Формирование товарного ассортимента

Структура товарного ассортимента (номенклатура)

Далее все разновидности товаров делятся на марки, модели и артикулы (товарные единицы)

Товарная единица - это обособленная целостность, имеющая точные характеристики и описание: цвет, вкус, размер, масса, надежность, качество конструкции, дизайн, эффективность использования и т.д. Молоко манрос 3,5% жирности 1 литр в полиэтиленовой упаковке…

Товарная единица характеризуется своим наименованием:

Наименование— совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией и технологией производства.

Наименование может быть номинальными и марочными.

Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными производителями.

Например:

хлеб «Бородинский», «Суражский», «Нарочанский» и др.)

Марочное наименование — (товарная марка) индивидуальное название товара, выпускаемого определенным предприятием.

Например:

Игристое вино «Абрау-Дюрсо», автомобили «Мерседес» и т.п.

Структура товарного ассортимента - (процентное) соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в номенклатуре предприятия.

Товарным ассортиментом -совокупность всех товаров и услуг, производимых и (или) реализуемых предприятием.

Номенклатурабуквально означает перечень имен.

Номенклатура продукции - это перечень наименований производимой предприятием продукции. (предприятие производитель)

Товарной номенклатуры - это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом (торговое предприятие).

Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично.

Номенклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер.

Номенклатура, или товарный ассортимент включает различные классы, виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Следует стремиться к оптимизации товарного ассортимента. Это означает, что он должен включать только те товары и услуги, производство и сбыт которых, с одной стороны, ориентированы на потребности рынка, а с другой — положительно влияют на рост предприятия, приносят ему прибыль и делают его конкурентоспособным.

Услуги, входящие в товарный ассортимент фирмы,можно разделить на две группы:

– услуги, не связанные с обслуживанием товаров, реализуемых фирмой;

– услуги, входящие в сервисное обслуживание товаров, реализуемых фирмой.

Каждая из этих групп характеризуется количеством входящих в нее услуг и уровнем предоставления каждой из них.

Например,

Компания может просто доставить по указанному адресу купленную ванну, может демонтировать имеющуюся у покупателя ванну и установить новую, может при этом еще и устранить дефекты, допущенные при строительстве жилья: выровнять стены и полы и т. д.

Можно провести условную параллель между уровнем предоставления услуги и товарным рядом.

Фирмы, занимающиеся только предоставлением услуг, не содержат товаров в своем ассортименте и, соответственно, услуг по сервисному обслуживанию товаров.

Формирование ассортимента товаров - процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия.

Характеристики, описывающие номенклатуру:

– широта,

– глубина,

– насыщенность,

– гармоничность.

Номенклатура может быть описана в терминах ширины, глубины, насыщенности и гармоничности

Широта – количество товарных групп составляющих товаров входящих в товарный ассортимент фирмы.

Например:

Магазин реализует косметические товары и парфюмерию, то широта равна 2. Широкий ассортимент укрепляет позиции предприятия на рынке и увеличивает возможности роста объема продаж. Он позволяет учитывать интересы различных сегментов рынка и степень новизны реализуемых товаров.

Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте.

Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции.

Глубина - количество товаров в каждой товарном ряду.

Данная характеристика ассортимента показывает степень дифференциации товара.

Например:

Если зубная паста предлагается в трех вариантах разных по массе упаковок и, кроме того, дифференцирована по четырем видам лекарственных добавок, то глубина равна 12.

Загрузка...

Глубина ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и предпочтениями покупателей, максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров.

Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями.

Насыщенность — количество товаров во всех товарных рядах.

Факторами, способствующими насыщенности ассортимента, являются рост спроса, высокая рентабельность производства и (или) реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и т.д.

Например:

Современное состояние отечественного потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.

Гармоничность — степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, требований к организации производства, продвижения, реализации и (или) использования.

Гармоничность — это качественная, описательная характеристика ассортимента, она не измеряется количественно. Стремление к гармонизации при формировании ассортимента выражается, например, в специализации магазина или отдельных его секций.

К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести минимальные затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя — на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга.

Также, обычно сопоставимым ассортимент легче управлять, чем несопоставимым.

Сопоставимый ассортимент позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта.

Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие - уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров.

Пример номенклатуры фермерского хозяйства «Сатурн», рассмотренного по ширине и глубине представлен в табл 1

Таблица 1

Номенклатуры фермерского хозяйства «Сатурн»

Ширина товарной номенклатуры
Молокозавод Цех минеральной воды Цех по переработке маслосемян Пчелохозяйство
Глубина товарной номенклатуры Молоко
Кефир
Сметана
Йогурты
Сливки
Айран
Сыры
Масло сливочное
Минеральная вода Масло растительное рафинированное Масло растительное нерафинированное Мед липовый майский

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка.

В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной

Формирование ассортимента - проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау».

При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др.

Важно также определить, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 + = 10