Тема 1. Пассажирский транспорт

1. Виды пассажирского транспорта, их классификация и характеристика

2. Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок

3. Преимущества и недостатки пассажирского автомобильного транспорта

4. Система пассажирского автомобильного транспорта

5. Эффективность использования автомобилей

История развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом начинается в 19 веке, когда были построены опытные образцы паровых карет и омнибусов, развивающих скорость от 10 до 12 км/час. После приобретения в 1801г. двигателя внутреннего сгорания было сделано много попыток построить двигатель, работающий на газообразном или жидком топливе, в 1885 – 1886 г.г. в Германии Готлаб Даймер установил бензиновый двигатель на трехколесный автомобиль, который и считается родоначальником современного автомобиля.

Большое значение для широкого использования автомобилей внесло появление пневматических шин (1880 г.). В 1886 году Акционерным обществом постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей был создан первый легковой автомобиль в России. В 1902 году этой же фирмой был построен первый в России автобус вместимостью 8 пассажиров с двигателем «Де-Дион-Бутой» мощностью 8 л.с. 1 сентября 1907 года в Москве появился первый таксомотор.

Виды пассажирского транспорта, их классификация и характеристика.

Автомобильный пассажирский транспорт является составной частью единой транспортной системы страны. Под транспортной системой понимается совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройства всех видов транспорта, объединенных системой технологических технических, информационных, правовых и экономических отношений.

В свою очередь транспортная система объединяет железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, газонефтетпроводный и промышленный виды транспорта. Отдельной строкой проходит городской транспорт.

Пути сообщения — автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути, воздушные линии, трубопроводы, специальные магистрали различных конструкций, приспособленные и оборудованные для движения подвижного состава.

Перевозочные средства - подвижной состав, трубопроводы, контейнеры, поддоны, оборотная и одноразовая тара.

Подвижной состав - локомотивы, вагоны, суда, самолеты, вертолеты, дирижабли, автомобили, полуприцепы, прицепы, транспортные тракторы, транспортные капсулы.

Технические средства й механизмы - погрузочно-разгрузочные машины, конвейеры, бункеры пакетоформирующие, сортировочные машины и т. Д.

Средства управления и связи - комплекс устройств, обеспечивающих сбор, хранение, переработку и передачу информации.

Обустройство видов транспорта - железнодорожные станции, вокзалы, аэропорты, пристани, гаражи, стоянки, доки, ремонтные мастерские и заводы, склады, погрузочно-разгрузочные пункты, станции технического обслуживания и т.д.

В перевозках пассажиров участвуют несколько видов транспорта, которые имеют как достоинства, так и недостатки, а именно:

1. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта по перевозке пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении, не зависит от климатических условий, погоды, времени года и суток, высокая провозная способность (массовость), сравнительно высокая скорость и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, тем не менее, большие капитальные вложения.

2. Водный транспорт подразделяется:

а) морской пассажирский транспорт (пригородный, дальний международный);

б) речной транспорт (городской, пригородный, дальний) - самый дешевый вид транспорта, но имеет сезонность в работе.

3. Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозок пассажиров на дальние расстояния, отличается высокой скоростью сообщения, комфортабельностью, доступностью (вертолеты) абсолютно всех районов, но, тем не менее, высокая себестоимость перевозки пассажиров.

4. Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус) – экологически чистый вид транспорта, небольшая шумность, большие затраты на строительство путей сообщения.

5. Специальный транспорт (городской, внегородской) предназначен для обслуживания пассажиров в крупных зонах (многорельсовый, подвесные дороги).

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т. д. Для определения сфер целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются: уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок); капитальные вложения; время движения и сроки доставки; наличие провозной и пропускной возможностей; надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность; гарантии сохранности багажа; условия эффективного использования транспортных средств; наличие соответствующих линейных сооружений для обслуживания пассажиров и возможность предоставления сопутствующих услуг.

Загрузка...

Значения этих показателей на каждом виде транспорта различны и во многом определяются мощностью и структурой пассажиропотоков, дальностью поездок, временем отправок, типом подвижного состава, состоянием материально-технической базы вида транспорта и ряда других.

Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок

Пассажирский автомобильный транспорт подразделяется по административно-территориальному признаку:

а) городские перевозки (8-10 км)

б) пригородные (до 50 км)

в) сельские

г) междугородние

> внутриобластные 100-200 км

> межобластные 300-400 км

> межреспубликанские 500-800 км

д) международные.

· По виду подвижного состава пассажирские автомобильные перевозки подразделяются:

> на автобусы

> на перевозки легковыми автомобилями

· По принадлежности подвижного состава:

> перевозки транспортом общего пользования

> ведомственным транспортом

> легковыми автомобилями индивидуальных владельцев (личного пользования), такими автомобилями перевозится в 7-8 раз больше, чем автомобилями-такси

> легковые автомобили на условиях проката

· По виду сообщений:

> Городские перевозки осуществляются автобусами и легковыми автомобилями-такси; причем основная их часть работает на конкретных маршрутах.

Характеризуются большими пассажиропотоками, плотной маршрутной сетью, небольшими интервалами движения, малыми расстояниями поездок пассажиров и, в связи с этим частыми остановками для посадки-высадки пассажиров, невысокими скоростями движения, а также хорошими дорожными условиями;

> Пригородные перевозки обеспечивают связь пригородных районов с городом и городского населения с пригородом. Они отличаются от городских перевозок меньшим количеством пассажиров, сезонностью перевозок, большими расстояниями, увеличением интервалов движения, сравнительно плохими дорожными условиями.

> Местные (сельские) автобусные маршруты соединяют районные центры, центральные усадьбы не только между собой, но и с областными центрами, железнодорожными станциями, речными портами и пристанями. Они характеризуются большим разнообразием дорожных условий, небольшими пассажиропотоками, наличием у пассажиров ручной клади или багажа, значительными колебаниями пассажиропотоков по дням недели и сезонам года.

> Междугородние перевозки организуются на автомобильных магистралях на расстояния более 50 км от городской черты для связи городов внутри области, между областями и между автономными республиками. Они характеризуются большими расстояниями, достигающими 1000 км и более, хорошими дорожными условиями, использованием комфортабельных и скоростных автобусов, оборудованных местами хранения багажа и ручной клади, гардеробами, буфетами, туалетами.

> Международные перевозки выполняются с пересечением государственных границ двух и более государств. Регулярные автобусные перевозки в отличие от нерегулярных перевозок осуществляются по расписанию и строго по определенному маршруту.

· По назначению:

> экскурсионные перевозки, связанные с обслуживанием экскурсий и выполняются автобусами с экскурсоводом в городах по постоянным маршрутам

> туристические перевозки, как транспортом общего пользования, так и ведомственным с выездом за пределы населенных пунктов по заранее разработанным маршрутам

> служебные перевозки, связанные с доставкой рабочих и служащих определенного предприятия от места жительства до работы и обратно, а также для разовых служебных поездок

> школьные перевозки, как правило, в сельской местности, где отсутствуют регулярное автобусное сообщение. Для перевозки школьников разрабатываются свои маршруты и расписания, а также устанавливают тип автобуса соответствующей вместимости

> вахтовые перевозки, предназначенные для доставки бригад, смен нефтяников, шахтеров, строителей и т.д.

> специальные пассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями, связаны с обслуживанием организаций, учреждений, предприятий, а также съездов, конференций, фестивалей

· По форме организации:

> маршрутные перевозки организуются на утвержденных маршрутах, строго по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на заранее оговоренных остановках маршрута

> заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам предприятий, организаций, учреждений и населения

> прямые смешанные перевозки выполняются совместно с другими видами пассажирского транспорта, обычно выдается пассажиру единый билет на право проезда различными видами транспорта от начального пункта до конечного пункта.

Преимущества и недостатки пассажирского автомобильного транспорта

Автомобильный пассажирский транспорт дает:

> возможность устанавливать транспортную связь на всей территории города

> относительно высокую скорость передвижения (легковые таксомоторы и маршрутные), большая комфортабельность и удобство поездки

> относительно высокие эксплуатационно-технические и экономические качества

> возможность работать самостоятельно, без участия других видов транспорта

> возможность круглосуточного обслуживания пассажиров по любым направлениям

> небольшая потребность в капиталовложениях, небольшие первоначальные затраты на освоение новых маршрутов

> доставка пассажиров и их багажа от места отправления к месту назначения

> возможность использования укороченных, скорых и экспрессных маршрутов

> хорошая маневренность.

К недостаткам автомобильного транспорта относятся:

  1. Сравнительно высокая себестоимость, которая выше, чем на водном и железнодорожном транспорте;
  2. Относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей;
  3. Недостаточная протяженность и плохое техническое состояние имеющихся автомобильных дорог.

Автомобильный пассажирский транспорт является основным видом транспорта для поездок на короткие и средние расстояния. Автомобильный транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства со сложной и многообразной техникой и технологией, атакже специфической организацией и системой управления.

Городской транспорт предназначен для перевозки пассажиров в городах и населенных пунктах. XX век часто называют веком урбанизации, т. е. бурного роста городов как по числу, так и по размерам. С 1900 г. численность городского населения страны выросла почти в 10 раз и с 1960-х гг. она является доминирующей. Вместе с городами развивались и городские транспортные системы, образовавшие самостоятельную отрасль - городской пассажирский транспорт. Он включает в себя несколько видов транспорта, а именно: автобусный, таксомоторный, трамвай, троллейбус, метрополитен: Последние три составляют группу городского электрического транспорта.

Автобусный транспорт за последние годы получил распространение во всех видах сообщений. В 1995 г. его доля в общем объеме пассажирских перевозок составила 50,7%. Развивается внутригородской электрический транспорт, прежде всего троллейбус и метрополитен.

Кроме общей классификации, пассажирский транспорт подразделяют по ряду признаков: провозной способности, скорости движения, применяемым двигателем, видам используемого топлива, специфике путей сообщения (рельсовые, безрельсовые).

Система пассажирского автомобильного транспорта

В системе пассажирского автомобильного транспорта пассажирское АТП представляет собой основное и главное звено эксплуатационной деятельности, обеспечивающее конечную цель транспортной системы.

Целью функционирования системы является:

> наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в перевозках

> высокое качество и культура обслуживания пассажиров

> полная безопасность движения подвижного состава

> организация полного сбора доходов

> оптимизация системы оплаты труда

> минимальные трудовые, материальные и финансовые затраты.

Работой всего автотранспорта, находящегося на территории страны, руководит Министерство транспорта и связи. Оно призвано регулировать работу всех видов транспорта независимо от форм их собственности, кроме принадлежащих отдельным Министерствам (СБУ, МВД, МИД, и т.д.).

Регулирование работы должно осуществляться через налоговую систему, тарифы, лицензирование и кредитование, а также в соответствии с законами об экологии, безопасности движения и др.

Министерство транспорта и связи контролирует выполнение министерствами, ведомствами, а также концернами, ассоциациями, кооперативами транспортных законодательств республики и разрабатывает проекты новых законов о транспорте.

Следующие в структуре управления автомобильным транспортом – территориальные объединения автомобильного транспорта – автотранспортные предприятия.

Каждое транспортное объединение и АТП имеет в своем составе пять основных служб:

а) техническую службу (содержание подвижного состава в технически исправном состоянии)

б) эксплуатационную службу (планирование, организация и управление перевозочным процессом)

в) экономическую службу (планирование производственной деятельности АТП и ее анализом)

г) службу безопасности движения (предупреждение ДТП)

д) кадровую службу (укомплектование квалифицированными кадрами их учебу и переподготовку).

Пассажирская эксплуатационная служба выполняет следующие задачи:

> разрабатывает рациональную систему планирования перевозок и организацию движения подвижного состава

> обеспечивает внедрение и функционирование передовых систем диспетчерского управления движением автомобилей

> осуществляет полную, своевременную, комфортабельную и безопасную перевозку пассажиров

> организует эффективное использование подвижного состава и его рентабельную эксплуатацию

> осуществляет полный сбор проездной платы

> создает условия для высокого производительного труда работников службы эксплуатации

> обобщает передовые методы вождения и передовой опыт работы

> систематически проводят воспитательную работу с водителями и диспетчерским аппаратом.

Система пассажирского АТП включает подсистемы:

а) организации транспортного процесса

б) подвижной состав (типы автобусов и легковых автомобилей)

в) база технического обслуживания и ремонта автомобилей

г) автотранспортные здания и сооружения

д) технические средства связи и управления

е) кадры (рабочие, рабочие, ИТР и служащие)

Эффективное функционирование системы пассажирского автомобильного транспорта достигается при условии согласованного развития всех ее подсистем. Главным звеном является транспортный процесс, который разбивается на следующие части:

> хранение подвижного состава

> технология технического обслуживания и ремонта автомобилей

> перевозочный процесс.

Эффективность использования автомобилей

Под эффективностью использования транспортного средства понимают осуществление перевозок с наименьшими материальными и трудовыми затратами. Она определяется, с одной стороны, совершенством конструкции и ее соответствием условиям эксплуатации и, с другой стороны, - уровнем организации перевозок. Показателями эффективности являются: энергоемкость перевозок, их материалоемкость, трудоемкость использования, производительность, себестоимость перевозок и приведенные затраты.

Энергоемкость перевозок Э - это количество энергии, расходуемой на их выполнение конкретным автомобилем, ккал/100 пас.-км:

Э= 100 Qт δ λ / W,

где Qт - количество автомобильного топлива, расходуемого на neревозки за год, л;

δ - плотность (удельная масса) топлива;

λ - теплотворная способность (калорийность) топлива, ккал;

W - производительность, пас.-км/год.

Материалоемкость перевозок М показывает количество материалов, расходуемое на выполнение определенной транспортной работы, кг/1000 пас.-км:

М = 1000 (Gк + Gэ) / W Tаηп

где Ск - масса материала в конструкции автомобиля, кг;

Сэ - масса материала, расходуемая в процессе эксплуатации за амортизационный срок службы, кг;

Та - амортизационный срок службы автомобиля, лет;

ηп - коэффициент использования материала в производстве, определяемый отношением массы материала в товарном виде GT0B к массе в исходном виде Gиcx

Трудоемкость использования Тр есть количество труда всех категорий трудящихся, приходящееся на единицу транспортной продукции, чел.-ч/100 пас.-км.

Тр = 100(Трвк+Трор + Трау) / W

где Трвк, Трор, Трау - трудовые затраты соответственно водителей и кондукторов, на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, административно-управленческих работников, чел.-ч.

Себестоимость перевозок S определяется отношением суммы расходов, связанных с выполнением перевозок за определенный период времени, ΣСрас, к выполненной за это же время

транспортной работе Р, р./пасс.-км:

S = ΣСрас/Р.

Суммарные эксплуатационные расходы на перевозки

Сэ = Срас = Ст + См + Сор + Сш + Сз + Сн+ Сд

где Ст - затраты на топливо, определяемые действующими эксплуатационными нормами и стоимостью топлива;

См - затраты на эксплуатационные материалы, которые можно принимать пропорционально затратам на топливо;

Сор - затраты на техническое обслуживание и ремонт (могут быть установлены пропорционально нормативной трудоемкости этих работ или по отчетным данным на 1000 км пробега);

Сш - затраты на шины, которые слагаются из стоимости новых шин и стоимости их ремонта;

С3 - заработная плата водителей (кондукторов), средняя величина которой устанавливается по отчетным данным предприятия и для однотипных автомобилей принимается одинаковой;

Са - амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, вложенных в транспортные средства;

С„ - накладные расходы по содержанию, обслуживанию и управлению автотранспортным предприятием, принимаемые по отчетным данным;

Сд - дорожная составляющая, зависящая от степени изнашивающего воздействия на дорогу.

Себестоимость перевозок не может быть вполне объективным показателем эффективности. Для сравнительной оценки эффективности целесообразно применять в качестве основного показателя приведенные затраты Зп, р./пас.-км:

Зп = Sэ + Ен (К – Цл) / W

где Sэ - эксплуатационная себестоимость перевозок;

Ен - отраслевой нормативный коэффициент.эффективности, который для транспорта равен 0,1, или 10 годам окупаемости капитальных вложений;

К - капитальные вложения;

Ц, - ликвидационная стоимость транспортного средства, принимаемая равной одной десятой части стоимости нового автомобиля;

W- среднегодовая производительность автомобиля.

Приведенные затраты представляют собой сумму эксплуатационной себестоимости и годового эффекта использования капитальных вложений, отнесенных к единице транспортной продукции. Для автобусов имеет место зависимость, р./100 пас.-км:

Зп = Sэ + 0,1(К-0,1К)100 / W

Эффективность пассажирских перевозок, равно как и качество их, во многом определяется типами выпускаемых автобусов, степенью их соответствия условиям эксплуатации и пассажиропотокам.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

7 + 2 =