ЛЕКЦИЯ 2. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности. Русский риторический идеал

План:

1.1 Понятие риторического идеала

1.2 Риторический идеал античности

1.3 Русский риторический идеал

Сущность риторического идеала

В риторике выделяются три неравные части: первая из них универсальна, используется в самых разнообразных ситуациях. Универсальными канонами риторики являются: учение о теме, ее выборе, о построении речи, типах речи, выражении мысли в языковых формах, о культуре речи.

Вторая часть обращена к национальным, языковым основам риторики. Это этнические традиции, культура и литература, исторические факты и т.д. Эта область не вполне универсальна, т.к. может в отдельных случаях допустить какие-либо отклонения национальным предпочтениям.

Третья часть выражает позицию отдельных лиц или каких-либо общностей людей. В этой общности нормируется устойчивая система точек зрения и правил, это этическая система общения, речи. В этой сфере формируется феномен, называемый риторическим идеалом.

Вся социальная жизнь людей постоянно оформляется в речи – устной, письменной, мысленной; без речевого оформления жизнь просто невозможна, и необходимы нормы общения, человеческих отношений внутри общности или между ними.

Внешняя речь всегда обращена к людям, чаще всего – конкретным личностям, как правило, говорящий знает своих собеседников. Он должен решить и постоянно решать вновь: говорит ли он правду или неправду, поверят ему или нет, будет ли он вежлив и т.д. М.Р. Львов [Львов 2004] рассматривая риторический идеал, пишет, например, о том, что идеал рекламы состоит в привлечении внимания слушателя или зрителя. Если он не верит – он просто запомнит то, что нужно автору рекламы. И цель его достигнута.

Успех деятельности христианских проповедников в незыблемости их идеалов, которые вызывают уважение.

В научных спорах чаще всего побеждает логика. Можно говорить как об идеале о манере русских юродивых и тех людей из народа, кто их слушал, ценил и понимал: это истовость, безболезненная правда, пророчество, обличение сильных мира сего, это афористическая и аллегорическая речь, артистическое умение войти в аффективное состояние вплоть до самоистязаний.

«Идеал» преступного мира в России, создавшего свою манеру общения, свой язык – «блатную музыку», привлекший внимание даже такого корифея лингвистической науки, каким был И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Четкой выраженностью и неповторимостью отличается и древнерусский ораторский и проповеднический идеал в «Словах» Кирилла Туровского, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, в «Житии» протопопа Аввакума.

Своеобразно было общение в семьях русского крестьянства XIX в., в среде военнослужащих. А.К. Михальская в книге «Русский Сократ» [Михальская 1996] приводит интереснейший материал о языке власти в условиях тоталитарных режимов. Все эти наблюдения позволяют говорить о риторическом идеале как о реалии, феномене, заслуживающем изучения.

В современной риторике выделяют признаки, характеризующие риторический идеал.

Во-первых, современная риторика использует следующую схему анализа любых высказываний:

1) кто говорит?

2) кому говорит?

3) при каких обстоятельствах;

4) что говорит?

5) зачем?

6) как выражает свою мысль?

7) каков результат?

Во-вторых, всегда важен облик говорящего лица: что в нем главное – эмоции или логика, правильность речи или оригинальность? Есть ли у говорящего убеждения, если да, то каковы они?

В-третьих, важна позиция говорящего или целого социального или этнического коллектива по схеме «истина» – «ложь».

Правда и ложь – сложнейшие категории, в характеристике риторического идеала это самый важный критерий.

В понимании и оценке риторического идеала учитывается этика речи – у одной общности как врожденная, глубинная, у другой – внешняя, показная, только для достижения цели говорящего.

Софистическая риторика

Софисты не представляли собой единой идеологической или политической группы, это были странствующие философы, обучавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, мудрости.

Но еще с античных времен софисты заслужили репутацию «лжемудрецов», людей без устойчивых моральных принципов. Альтруизм, справедливость себе в ущерб не привлекали софистов.

Черты риторического идеала софистов следующие:

1. Софисты допускали использование эристики, т.е. любых средств для достижения своей цели, для победы в споре.

Однако эристика подверглась запрету даже со стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях: была запрещена ложная молва, запрещались слухи, интриги, ложная проповедь.

Эвристические средства в цивилизованных странах запрещены законом, но их опасность в том, что бывает очень трудно доказать источник молвы, слухов.

2. Софистическая норма допускает и такие приемы, как восхваление одних лиц и охаивание других, необъективный подбор фактов, расчет на некомпетентность слушателей и т.д.

Загрузка...

3. Наиболее известные софистические приемы – это уловки (софизмы). Софизмы содержали какую-либо малозаметную логическую ошибку, приводящую к ложному выводу.

Эффект софизмов состоит в том, чтобы в споре, в рассуждении поставить собеседника в неловкое положение, запутать его мысль, разрубить логическую линию доказательств.

Несмотря на некоторые этически недопустимые методы, можно признать определенные заслуги софистического направления в риторике. Оно внесло определенный вклад в развитие теории и практики диалога, полемики, аргументации, доказательства, внесло элемент прагматики. Софисты разрабатывали конкретные риторические приемы, много сделали для связей риторики с логикой.

Античный риторический идеал

Древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеала. Например, в поэмах Гомера представлены ораторы – Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила воздействия на людей в моменты борьбы, выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость описания событий.

Это риторическое направление называется античным, оно связано с именем Гомера.

В IV-III вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого направления, риторического идеала, они оказали и оказывают сильное влияние на этику, литературу, культуру. Эти позиции поддержали Рим, средневековье, Возрождение.

Рассмотрим эти позиции.

1. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон, Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеждения как основное достоинство красноречия, в том, чтобы понять, в чем счастье людей и как его достигнуть.

2. Риторика – это не только практика общения и красноречия, эта наука имеет свой предмет – речь, она тесно связана с философией, языком, логикой, этикой, литературоведением. Риторика имеет свои цели, закономерности, структуру. В рамках этого риторического направления сформировалось учение о канонах – инвенции, диспозиции, элокуции и т.д., разработаны связи с поэтикой (тропы, фигуры), стилистикой, логикой, теорией воспитания и образования.

3. В этой же системе разрабатывалась идеальная модель оратора как личности высокообразованной, высоконравственной, активной, обладающей быстрыми реакциями, коммуникабельной.

4. Этика античного идеала требовала обращения к слушателю с уважением. Речь – двусторонний процесс, результат зависит от обеих сторон.

5. Следующая черта античного идеала – отношение к истине. Крупнейшие ораторы, принадлежавшие к этому типу этической позиции, на практике подтвердили твердость убеждений, свою позицию – не отступать от своего понимания истины.

Представленные характеристики относятся к категориям этоса и пафоса.

В области логоса традиция не противостояла софистическим нормам – ни в признании и использовании логических законов и правил, ни во внимании к диалогу, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка.

При большом внимании к логике текста все же преимущество уделялось структуре языковых форм, смежности выбора слов, использованию выразительных средств языка, культуре речи.

Русский речевой идеал

Современная наука располагает достаточным количеством источников для изучения древнерусского риторического идеала, в основном это памятники XI-XII вв. и начала XIII в. Исследователи опираются и на фольклорные материалы, и на произведения художественной литературы, в первую очередь – на «Слово о полку Игореве», летописи.

Русь X-XII вв. имела прямые связи с Византией. Она поддерживала прочные связи и с европейскими странами, принявшими культуру Римской империи. Связи упрочивались семейными союзами (например, одна из дочерей Ярослава Мудрого прозвана Осмомыслом, что означает «восемь мыслей», была замужем за королем Норвегии, другая, Анна, была королевой Франции).

Изучением древнерусского красноречия, его традицией в XIX в. занимались А.С. Шишков, А.В. Мещерский, С.Н. Глинка, Н.Ф. Кошанский, Х.П. Зеленецкий, Ф.И. Буслаев и др. В XX в. – Л.К. Граудина, Г.Л. Миськевич, В.И. Аннушкин, А.К. Михальская.

Рассмотрим более подробно характеристику древнерусского риторического идеала.

1. Оратор – лицо известное, облеченное доверием народа: церковный деятель, князь, воевода. Эмоции оратора управляют и верой и убеждениями.

2. Оратор всегда выражает твердую позицию – это преимущественно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах почти всегда содержится поучение или призыв, нравственные установки, преобладает положительный пример.

3. Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречаются нечасто.

4. Большое внимание уделяется этике общения: прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью. Оратор должен высоко нести свое слово, обращаться с речью только к авторитетной аудитории. Народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.

5. Оратор тщательно готовится к выступлениям. Об их ценности свидетельствует сам факт сохранения речей, их многократное копирование.

6. Композиция речей, посланий, поучений отличается четкостью, ясностью.

7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и действенность красноречия, отмечается высокое уважение к книжной мудрости, учению, образованию.

Высоко оценивается и жанровое разнообразие этих выступлений: ораторские речи, обращение князя к воинам, жития святых, поучения, письма, исторические повествования.

Вопросы:

1. Когда и где возникла риторика?

2. Кто такие софисты и как они понимали роль слова.

3. Почему Сократ и Платон бросили вызов софистам?

4. Как рассматривал риторику Аристотель?

5. Каковы взгляды Цицерона на ораторское искусство?

6. Что является предметом изучения неориторики?

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 32 = 41