Виды психологической защиты

Первая часть – «Ид» (Оно), бессознательное – хранилище инстинктов: Эрос – это сексуальной инстинкт и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Ид» – резервуар бессознательной сексуальной энергии, названной Фрейдом либидо.

Основные разработки Зигмунда Фрейда

1. Структура личности.

2. Толкование сновидений.

3. Учение о фазах психосексуального развития ребёнка.

4. Учение о психологической защите.

Часть III Супер-Эго (Сверх-Я)

сверхсознание
Главный руководящий принцип – моральный (нельзя–надо и т.п.)
Часть II Эго (Я)

сознание
Главный руководящий принцип – принцип реальности
Часть I Ид (Оно)
бессознательное
Главный руководящий принцип – принцип удовольствия

Рисунок 6 – Структура психики (личности) по Фрейду

Личность, по Фрейду, состоит из трёх частей.

В переводе с латинского словоlibido означаетвлечение, желание, стремление. Фрейдом оно понималось как половое (сексуальное) влечение.

«Ид» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, «Ид» действует согласно принципу удовольствия.

Кроме того, в «Ид» хранятся желания и импульсы, в которых человек не может себе признаться, т. к. это снизит его самооценку, и поэтому не пропускаются в сознание, но они не исчезают, эти мысли, а возвращаются в сознание, в оговорках, в снах и оказывают огромное влияние на выбор профессии.

Вторая часть личности – «ЭГО» (Я).Это – сознание, разум. Сознание содержит ощущения, переживания, мысли, которые сознаются в данный момент времени и потом переводятся на бессознательный уровень. ЭГО следит за тем, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивида и других людей. Сознание принимает решение, которые являются компромиссом между бессознательным и сознанием.

«Эго» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. «Эго» находит компромиссы между неразумными требованиями «ид» и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. «Эго» — исполнительная власть личности.

Третья часть личности – «Супер-Эго». Эта часть развивается в процессе воспитания. Здесь содержатся нормы, идеалы, ценности, наши «надо» и «нельзя», и голос матери: “Так делать нельзя!” В процессе воспитания происходит интернализация (усвоение) родительских и социальных программ поведения, развивается наша совесть. «Суперэго» действует на основе морального принципа, при нарушении норм возникает чувство вины.

Совесть оценивает бессознательное влечение и любую другую поступающую информацию как приемлемую или неприемлемую. Неприемлемую не пропускает в сознание.

Согласно З. Фрейду человек находится в состоянии нескончаемого конфликта. Психика – это поле боя между непримиримыми силами инстинкта и рассудка (сознания). Поэтому теорию называют психодинамической.

Согласно психодинамическому подходу мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами.

Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу (9/10), расположенную под водой и не видимую, – бессознательное.

Инстинкты (Ид), разум (Эго) и мораль (Супер-эго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение — возникают интрапсихические (внутриличностные), или психодинамические, конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения влияют на личность и определяют многие аспекты поведения. Личность характеризуется тем, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.

В норме адаптивное, адекватное поведение означает малое количество конфликтов или эффективное их решение.

Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющемуся поведению или к психическим расстройствам.

Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, поэтому Фрейд и разработал свой метод – психоанализ. Психоанализ в качестве метода исследования использует толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытое, подавленное чувство гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (т. е. чтобы произошёл катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Загрузка...

«Комплекс Эдипа» по Фрейду: у ребёнка-мальчика первым сексуальным объектом является мать. «Комплекс Электры»: у ребенка-девочки первым сексуальным объектом является отец.

Цель психоанализа: «Где было Ид, там станет Эго» – писал З. Фрейд.

«Первоочередной задачей психоаналитика является опознание защитного механизма» – таково мнение его дочери А. Фрейд, тоже психоаналитика.

Психологическая защита (ПЗ)

Психологическая защита – это защита психики, души человека, путём неосознаваемого или малоосознаваемого самообмана. Это защита от горькой правды, в том числе от самого себя. ПЗ – бегство от действительности. Целью является избавление от отрицательных эмоций и состояний, и сохранения душевного спокойствия. В настоящее время известно более 50 механизмов психологической защиты. Средства и способы самообмана называются видами или механизмами психологической защиты. Психологическая защита служит одной цели: охране человека от захлестывающей его тревоги, освобождению от нее – так считал: З Фрейд.

Фрейд рассматривал психологическую защиту в основном как средство борьбы с сексуальными запретными влечениями. Его дочь Анна Фрейд, проводившая психоанализ детской психики, открыла действие ПЗ и в других социально-неприемлемых и осуждаемых обществом в случаях – зависти, ненависти, ревности, а также при бессилии и фрустрации.

Зигмунд Фрейд открыл девять видов психологической защиты, а его дочь еще шесть. В настоящее время количество этих механизмов значительно возросло (см. кн. Трощий А. Р. Психологическая защита).

1. Вытеснение– процесс, в результате которого неприятные мысли, чувства, воспоминания и переживания изгоняются из сферы сознания в сферу бессознательного. В результате люди «забывают» психотравмирующие события.

2. Замещение– замена человека, который обидел, но силен и опасен, слабым и зависимым, с целью отреагирования отрицательных эмоций.

3. Образование симптомов: когда из-за действия психотравмирующего фактора возникают болезни, которые позволяют не делать того, чего не хочется.

4. Отрицание реальности – игнорирование реальности, а также ситуаций, несущих тревогу, на этапе восприятия. Мы отрицаем то, что нам неприятно, те реально существующие факты, которые могут вызвать отрицательные эмоции, психологический дискомфорт.

5. Перенос – чувства, желания, влечения, которые не могут быть выражены или удовлетворены, переносятся на другой, более доступный, объект.

6. Проекция – приписывание человеком своих собственных отрицательных качеств, мыслей, чувств, мотивов, вызывающих чувство вины, стыда и страха,другим людям.

7. Рационализация – самооправдание своего неуспешного поведения с помощью ложных, но правдоподобных причин.

8. Регрессия – психологический возврат на более ранние этапы жизни, вплоть до уровня шести лет. Бывает, что и до полного одичания.

9. Сублимация– преобразование энергии сексуального влечения, которая не может быть реализована, в энергию социально приемлемой и поощряемой деятельности, прежде всего науки и творчества.

10. Формирование противоположных реакций: вместо вытесняемых мыслей и чувств выражаются полностью противоположные.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

57 − = 52