Экстремальные ситуации. Психологические основы обеспечения личной безопасности сотрудников в экстремальных ситуациях

В связи с повышенной опасностью деятельности сотрудников многих правоохранительных органов, наличия угрозы их жизни и здоровью, в полиции зарубежных стран уже довольно давно проводится специальная подготовка к обеспечению личной безопасности («менеджмент безопасности»), благодаря которому за рубежом в середине 90-х годов были получены следующие положительные результаты: в Италии – 16 погибших полицейских, во Франции – 7, в ФРГ и Канаде – по 4, в Великобритании и Бельгии – по 1, в Швеции, Финляндии, Дании – одно убийство за 2-3 года[16]. Для сравнения ежегодно в Российской Федерации гибнут до 400 сотрудников (в 2009 году погибших – 660, из них 152 применяя оружие).

В России за истекшие двадцать лет принят ряд мер по защите жизни и здоровья сотрудников: в 90-е годы активизировались исследования экстремальных проблем в юридической психологии. В 1995-1997 гг. появились разработки А.В.Буданова и А.И. Папкина, а позже А.М. Столяренко, которые в последующие годы стали внедряться в практику. Это привело к возникновению особых научно-прикладных направлений под названием «экстремально-юридическая психология», экстремальная психопедагогика и «экстремально-юридическая педагогика», которые имеют очень тесные взаимосвязи.

Очевидна актуальность рассмотрения проблемы взаимосвязи профессионально-психологической подготовки сотрудников к экстремальным условиям несения службы и эффективности профессиональной деятельности.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел протекает нередко в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах, связанных с применением оружия. Даже проверка документов, замечания в адрес нарушителя правил дорожного движения, профилактическая беседа, допрос (или опрос) наполнены психическим напряжением и содержат возможность «психологического взрыва», перерастающего в острейшее противоборство. Экстремальная психология – одно из наиболее актуальных направлений юридической психологии, которая занимается психологическим анализом поведения сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях, подготовкой к ним и проблемами совершенствования того и другого. Основным понятием экстремальной психологии является экстремальные ситуации.

Профессор А.М. Столяренко дает следующее определение: экстремальные ситуации – «ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных достижений для достижения успеха и обеспечения безопасности»[17].

А.М.Столяренко выделяет четыре психологических типа экстремальных ситуаций[18]:

Первый тип – объективно экстремальные ситуации – это особо трудные ситуации, вызываемые явлениями внешней среды (стихийные бедствия, вооруженная борьба, массовые беспорядки, терроризм, пожары, эпидемии, крупные аварии, катастрофы, чрезвычайные обстоятельства). Эти ситуации нередко нарушают нормальную жизнь населения, общественную безопасность и порядок на конкретной территории.

Террор и терроризм являются результирующим, концентрирующим проявлением криминального мира (профессор В.И. Черненилов). Люди, склонные к зависимости (в частности, от наркотиков) – имеют связи с терроризмом. Профессор А.И. Папкин отмечает: Цель терроризма – устрашение населения, страх. Террористы, совершающие преступления, не предъявляют никаких требований. Это лица, которые совершают для развития страха у населения. Население боится ездить на метро, летать на самолете. В психологии терроризма мы все невежи (А.М.Столяренко)[19].

Второй тип – потенциально экстремальные ситуации – объективные сложности, трудности, опасности в них выражены неявно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит от объективного развития событий, так и от действий человека.

Так, дорожное автомобильное движение является потенциально экстремальной ситуацией, т.к. содержит в себе скрытую угрозу возникновения ДТП. Объективные условия (погодные, дорожные), а также субъективные (обилие нарушителей правил дорожного движения, невнимательность водителя и пр.) могут стать причиной возникновения опасности. Поэтому в приказе № 297 МВД РФ «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» указана функция, направленная на предупреждение субъективных факторов такого рода экстремальных ситуаций. Эта функция обозначена в п. 4.5: «осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения». Пункт 4.13. определяет следующую функцию, связанную с устранением объективных условий, влияющих на потенциальные экстремальные ситуации: «контроль за соблюдением и обустройством улично-дорожного сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автодорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения».

Загрузка...

Третий тип – лично спровоцированные (виктимные) экстремальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями:

· межличностные (бытовые) конфликты,

· возвращение ночью домой,

· подражание молодых людей в употреблении алкоголя, наркотиков, совершении правонарушений и т.п.

Причина таких ситуаций – в человеке, в его недостаточно социальной и психологической сформированности (моральных, мотивационных, деловых, психологических качеств), слабости педагогических свойств (образованности, воспитанности, развитости), а также результат упущений в работе с ним.

Четвертый тип – воображаемые (фантазийные, мнимые, иллюзорные) экстремальные ситуации. Эти ситуации создаются людьми тревожными, эмоциональными, мнительными. Этому сопутствуют, как правило, обстановка слухов, социальных и природных катаклизмов, отсутствия достоверной информации и т.п. Профилактика таких слухов, доведение достоверной информации, разъяснительная работа, которую должны проводить участковые уполномоченные милиции, есть своеобразная работа по недопущению таких экстремальных ситуаций.

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение сотрудников ОВД, вовлеченных в экстремальную ситуацию в связи с осуществлением служебных обязанностей, следует отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности – фрустрации, аффект, страдания.

Напомним, что тревога или тревожность возникает в результате предчувствия неопределенной (иногда неосознаваемой) неотвратимо приближающейся опасности.

У некоторых сотрудников ОВД в ситуации опасности возникает психическая беспомощность по причине низкого уровня тревожности, что может способствовать формированию виктимного поведения. Другими словами, сотрудник, испытывающий беспомощность, может быть вычислен по внешним признакам как жертва (а преступнику достаточно 5-7 минут для того, чтобы это вычислить). Оказавшись в опасной для него ситуации, на него могут напасть, застать врасплох, применить оружие и т.п.

Состояние страха, близкое к состоянию тревоги, является реакцией человека на конкретную, объективно существующую угрозу.

Причинами появления страха являются ощущение непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней. Другими словами, страх – это продолжение не ликвидированного источника тревоги.

Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха – результат мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия работника. Переживание опасности связано со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные по силе эмоциональные переживания. У страха много проявлений – опасения, боязни, испуга до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.

Есть четыре группы ситуации, вызывающие страх: 1) когда есть непосредственная угроза жизни – биологический страх; 2) когда есть социальная угроза – социальный страх; 3) невозможно осуществить выбор – моральный страх; 4) страх, объединяющий все виды страха – деинтеграционный страх.

Механизм возникновения и развития страха в ситуации террора:неизвестность времени, места, конкретных исполнителей – все это усиливает страх. Человек не идентифицирует страх. И он возрастает. Страх вызывает ограничение и изменение поведения.

В качестве аргументов, направленного на использование данных и других приемов преодоления негативных эмоций, отметим очень важные обстоятельства.

Первое обстоятельство. Человек в условиях реальной угрозы жизни опирается на природные защитные механизмы (инстинкты, безусловные рефлексы, ориентировочные реакции, активизация энергетических ресурсов) и приобретенные (навыки, умения, знания, установки). Любопытно, что в эмоциогенных ситуациях задержка в переходе от природных защитных механизмов к приобретенным приводит к повторному усилению инстинктивных реакций, затрудняющих умственные преобразования по выработке тактики и стратегии действий.

Второе обстоятельство. Как показывают экспериментальные исследования около 80% всех негативных переживаний приходится на период, последующий за экстремальной (фрустрирующей, стрессовой) ситуацией.

Третье обстоятельство. По данным, полученным специалистами-психологами МВД России, у 44% личного состава сотрудников ОВД имеют место те или иные нарушения функционального состояния, вплоть до развития нервно-психических и соматических заболеваний; физические и нервные затраты сотрудника милиции в среднем в 2-3 раза выше, чем у других категорий работников.

Направления борьбы со страхом (по А.И. Папкину):

1) снижение уровня страха у населения (страх – это хорошо натренированная трусость).

2) повышение уровня страха у возможных террористов. У них есть тоже родственники: матери, дети… Лишать родительских прав террористов, ликвидировать счета в банках. Ермолов в свое время хоронил чеченцев в свиной шкуре.

3) Человек не испытывает страх, когда он защищен, или чувствует, что он защищен (милиция в метро, на входе и т.п.). Отбор в милицию должен быть жестким.

4) СМИ в настоящее время не имеет концепции в освещении событий, т.к. начинаются передачи со смерти и заканчивают тем же.

5) Следует расширять конфидентов среди населения, их нужно заинтересовать в передачи информации.

6) Нужна страховка рискованных операций: оперативное судопроизводство [20].

Приемы преодоления страха

и формирование у сотрудников правопорядка бесстрашия

Принято считать, что страх нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказами, напряжением воли. Как преодолеть страх сотрудникам? Можно выделить два пути в развитии самообладания:

1) воспитание и

2) овладение специальными психотехническими приемами снятия страха.

Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие сотрудника. Главными составляющими в этом направлении могут быть:

v Формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки в опасных ситуациях;

v Развитие профессионализма и укрепления убежденности в безошибочности собственных действий в опасных ситуациях;

v Постепенный, в течение двух-трех лет работы, переход от состояния тревожности к состоянию концентрации внимания;

v Моделирование опасных ситуаций (например, на психологической полосе препятствий);

v Поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;

v Приобретение сотрудником навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки и медитации.

Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет». В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом сотрудник эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет страх. Снятие страха, уменьшение степени тревожности возможны также на основе применения специальных дыхательных упражнений[21].

Спровоцировать стрессмогут ранения, операции, ожоги, холод, недостаток кислорода, низкое давление. Психическими факторами могут быть обида, страх, прессинг на работе, радость.

Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха, могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса.

Психологический стресс – это особое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации.

Признаки психологического стресса:

а) общее повышение тонуса и активности психической деятельности;

б) повышение чувствительности слуха, зрения, обоняния и др. органов чувств (понижение порогов ощущений, т.е. уменьшение силы слабых воздействий на органы чувств, которые начинают ощущаться). Сотрудники ОВД, неоднократно выполняющие свои служебные обязанности в Чеченской республике, рассказывают, что даже ночью у них настолько обострен слух, что любой шорох они принимают за шаги крадущегося человека или приближение танка.

в) активизация ориентировочной деятельности (восприятия окружающего, происходящего);

г) повышение мобилизованности, начало организации психической деятельности и ее сосредоточения, направляемые вниманием к возникшим требованиям новой ситуации;

д) первичная общая познавательно-эмоциональная оценка возникшего нового требования и эмоциональное возбуждение;

е) изменение самочувствия, вызванного явлениями, сопровождающими возникновение и развитие биологического стресса в организме;

ж) ощущение повысившегося напряжения;

з) зарождение установки на более внимательное изучение ситуации и специфическое реагирование на ее особенности[22].

Среди других состояний психической напряженности является фрустрация. “Стрессом рухнувшей надежды” назвал Г.Селье фрустрацию. На языке современной молодежи фрустрация - переживание облома.

Фрустрация –состояние человека, выражающееся в переживании неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других (“агрессивная фрустрация”), либо на себя, обвиняя в неудачах самого себя (“регрессивная фрустрация”). Часто проявляющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность – у одних; вялость, неверие в себя, “комплекс неполноценности”, безразличие, безынициативность – у других.

Аффект(физиологический аффект, от лат. afectus – душевное волнение, страсть)сильное, наиболее мощное эмоциональное переживание, протекающее быстро, бурно, сопровождающееся резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

А теперь остановимся на исследованиях, имеющих непосредственное отношение к деятельности сотрудников ОВД.

Обследования личного состава правоохранительных органов в различных чрезвычайных ситуациях, проведенные И.О. Котеневым, показали, что воздействие экстремальных стресс-факторов не носит фатально-негативного характера и не сопровождается сплошной психической травматизацией[23].

Примерно 70% сотрудников личного состава органов внутренних дел, действующего в экстремальных условиях, способны сохранять:

оптимальную работоспособность (50%) или

проявлять повышенную боеспособность и работоспособность (20%) и успешно преодолевать негативные факторы и условия несения службы. Очевидно, что только настоящий профессионал способен так себя вести в экстремальной ситуации.

20% сотрудников в экстремальных ситуациях используют недостаточно эффективно резервы своей психики, что неблагоприятно сказывается на их поведении. Из них:

· Около 10% сотрудников испытывают различные дезадаптивные психологические реакции, среди них:

· 5% – переутомление – снижение работоспособности, субъективные переживания, слабость, вялость, бессилие, снижение мотивации к деятельности. Крайним выражением психической дезадаптации в экстремальных условиях является суицид.

· у 5% сотрудников отмечается перевозбуждение – состояние эйфории, суетливость, повышенная речевая активность, суетливость, низкая продуктивность деятельности, несмотря на внешний эффект.

В указанных реакциях сотрудников ОВД очевидна индивидуализированность реакции на экстремальную ситуацию. Цельные, социально-развитые и воспитанные люди, хорошо подготовленные при попадании в экстремальные ситуации проявляют психическую деятельность в виде:

· Отсутствие борьбы мотивов и установки на достойное поведение, отвечающее главным жизненным целям и ценностным ориентациям, представлениям о долге, чести, достоинстве, совести;

· Устремленность и решимость в достижении цели, вера в успех;

· Понимание происходящего, собственных задач и предстоящих действий;

· Готовность к энергичным, решительным, смелым, мужественным, напористым, неотступным действиям;

· Оптимальной психической напряженности;

· Боевитости, увлеченности, азарте;

· Повышенной устойчивости к риску, опасностям, расслабляющим факторам;

· Бдительности, осмотрительности и разумной осторожности;

· Быстроте реакции на изменение обстановки;

· Полном владении собой[24].

Кроме позитивного влияния экстремальной ситуации на поведение и деятельность человека существуют и негативные изменения в состояниях и активности:

Ø Борьба мотивов при выборе мотивов долга, ответственности, морали и эгоистическими, самосохранения.

Ø Ухудшение способности мыслить нормально и быстро;

Ø Провалы в памяти, забывании советов, рекомендаций, инструкций и т.п.

Ø Ухудшение наблюдательности (в обстановке применения оружия и угрозы жизни некоторые люди воспринимают около 20%, а то и меньше того объема информации, которая воспринимается ими в спокойной обстановке);

Ø Неуверенность, страх, испуг и пр.;

Ø Растерянность, оцепенение, трусость и др.

Исходя из проведенных данных очевидно, что для разрешения проблем готовности сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям несения службы необходимо:

1) специальная (в том числе, психологическая) подготовка сотрудников к экстремальным условиям;

2) развитие специальных личностных свойств, не только повышающих индивидуальную устойчивость деятельности, но и благоприятствующих целесообразному взаимодействию и бесконфликтному межличностному общению в экстремальных условиях.

Напомним, что эмоционально-волевая устойчивость – свойство, благодаря которому эти сотрудники успешно справляются с поставленными задачами. Это профессионально значимое качество зависит от следующих факторов, которые можно одновременно рассматривать как пути (приемы) ее совершенствования эмоционально-волевой устойчивости:

1. Сила мотивов (чем более они внутренние, осознанные и принятые сотрудником, тем выше ЭВУ). Чтобы успешно справляться с трудностями экстремальных ситуаций, сотрудник должен находиться в состоянии полной внутренней собранности, мобилизованности, испытывать чувства страстного желания добиться успеха, готовности преодолеть все на пути к нему.

2. Эмоциональный, волевой и интеллектуальный опыт в подобного рода ситуациях. Поэтому более опытные сотрудники ведут себя более адекватно в экстремальной ситуации. А чтобы молодые сотрудники могли быстрее адаптироваться к экстремальным условиям, с ними проводят специальную (в том числе психологическую) подготовку, учения, показывают видеофильмы, идеомоторную тренировку и т.п. Цель таких занятий – способствовать накоплению разного вида опыта поведения в ситуациях, близких к реальным. Более того, в ходе проведения таких занятий вырабатываются личностные качества, повышающие индивидуальную устойчивость каждого сотрудника.

3. Инструктаж, проводимый непосредственно перед выходом на службу – обязательное действие, выполняемое руководителями подразделений. Желательно, чтобы до сотрудников доводили всю имеющуюся информацию, алгоритмы действий (их последовательность) в различных ситуациях. От полноты инструктажа зависит успех выполняемой деятельности.

4. Пример руководителя – не маловажный фактор, т.к. именно от того, насколько грамотно, спокойно, взвешено ведет себя и действует руководитель, зависит успех любой операции, любой деятельности. При этом обязательно, чтобы руководитель пользовался авторитетом у своих подчиненных.

Отечественный и зарубежный опыт показывают, что важными условиями обеспечения личной психологической безопасности (особенно в ситуации риска) являются:

- знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности;

- усвоение определенной «модели поведения» в ситуации опасности, позволяющей выполнять профессиональную задачу и не пострадать лично;

- владение приемами психологической саморегуляции, применяемыми непосредственно перед ситуацией опасности, в ситуации опасности и сразу после нее.

Понимание, что с тобой происходит в ситуации опасности и почему – это лишь предпосылка для правильного действия. Самое главное и нередко самое трудное – это переход от эмоций к действиям. Переход от ощущения беспомощности к эффективным действиям будет значительно быстрее у того, кто обладает профессиональной и общей физической подготовкой, а также специальной подготовкой к действиям в ситуации риска[25].

Практика деятельности отечественных правоохранительных органов, опыт работы практических психологов ОВД показывает, что сотруднику необходимо самому владеть некоторыми навыками психологической культуры – саморегуляцией.

В ситуации стресса у человека, кроме чувства опасности, есть три врага – неизвестность, неопределенность и беспомощность. Если не знаешь, что происходит вокруг, что будет дальше, как действовать – то психологические, да и не только психологические последствия ситуации могут быть весьма тяжелыми.

Многое в стрессовой ситуации зависит и от сотрудника лично. Для того чтобы ослабить стресс, необходимо:

u Стараться сосредоточиться на контроле за своими действиями;

u Делать все как можно более точно;

u Стремиться контролировать не только себя, но и окружающих, ситуацию в целом;

u Постараться увидеть себя со стороны;

u Попытаться представить со стороны всю ситуацию;

u Не поддаваться эмоциям, думать над своей задачей, задавая себе три вопроса: «Кто я?», «Где я нахожусь?», «Какова моя задача?»

u Чтобы прийти в себя постараться вслух (если это возможно) описать себе ситуацию, в которой оказались, но не придавать ей эмоциональных оценок;

u Постараться воспринимать все окружающее сразу целиком.

Специфическое значение имеет формирование у обучаемых установки на выживание, исключающее беспечность, недооценку существующей опасности, умышленное блокирование мыслей об опасности и личную защиту от нее. Для ее формирования рекомендуется использовать «обязательство о выживании», используемое и в зарубежной полиции, анализ опасности в различных учебных ситуациях, разъяснения и убеждения.

Приемы формирования у работника органа правопорядка установки на выживание. Установка на выживание – это готовность и предрасположенность к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности. Она включает три элемента:

1) познавательный (например, «Я осознаю реальность вовлечения меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий со стороны правонарушителей»);

2) эмоционально-оценочный (например, «Я буду постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что я не стану жертвой в опасной ситуации»);

3) поведенческий (например, «Я буду всегда приближаться ко всем подозреваемым, предвидя возможное их сопротивление»).

Формирование устойчивой установки на выживание представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении работников органов правопорядка. Такая работа – гарантия их эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях. Сформировать и развить у себя установку на выживание способен каждый сотрудник. Предлагаются два приема формирования установки на выживание:

1) заполнение «Обязательства о выживании»

Я. (Ф.И.О.) являюсь (должность)

осознаю, что вовлечение меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия или иных форм насильственных действий, является реальной возможностью.

Я буду постоянно придерживаться моего обязательства избегать того, чтобы стать жертвой в такой ситуации. И поэтому всегда буду:

- в любых обстоятельствах приближаться к подозреваемым, предвидя сопротивление;

- никогда не недооценивать подозреваемого или правонарушителя;

- внимательно оценивать, надо ли приближаться к подозреваемому человеку или подозреваемого месту;

- следить за руками подозреваемых и правонарушителей;

- соблюдать безопасную пространственную дистанцию до подозреваемого, проверяемого или правонарушителя;

- думать о «прикрытии» и постоянно создавать его с помощью других работников;

- оперативно принимать решение и использовать в полной мере законные средства обуздания сопротивляющихся;

- надевать наручники на подозреваемых;

- обыскивать их не спеша и тщательно;

- надевать бронежилет на время операции;

- ценить важность искусства в стрельбе и подготовленности к рукопашному бою;

- эффективно использовать огнестрельное оружие в предусмотренных законом случаях;

- предвидеть худшее и быть готовым к нему, разработав на этот случай план действий.

Я буду способен выжить в опасной ситуации и одержу победу при любой конфронтации с правонарушителями, где будет применено насилие. Я буду следовать этому обязательству в любых ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий.

Число, месяц, год. Подпись[26].

2) проведение воссоздающей визуализации.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

38 − = 32