должно было свидетельство­вать о символическом подобии значения двух храмов.

Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по типу древ­нерусской соборной церкви. Он повторяет ее наиболее харак­терные пространственно-плакировочные и структурные особен­ности - кубозидность объема, пятиглавие, четыре внутренних столпа, служащих опорой центральной главы, позакомарное покрытие. Суть последнего в том, что каждая покрытая сводом часть храма находила прямое выражение на фасадах в виде повторяющего криволинейное очертание свода завершения.

Главный придел храма Христа Спасителя, спроектированно­го Тоном, посвящен Рождеству Христову. Два боковых посвя­щались' патронам русских императоров. Придел Александра Невского соотносился с именами сразу трех из них: Александра I - государя, которому принадлежал замысел создания храма, Александра II, при котором собор был закончен строительст­вом, и Александра III, в царствование которого собор был ос­вящен. Придел Николая чудотворца связывался с Николаем I, воплотившим в жизнь замысел державного брата.

В 1830 г. проект Тона был высочайше одобрен. А год спустя, в конце 1831 г., после ряда продолжавшихся конкурсов, Нико­лай I вызвал Тона в Москву и поручил ему проектирование храма Христа Спасителя. Еще несколько месяцев спустя, как уже отмечалось выше, 10 апреля 1832 г., проект представлен­ный императору, был утвержден окончательно. В 1837 г., уже после того, как был утвержден проект и определено место строительства будущего храма, началась подготовка строитель­ной площадки.

Существовавшие на этом месте сооружения Алексеевского монастыря были разобраны, а сам он был переведен в Красное Село, где располагалась церковь Тихвинской Божией Матери. В том же, 1837 г. была учреждена Комиссия для построения храма Христа Спасителя во главе с московским генерал-губернатором, князем Д.В. Голицыным, которая приступила к руководству работами. Начались они выемкой земли для буду­щего фундамента. Глубина котлована составляла в среднем около 9,94 м, или 14 аршин, достигая в некоторых местах 13,49 м, или 19 аршин. В следующем, 1838 г., после того как рытье котлована было завершено, с 27 июля началась кладка фунда­ментов. На строительные работы из государственной казны были выделены колоссальные средства. Только на покупку до­мов в Чертолье, их .сломку и на выемку земли под фундамент храма было израсходовано 358651 рубль серебром, а всего за 46 лет строительства архитектурного памятника (1837-1883 гг.) на его возведение Государственным казначейством было за­трачено 15123163 рубля 89 копеек.

К концу строительства сезона 1839 г. после завершения ра­бот по фундаментам 10 сентября состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя, приуроченная к двум юби­лейным, широко отпразднованным в России датам: к 25-летию окончания войны с Наполеоном, взятию в марте 1814 г. Парижа и открытию на Бородинском поле 26 августа в день знамени­той битвы первого из памятников, которые было решено по­ставить на местах решающих в этой войне боев.

Открытие памятника в Бородине и закладка храма-памятника спились в одно великое торжество. В закладке хра­ма Христа приняли участие Николай I и наследник, будущий император Александр II.

Храм сооружали из кирпича, а для облицовки использова­ли беловатый мрамор из села Протопопово Коломенского уез­да Московской губернии. В 1849 г. закончилась кладка свода большого купола. В 1853 г, после установки глав и устройства крылец наружная отделка храма, в основном, была завершена. В 1857 г. принялись за внутреннюю отделку храма: установили леса, начали штукатурить верхние части, приступили к мрамор­ной облицовке стен и пола. В 1858 г. первый этап строитель­ных работ храма Христа Спасителя закончился. Наружные леса были разобраны, и храм вошел в ансамбль исторического цен­тра Москвы, заняв в нем, благодаря грандиозности размеров и выразительности силуэта, ведущее место. Он стал самым высо­ким зданием древней столицы и превзошел колокольню Ивана Великого. Она могла поместиться под яблоком креста вновь возведенного собора высотой 103,305м. Длина каждого из фа­садов храма составляла 82 м, площадь, занятая храмом - 319500 кв. м, диаметр центрального купола приближался к 30 м (29,82 м). Огромным было и количество золота, понадобив­шегося для позолоты глав, выполненной гальванрпластическим способом: более 3 центнеров (312,6 кг).

Грандиозности величайшего в Российской империи храма и богатству его отделки соответствовали и затраты государства на его сооружение. Без государственного финансирования вопло­щение проекта такого масштаба было бы немыслимо. Конечно, народ тоже вносил посильные добровольные пожертвования. Но они несопоставимы с суммами, регулярно поступавшими из казны - в среднем по полмиллиона серебряных рублей в год.

Плану спроектированного Тоном здания в виде равноконеч­ного креста соответствуют одинаковые по композиции и обли­ку фасады (протяженность каждого составляла около 90 м, или 40 сажен). Различаются фасады только тематикой распо­ложенной на поверхности стен скульптуры. Храм царит над окружающим пространством, его объем обозрим со всех сто­рон, а композиция создается в расчете на подобное обозре­ние - это характерная черта православного храма, наиболее определенно выраженная в русской архитектуре. Русской архи­тектуре неизвестен западноевропейский тип храма, включенно­го в плотную жилую застройку, когда объем его оказывается недоступен восприятию, а видимым остается только главный западный фасад. В этом смысле храм Христа — типичное про­изведение русской архитектурной школы и типичное выраже­ние широко понятой русской архитектурной традиции - древ­ней и нового времени.

В храме Христа Спасителя все символично и направлено на выражение идеи народности, все подчинено тому, чтобы сде­лать памятник Отечественной войны 1812 г. памятником рус­ской национальной истории и главным храмом России.

Богатое скульптурное убранство фасадов храма Христа Спа­сителя конкретизирует общую идею национального храма-памятника. Скульптурный декор — характерная особенность европейской архитектуры нового времени, в том числе и куль­товой. В этом смысле храм Христа продолжает традицию клас­сицизма. Но размещение скульптуры на его фасадах не вполне традиционно для классицизма. Размещение их в медальонах типично не для классицизма, а для искусства Ренессанса, к на­следию которого также широко обращаются архитекторы эпо­хи романтизма и, в частности, Тон.

Первоначально скульптуру предполагалось выполнить гальванопластическим образом из бронзы. Однако первый опыт исполь­зования подмосковного протопоповского мрамора доказал полную пригодность его и для скульптурных работ. В результате храм Христа Спасителя приобрел характерную для ряда школ древне­русского зодчества (владимиро-суздальской, новгородско-псковской и ранее московской) бело-золотую гамму. Цветовая гамма храма Христа Спасителя словно возвращала Москву к да­леким временам, давшим ей эпитет «белокаменная», когда стены храмов и Кремля сооружались из белого камня-известняка.

В храме Христа возрождался своеобразный поясной прин­цип размещения росписей, типичный для древнерусского храма. Верещагин и Марков, Семирадский и Кошелев, Плешаное и Васильев, Сорокин и Клодт принимали участие в создании живописного убранства храма Христа Спасителя. Возрожда­лась и свойственная ему трактовка первого, нижнего яруса как своеобразного декоративного пояса, где использовались не сюжетные, а только орнаментальные росписи.

Полосами орнамента выделялись основные членения и формы интерьера. Орнаментальная роспись обрамляла арки ветвей креста, окна, пояс барабана, арки хоров, выявляя струк­турные особенности и логику композиции интерьера. Нижние части стен храма были облицованы мрамором.

Окончательный вариант интерьера был утвержден Алексан­дром II в 1873 году, сорок лет спустя после создания первона­чального варианта.

Прямо против главного входа в восточной ветви креста на­ходился уникальный по композиции иконостас в виде бело­мраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолочен­ным бронзовым шаром. Беломраморные части основного объ­ема украшала инкрустация из различных цветных пород мра­мора. Прорезные орнаменты золоченых листов шатра дополня­лись орнаментальными из многоцветных эмалей.

Над иконостасом высоко вверх уходили арки, несущие ку­пол на парусах. Он вздымался над местом пересечения ветвей креста на высоту современного 17-18-этажного дома.

Грандиозным были и размеры самого иконостаса: его высо­та вместе с шатром составляла 26,6 м. Чтобы представить себе реально его размеры, достаточно сказать, что высота Успенско­го собора в Кремле без глав с барабанами равна 23 м, высота боковых глав без крестов - 39 м.

Наиболее важные, с точки зрения церковной иерархии, изо­бражения размещались в самых высоких центральных частях храма, символизировавших святая святых основных понятий христианства. По мере удаления от центра и по мере прибли­жения к земле усиливался конкретно исторический аспект рос­писей и икон. Центральное подкупольное пространство и ма­лые купола были отведены изображениям Бога, ниже - изо­бражениям земной жизни Христа, в ветвях креста появлялись иконы Богоматери и святых, живопись хоров носила историче­ский характер, имея целью представить истории России как часть священной истории христианства. История России пре­вращалась, таким образом, в неотъемлемую часть и продолже­ние священной истории.

Нижний коридор, или галерея, как наименее значимая в священном пространстве храма часть, предназначался для уве­ковечения событий и действующих лиц реальной российской истории, т.е. исполнял историко-мемориальную функцию в со­ответствии с понятиями светской науки и культуры второй по­ловины XIX века. Идея его устройства принадлежала К.А. Тону.

По чрезвычайно глубокому замыслу его создателя, коридор превращался в первый подробный музей или летопись войны с. французами. Движение по музею становилось движением во времени и в пространстве Отечественной войны и заграничных походов 1813-1814 гг.

В обходной галерее помещались 177 мраморных плит с именами Георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений 1812 года — храм стал настоящим музеем Отечест­венной войны, недаром его называли «хранителем русской славы».

Торжественное освящение храма состоялось в мае 1883 года уже при внуке Николая I Александре III. Освящение было приурочено к коронации российского императора в Москве и, таким образом, оно стало национальным праздником.

26 мая, в день Вознесения Господня, из Успенского собора Московского Кремля к храму Христа Спасителя направился великолепный крестный ход, во время которого исполнялась Увертюра П.И. Чайковского «1812 год», специально написанная композитором к освящению храма. На церемонии присутствовала императорская чета, что придавало празднованию особую значимость: храм Христа Спасителя становился главным храмом- страны, национальной святыней православной России.

Но простоял Храм только на 4 года дольше, чем длилось его строительство. Снос храма был предопределен самим фак­том совершившейся революции. 9 апреля 1922 года из храма изъяли драгоценности, а затем пустили туда обновленцев, но этого было мало. Образование СССР в декабре 1922 года и смерть Ленина в январе 1924 года решили судьбу храма.

На I съезде советских депутатов СМ. Киров - крестный отец Дворца Советов — предложил воздвигнуть «новый дво­рец рабочих и трудящихся крестьян» на месте дворца «банкиров, помещиков и царей». А в 1924 году выпускник Вху­темаса Балихин придумал снести храм Христа Спасителя, что­бы на его месте поставить памятнику Ленину.

«Общественное мнение» готовили несколько лет. Тогда раз­вернулась настоящая травля храма Христа Спасителя: академи­ки архитектуры публично клялись, что он не имеет художест­венной ценности и не является произведением искусства.

По личному распоряжению Сталина в 1931 году храм был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» - Дворца Советов по проекту архи­тектора Б. Иофана, А. Щуко и Г. Гельфрейха. Храм должна бы­ла заменить гигантская «вавилонская башня», увенчанная ко­лоссальной статуей Ленина. Общая высота сооружения соста­вила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире.

В полдень 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя погиб. Черное дело творили днем. Были даже изготовлены спе­циальные пропуска, которые позволяли бы вблизи увидеть надругательство над храмом, цинично превращенное чуть ли не в праздничное зрелище. Сегодня эти пропуска - в музее храма Христа Спасителя.

В 12 часов дня прогремел первый взрыв, потом второй, е храм стоял почти неповрежденным. Народная молва приписы­вала третий, последний взрыв Лазарю Кагановичу, шептались, что он собственноручно повернул рычаг взрывателя со слова­ми: «Задерем подол России-матушке».

Национальная духовная святыня России была превращена в руины. Москва лишилась прекраснейшего памятника русского зодчества.

Предварительно храм буквально ограбили. В городском архиве Москвы хранится книга учета материальных ценностей храма Христа Спасителя. На ста пятидесяти страницах скрупулезно перечислены иконы с драгоценными окладами, церков­ная утварь, листовая медь и железо, гвозди и даже метры вой­лока Мрамором из храма выложили станции «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки из него украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. Обломки храма после разрушения разбирали и вывозили почти 1,5 года.

Строительству чудовищного «чудо-дворца» помешала Вели­кая Отечественная война. Вместо него в 60-х годах был постро­ен невыразительный Дворец съездов в Кремле, а на месте кот­лована в 1958 году появился бассейн «Москва».

С 1989 года идея восстановления храма медленно, как тра­винка сквозь асфальт, пробивалась из глубины народного соз­нания через каменную толщу десятилетий атеистического вос­питания, сомнения, малодушия... На нее сразу же обрушилась целая лавина возражений, но в парке у бассейна «Москва» в самом начале 90-х годов появился деревянный крест и ящик для сбора новых добровольных пожертвований. Эта идея каза­лась утопией до 1994 года.

Прошло 60 лет, и обрушился сам строй, породивший столь­ко зла, горя, насилия и растоптанных надежд на российской земле. Были пересмотрены и отменены многие постановления, законы и последствия деяний власти, называвшей себя совет­ской. Коснулось это и акта об уничтожении храма Христа Спа­сителя, чей образ не стерся из народной памяти, как и сама трагедия его постигшая.

7 сентября 1994 года по инициативе представителей рос­сийской интеллигенции, Московской Патриархии и Правитель­ства столицы был сформирован Общественный наблюдатель­ный Совет по воссозданию храма Христа Спасителя. В совет вошли люди известные в общественной, политической, куль­турной сферах жизни: иерархи Русской Православной Церкви, представители Московского Правительства, творческих союзов, строители, архитекторы, деятели науки и культуры. Этих раз­ных людей объединили не какие-то идеологические или поли­тические начала, а идея возрождения одного из сложнейших архитектурно-художественных комплексов, памятника истории, Духовного центра православной России.

Общественный наблюдательный Совет определил главный принцип воссоздания храма Христа Спасителя: при использовании современных материалов и технологий облик возрож­даемого собора должен быть аутентичен храму-оригиналу.

Совет учредил Фонд финансовой поддержки воссоздания хра­ма Христа Спасителя и Комиссию по художественному убранству Храма. Работы по возрождению российской святыни начались в октябре 1994 г. с демонтажа конструкций бассейна «Москва».

7 января 1995 года, в праздник Рождества Христова, в Мо­скве состоялась закладка храма Христа Спасителя.

Проектировщиком работ по воссозданию Храма стало Управление «Моспроект-2», генеральным подрядчиком — ЗАО «Моспромстрой». Непосредственное исполнение всего объема строительных работ осуществила фирма «Монтажстройин-дустрия».

Темпы работ удивили всех. Сооружение стилобата — шесть месяцев, строительство здания Храма — десять месяцев, обли­цовка кирпичом - три месяца, облицовка стен мрамором -восемь месяцев.

Воссоздание храма Христа Спасителя стало возможным благодаря реальному, а не декларативному сотрудничеству Русской Православной Церкви, государства на уровне город­ских властей столицы и пожертвованиям, внесенным в Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма сотнями тысяч гра­ждан России ближнего и дальнего зарубежья, тысячами госу­дарственных организаций, финансовых и .коммерческих струк­тур. Всем жертвователям вручаются Свидетельства о пожертво­вании, освященные по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Имена частных жертвователей и названия организаций, внесших наибольший вклад в воссоздание Храма, занесены на памятные доски.

На них есть имена и названия, известные всему миру. Бла­готворительные концерты Мстислава Ростроповича в пользу строительства Храма дали более 2 миллиардов неденоминиро­ванных рублей. Столичный банк сбережений -пожертвовал 50 кг золота на покрытие куполов и крестов собора, РАО «Газпром» оплатил поставку мрамора для облицовки стен хра­ма на сумму 10 миллиардов неденоминированных рублей. По­лы в коридоре и аванзале Нижнего Храма вымощены грани­том, подаренным Храму Республикой Казахстан.

Более 1200000 частных лиц и более 20000 организаций внесли деньги на воссоздание Храма.

Центральной и, пожалуй, главной частью стилобата являет­ся Нижний Храм - Преображенская церковь, повторяющая очертания храма Христа Спасителя, находящегося над ней. Этот элемент комплекса привнесен современными архитекто­рами и строителями и может быть по праву назван новоделом. Пои проектировании Преображенской церкви архитекторы центра «АРХХРАМ» опирались на традиции русских право­славных зодчих XVI века. Нижний Храм имеет и историческое значение: его приделы выполнены в память о храме Алексеев-ского монастыря, предтечи храма Христа Спасителя.

Освящение и открытие Преображенской церкви происходи­ло 19 августа 1996 года в праздник Преображения Господня. Но еще до открытия Нижнего Храма он привлек внимание обще­ственности: здесь в ноябре 1995 года для строителей храма Христа Спасителя концерт классической музыки давал Мсти­слав Ростропович с симфоническим оркестром «Молодая Рос­сия».

Среди икон Преображенской церкви есть одна, на которую следует обратить особое внимание. Эта икона на металле кис­ти Сорокина — «Спас Нерукотворный». Простая русская семья спасла эту икону из разрушенного в 1931 году Храма, хранила ее 63 года, передавая из поколения в поколение, и передала в дар воссоздаваемому храму Христа Спасителя. Вглядитесь в облик Спасителя. Столетие назад наши соотечественники мо­лились этому лику Христа.

Смотровые площадки дают возможность полюбоваться па­норамой Москвы. Лифты (всего их шесть) являются пожертво­ванием Карачаровского механического завода.

Смотровые площадки Храма находятся на высоте 46 м от нулевой отметки - уровня улицы Волхонка. С северной смот­ровой площадки открывается вид на Белый Дом, здание мэрии (бывший СЭВ), Новый Арбат, Суворовский бульвар. Останкин­скую телебашню.

Восточная смотровая площадка. Перед Вами незабываемый вид на Кремль и центр столицы с ее набережными, мостами, Исторический Музей, гостиницу «Москва», Государственную Думу. Ближайший сосед Храма - Музей изобразительных ис­кусств имени Пушкина.

Южная площадка. Отсюда открывается панорама Замоскво-Речья. Это часть Москвы, в наибольшей степени сохранившая свой исторический облик. Прямо под нами — Москва-река, через которую от храма Христа Спасителя будет построен пе­шеходный мост на Берсеневскую набережную. Территория ме­жду «Домом на набережной» и кондитерской фабрикой «Красный Октябрь» будет реконструирована и превращена в историко-мемориальный градостроительный комплекс, кото­рый еще одним мостом будет связан с Якиманкой.

Западная площадка. Крымский мост, памятник Петру I, вид на Лужники, Новодевичий Монастырь, здание университета. Воробьевы горы - корона Москвы. Именно на Воробьевых горах началось строительство храма Христа Спасителя по про­екту Витберга.

За последние 6 лет древняя столица России, сохранив свой историко-архитектурный облик, заметно помолодела. Не толь­ко благодаря строительству новых, современных зданий. Моск­вичи сумели сохранить неповторимый колорит города, особен­но его центральной части. Впервые за послеоктябрьскую исто­рию реставрация архитектурных памятников, воссоздание раз­рушенных храмов, строительство новых жилых и администра­тивных комплексов осуществляется системно.

На смотровых площадках мы можем вблизи рассмотреть купол Храма, кресты на звонницах, колокола. Перед нами 27-тонный Торжественный большой колокол. Его отливали на ЗИ-Ле, литейное производство которого стало победителем кон­курса на изготовление колоколов Храма. Освящение и установ­ка Торжественного колокола состоялась в августе 1997 года, накануне празднования 850-летия столицы. Это самый боль­шой колокол в мире, отлитый в XX столетии.

Здесь же мы можем вблизи рассмотреть внешнюю обли­цовку Храма. В отличие от храма-оригинала, покрытого штука­туркой и частично облицованного известняком (так называе­мым «протопоповским мрамором»), современный Храм пол­ностью облицован мрамором уральских и саянских месторож­дений. Это вынужденное отступление от тоновского проекта. Современная экология, загрязненность московского воздуха вредными веществами очень скоро начали бы разрушать из­вестняк и штукатурку, наполнили бы их поры загрязнениями и уже через 5-6 лет Храм потерял бы свой светлый внешний об­лик. Полированный мрамор значительно более устойчив к воз­действию окружающей среды, его легче защитить специальной обработкой. Современные технологии использовались и при изготовлении куполов Храма, особенно на стадии золочения.

Купола изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитри­лом титана, на которой ионным напылением нанесен тонкий спой золота. Для лучшей защиты от атмосферных влияний ку­пола покрыты тончайшим споем алмазной пыли (технические алмазы). Старые способы золочения с использованием амаль­гамирования запрещены из-за работы с ртутью - сильнейшим ядом.

При сохранении внешнего вида храма-оригинала весь со­временный Храм - это соединение проекта Тона с новейшими технологиями. Бетой вместо кирпича, лифты вместо лестниц, современные вентиляционные, акустические, коммуникацион­ные и силовые системы. Эти невидимые глазом отличия от оригинала делают храм Христа Спасителя одним из сложней­ших и самых современных по исполнению и оснащению со­оружений.

Барабан Храма, увенчанный мраморной короной, прорезан 26 стрельчатыми окнами, создающими внутри Храма неповто­римое освещение не только купола, но и всего пространства собора.

В южной части стилобата расположен зал церковных Собо­ров на 1200 мест. Рядом - трапезные палаты. Зал заседаний Синода, патриаршие покои. В комплексе Храма предусмотрены помещения под библиотеку, телестудию, гаражи, пекарню для выпечки просвирок, технические и эксплуатационные службы.

В дни праздников улица Волхонка является наиболее посе­щаемым местом, связанным с Храмом. Воскрешая историче­ские традиции, фонд финансовой поддержки и Префектура ЦАО организуют здесь гуляния для москвичей и гостей столи­цы.

На нижней территории комплекса Храма происходят все самые интересные события в праздничные дни: концерты, представления для детей, аттракционы, игры, потешные бои. Рождество, Маспеница, Пасха - к нам возвращаются старин­ные обычаи и праздники, которыми богата история и культура нашей страны.

Храм открыт 19 августа 2000 года. Сомнения и неприятие проекта возрождения главного православного храма остались ПОзаДи: москвичи приняли воссозданную святыню.

Величественный Храм, как и прежде, стал украшением сто­лицы, поражая великолепием и размерами. Высота Храма до вершины креста - 103,48 м. Диаметр главного купола - 29,87 м. Толщина стен — до 3,2 м. Высота внутреннего простран­ства - 79 м. Пролет между противоположными вратами — бо­лее 80 м. Площадь росписи Храма — более 22 тыс. кв.м. Храм Христа Спасителя - самый большой собор Русской Православ­ной Церкви, он вмещает до 10000 человек. Настоятелем Храма является Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алек­сий II.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

96 − 95 =