ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

▲ Фразеологизмы— устойчивые словосочетания, воспроизводимые в речи в готовом виде: семи пядей во лбу, сесть в калошу. Слова во фразеологизме теряют свое индивидуальное лексическое значение и приобретают новое смысловое целое, которое часто приравнивается к отдельному слову: бить баклуши — бездельничать, вагон и маленькая тележка — много.

К фразеологизмам часто относят и фразеологические выражения, или языковые афоризмы, в состав которых входят:

— пословицы — краткие народные изречения с поучительным смыслом: В каждой шутке есть доля правды; век живи — век учись;

— поговорки — краткие устойчивые выражения, не составляющие в отличие от пословицы законченного высказывания, не имеющие поучительного смысла: как снег на голову; ни свет ни заря;

— крылатые слова — образные меткие выражения, вошедшие в общее употребление: демьянова уха, а Васька слушает да ест (И.Крылов); горе от ума, как не порадеть родному человечку (А.Грибоедов).

Употребление фразеологизмов делает речь богаче и выразительнее.

Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:

— немотивированное расширение состава фразеологизма в результате употребления уточняющих слов: имеет место быть нарушение действующего законодательства вместо имеет место нарушение…;

— неоправданное сокращение состава фразеологизма в результате пропуска его компонентов: что говорить впустую, переливать в порожнее вместо …переливать из пустого в порожнее;

— замена компонентов фразеологизма: Планы огромные, и молодым рукам есть к чему приложить труд вместо …моло­дым есть к чему приложить руки;

— искажение грамматической формы компонентов фразеологизма: Он не робкой десятки вместо ...не робкого десятка;

— контаминация, или смешение элементов двух фразеологизмов: Вот я и остался за бортом разбитого корыта вместо …остался за бортом или …у разбитого корыта;

— стилистическая неуместность использования фразеологического оборота: Учитель вбивал нам в башку новый материал вместо …объяснял;

— использование фразеологизма, не соответствующего контексту: Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски вместо …плохо знали русский язык.

79. Исправьте ошибки, возникшие в результате использования фразеологических оборотов без учета их значения.

1. В толпе послышалось: «Всех этих бюрократов нужно убивать без зазрения совести». 2. Вопрос с топливом сложный, и просто так забросать его шапками нельзя. 3. Старушка, видимо, устала, она шла все медленнее, на одном дыхании. 4. «Белая ворона» — так иногда называют человека совестливого, не равнодушного к тому, что плохо лежит. 5. Результаты эксперимента превзошли наши ожидания: практически погибла большая часть подопытных кроликов. 6. За давностью лет у нас сложился дружный коллектив. 7. «Ботинки, — учил нас воспитатель, — нужно чистить с вечера, чтобы утром надевать их на свежую голову».

80. Исправьте данные предложения, обратив внимание на искажение грамматической формы компонентов фразеологических оборотов, на неоправданную замену в них предлогов.

1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 2. Кое-кто пытается вбить клины под отношения Таджикистана и Афганистана. 3. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 4. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло. 5. В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 6. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать. 7. Во главе угла партия поставила два вопроса. 8. Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 9. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. 10. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла.

81. Найдите искажения, связанные с употреблением фразеологизмов (замена компонентов фразеологизма). Исправьте ошибку.

1. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу. 2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок. 4. Первые же бомбардировки заставили нас задуматься. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 5. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион. 6. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 7. Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно грубой. Нервы она нам потратила.

82. Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией фразеологических оборотов. Назовите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных трансформаций.

1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 6. Концерт цыганского ансамбля шел два часа. Прошел он с большим успехом и на одном духе. 7. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, кошки рвут мне сердце на части. 8. Старик любил рассказывать о своих приключениях. Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто развешивали порой рты. 9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 10. Мы за нашим директором как за каменной спиной.

Загрузка...

83.Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологического оборота, определите, в чем они состоят (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме). Напишите исходный фразеологизм. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Ну, это еще бабушка на воде вилами писала! 2. Это даст повод экстремистским силам, тем, которые занимаются экспансией своей идеологии, они будут как бы использовать как «красную материю» эту базу для того, чтобы выступать и создавать определенную напряженность в этом регионе. 3. Юрий Владимирович не потерял свой образ даже перед ликом возможной смерти. 4. «У нас нет никаких сомнений в том, что преступник совершил преступление в твердом уме», — сообщил нам капитан милиции. 5. Я поймал себя на одной особенности этой избирательной кампании. 6. Ученые знают почти каждого зубра в лицо. 7. Но заслуженные джазовые ветераны не собираются останавливаться на лаврах и до сих пор продолжают активно гастролировать по всему миру. 8. Узы крови не имеют никакого значения, когда дело идет о господстве. 9. Он, подчиняясь зову генов, попытался обнять официантку в ночной забегаловке. 10. Какие же они, эти «великие от мира сего»? 60 миллионов дохода — это не кот начихал. 11. От радости Петр Семенович, сорокадвухлетний научный сотрудник крупнейшего НИИ, всю дорогу скакал чуть ли не вприпрыжку. 12. Граждане депутаты, давайте тоже воду не носить... в час, так сказать, по чайной ложке. 13. У него на коже пробежали мурашки. 14. Этот вопрос всегда был местом раздора для компартии. 15. Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на руки! 16. Сегодняшний день стал очередной черной лентой в истории биржевых торгов.

84.Найдите случаи нарушения фразеологического оборота. Определите характер этого нарушения. Сделайте стилистическую правку.

1. А если у кого-то зубы чешутся наябедничать, то, пожалуйста, никто мешать не будет. 2. Он следил за ее действиями сквозь пальцы. 3. Такие соседи доведут до последней ручки! 4. Игроки и так обескуражены случившимся, а тут еще им подбрасывают камни сомнения. 5. Я думаю, что президенту кто-то подкладывает очень серьезную медвежью услугу. 6. Он сумел создать на ровном месте прекрасную команду. 7. Он был скован за руки и за ноги. 8. Он приехал в Россию и угадал в точку. 9. В такую погоду даже собаку, что говорится, на улицу не выгонишь. 10. А вот у тех, кто хотел увидеть только крестный ход, шанса на это не останется. 11. При этих словах никто не повел и ухом. 12. Защитник сорвал овацию. 13. Прокурор города неожиданно уходит с должности и с головой углубляется в страховой и нефтяной бизнес. 14. Группу угонщиков-оригиналов, которые, бесспорно, внесли новое слово в искусство кражи автомобилей, обезвредили сотрудники уголовного розыска. 15. Однако все карты испортил дождь. 16. Но за какие грехи взялось инфекционное безумие на голову несчастных коров?

85.Пользуясь словарем Н.С.Ашукина, М.Г.Ашукиной «Крылатые слова», определите значение и источник образных выражений.

1. Демьянова уха. 2. Все хорошо, прекрасная маркиза. 3. В России две напасти: внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти. 4. Да был ли мальчик-то? 5. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. 6. Рыцарь печального образа. 7. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. 8. Желтая пресса. 9. Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает. 10. Квасной патриотизм. 11. Лучшее — враг хорошего. 12. Эллочка-людоедка. 13. Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана. 14. Потемкинские деревни. 15. Чтобы иметь детей, кому ума недоставало?

86.Прочитайте помещенные ниже крылатые выражения, восходящие к библейским и евангельским текстам, объясните их значение.

Бесплодная смоковница. Блудный сын. Бросить камень. Петь Лазаря. Вавилонское столпотворение. Вера без дел мертва есть. Возлюби ближнего своего. Волк в овечьей шкуре. Всякой твари по паре. Глас вопиющего в пустыне. Избиение младенцев. Кому много дано, с того много и взыщется (спросится). Камня на камне не оставить. Краеугольный камень. Манна небесная. Не судите да не судимы будете. Нищие духом. Тридцать сребреников. Терновый венец. Тяжелый крест. От лукавого. По вере вашей да будет вам. Смертный грех. Соль земли. Суета сует и всяческая суета. Умывать руки. Хлеб насущный.

87.Найдите искажения в пословицах, поговорках, в крылатых выражениях.

1. Сто лет живи, сто лет учись. 2. Одно лекарство лечит, другое повергает в болезни. 3. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. 4. Как кот в масле. 5. Под лежачим камнем вода не течет. 6. Счастливые часов не замечают. 7. Жди ветра в поле.

88. Используя как можно больше фразеологизмов и крылатых слов, составьте небольшой рассказ на одну из тем: «Самый трудный экзамен», «Мой первый коммерческий успех» и др.

Тест
по теме «Лексические нормы русского языка»*

Вариант 1




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

32 + = 36