Демографическая политика в странах мира

Демографическая политика, ее содержание и основные мероприятия

Литература

План

Контрольные вопросы

Ключевые слова

Миграция, эмиграция, иммигра­ция, мотивы миграций, факторы миграций, миграционная подвиж­ность населения, география миграций, миграционная политика, приживаемость новоселов, отток населения, приток населения, «утечка мозгов», обустройство, старожил, новосел, международная миграция.

1.Что такое миграция населения? Назовите основные признаки миграции.

2.Назовите виды, стадии и причины миграций.

3.Какова роль миграций в развитии общества? Какое влияние они оказывают на демографические процессы, расселение населения, рынок труда? Миграции и воспроизводство населения.

4.Какие показатели используются для характеристики и количественной оценки миграционных процессов?

5.Охарактеризуйте особенности миграционных процессов в Украине за последние 10-15 лет. Каково направление основных миграционных потоков внутри страны? Из каких регионов население преимущественно выезжает и куда переезжает на постоянное место жительства? Объясните причины.

6.С какими государствами у Украины сложились наиболее тесные внешние миграционные связи? Какой при этом поток мигрантов преобладает - въездной или выездной? Каков этнический состав мигрантов в Украину?

7.Охарактеризуйте географию международных миграций.

8.Каково значение временных трудовых миграций в современном мире и для украинской экономики? Охарактеризуйте географию мировых потоков трудовой миграции.

9.Откуда пребывает в Украину иностранная рабочая сила? Каковы масштабы трудовой иммиграции в страну? В каких секторах экономики преимущественно заняты трудовые иммигранты?

10.В какие страны выезжают на работу украинские специа­листы? Каковы побудительные мотивы трудовой эмиграции из Украины?

11.Охарактеризуйте цели и задачи государственной миграцион­ной политики. Какие механизмы предлагается использо­вать для ее реализации? На какой орган исполнительной власти возложены функции государственного управления в области миграционной политики?

12. Что такое приживаемость новоселов и их адаптация?

Тема: Демографическая политика

1.Демографическая политика, ее содержание и основные мероприятия

2.Демографическая политика в странах мира

3.Необходимость демографической политики в Украине и ее направления

1. Бутов В.И. Демография. – М.: ИКЦ « МарТ», 2003.-С. 368-402.

2. Вітковський В. Українська трагедія 90-х: постановка про­блеми // Універсум. - 2003. - № 3-4. - С. 3-5.

3.Демографічна ситуація: сучасні проблеми та перспективи. З послання Президента Укра'ши до Верховної Ради Ук­раїни «Про внутрішне i зовнішне становище України у 2002році » http://www.gmdh.net/pop/uarticle.htm

4.Державі потрібна єдина демографічна політика: / Укрїнформ. // Уряд. кур'ер. — 2003. — 27 трав. — С. 2.

5.Демография/ под ред. В.Г.Глушковой.-М.КНОРУС,2004.-С.206-211.

6.Дорошенко Л.С.Демографія.-К.:КНЕУ,2005.-С.88-99.

7. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года http://demography.narod.ru міграційні процеси в сучасному світі. – К.: Довіра, 1998.

8.Муромцева Ю. І.Демографія.-К.:Кондор,2006.- С.255-277.

9.Основи демографії / за ред. І. Прибитковой. – К.: арТек, 1997. – с.231-251

10.Проблеми соціально-демографічного розвитку та со­ціальна політика в Україні httр://www.niss.gоv.иа/bоок/strаteg

11. Стешенко В.Демографічна криза в Україні — криза на­ціональна // Україна. - 2003. - № 5. - С. 17-18.

12.Стешенко В. Демографічні перспективи України до 2026 .К.Кондор,2001.

13.Україна. Національний звіт з людського розвитку 2001.Сила суспільної взаємодії / Програма Розвитку Організації Об'єднаних Націй (ПРООН). - К.: СПД Савчина, 2001. - 113 с.

14.ЩербаковА.И., Мдинарадзе М.Г. Основи демографии и государственной политики народонаселення: Учебное пособие для вузов М, 2005. -208 с.

Современная демографическая ситуация в Украине и в мире является сложной. Для преодоления негативных демографических тенденций необходима активная демографическая политика.

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и других социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана влиять на формирование желаемого для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в сфере динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Каждая страна имеет определенную концепцию демографической политики — систему определений важнейших целей, задач и приоритетов влияния на демографическое развитие. В концепции формулируют важнейшие направления государственной политики относительно развития народонаселения на определенный период. Концепция составляет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого формируются программные документы по различным аспектам демографического развития. Демографическая политика является частью политики народонаселе­ния, но заключается в воздействии как на количественное, так и каче­ственное воспроизводство населения.

Загрузка...

Если характеризовать демографическую политику с философско-политологической точки зрения, то она представляет собой слож­ное системно-структурное образование.

Два основных компонента демографической политики:

1) опре­деление и изложение системы целей демографической политики;

2) разработка и реализация средств для их достижения.

В структуру демографической политики входят:

—политико-демографические отношения — форма проявления демографических интересов различных демографических групп;

—политико-демографическое сознание — отражение в обще­ственном сознании (в виде психологии и идеологии) политико-демо­графических отношений;

—политико-демографическая деятельность — способ существо­вания и развития демографической политики государства, реализа­ция ее целей;

—политико-демографические институты — часть политической системы общества, одновременно инструменты политико-демографической деятельности и субъекты демографической политики государства;

—политико-демографические интересы — внутренний, осознан­ный источник политико-демографического поведения народонаселения;

—политико-демографические и правовые нормы — регуляторы политико-демографических отношений.

Содержание демографической политики слагается из трех основ­ных направлений:

1)воздействие на социальную мобильность для достижения наиболее желательной структуры общества путем поощрения пере­хода населения из одной социальной группы в другую;

2)воздействие на процессы, определяющие характер естествен­ного возобновления поколений, — рождаемость и смертность. Именно интенсивность рождаемости и смертности определяет изменение численности и возрастно-полового состава населения;

3)влияние на перемещение людей из одних мест в другие, или миграцию населения; проводимая государством миграционная поли­тика органически связана с политикой в области расселения населе­ния по территории страны (миграция, иммиграция, эмиграция, гео­графическое распределение, плотность населения и т.п.).

Методы демографической политики можно условно разбить на три группы:

К числу экономических мер, направленных на стимулированиерождаемости, относят оплачиваемые отпуска и разные виды помощи при рождении детей, помощи на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи — по прогрессивной шкале, разные займы, кредиты, налоговые и жилищные льготы и др.; на снижение рождаемости направлены мероприятия, создающие преимущества для малодетных семей.

Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, осуществление абортов и применение контрацептивов, имущественное состояние матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др.

Воспитательные и пропагандистские меры, направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, отношение к традициям и обычаям воспроизводства населения, на политику планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), на половое воспитание и образование молодежи и др.

Последние две группы мер, как правило, не приносят должного эффекта, будучи оторванными от мер экономических.

По своим аспектам демографическая политика во многом аналогична другим видам политики, но со своей спецификой:

—экономический аспект характеризует взаимосвязь экономи­ческого развития и воспроизводства населения, их взаимовлияние и взаимные последствия (например, интенсивность рождаемости в семьях и изменения уровня жизни);

—политический аспект проявляется в социально-политических последствиях демографических процессов в стране (и мире в целом), а также составе электората;

—национальный (этнический) аспект занимается изучением и разрешением проблем народов и этносов, особенностей их культуры, быта, происхождения, изменения во времени, взаимодействия с дру­гими этносами (в частности, рождаемость во многом определяется воздействием этнокультурных (и религиозных) факторов);

—моральный аспект образует надстройку в структуре демо­графической политики, мораль оказывает корректирующее влияние на поведение личности и коллектива;

—исторический аспект выражает: растущее стремление найти в истории объяснение современным демографическим процессам; интерес к экономическим, социальным, военным аспектам демо­графических изменений; необходимость изучения и развития мето­дов демографических исследований, моделирования демографиче­ских процессов для применения в демографической политике госу­дарства;

—медицинский аспект анализирует факторы, оказывающие прямое влияние на формирование и воспроизводство здоровья населе­ния, во взаимосвязи с демографическими факторами;

—военный аспект рассматривает зависимость военных отноше­ний от динамики общего количества людских ресурсов, характер и влияние демографической политики на военный потенциал страны;

—конфессиональный (религиозный) аспект обусловлен сущест­венным влиянием, которое религия оказывает на демографические процессы.

Также в демографической политике выделяют межгосударст­венный и государственный (стратегический), региональный (опера­тивный) и семейный (тактический) уровни.

Межгосударственный уровень демографической политики заключается в обеспечении международной миграции населения, обмене информацией по вопросам ее проведения, работе между­народных организаций, проведении программных мероприятий (под эгидой ООН).

Сущность и характер другого стратегического уровня — государ­ственного - определяются политическими и производственными отношениями, доминирующими в государстве. Он включает эконо­мические, собственно политические, духовные, социальные отноше­ния общества, наиболее значимо влияет на военную сферу жизни общества. На этом уровне проводится демографическое прогнозиро­вание для оценки будущей численности и возрастно-полового состава населения страны, его регионов, направления миграции, распреде­ления трудовых ресурсов. Само проведение демографической политики, ее влияние и воздействие на другие виды политики определя­ются на государственном уровне.

Региональный уровень демографической политики тесно связан с ее территориальным аспектом, дополняет и управляет последним.

Эффективность демографической политики можно определить как достижение поставленной цели в короткий срок с минимальными экономическими затратами. Различают общую, генеральную и долгосрочную эффективность. Необходимость проведения демографической политики признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Но часто практическое осуществление демографической политики связано с трудностями как морально-этического плана, так и недостатком финансовых средств. Практически все страны мира имеют общую цель любой демографической политики — снижение заболеваемости населения и удлинение средней продолжительности жизни

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики, направленных:

- на повышение рождаемости (экономически развитые страны);

-на снижение рождаемости (развивающиеся страны).

История демографической политики нашла отображение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших человеческих потерь. Развитие и распространение демографическая политика получает во второй половине XX ст. Это обусловлено, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой— демографического кризиса.

Много внимания вопросам демографической политики уделяет Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984р. (Мехико), в 1994р. (Каир). В 1967 г. был создан Фонд ООН по поощрению деятельности в сфере народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку дня Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в сфере народонаселения», который содержит много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. На конференциях в Мехико и особенно в Каире он получил последующее развитие с внесением ряда принципиальных изменений.

Но чтобы демографическая политика была эффективной, необходимы были новые средства ее осуществления. На рубеже 50-х и 60-х годов удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления — гормональные таблетки, пилюли и др., в последующем все более совершенствуемые. В результате в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция, которая вызвала острейшие противоречия во взглядах. В первую очередь, они коснулись вопроса абортов. Против них категорически выступила католическая церковь. Против абортов и вообще планирования семьи выступают и большинство мусульманских стран. Всего в мире ежегодно осуществляют приблизительно 60 млн. абортов.

Информация о распространении демографической политики в современном мире не всегда достоверна и сопоставима. Поэтому трудно определить, в какой мере эти сведения отвечают или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики получает все больший размах.

В развивающихся странах, на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного образования, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности с помощью разного рода экономических и административных мероприятий. Некоторые страны не только разрешают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики показывают развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это касается стран с наибольшей численностью населения — Китая, Индии, а также Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Таиланда, Филиппин. Достаточно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки и в некоторых странах Северной Африки. Однако в других частях света, особенно в мусульманских странах, она пока еще не получила распространения. Об этом можно судить, в частности, по показателям применения средств контрацепции. По статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран несколько превышает 1/2 (речь идет о количестве семей, которые применяют контрацептивы), а для менее всего развитых — 1/5. Первым по этому показателю является Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланки он достигает 65—75%, в Малайзии и Индии — 50—60%, в большинстве стран Латинской Америки — 50—75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене — 7%.

Во многих развивающихся странах реализуется политика, направленная на снижение смертности и рождаемости. В странах Азии (Вьетнам, Лаос, Камбоджа и др.) внедряют мероприятия по преодолению последствий войны, помощи семьям и развитию системы здравоохранения с целью последующего снижения смертности. Однако, реализация усложнена недостатком финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Чаще всего эту политику вообще не воспринимают граждане из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства.

Одной из мер демографической политики является законодательное повышение возраста бракосочетания. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии — в соответствии до 21 года и 18 годам. Реально же наблюдается еще большее «старение» брака, связанное с тем, что значительная часть молодых людей стремится получить образование и осуществить профессиональную подготовку. Еще 15—20 лет назад средний возраст невест в этих странах составлял 16—18 лет, а к началу XXI ст. даже в Африке он стал превышать 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. В настоящее время средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании — 25 лет.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки небольших по численности населения (карликовых) государств, демографическая политика в которых направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, которые вступили в состояние демографического кризиса, демографическая политика имеет целью повышение коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это касается стран Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относятся: одноразовые займы молодым, помощь в связи с рождением каждого ребенка — по прогрессивно растущей шкале, ежемесячная помощь на приобретение квартиры, на содержание детей в детских учреждениях.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в целом подобна, хотя, отличается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, одноразовая помощь при рождении ребенка в Великобритании в 90-х гг. составляла— 25 фунтов стерлингов, во Франции — 2600 франков, в Испании — 3000 песет. Ежемесячная помощь в Нидерландах — от 90 гульденов на первого и до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобная ежемесячная помощь растет от 500 франков на двоих детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают вплоть до достижения детьми 16 лет.

В Швеции, например, государство увеличило оплачиваемый отпуск (из расчета 90% заработной платы) по уходу за ребенком с 12 до 13 месяцев (2 из них берет на себя отец) и ежемесячную помощь на ребенка, составляющую 102 доллара, внедрило бесплатную дошкольную учебу для детей 4-х и 5-летнего возраста. Эффективность дополнительного финансирования шведы доказали на собственном примере. Когда в конце 1980-х увеличили помощь на ребенка, уровень рождаемости в стране вырос до 14,5 %о, и Швеция поднялась на второе —после Ирландии — место по этому показателю среди членов ЕС. В начале 1990-х в результате экономического спада помощь пришлось урезать, и уровень рождаемости резко упал. В итоге Швеция закончила десятилетие на последнем месте таблицы рождаемости ЕС — на 1 000 человек приходилось лишь 10 новорожденных.

В США государственная демографическая политика почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье, как правило, имеет непрямой характер, в виде разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно значительное распространение получили разные виды контрацептивов.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и повышения естественного прироста наиболее эффективно проводят Франция и Швеция.

Трудности формирования и реализации социально-демографической политики, ее недостатки скрывают реальную опасность для стабильности социальных отношений, угрозу предельной имущественной поляризации граждан, распространения бедности. Если не предупреждать эти негативные процессы, будет наблюдаться усиление таких явлений как распад семей, депопуляция населения.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

70 − 66 =