Электронная коммерция

«Электронная коммерция — любой вид сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта».

Определение электронной коммерции, данное в документах UNCITRAL (Комиссии ООН по международному торговому праву), представляет собой перечисление различных видов сделок, осуществляемых через Интернет и другие электронные средства коммуникаций, что обусловлено широким толкованием понятия «торговля». К ним относятся любые торговые сделки (поставка товаров/услуг или обмен товарами/услугами), дистрибьюторские соглашения, факторинг, лизинг, инжиниринг, купля-продажа лицензий, банковские услуги, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, перевозка товаров и пассажиров воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом и другие формы коммерческого сотрудничества.

Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, начиная с простого представительства компании в сети, до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер. На интернациональном уровне по сравнению с внутринациональным электронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах и правилах банковской деятельности.

В зависимости от участников электронная коммерция подразделяется на основные секторы коммерческого взаимодействия между:

1) юридическими лицами, организациями (Business-to-Business — В2В);

2) юридическими и физическими лицами (Business-to-Customer — В2С);

3) юридическими лицами и государственными организациями (Business-to- Government — B2G);

4) физическими лицами (Customer-to-Customer — С2С);

5) государственными организациями и физическими лицами (Government-to-Customer — G2C).

Разновидности отношений между участниками, их модели и информационные технологии, используемые в электронной коммерции.

В2В: торгово-закупочные площадки (e-procurement, SCM, e-distribution, CRM, e-market); аутсорсинг; электронные платежные системы; виртуальные предприятия; электронные биржи; электронные аукционы; Интернет-трейдинг; Интернет-инкубаторы; Интернет-реклама; системы мобильной коммерции (m-commerce); системы страхования и перестрахования; доски объявлений (Bulletin Board Systems — BBS); информационные бизнес-системы.

В2С: торговые ряды; электронные витрины и каталоги; электронные магазины; электронные аукционы; Интернет-трейдинг; электронные платежные системы; Интернет-страхование; системы телеработы; системы вирусного маркетинга; Интернет-реклама; спонсорские программы; туристические и прочие услуги.

B2G: участие в электронных торгах по закупке продукции для государственных нужд; выполнение государственных заказов; предоставление налоговой, статистической, таможенной и другой отчетности.

С2В: частные услуги; участие в опросах и других рекламных акциях; участие в партнерских и спонсорских программах.

С2С: доски объявлений; Интернет-аукционы; системы Р2Р; системы вирусного и многоуровневого маркетинга.

C2G: выборы; участие в опросах общественного мнения; уплата налогов, сборов, штрафов; представление заявок, жалоб, обращений граждан.

G2B (электронное правительство): системы распределения государственных заказов; электронные тендеры; обеспечение контакта с налоговыми, таможенными органами, органами государственной сертификации и лицензирования, администрациями и т.д.; юридические и информационно-справочные службы; геоинформационные системы.

G2C (электронное правительство): системы социального обслуживания (пенсии, пособия, льготы и т.п.); системы коммунального обслуживания; юридические и информационно-справочные службы; геоинформационные системы.

G2G (электронное правительство): выборы; автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранительной сферах; геоинформационные системы.

Классификация систем электронной коммерции.

Главная задача систем ЭК - повышение эффективности взаимодействия компаний и потребителей. Основные типы таких систем представлены на рис. 4.1.

Под термином В2В обычно понимается широкая сфера услуг, оказываемых в режиме on-line, в которых так или иначе участвуют не столько частные лица, сколько предприятия и компании. В секторе В2В представлены товары и услуги, которые компании предоставляют друг другу. При этом товарный и денежный оборот происходит в корпоративной среде и практически не выходит на потребительский рынок. Этот сектор в большей степени определяется потребностями бизнеса, чем преференциями субъекта хозяйственной деятельности. Системы В2В можно условно подразделить на два класса: корпоративные системы и электронные торговые площадки.

Загрузка...

Торговая площадка В2С (электронный магазин) фактически представляет собой сеть односторонней связи, которая создает продавцу гораздо больше преимуществ, чем покупателю.

Ценность системы В2С возрастает примерно линейно с числом пользователей, тогда как в межфирменной торговле В2В она растет как квадрат роста числа пользователей. Кроме того, преимущества торговых площадок перед системами розничной торговли В2С определяются потенциальными объемами операций, которые, по оценкам специалистов, находятся в соотношении десять к одному.

В то же время системы В2В требуют существенно большего знания особенностей товаров и рынка сбыта, так как имеют достаточно жесткую и пролонгированную во времени специализацию. В отличие от розничной торговли в режиме on-line, широко использующей рекламу и другие программы для привлечения клиентов, для В2В-тор-говых систем требуется налаживание постоянных контактов с потенциальными клиентами. Привлечение покупателей и продавцов является длительным и дорогостоящим процессом, включающим поддержание актуальных каталогов товаров и услуг, регламентирование и поддержание правил торговли и соответствующих им бизнес-процессов, обеспечение интеграции между информационными системами продавца и покупателя.

Все перечисленные особенности систем В2В формируют существенные преимущества создателям систем межфирменной торговли в режиме on-line. Высокий стартовый барьер, необходимость глубоких знаний отрасли и существенная стоимость привлечения и удержания клиентов способствуют достижению большей прибыльности и защищенности бизнеса в сравнении с системами розничной торговли.

Корпоративные системы В2В.Ядром систем В2В являются корпоративные автоматизированные управленческие информационные

системы (АУИС), которые обеспечивают взаимодействие подразделений предприятия, а также являются движущей силой реструктуризации и оптимизации бизнес-процессов для повышения эффективности производства и взаимодействия с поставщиками и клиентами.

Типовыми подсистемами АУИС являются модули, обеспечивающие управление финансами, производством, складскими запасами, взаимоотношениями с поставщиками и клиентами, а также кадрами и делопроизводством. Но для системы электронной коммерции В2В требуется создание расширенного или адаптированного варианта АУИС, хотя некоторые ее модули вполне могут выполнять ряд функций по торгово-закупочной деятельности предприятия.

Электронные торговые площадки (ЭТП)предназначены для организации коммерческой деятельности предприятий-участников. Торговые площадки В2В по принципам создания можно разделить на три основные группы: независимые, отраслевые и частные.

В каждой группе могут быть предусмотрены широкие функциональные возможности, допускаются различные комбинации функций на одной площадке. Каждое решение имеет свои преимущества и недостатки, которые более подробно будут рассмотрены далее. Компании, выходящие на рынок В2В, обычно используют набор различных каналов взаимодействия со своими клиентами, поставщиками и партнерами.

Число информационных потоков заметно больше, чем путей перемещения товаров. Значительная часть этих информационных потоков состоит из достаточно легко формализуемых и, следовательно, поддающихся автоматизации процедур. А это открывает широкое поле возможностей для использования современных технологий передачи и обработки информации.

В современной экономике обработка и обмен информацией стали более мощным и эффективным средством ведения бизнеса, чем перемещение физических товаров. Стоимость компаний все в большей степени определяется не ее материальными активами (здания, оборудование), а такими нематериальными активами, как люди, идеи, технологии, а также стратегией объединения и использования главных информационных ресурсов компании.

Онлайновые торговые площадки удобны тем, что позволяют их участникам значительно снизить производственные и транзакционные издержки, а также расширить рынки сбыта. По оценкам Forrester Research, доля продаж на электронных торговых площадках составляет приблизительно половину общего оборота электронной коммерции между компаниями. По данным компании IBS, экономия от использования схем В2В достигает 15% со стороны закупок и 22% - со стороны сбыта.

Большая часть ЭТП создана продавцами и ориентирована на покупателей. Иными словами, онлайновые биржи выступают в качестве одного из каналов сбыта продукции продавцов. Половина торговых площадок создана лидерами отраслей, что обеспечивает таким площадкам достаточную ликвидность. В России также есть несколько сегментов рынка, которые уже сегодня заинтересованы в сокращении издержек за счет применения новых технологий и в которых перспективно внедрение электронных торговых площадок. Прежде всего это крупные отраслевые холдинги в нефтегазовой, металлургической и других отраслях.

Электронные торговые площадки отличаются формой владения, функциональными возможностями, направленностью деятельности, выбором партнеров и преимуществами, предоставляемыми участникам. По типу управления различают три вида торговых площадок В2В:

независимая торговая площадка (Independent trading marketplace);

отраслевая торговая площадка (Industry sponsored marketplace);

частная торговая площадка (Private marketplace).

Независимые торговые площадки создаются преимущественно

вновь организованными интернет - компаниями для обслуживания определенных отраслей промышленности или товарных групп. Они предлагают участникам решение проблем поиска торговых партнеров, единое место для ведения бизнеса, виртуальное управление деловыми взаимоотношениями и возможность сравнивать цены различных поставщиков.

Отраслевые торговые площадки создаются крупнейшими промышленными компаниями для обеспечения их преимуществами бизнеса в режиме on-line и управления процессами развития В2В-ком-мерции в своем секторе экономики.

Частные торговые площадки создаются крупными фирмами в целях максимального использования возможностей онлайновых технологий для углубления интеграции со своими торговыми партнерами. Частные торговые площадки объединяют существующие внутренние информационные системы участников для улучшения работы цепочек поставок и сокращения издержек на транзакции между ними.

Каждая из моделей организации онлайновой торговой площадки имеет свои преимущества и недостатки. Отраслевые и частные онлайновые торговые площадки могут создаваться как поставщиком, заинтересованным в упрощении процесса продажи и доставки своей продукции (sell-side marketplace), так и покупателем, желающим оптимизировать процесс закупки комплектующих и материалов (buy-side marketplace).

Примерами российских отраслевых торговых площадок являются информационно-торговая система e-Metex.ru, которая объединила практически всех отечественных производителей труб, в совокупности владеющих 90% рынка, а также система Metalcom.ru, учредителями которой стали семь организаций, входящих в Российскую ассоциацию металлоторговцев. Примерами российских частных торговых площадок являются системы Dealine и RSI Dealers Network.

Платежные системы для ЭК. Развитие систем В2В невозможно без развития удобных механизмов исполнения заключенных сделок, и в частности электронных расчетных или платежных систем. Ожидается совмещение интересов электронных торговых систем (В2В-площадок) и финансовых структур. Этот процесс ознаменуется появлением услуг более высокого уровня, предлагаемых альянсами банков и торговых систем, что должно сделать использование Интернета для ЭК достаточно эффективным.

Совершенствованию дистанционных расчетных систем способствуют также рост объемов торгов через отраслевые и частные торговые площадки, развитие объемов и номенклатуры банковских услуг в сети Интернет, развитие нормативной базы и стабилизация налогового законодательства. Аналитики компании Gartner Group предсказывают быстрый рост этой формы услуг для сектора В2В.

Несмотря на имеющиеся возможности и стимулы для создания и использования электронных систем расчетов в В2В-коммерции (электронных систем выставления счетов и проведения платежей - EIP (Electronic Invoicing and Payment)), их продвижение на Западе идет медленно. Среди причин, сдерживающих внедрение электронных платежных систем, называются технологические (интеграция электронных платежных систем с существующими бухгалтерскими системами) и психологические (неготовность потенциальных пользователей).

Для обеспечения расчетов в В2В-коммерции могут эффективно применяться следующие системы проведения и обеспечения электронных расчетов:

• системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО);

• системы обеспечения гарантий исполнения заключенных сделок;

• небанковские системы проведения расчетов.

Юридическая поддержка электронных платежей может осуществляться несколькими способами, в том числе на основе Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.2002 г. №1-ФЗ, хотя сам по себе указанный закон не принес существенного облегчения юридическим подразделениям предприятий. По-прежнему договорная база по обеспечению электронных расчетов основывается на статьях Гражданского кодекса.

Обеспечение гарантий исполнения сделок на электронных торговых площадках основывается на предоставлении участникам сделок дополнительных гарантий. Как правило, такие схемы предоставляет торговая площадка или ее финансовый партнер, с которым участники предварительно заключают письменный договор. Отлаженные схемы обеспечения гарантий исполнения сделок на ЭТП необходимы и, по мнению экспертов компании I.B.Partners, могут потребоваться для 30 - 40% потенциальных участников В2В-площадок. К таким схемам относятся:

• использование в рамках В2В-площадки одного банка в качестве расчетного;

• внесение в расчетную систему В2В-площадки залога для обеспечения будущих (или текущей) сделок;

• использование вторичных финансовых инструментов для работы на торговой площадке;

• привлечение банков для подбора, проверки и допуска участников к работе на торговой площадке из числа собственных клиентов.

К небанковским системам электронных расчетов и платежей относятся системы, использующие скретч-карты либо счета у провайдеров телекоммуникационных услуг. Размер разового платежа с использованием таких систем очень мал, что ограничивает применение небанковских платежных систем сделками по приобретению минимальных объемов низкостоимостных товаров, работ, услуг.

В условиях тотального недоверия и отсутствия истории взаимоотношений между контрагентами выходом из ситуации могут стать рейтингование предприятий самими В2В-площадками и ведение "черных" списков. Для полной ликвидации бизнес-рисков контрагентов (особенно при проведении первых сделок) необходимо использование механизмов гарантированных расчетов.

Развитые расчетные сервисы упрощают работу предприятий на площадках, позволяют прямо с площадки давать распоряжения на оплату и контролировать поступление денежных средств по сделке. В то же время большинство из них не исключают риски контрагентов. Умелое использование комбинации различных моделей станет в ближайшем будущем важным фактором обеспечения конкурентного бизнеса. По мере развития технологий В2В компании, считающие, что электронная коммерция - всего лишь процесс купли-продажи, рискуют остаться на обочине дороги и быть вытесненными из бизнеса более дальновидными и агрессивными конкурентами.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 4 = 1