ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Целенаправленность физического воспитания отражает цели и задачи педагогической работы учителя. Цели показывают то, к чему следует стремиться. Задачи выражают то, что требуется исполнить, "разрешить.

Цели физического воспитания как государственные установ­ления регулируют и направляют перспективу процесса физичес­кого воспитания школьников. Они должны предвидеть отдален­ные результаты педагогической деятельности учителя (полуго­дие, год работы с учениками в 1—4, 5—9, 10—11 классах). Цели отражают потребности общества в физическом воспитании граж­дан Украины:

1.Гармоническое развитие учеников.

2.Укрепление и повышение уровня здоровья.

3.Формирование двигательного режима школьника, здоро­вого образа жизни (ЗОЖ).

4.Личностно-ориентированное физическое воспитание.

5.Создание мировоззрения в сфере физической культуры.

6.Подготовка к жизнедеятельности.

Задачидают конкретное направление педагогической рабо­те учителя в достижении ближайшего педагогического резуль­тата (отдельного урока, системы уроков по теме, работы в чет­верти учебного года). Педагогическая работа учителя физической культуры состо­ит в умении реализовать цели и решать задачи физического вос­питания школьников.

Выделяются общие и возрастные задачи физического воспитания. Общие задачи физического воспита­ния такие, как:

1. Укрепление здоровья школьников.

2. Разносторон­нее физическое развитие.

3. Закаливание учащихся.

Они проходят че­рез весь процесс физического воспитания с 1-го по 11-й класс. Возрастная задача физического воспитания «Формирование и совершенствование естественных движений человека» решается преимущественно в 1 — 4-х классах, т. е. в рамках возрастной груп­пы школьников. В более старших классах эти движения совер­шенствуются. Необходимо также конкретизировать задачи для мальчиков, девочек, юношей, девушек, учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 11-х классов.

Для удобства рассмотрения задачи физического воспитания можно условно разделить на три группы: оздоровительные, об­разовательные и воспитательные.

Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья растущего организма школьников, повышение уровня разносто­роннего развития учащихся, закаливание. Соблюдение санитарно-гигиенических норм урока и правил личной гигиены, формирование правильной осанки, профилак­тика плоскостопия, постепенное повышение тренированности учеников улучшают физическое развитие школьников, способ­ствуют коррекции телосложения, совершенствуют функцио­нальную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной сис­тем, содействуют лучшему сопротивлению простудным и инфек­ционным заболеваниям, устраняют дефекты роста ученика.

Следует определить место и значение в педагогическом ряду та­ких оздоровительных задач, как «Формирование осанки» (раци­онального положения тела человека стоя, сидя, во время ходьбы, бега), «Закаливание учащихся путем применения специальных закаливающих процедур» (например, обдувания вентилятором) и приучения в любое время года заниматься в легком спортив­ном костюме, «Обучение правильному дыханию при выполне­нии различных физических упражнений, умению переносить задержки дыхания при натуживаниях», «Укрепление мышц брюшного пресса» (особенно девушек в связи с родовой функ­цией организма женщины), имеющих важное значение для жиз­ни человека, его трудовой и оборонной деятельности, здорового досуга.

Помимо изложенного при решении оздоровительных задач физического воспитания большое значение имеют:

1) со­знание,

2) движение,

3) питание

4) лекарства[1].

Образовательные задачи направлены на формирование и совершенствование выполнения разнообразных двигательных действий, например: «Ознакомить с техникой метания маленького мяча», «Обучать прыжку в длину с разбега способом «согнув ноги», «Совершенствовать технику бега на 60 метров», «Дать ученикам теоретические сведения для самостоятельного выполнения физических упражнений» (в режиме дня ученика), решение задач личного физического развития, физической и двигательной подготовки. Задачи конкретизируются по урокам и вписываются в систему занятий физическими упражнениями. Существенной стороной обучения является индивидуальное со­вершенствование учащихся в приобретенных двигательных дей­ствиях, развитие умений применять их в разнообразных и меня­ющихся условиях: в соревнованиях, игре, на местности с различ­ным состоянием грунта, погоды, в воде, на снегу, на траве и т. д.

Приобретению соответствующих теоретических сведений (основы знаний) по физической культуре и спорту в процессе обучения двигательным действиям, а также инструкторских и су­дейских знаний и навыков придается большое значение для при­влечения учащихся к работе школьного коллектива физической культуры. В процессе физического воспитания ученикам необ­ходимо получить сведения не только о правильном выполнении физических упражнений, но и их воздействии на организм че­ловека, использовании упражнений в режиме дня, закаливании. Надо твердо знать правила приема водных процедур, солнечных и воздушных ванн, научиться приемам самоконтроля, оценивать влияние упражнений на физическое развитие, физическую и двигательную подготовленность, здоровье школьников.

Загрузка...

В более старшем возрасте школьников знакомят с содержа­нием и методикой обучения и тренировки, правилами регули­рования нагрузки, учат анализировать технику изучаемых дви­жений, выявлять ошибки и находить пути их устранения. В дос­тупной форме учитель сообщает ученикам сведения об истории и развитии физической культуры и спорта в России, о преобра­зовании школы, демократизации и гуманизации процесса фи­зического воспитания, знания по анатомии и физиологии чело­века, психологии, гигиене, самоконтролю. Многие учителя пользуются данными физики и математики и других предметов, преподаваемых в школе, при определении: центра тяжести че­ловека (в прыжках), частоты шагов в единицу времени (темп бега, ходьбы), угла выхода предмета при метаниях, траектории полета снаряда (мяча, ядра). Последовательное решение познавательных задач расширяет и углубляет знания учеников по физической куль­туре и спорту, способствует подготовке образованных людей.

Воспитательные задачи направлены на развитие моральных и волевых качеств, навыков положительного поведения среди сверстников, на улице, во дворе, дома, в общественном месте. Регулярное решение воспитательных задач способствует форми­рованию правового сознания учеников, положительных нрав­ственных черт и привычек. Разнообразные, правильно сплани­рованные воспитательные задачи такие, как «Соблюдение пра­вил поведения во время самостоятельного (по заданию учителя) выполнения упражнений», «Воспитание умения упражняться под руководством ученика-групповода» (например, в основной части урока, в игровой тренировке), «Развитие ответственности за личное поведение в условиях коллективной спортивной (подвижной) игры» требуют знаний и внимания педагога в период всего учебного года. Например (табл. 1):

Таблица 1

I четверть II четверть III четверть IV четверть
Воспитание навы­ков и привычек дисциплинирован­ного поведения: внимания на уро­ках физической культуры, честно­сти и добросовест­ности при выпол­нении упражнений под руководством учителя Воспитание навы­ков и привычек дисциплинирован­ного поведения: выдержки, внима­ния к словам груп­повода, умения работать под руко­водством группо­вода Воспитание навы­ков и привычек дисциплинирован­ного поведения: выдержки, ответст­венности за свое поведение при выполнении инди­видуальных и кол­лективных заданий на уроках кроссо­вой подготовки Воспитание навы­ков и привычек дисциплинирован­ного поведения: ответственности за свое поведение в условиях оказания взаимной помощи при работе в под­группах на спор­тивной площадке

В приведенном примере можно проследить трансформирова­ние воспитательных задач от четверти к четверти. Выполняя уп­ражнения под руководством учителя, школьник затем приучается работать на уроках физической культуры под руководством учени­ка-групповода (помощника учителя), а потом самостоятельно.

Решение задач способствует развитию бережного отношения к местам занятий, оборудованию, инвентарю, воспитанию сме­лости и решительности (как специфических задач выполнения физических упражнений), выполнению требований дисципли­нированного поведения занимающихся в условиях относитель­ной свободы действий в спортивном зале, на площадке, стадио­не, туристическом походе, в бассейне, на водной станции, на пляже. Широкий круг воспитательных задач, решаемых с помо­щью подвижных и спортивных игр, свидетельствует о больших возможностях физической культуры как предмета школьного обучения. Постоянное решение воспитательных задач с учетом уровня воспитанности учащихся способствует подготовке куль­турного человека, формирует сознательное отношение школь­ников к физической культуре и спорту как важной области уче­нической деятельности.

В процессе физического воспитания должна быть отражена связь изучаемого материала с трудовой и военной практикой человека, потребностями жизни, строительством правового де­мократического общества в стране.

Исходя из потребностей исторически сложившейся системы физического воспитания, целями школьной физической куль­туры являются: формирование здорового, физически совершен­ного, всесторонне развитого молодого человека с выраженной потребностью к индивидуальным занятиям физическими упраж­нениями, профилактика вредных привычек и правонарушений и, в итоге, подготовка учащихся к общественно полезной и лич­ной жизнедеятельности (трудовой, военной, физкультурно-спортивной, семейной).

В соответствии с целями определяются общие задачи физического воспитания школьников:

1)укрепление здоровья, разностороннее физическое разви­тие и закаливание учащихся;

2)формирование двигательных умений и навыков, предус­мотренных программой физического воспитания;

3)развитие способностей выполнять физические упражнения в различных по сложности и изменяющихся условиях;

4)приобретение знаний по физической культуре и спорту, а также умений самостоятельно заниматься в режиме дня физическими упражнениями;

5)привитие организаторских и инструкторских навыков про­ведения физических упражнений с небольшими группами школьников, судейства спортивных соревнований для ока­зания помощи учителю физической культуры, классному воспитателю, общественным организациям школы в фи­зическом воспитании учащихся;

6)подведение школьников к выполнению возрастных уров­ней физической подготовленности учащихся, а также нор­мативов спортивной классификации;

7)воспитание активной жизненной позиции, нравственных и волевых качеств, интеллектуальное, эстетическое и тру­довое воспитание в процессе занятий физическими упраж­нениями;

8)воспитание физических качеств: силы, быстроты (в раз­личных ее проявлениях), выносливости, ловкости (коор­динации движений), подвижности в суставах;

9)приобретение правильной осанки, умений эффективно дышать во время выполнения физических упражнений, профилактика плоскостопия, повышение общей работо­способности школьников;

10) приобретение умений систематически поддерживать свой организм в порядке, соблюдать личную и общественную гигиену, рациональный режим дня и питания. Общие задачи взаимосвязано дифференцируются в процес­се комплексного подхода в физическом воспитании школьни­ков и реализуются на протяжении каждого года учебы в различ­ных формах занятий физическими упражнениями.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 53 = 60