Ознакомление с предложением

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

С термином «Слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражение «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово…… правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах ( а не по некоторым рекомендациям со второй половины года в средней) проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разнообразные предметы и игрушки, их свойства и качества. Представление о слове закрепляются в разнообразных словарных упражнениях на словообразование. Они помогают ребенку обратить внимание на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие).

С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Рекомендованы следующие произведения: сказка братьев Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему велению», «Айболит», «Жил на свете человек…» К. Чуковского, «Волшебное слово» В. Осеевой, «Игра в слова» А. Барто, «Подскажите словечко» Е. Серовой, «О словах разнообразных, одинаковых и разных Я. Козловского.

С этой же целью используются игры, в которых игровые действия определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот». В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово противоположное по смыслу слову грустный» и т.д.

Для сравнения рекомендуется произнести какое-либо звукосочетание (ыл, ра), спросить детей, понятно ли, что оно обозначает. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет смысл, имеет значение.

Таким образом у детей воспитывается внимание к слову, они практическим путем усваивают значение слова, воспринимают его как самостоятельную единицу речи, правильно используют в своей речи.

Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Затем к каждому предложению ставится вопрос: О чем говорится в начале? Про что я рассказала? Что сказано о ком-то или о чем-то? И т.д.

Педагог предлагает еще раз прослушать рассказ, сообщает, что в нем столько-то предложений, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями, в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат вкорзине». Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине.

Затем дети сами составляют предложения об игрушках, по картинкам. И всякий раз воспитатель помогает детям установить, о ком или о чем говорится в предложении, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белкапрыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.

Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его – длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку: !_________________.

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Для закрепления представления о предложении используются такие приемы, как : придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; с заданным словом; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картинке; придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетам, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

1 + 5 =