Политическая культура: понятие, функции, типы

Политическая идеология: понятие, структура и функции. Разновидности политических идеологий

Лекция № 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ

Идеология - совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг другу и служащих закреплению или изменению общественных отношений.

Термин «идеология» был впервые употреблен французским философом Дестюд де Трасси (1754-1836 гг.) в своем труде «Элементы идеологии» (1801 г.) для обо­значения новой науки, которая должна была исследовать «ес­тественное происхождение идей».

Идеология имеет свои характерные черты.

Во-первых: идеология всегда даёт картину мира, акцентирует внимание на месте и роли человека в этом мире.

Во-вторых: идеология всегда определяет преобразование, развитие и функционирование общества в истории человечества.

В-третьих: идеология интегрирует знания, выработанные предшествующими поколениями, заимствуя ранее полученные знания и вымыслы из других идеологий.

В-четвертых: идеология всегда является организующей формой общественной жизни. Она побуждает к активным действиям.

В-пятых: идеология стимулирует и направляет человеческое поведение, интегрируя при этом действия людей и общества.

Для более четкого понимания роли идеологии в жизнедеятельности человека, в функционировании общественной системы необходимо определить ее функции.

Познавательная функция - на основе систематизации знания, полученного в различных сферах культуры и на опыте социальных групп создается та или иная модель мира и места человека в нем, разумеется, в первую очередь, социального мира, отражающая интересы той или иной социальной группы.

Оценочная (аксиологическая) функция - на основе социальных интересов дается вполне конкретная оценка различного рода ценностей, а именно: нравственных, эстетических, правовых, политических, экономических, религиозных и пр.

Программно-целевая - идеология показывает цели, разрабатывает программы их достижения, регламентируя тем самым поведение людей в обществе (достаточно вспомнить шариат как систему норм поведения мусульманина).

Футурологическая - моделирование развития в будущем своей группы и общества в целом.

Интегрирующая- формирование определенного подхода к тем или иным явлениям общества.

Защитная - конкурентное взаимодействие с другими идеологиями; отсюда либо бескомпромиссная борьба, либо взаимовыгодное сосуществование.

Социально-организующая - идеология определяет принципы организации и управления жизнью общности. Фактор идеологии «вписан» в мир общественной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо просматривается в развитых и сложных цивилизациях.

Существенным является момент, согласно которому идеология выступает наряду с политической и экономической - «духовной» властью. Нужно считаться с тем, что идеологическая власть - это высшая форма власти в нормальном, цивилизованном обществе; иное дело, когда происходит ее абсолютизация (пример - тоталитарное общество).

Политическая идеологияопределенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающаяся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Политическая идеология – разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития.

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако, реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.

Политическая идеология - это, как правило, систематизированное представление политического субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в системе политических отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах.

Таким образом, основными функциями политической идеологии являются: 1) овладение общественным сознанием, внедрением в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; 2) создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития; 3) не столько распространение и пропаганда своих целей и идеалов, сколько организация целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач; 4) сплочение и интегрирование общества на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы для достижения поставленных целей и др.

Политическая идеология связана с интересами тех или иных групп населения, но её разработкой занимаются ученые и профессиональные политики.

Загрузка...

Различают три уровня функционирования политической идеологии:

1) теоретико-концептуальный (теории и учения);

2) программно-политический (программы, манифесты);

3) актуализированные представления на уровне массового политического сознания.

Являясь разновидностью политического сознания, политическая идеология выполняет важную функцию в осуществлении власти, сплачивая людей и направляя их политическое поведение.

К наиболее влиятельным идеологиям современности относятся следующие: либерализм, консерватизм, социализм (социал-реформизм и коммунизм), анархизм и фашизм. Во второй половине XX в. заметно активизировались религиозные, этнические и экологические движения и соответствующие им идейно-политические доктрины.

Либерализм. Основателями либерализма в XVII-XVIII вв. были Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит, Ш. Монтескье, А-де Токвиль, Т. Джефферсон и др. Нa протяжении XIX в. их идеи бы­ли развиты И. Бентамом и Дж. Миллем.

Либерализм (от лат. liberalis - свободный) сформировался как политическая идеология класса буржуазии па основе идей эпохи Просвещения. Он выступал за господство частной собственности, против любых форм контроля за экономической и духовной деятельностью общества. Основу либеральной идеологии составляют положения о священно­сти естественных прав и свобод личности (право на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над инте­ресами государства и общества.

Главные условия развития либерализма – это: свобода частного предпринимательства, рынка, конкуренции; развитое гражданское общество; политический плюрализм; право­вое равенство всех граждан; парламентаризм; свободная самоценность личности по отношению ко всем остальным об­щественным институтам.

Глубокий кризис первой трети XX в. (1929-1933 гг.) потребовал модернизации либеральной политической док­трины. На основе классического либерализма возник неолиберализм. Это произошло в следствии заимствования ряда идей у консерваторов и социал-демократов. Был изменен тезис о расширении грани вмеша­тельства государства в экономическую и социальную жизнь общества, обоснована идея консенсуса управляющих и управляемых, об участии масс в политическом процессе, пе­рераспределение материальных благ через систему налогов в пользу низших слоев и пр. Другими словами, усиление эле­ментов государственной идеологии и социальных целей явл­юсь адаптацией традиционных ценностей либерализма к реалиям второй половины XX века. Поэтому неолиберализм выступает здесь как социальный либерализм.

Консерватизм сформировался как реакция на полити­ческие события Великой французской революции. Его основателями являются Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд и Ф. Гертц.

Классический консерватизм - идейно-политическое течение, которое ориентировано на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и об­щественной жизни (монархия, семья, нация, религия). Ос­новными ценностями консерватизма являются порядок, стабильность и традиционализм. Консерватизм противостоит не только либерализму, но и коммунизму и социал-реформизму. Он придерживается следую­щих принципов:

- общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принято считать в либерализме;

- приоритетная ориентация – сильное государство, четкая политическая стратификация: властью обладает элита, а свобода есть подчинение власти и лояльность к ней;

- скептическое отношение ко всякого рода нововведениям, предпочтение существующих порядков;

- неверие в возможность достижения социального равенства людей;

- придание частной собственности роли единственного гаранта личной свободы человека, основы его политических прав.

После Второй Мировой войны классический консер­ватизм в условиях изменившихся мировых общественно-политических сил, отказался от ряда принципиальных поло­жений и выдвинул новые идеи. Неоконсерватизм эволюцио­нировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при большом ограничении экономических и социаль­ных функций государства за счет приватизации государст­венной собственности и сокращения социальных программ. Таким образом, неоконсерватизм превратился в идеологию широких слоев среднего класса западного общества и сбли­зился с неолиберализмом. В политической практике идеи не­оконсерватизма лежат в основе программ Р. Рейгана, Дж. Буша (США), М. Тетчер, (Великобрита­ния), Ф.И. Штрауса и Г. Коля (Германия).

Социалистические доктрины. Социализм берет свое начало в Новое время в работах классиков утопического со­циализма Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р.Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона. К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX века предпри­няли попытку научного обоснования идеологии социализма – марксизма. Марксизм стал идеологией пролетариата и дли­тельное время был связан с рабочим движением. Уже в нача­ле XX века в марксизме образовалось два противоборст­вующих течения: ленинизм (большевизм) и социал-демократия. Несмотря на различия, их связывают общие идеи: равенство и братство всех людей; социальная справед­ливость; вмешательство государства в регулирование обще­ственных отношений.

Идеологической основой современной социал-демократии является доктрина демократического социализ­ма. Ее основные ценности: свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность, свободное развитие челове­ка. Основной путь: постепенная эволюция общества с помо­щью реформ, классового сотрудничества в рамках демокра­тического социального рыночного хозяйства и самоуправле­ния. В настоящее время Социалистический Интернационал объединяет 154 партии из 130 стран и является авторитетной политической силой.

Старейшими социал-демократическими партиями являются Социал-демократическая партия Германии (1869 г.), Социал-демократическая партия Дании (1871), Испанская социалистическая рабочая партия (1879 г.), Норвежская рабочая партия (1887 г.), Социал-демократическая рабочая партия Швеции (1889 г.), Лейбористская (трудовая) партия Великобритании (1900 г.) и др. Многие социал-демократические партии стояли у руля власти. Так, например, Норвежская рабочая партия более 60 лет являлась правящей партией в Норвегии, Социал-демократическая партия Швеции с 1932 г. у власти. В Германии, Великобритании, Испании и других странах социалисты и социал-демократы неоднократно завоевывали власть на выборах и формировали правительство. Постоянным оппонентом социал-реформистской политики и теории выступает коммунистическое движение, опирающееся на комплекс идей, названное Сталиным марксизмом-ленинизмом, но во всем мире называемое коммунизмом.

Коммунизм (от лат. сommunis - общий, всеобщий) - политическая идеология, которая основывается на следую­щих принципах: господство общественной собственности, бесклассовое общество, полное социальное равенство людей, плановая экономика, принцип «от каждого по способности, каждому по труду».

Основоположниками коммунистической доктрины являются К. Маркс и Ф.Энгельс. В 40-ые годы XIX столетия они превращают социалистические идеи в коммунистическую идеологию.

На практике осуществление основных принципов «классического коммунизма» (марксизма) было связано с деятельностью двух лидеров советского общества – В.И Лениным и И.В. Сталиным. Переход к коммунистической общественной формации включал в себя:

- классовую борьбу, доведенную до социалистической революции, т.е. отрицание реформистского пути развития;

- уничтожение буржуазной демократии и замену ее институтов системой диктатуры пролетариата;

- отсутствие идеологического плюрализма и утверждение единственной идеологии: марксизма-ленинизма;

- диктатуру коммунистической партии как единственной руководящей силы в построении социализма;

- тотальное огосударствление и централизованное планирование.

Идеи коммунизма были претворены в жизнь вначале в СССР, а после Второй Мировой войны – в ряде стран Восточной Европы.

В концепции коммунизма, как и в рассмотренных выше других идейно-политических течениях, в современных условиях происходят изменения в сторону реформизма, идейного и политического плюрализма, ограничения насиль­ственных средств борьбы. Это сближает социал-демократическую и коммунистическую идеологию.

Христианская демократия как политическая идеология сформировалась на основе поисков религиозными фило­софами и теологами формы демократии, отличной и от либе­ральной, и от социалистической идеологии. Она синтезирует в себе принципы христианского учения с идеями народовла­стия («Иисус Христос был первым демократом»).

Предпосылки христианской демократии заложены в политических учениях Сократа, Платона, Августина, Фомы Аквинского. Основателем данной доктрины является Ф. Ламенне; она сформулирована в его труде «Будущее» (1830 г.). Наиболее выдающиеся представители - X. Тильке, Б. Боун, Л. Муне, Н. Бердяев. Философской основой идеологии хри­стианской демократии является персонализм. На первом месте стоит проблема личности, ее свободы, нравственного воспитания. Основу социального прогресса составляют мо­ральное самосовершенствование каждой личности.

С точки зрения христианско-демократической идео­логии, общество должно базироваться на следующих прин­ципах:

- приоритет личности перед обществом и государст­вом;

- децентрализация государства;

- подчинение государства не только юридическому, но и моральному закону;

- разделе­ние властей;

- большая роль гражданского общества;

- демокра­тия участия, а не представительная;

- социальная справедли­вость;

- смешанная экономика;

- приоритет морали над прибы­лью, труда над капиталом;

- «третий путь» развития общества (не капитализм и не социализм).

Практическое массовое движение христианской демо­кратии началось в конце XIX века. В странах Европы воз­никли многочисленные христианско-демократические пар­тии. После Второй Мировой войны христианско-демократическое движение усиливает своё влияние также и Латинской Америке, Африке, Азии (в Индонезии, на Филип­пинах), в Новой Зеландии. В 1961 г. возник христианско-демократический Интернационал, объединяющий в своих рядах более 100 партий всех континентов. В настоящее время христианская демократия является влиятельной силой современности.

Анархизм Главная идея анархизма – это идея безвластия, устройство общества без государства. Как политическое течение анархизм сложился в 40-70-ые годы XIX в. в Западной Европе.

Существуют две основных разновидности анархизма: индивидуалистическая и коллективистская. Представителями перво­го течения были М. Штирнер, П.-Ж. Прудон, Д. Уоррен, Б. Такер. Основополагающим принципом индивидуалистиче­ского анархизма является идея абсолютной свободы челове­ка, которая не должна ограничиваться принципиально ни существующей политической властью, ни религиозными догмами. В отличие от консерваторов, сторонников сильного государства, анархизм исповедует антиэтатизм (противогосударственность), отрицая не только власть и закон, нo и семью, религию и традиции. Любые формы государственной власти должна заменить свободная, добровольная ассоциа­ция граждан.

В конце 60-х гг. XIX в. идеи индивидуалистского анархизма вытесняются учением коллективистского анар­хизма. Ведущие теоретики этого направления - М.А. Баку­нин и П.А. Кропоткин. Оба они видели главное зло общества в частной собственности и государстве, считали их орудием насилия и призывали к революционному уничтожению этих институтов. Идеалом негосударственного устройства М.А. Бакунин видел в «свободной федерации» крестьянских и ра­бочих ассоциаций, а П.А. Кропоткин – в федерации свобод­ных коммун, основывающихся на коммунистических прин­ципах производства и распределения. Таким образом, коллективистский анархизм имеет общие корни с социал-демократией и коммунизмом, с которым его связывают идеи бестоварного производства, безденежного распределения продуктов, уничтожение частной собственности.

Идеи анархизма получили распространение в конце XIX в. во Франции, Испании, Италии, Швейцарии, США Поражение анархизма в революционном движении народных масс привело к возникновению анархо-синдикалистского течения в конце ХIХ-начале XX вв. С целью уничтожении буржуазного государства в рабочем движении предполагалось использовать революционную борьбу синдикатов (французское название профсоюзов). Именно профсоюзы и составят основу будущего устройства общества - федерации синдикатов, которая возьмет на себя функции управления производством и распределения продуктов на социалистиче­ских принципах. Основоположники анархо-синдикализма (деятели французского рабочего движения Ф. Пеллутье, Э. Пуже, Ж. Сорель и др.) ориентировали профсоюзы на прямое экономическое (а не политическое) давление на государство и предпринимателей. Формы действия могли быть са­мыми различными: забастовки, бойкоты, демонстрации.

В настоящее время существуют разрозненные анархистские организации и группы в различных странах, в том числе и в России. В январе 1988 г. была создана Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС), которая в теоретическом плане разделяет идеи М.А. Бакунина, но практическое влияние этой организации в современном российском обществе незначительно.

Фашизм. Название этого политического течения происходит от итальянского слова «фашио» - связки, объедине­ние, союз. Первые фашистские организации и партии воз­никли в Италии и Германии в 20-30-ые гг. XX века. Позднее фашистские движения появились во многих странах мира. Родоначальники фашистской идеологии – Б. Муссолини (Италия) и А. Гитлер (Германия). Её основные черты сле­дующие.

Расизм и элитаризм (идея превосходства опреде­ленных народов над другими). Постепенное движение к гос­подствующему положению в мире «арийской расы». К ней относились в основном немцы и ряд северных народов (шведы, норвежцы, датчане). Все «неполноценные расы» должны быть уничтожены;

Национализм. Б. Муссолини проповедовал идею величия итальянской нации», «средиземноморской империи», А. Гитлер - идею тысячелетнего «великого рейха»;

Антидемократизм – отрицание парламентаризма, свободы и равенства граждан. Вместо этого предлагалась идея беспрекословного подчинения;

Тоталитаризм, вождизм – проповедь необходимости сильной, беспощадной власти, лишенной «либеральных» недостатков демократов, основанный на господстве авторитарной партии и личности вождя, которые и осуществляют всеобщий контроль над личностью и обществом;

Милитаризация всех сфер общественной жизни, осуществление тотального контроля, помимо государственных структур, также при помощи военизированных организаций (отряды «скуадре» в Италии, штурмовики в Германии);

Антигуманизм, антисемитизм, геноцид. Объектами насилия, террора в разнос время объявлялись внутренние и внешние враги: инакомыслящие (социалисты, коммунисты), «нигилисты», евреи, славяне и др.

Внешняя экспансия – завоевание «жизненного пространства», расширение государства за счет территорий других стран.

После Второй Мировой войны, закончившейся разгромом фашизма, его идеология была осуждена и запрещена международным Нюрнбергским трибуналом. Поэтому сегодня действующих (легально) партий нет. Однако сама поли­тическая идеология существует: неофашистские группы и объединения в Германии, Италии, Испании, США, России и других странах. Социальной базой неофашизма являются маргиналы, безработные, недовольная своим положением молодежь.

Рост неофашистских настроений особенно заметен в периоды экономических и политических кризисов, увеличения преступности, коррупции власти и т.п., т.е. в периоды появления в обществе наибольшего числа недовольных.

Экологизм – новая идеология конца XX века. Она свя­зана с возникновением экологического движе­ния, которое борется с ущербом, наносимым современной цивилизацией природной среде, самому человечеству как части природы.

В политической идеологии экологизма содержатся требования радикальных социально-политических преобразований:

- отказ от насилия и применения современного оружия в решении спорных политических и др. вопросов;

- необходимость разоружения и конверсии военного производства;

- выработка согласованной международной политики в области обеспечения экологической безопасности;

- создание глобальной системы наблюдения и контроля за окружающей средой;

- необходимость международного сотрудничества в области экологизации культуры, образования, воспитания, формирования экологического мышления.

В современных условиях экологизм становится влиятельной политической идеологией. Во многих парламентах мира имеются представители партий «зеленых».

Однако в экологизме, с некоторых пор возникло и продолжает существовать радикальное направление, выступающее за сокращения населения планеты на 80% и установления нового «зеленого» феодального мира на Земле. Данная идея, по мнению проф. Некрасова С.Н., принадлежит мировой финансовой олигархии[1]. С подобными мыслями неоднократно высказывался премьер-министр Великобритании Т. Блер на Саммите восьмерки в июне 1997 г. в Денвере, на втором Мировом Саммите ООН. В соответствии с идеологией «глобального потепления», «озоновой дыры» и иных антинаучных «страшилок» поднимается не только вопрос о снижении выброса на 10% парниковых газов, но скрывается желание осуществить глобальное обезлюживание планеты средствами организаций ООН, МВФ и Всемирного Банка. По сравнению с этими замыслами преступления Гитлера кажутся чем-то незначительным. Некоторые СМИ называют данное направление в экологизме "экофашизмом".

Основатели радикального направления экологического движения ("экофашизма") – два принца, британский принц Филипп, герцог Эдинбургский (р.1921 г., муж английской королевы Елизаветы II) и голландский принц Бернхард - ветеран СС (1911-2004) прямо призывают к массовому геноциду. С этой целью ими был создан Всемирный фонд дикой природы, выступающий за геноцид, как инструмент глобального неомальтузианского движения. В 1988 г. принц Филипп в возрасте 67 лет заявил, что в случае его реинкарнации после смерти он хотел бы вернуться в виде самого смертельного вируса с тем, чтобы уничтожить как можно больше людей. Ранее в книге «Если бы я был животным» в 1986 г. он заявил, что хотел бы быть животным и организовать некий Животный Интернационал против людей и бороться за права животных. Иначе говоря, ему зверюшек жальче, чем людей. Известно, что Гитлер тоже очень любил животных: после фюрера остались целые альбомы фотографий, на которых он позировал с любимой овчаркой.

Таковы основные идеологии и политические движе­ния современного мира, которые имеют место и в России. Они являются теоретической и практической базой для соз­дания различных политических партий, для многообразного проявления политической жизни общества.

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ТИПЫ

Любая политическая культура формируется на основе определенной общей культуры, т.е. всех материальных и ду­ховных достижениях данного общества. Политическая куль­тура представляет собой совокупность ценностей, идей, убеждений и выражающих их символов (герб, флаг и т.п.), которые регулируют политическое поведение масс, определяют правила взаимодействия политической власти с одной стороны и индивида и общества, с другой стороны. В современную политологию термин «политиче­ская культура» был введен в 1956 г. американским политологом Габриэлом Алмондом.

На формирование политической культуры того или иного общества и строя оказывают влияние многие факторы:

- исторические предпосылки, в целом то, что обычно понимается под «исторической памятью»;

- общая, культура страны, народа, частью которой явля­ется политическая культура;

- географические факторы, так как геополитика не по­следний элемент в стратегическом мышлении правящих кругов всех стран мира;

- идеология как один из существенных факторов фор­мирования политической культуры.

Содержание политической культуры, ее структура со­стоит из следующих компонентов:

- политических знаний, которые складываются из теоретических научных и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без теоретических знаний текущая информация не способна формировать глубокую и адекватную картину политических процессов, событий. Текущая информация дает возможность правильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени;

- культуры политического мышления – умения правильно ориентироваться в обстановке, акцентировать внимание на главном в политической жизни, способности анализировать и систематизировать сведения, давать правильную оценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею решение о своем отношении и своем участии в них;

- культуры политических чувств, которые определяют политическое поведение людей;

- культуры политического поведения и деятельности, которые складываются под влиянием политических традиций, уровня политического сознания, культуры политического мышления и чувств.

Выделяются также различные уровни политической культуры:

- Интернациональный (цивилизационный) – общечеловеческие политические ценности, нормы политическом жизни и образцы поведения. Например, декларация и документы ООН, дипломатические традиции и этикет, международное право и т.д.;

- Национальный (европейская, американская, российская, китайская и т.д. политическая культура);

- Групповые субкультуры (например, политическая субкультура молодежи, военнослужащих и т.п.);

- Индивидуальный (политические знания, опыт, эмоции и поступки конкретного индивида, действующего и политической сфере общества).

Политической культуре в политической жизни свойственны определенные функции, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

идентификационную, раскрывающую постоянную по­требность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

ориенmaционную, характеризующую стремление челове­ка к смысловому отображению политических явлений, по­ниманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере, руководящие принципы политического поведения и деятельности;

программирования, выражающую приоритетность опре­деленных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека;

адаптационную, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся публичной среде, услови­ям осуществления его прав и властных полномочий. Полити­ческая культура не только предохраняет политическую систему от разрушения, она придает ей динамизм, насыщая систему механизмами адаптации к изменяющимся социально-экономическим и иным условиям существования;

социализации, отражающую приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

интеграционную (дезинтеграционную), обеспечиваю­щую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения це­лостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом. Политическая культура является интегратором всего политического опыта и механизма передачи его от про­шлого к настоящему и от настоящего к будущему. Процесс этот зигзагообразен и противоречив, поскольку из прошлого могут переходить в настоящее, наряду с элементами культу­ры, соответствующими потребностям данной политической системы, также нормативы и модели, не совместимые с при­родой системы, подрывающие ее;

коммуникационную, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Типы политической культуры. В политической науке особую известность получила классификация политической культуры, предложенная Габриэлом Алмондом и Сиднеем Вербой в книге «Гражданская культура» (1963). Они выделили три типа поведенческой культуры:

патриархальная - для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности. Эта куль­тура исключает наличие конкретных политических ролей, и ней не конкретизируются политические ориентации, субъект не обладает знаниями относительно политики, он ориенти­рован на так называемые первичные отношения в труппах, замыкается в местной и этнической солидарности;

подданническая – с сильной ориентацией на политиче­ские институты и невысоким уровнем индивидуальной ак­тивности граждан. Они подчиняются власти, ожидают от нее различных благ, не опасаясь диктата, ведут себя лишь как поданные. Именно такая политическая культура доминиро­вала в течение всей истории Государства Российского, вклю­чая и период СССР;

активистская (партиципаторная от англ. participation - участие) - свиде­тельствует о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этой сфере. Данная политическая культура называется еще активистской, имея и виду влияние граждан на властные отношения в стране с по­мощью выборов, референдумов, демонстраций.

В реальной политической жизни эти типы политической культуры практически никогда не проявляются в «чистом» виде, они взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компо­нентов (субкультур). Самой массовой и одновременно опти­мальной с точки зрения стабильности системы властвования является синтетическая культура гражданственности, в кото­рой доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике. «Гражданская культура, отмечают Г. Алмонд и С. Верба, - это смешанная политиче­ская культура. В ее рамках многие граждане могут быть ак­тивными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще важнее факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества прихожан и подданных не полностью вытеснены. Роль участни­ка просто добавляется к тем двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного».

В содержательном плане существуют и более общие критерии типологии политической культуры, заданные спе­цификой цивилизационного устройства особых полумиров - Востока и Запада (или Юга и Севера), ценности и традиции которых являются фундаментом всех существующих типов политической культуры.

Идеалы политической культуры западного типа, восхо­дят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательное участие граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвер­дившему гражданский суверенитет личности. Труд как залог жизненного преуспевания, права и свободы личности, при­оритет гражданского общества по отношению к государству, выдвижение во главу угла общественной жизни права и за­кона, разделение властей, представительная демократия и многое другое - ценности и приоритеты, на базе которых сложились политические культуры западного типа. Содер­жание его Г. Алмонд и С. Верба раскрыли следующим образом:

- общая положительная оценка значения деятельности правительства для него лично и глубокое осознание этого факта;

- высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомленность в этой области;

- чувство гордости за политические институты своей нации;

- ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;

- желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;

- открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;

- чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например, кампаний по выборам;

- обоснованность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-либо из сограждан;

- компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола;

- вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.

Нормы и традиции политической культуры Востока коренятся в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрных обществ Азии и Африки. Базовые ценно­сти данного мира формировались под воздействием постоян­ного доминирования властвующих структур, господства кол­лективистских форм организации частной жизни, подавления централизованными структурами условий для индивидуаль­ной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Разрешение конфликтов и таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших, на­чальников. Поэтому этической нормой политической куль­туры восточного типа стали обычаи, а не закон, мнение ру­ководства, а не конституция. Данные обстоятельства утвер­дили в качестве основных ценностных ориентаций восточной политической культуры:

- убеждение в необходимости обязательного посредника (гуру, учителя, старшего) между простым человеком и властью;

- понимание политической власти как сферы божественного правления:

- исключение свободы, плюрализма, состязания из мира политики;

- признание главенствующей роли элит при отсутствии не только намерений, но и потребности в контроле их деятельности;

- предписание простому человеку сугубо исполнительских функций.

Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов политической культуры имеет устойчивый характер, который не могут поколебать даже серьезные по­литические реформы. В некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточ­ного типов. Так, технологический рывок Японии и ее вхож­дение в клуб ведущих индустриальных держав, а также по­следствия американской оккупации страны после Второй Мировой войны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан.

Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием факторов, не утративших сво­его влияния и в настоящее время. К ним в первую очередь можно отнести геополитические обстоятельства (размер тер­ритории, климат, ландшафт, сопредельные народы). Собст­венное влияние на доминирующие черты российской политической культуры оказали и общинные формы организации жизни россиян, геополитическая срединность России по от­ношению к Востоку и Западу, постоянная ориентация госу­дарства на чрезвычайные методы управления.

Длительное и противоречивое влияние различных фак­торов привело к возникновению внутренне расколотой, гори­зонтально и вертикально поляризованной политической культуры, в которой ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым ориентирам. Основные слои населе­ния тяготеют в разных пропорциях к ценностям и западной, и восточной политической культуры. Для России и сегодня характерны:

- историческая склонность к централизации государственной власти, доминированию государства над обществом;

- историческая выдержка и стойкость, готовность к сплочению и консолидации только в переломные, кризисные, судьбоносные эпохи и политическая индифферентность, апатия, конформизм - в остальные периоды государственной жизни;

- отрицание прошлого политического опыта каждой вновь пришедшей к управлению государством властной группировкой;

- предпочтительность революционных действий по сравнению с реформаторскими программами и стратегиями;

- ориентация на быстрые благоприятные перемены в обществе, перманентная идея «большого скачка»;

- неумение учиться на чужих достижениях и ошибках, бездумное копирование зарубежного социального и политического опыта;

- широчайший разброс политических предпочтений значительных групп населения (от монархизма до анархизма), что крайне затрудняет выработку общенациональных идей и стратегий.

Уровень различий и противостояния между субкультурами в России чрезмерно высок. Если, к примеру, традицио­налисты мифологизируют особость России, то либералы – ее чрезмерное цивилизационное отставание. Первые критикуют западный либерализм, вторые – косную российскую дейст­вительность. При этом и тех, и других отличает непоколеби­мая уверенность в правоте «своих» принципов, отношение к компромиссу с оппонентами как к недопустимому наруше­нию принципов и даже предательству.

Вместе с тем, российскому обществу для обретения ста­бильности и политического единства необходимы последо­вательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространст­ва для проявления гражданской активности людей, вовлече­ние их в контроль над управляющими с тем, чтобы сложи­лись современные массовые идеалы гражданского достоин­ства, самоуважения, демократические формы взаимодейст­вия человека и власти.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 2 = 4