Государственный долг. Его структура и управление государственным долгом.

Внутренняя и внешняя задолженность. Размеры и динамика государственного долга России. Государственный долг России в ретроспективе. Государственный долг с учетом временной стоимости денег. Место России среди крупнейших мировых должников и кредиторов. Проблема возврата долгов у развивающихся стран.

Государственный долг – это сумма бюджетных дефицитов за вычетов накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Внутренний долг– то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита госбюджета внутри страны. Внешний долг – займы гос-ва за рубежом (в иностранной валюте).

Заемные средства гос-во может мобилизовать двумя способами:Либо размещать долговые ценные бумаги, либо получать кредиты у спец кред. институтов и иностр. гос-в. Займы классифицируются по форме выплаты доходов и методам размещения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают:

· списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;

· выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;

· секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;

· обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

К настоящему времен структура государственного внутреннего долга РФ сложилась из долговых обязательств нерыночного характера и обязательств от размещения на организованном рынке ценных бумаг, номинированных в рублях. Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. Эмитентом облигаций государственного займа от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

По данным Министерства финансов РФ внутренний долг составлял:

  • на 1 марта 2011 года — 3083,2 млрд руб.;
  • на 1 июля 2012 года — 3795,5 млрд руб.;
  • на 1 января 2013 года — 4064,3 млрд руб;
  • на 1 января 2014 года - 5 722,239 млрд. руб; (на апрель - 5 707,239 млрд. руб.)

Проведение правительством в ближайшем будущем масштабных внутренних заимствований может привести к дестимулированию инвестиционной деятельности внутри страны, в связи с этим текущая деятельность правительства в вопросе заимствований, на мой взгляд, лишена экономической целесообразности.

Государственным внешним долгом РФявляются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США.

Что касается роли должника, то Россия как правопреемница СССР по его зарубежным активам и пассивам – СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов – взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР. Основную часть сегодняшнего внешнего долга РФ составляет именно задолженность СССР. Кредиты бывшего СССР развивающимся странам никогда не будут погашены целиком — это обстоятельство очевидное и не вызывающее сомнений.

«Новый долг» Российской Федерации складывается в основном из кредитов международных финансовых организаций – МВФ и МБРР, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной политики в стране и сокращения бюджетного дефицита. После распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП.

Загрузка...

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 19 декабря 2013 года составил 55,8 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе.

Общий внешний долг России постоянно увеличивается в последние годы.По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 19 декабря 2013 года

Наименование млн. долларов млн. ЕВРО
государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 55834,6 41012,7
Задолженность перед членами Парижского клуба 161,8 118,8
Задолженность перед кредиторами — не членами Парижского клуба 1061,2 779,5
Задолженность бывшим странам СЭВ 943,6 693,1
Коммерческая задолженность бывшего СССР 22,1 16,2
Задолженность перед международными финансовыми организациями 1587,2 1165,9
Задолженность по внешним облигационным займам 40658,3 29865,1
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 5,5 4,1
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11394,9

По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП. Это является самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории. В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора.

Место РФ среди крупнейших мировых должников и кредиторов показано на карте. Красным цветом на карте МВФ закрашены страны-должники, а черным – страны-кредиторы. Отметим, что Россия заняла 9-е место среди тех, кто непосредственно кредитует правительство Америки.

Государственный долг с учетом временной стоимости денег. Неравноценность денег сегодня и в будущем определяется действием трех основных факторов: инфляцией, риском неполучения дохода при вложении капитала. Выплаты процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга. Государство привлекает новые долговые обязательства, например, что может позволить снизить выплаты по обслуживанию и погашению государственного долга (с учетом временной стоимости денег). Учитывая практику других стран, можно отметить, что нет ни каких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. Государство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций.

Появлению кризиса международной задолженностиспособствовал целый ряд факторов, среди которых можно упомянуть следующие:

· рост величины кредитов, предоставляемых развивающимся странам начиная с 70-х годов;

· резкое повышение цен на нефть в конце 70-х гг.;

· изменение пропорций мировых цен в начале 80-х гг. не в пользу развивающихся стран;

· взятые средства направлялись не на развитие реальной экономики, а в большинстве случаев возвращались обратно либо в виде возвращаемых кредитов и процентов по ним, либо происходило «бегство капитала» из развивающихся стран;

· завышение курса доллара;

· повышение учётных ставок в США в начале 80-х гг.

Пик проблемы внешнего долга- 1982 г. Кредиторы, приостановившие новое кредитование, в массовом порядке и вне очереди требовали возврата долгов. Правительства 38 стран не смогли выдержать согласованные после 1975 г. графики выплат по долгам, большинство из них нарушило эти графики в 1983 и 1984 гг. К середине 1982 г. сумма «ненадежных» зарубежных кредитов, предоставленных девятью крупнейшими банками США, превзошла величину их собственного оплаченного капитала. МВФ вынужден был признать, что особых успехов рыночные реформы в развивающихся странах не принесли. В результате возник феномен «долговой дипломатии». Отсюда следствие:установление более высокой процентной ставки по кредитам зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране.

Долговой кризис оказал отрицательное влияние на экономическое развитие стран-должников. Бремя долгов затормозило экономический рост, привело к росту процентных ставок и вынуждало государство использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внутренних дефицитов. Это обычно сокращало возможности расширения капиталовложений.

Возрастание задолженности способствовало сокращению государственных валютных резервов развивающихся стран. Особый ущерб был нанесён экономике центров долгового кризиса - странам Тропической Африки и Латинской Америке. С 1987 г. общий объем внешней задолженности развивающихся стран значительно увеличился.

Чтобы преодолеть кризис задолженности, развивающимся странам нужно достичь кредитоспособности, они также должны иметь устойчивые отношения между уровнем долга и другими переменными: отношения между размерами обслуживания долга и экспортными поступлениями, между общими размерами задолженности и ВВП.

Межгосударственные экономические институты. Формы межгосударственного экономического сотрудничества и интеграции.

Роль ЮНИДО в стимулировании промышленных процессов развивающихся стран. ВТО и либерализация мировой торговли. Россия и ВТО. Межгосударственные финансовые институты (Международный валютный фонд, Мировой банк, Международная финансовая корпорация) и их роль в координации и регулировании финансовых процессов на международном уровне. История образования ЕС. Основные цели и функции создания форм межгосударственного сотрудничества: СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, АТЭС, МЕРКОСУР, НАФТА, АСЕАН, ОЭСР.

Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ЮНИДО - является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. В настоящее время членами ЮНИДО является 173 государства, включая Россию. Основная цель ЮНИДО заключается в содействии и ускорении промышленного развития в развивающихся странах с целью оказания помощи в установлении нового международного экономического порядка. Организация также содействует промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном и национальном, а также на секторальном уровнях.

Деятельность ЮНИДО направлена на оказание помощив первую очередь развивающимся и слаборазвитым странам мира, государствам с переходной экономикой в создании конкурентоспособных инновационных производств на основе программ по популяризации и содействия внедрению высоких технологий в различных отраслях промышленности. Приоритетом в этой деятельности является осуществление новой промышленной экологической политики, поощряющей применение таких производственных процессов, которые не наносят ущерба окружающей среде и не ложатся тяжелым бременем на ограниченные энергетические ресурсы стран.

Всемирная торговая организация (ВТО)была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. Основная задачаВТО заключается в увеличении объемов мировой торговли посредством либерализации внешних рынков и снижения тарифных барьеров. Деятельность ВТО по либерализации мировой торговли оценивается по-разному, что связано с неравномерным распределением выгод от нее.

Страны с развитой экономикой могут наиболее полно использовать все ее преимущества, а развивающиеся страны, как правило, становятся их рынком сбыта или источником дешевого сырья. Для дальнейшего развития мировой торговли в рамках ВТО необходимо предоставление равных возможностей для всех стран – членов организации.

Чрезмерная либерализация может затормозить развитие отсталых стран, поскольку распределение выгод от либерализации происходит следующим образом: развитые страны присваивают 70% доходов от мировой торговли, оставляя всего 30% менее развитому миру, в котором проживает 80% всего населения земли. Политика либерализации в первую очередь направлена на поддержание целостности финансовой системы и платежеспособности финансовых институтов, а не на благополучие населения или состояние окружающей среды. Стремление поддержать развитие торговли посредством ее либерализации побуждает все большее число стран высказываться в пользу продолжения глобальных торговых переговоров.

Неоднозначность оценок деятельности ВТО по либерализации мировой торговли свидетельствует о том, что существующая система многостороннего торгового регулирования в рамках данного института не лишена недостатков и противоречий. Вместе с тем, общий курс на снижение ставок таможенных пошлин и готовность стран – членов ВТО идти на уступки по ключевым вопросам показывают возможность достижения компромисса между развитыми и развивающимися странами, что, несомненно, является основной проблемой в рамках переговорного процесса. Выход из сложившейся ситуации видится в пересмотре позиции ВТО по отношению к развивающимся странам с целью создания равных условий для развития торговли. Размер субсидий должен быть одинаковым для развивающихся и развитых государств, а в дальнейшем должен иметь тенденцию к снижению. Реализация данных мер будет способствовать более справедливому распределению выгод от либерализации мировой торговли в рамках режима ВТО.

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 г.

Достоинства вступления:

Один из важных аргументов за присоединение связан с тем, что участие России в ВТО будет способствовать устранению ее дискриминации в экспорте, в отношении России нельзя применять, например, антидемпинговые меры. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. Экономические выгоды: - повышение доходов. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров.

Недостатки вступления:

Смогут ли производители России участвовать в конкуренции на мировом рынке, постепенно переходя к глобальной ориентации. Еще одно препятствие - несоответствие российских правовых норм правовым нормам ВТО. Последствия присоединения России к ВТО для сельхозмашиностроителей опасны по нескольким направлениям. Во-первых, крестьяне не смогут вносить инвестиции в покупку новой сельхозтехники. Во-вторых, повысится себестоимость продукции, на которую уже нельзя будет повлиять экспортными дополнительными пошлинами. Поэтому продукция, производимая в России, всегда будет несколько дороже, чем заграницей. И третье, по условиям вступления в Торговую организацию, пошлина на ввоз комбайнов радикально снижается с 15 до 5%, а пошлина на бывшую в употреблении сельхозтехнику уменьшится в пять раз, а это означает, что рынок России будет заполнен подержанными иностранными комбайнами.

Результаты вступления в ВТО сейчас негативные, так как в ВТО отсутствуют единые правила для всех членов, и промышленно развитые государства обеспечивают себе комфортное существование за счет менее развитых членов. Инструментом этого являются заградительные целевые пошлины.

Краткий анализ изменения экономического состояния России за время членства в ВТО.

Производство упало по разным отраслям: Сельское хозяйство сократилось на 6 процентов, Металлургия, производство сократилось на 9%. Машиностроение производство уменьшилось на 8 %, Добывающая отрасль производство уменьшилось на 4%, Производство обуви и изделий из кожи сократилось на 20%. Потери в деньгах составили 219 млрд рублей.

Экспорт: в пересчете к деньгам уменьшился на 4 процента, продтовары и сельхозсырье упал на 19 процентов, металлы и изделия упал на 14 процентов, Потери на 223 млрд руб за 4 мес.

Импорт: вырос на 6 процентов продтовары увеличился на 8 процентов, металлы увеличился на 6 процентов

Потери на 161 млрд руб за 4 мес. Темп роста потребительских цен увеличился в 2 раза, что привело к неоправданным расходам граждан на 600 млрд руб. Прирост поступлений в бюджет сократился на 504,7 млрд руб.

Таким образом, по мнению подавляющего большинства экспертов, прошедший год показал, что России необходимо научиться использовать доступные в рамках ВТО инструменты, в то время как получение ощутимых выгод в краткосрочном периоде является маловероятным. Это, однако, не относится к улучшению инвестиционного климата, которое действительно произошло благодаря повышению ясности и предсказуемости правил игры.

Переходный период вхождения России в ВТО составляет семь лет.

Общая цель Международных финансово-кредитных институтов - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации всемирного хозяйства и осуществление межгосударственного валютного и кредитно-финансового регулирования.

Среди международных финансовых организацийцентральное положение занимает Международный валютный фонд – это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и предоставления им кредитов. Задачей фонда является установление твёрдых паритетов валют. Россия входит в число членов МВФ.

Группа Всемирный банк - это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

Мировой банк не является «банком» в общем понимании. Он поддерживает усилия стран, направленные на инвестирование капитала в человеческие ресурсы путем строительства школ, оздоровительных центров, снабжение питьевой воды и электроэнергии, формирование ориентированных на развитие правительств и защиты окружающей среды.

Международная финансовая корпорация (МФК), дочерняя организация Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Создана в июле 1956 для капиталовложений в частный сектор развивающихся стран-участниц, преимущественно в прибыльные предприятия, в форме кредитов (74 % средств МФК) и участия в акционерных капиталах (26 % средств МФК). МФК не требует государственных гарантий, но обязательным условием получения её кредитов является участие в размере 50 % капитала в финансируемых проектах местного или иностранного частного капитала. Сроки предоставления кредитов - от 5 до 15 лет. Размеры процентных ставок - 5-10 % годовых.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г. и специализируется на кредитовании производства, оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры, инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, – финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство.

Россия является полноправным членом практически всех международных и межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Заимствование кредитов, особенно в МВФ, налагает на Россию обязательство соблюдать их условия, выполнять одобренную Фондом стабилизационную программу, которая не всегда отвечает интересам страны. ВБ, предоставляя кредиты, требует выполнения его рекомендаций по развитию кредитуемой отрасли.

Европейский союз (ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступил в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн $) по паритету покупательной способности. Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года. С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС. Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Восемнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Международная экономическая интеграция - процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

Выделяют 4 формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):

· Зона свободной торговли (участвующие в ней страны добровольно отрекаются от защиты своих национальных рынков только во взаимоотношениях со своими партнерами по данному объединению (НАФТА));

· Таможенный союз (Участники союза совместно устанавливают единый таможенный тариф для третьих стран, что дает возможность более надежно защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и представляется на международной арене в качестве объединенного торгового блока (Таможенный союз РФ, Белоруссии, Казахстана));

· Общий рынок (Остаются значимыми все условия таможенного союза и устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран-членов (МЕРКОСУР));

· Экономический союз (Признаки: отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран; наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы; наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики (ЕС)).

· Экономический и валютный союз (признаки как у эконом. союза + наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики).

Основные цели и функции создания форм межгосударственного сотрудничества:

Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация ряда бывших республик СССР (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), созданная для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Целями учреждения ЕврАзЭС являются:

  • стремление его членов обеспечить свое динамичное развитие путем согласования проводимых социально-экономических преобразований при эффективном использовании экономических потенциалов для повышения уровня жизни своих народов;
  • повышение эффективности взаимодействия государств в целях развития процессов интеграции между ними и углубление взаимного сотрудничества в различных областях;
  • необходимость координации подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему;
  • обеспечение выполнения обязательств, принятых ранее договором о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 г. и др.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

Согласно ст. 1 Хартии от 7 июня 2002 года основными целями и задачами ШОС являются:

· укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

· развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе;

· совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграцией;

· поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, кредитно-финансовой и других областях;

· содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий;

· координация подходов при интеграции в мировую экономику;

· содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

· поддержание и развитие отношений с другими государствами и междунар. организациями;

· взаимодейств. в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

· совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй, Гонконг, Китай, Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам) для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий. Отличительной чертой АТЭС является его стремление к решению задач либерализации в области торговли и инвестиций в тесной взаимосвязи с задачами обеспечения экономического развития и ускорения социальных преобразований.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994. Все три государства - члена руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения.

Цели создания НАФТА:

  • Устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон (Канада, Соединенные Штаты, Мексика);
  • Продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли;
  • Увеличение инвестиционных возможностей территорий;
  • Обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны;
  • Создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений;
  • Определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения.

Mercosur (МЕРКОСУР) - общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой, а также Чили и Боливией в качестве ассоциированных членов. Основано в 1991 году на основании Асунсьонского договора, который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету.

Цель соглашения выражается в содействии свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. Гуарани, португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время - основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали. Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.). На данный момент статус наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея.

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

· установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

· ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

· поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели

Организации экономического сотрудничества и развития или ОЭСР – организация, объединяющая 30 стран – прежде всего является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику. В его рамках они обмениваются опытом, ищут способы решения общих проблем и вырабатывают согласованную внутреннюю и внешнюю политику, которая, в современном едином мире, должна представлять собой все более плотную сеть единых наднациональных подходов к решению этих проблем. Обмен мнениями между правительствами может вести к заключению соглашений о действиях по единым методам – например, к созданию юридически обязательных кодексов, регулирующих свободное движение капиталов и услуг, соглашениям по борьбе с коррупцией или по отмене субсидий кораблестроению. Однако, гораздо чаще результатами таких обсуждений становится совершенствование методов работы национальных правительств по широкому спектру направлений публичной политики и проясняет влияние, которое та или иная политика, проводимая отдельными государствами, оказывает на международное сообщество в целом. Кроме того, эти дискуссии представляют уникальный шанс для обмена мыслями и мнениями по перспективам, стоящим перед странами, находящимися в схожих условиях.

РАЗДЕЛ III

Вопросы и содержание раздела




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

37 − 30 =