I. Основные правила и принципы переноса слов

II. Знаки препинания при наличии подпунктов в нумерованных рубриках

I. Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка, например:
«Для осуществления этих задач Союз журналистов РФ:
1. Ведет массовую и воспитательную работу среди журналистов и рабселькоров, привлекает их к активному участию во всей деятельности союза.
2. Создает творческие комиссии и секции по жанрам журналистики, по профессиональным проблемам, по связям с зарубежными журналистами и другие, в зависимости от пожеланий журналистов. (Из Устава Союза журналистов РФ)».
II. При наличии в нумерованных рубриках подпунктов последние обычно разделяются точкой с запятой (реже запятой), например:
«2. Съезд журналистов РФ:
а) определяет очередные задачи Союза журналистов РФ;
б) определяет состав и избирает тайным голосованием правление и центральную ревизионную комиссию Союза журналистов РФ;
в) заслушивает и утверждает отчеты правления и центральной ревизионной комиссии Союза журналисток РФ.
(Из Устава Союза журналистов РФ)».

Задание 6. Укажите возможные варианты расстановки знаков препинаний во приведенном фрагменте.

Для реализации данной цели были поставлены задачи

1 изучить теоретические и методические основы работы по формированию связной речи в начальной школе на уроках русского языка

2 проанализировать школьные программы и учебники русского языка с целью выявления возможности введения дополнительных заданий по формированию и совершенствованию связной речи младших школьников на уроках русского языка при написании сочинений и изложений

3 разработать комплекс упражнений и заданий, направленных на формирование связной речи младших школьников на уроках русского языка

4 выявить уровень развития связной речи младших школьников

5 провести опытно-экспериментальную работу по введению дополнительных заданий при работе над связной речью в процессе написания сочинений и изложений

Занятие 18.Орфография:Перенос слов; типы и принципы графических сокращений– 1,5 ч

Пунктуация:Знаки препинания в простых и сложных предложениях 0,5 часа

Цели: 1) повторить и закрепить фонетический и морфематический принципы переноса слов, другие основные правила переноса;

2) изучить типы и принципы графических сокращений;

3) повторить и закрепить случаи сочетания различных знаков препинания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 45-46.

Правила переноса слов
1. Слово нужно переносить по слогам, поэтому нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога. Например, нельзя переносить подъе-зд, вс-тупление (нужно: подъ-езд, всту-пление или вступ-ление).
2. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву, даже если соответствующий звук образует слог. Например, нельзя переносить а-вария, авари-я (нужно: ава-рия).
3. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Например, нельзя переносить: зав-од, рост-ок. Поэтому многие двусложные слова не поддаются переносу, например: иметь, один, осень, твои, уход, якорь и т. п.
4. Нельзя отрывать буквы Ъ, Ь от предшествующей согласной. Нужно переносить: подъ-ехать, боль-шой).
5. Нельзя отрывать букву Й от предшествующей гласной. Нужно: май-ка, вой-на .
6. Если после приставки стоит буква Ы, то нельзя переносить часть слова, начинающуюся с этой буквы: раз-ыскать (нужно: разыс-кать).
7. При переносе слов с односложной приставкой на согласную (без-, воз-, об-, под- и др.), стоящую перед гласной (кроме Ы), возможны два варианта: или приставка не разбивается (без-умный, под-учить), или конечная согласная приставки не отрывается от следующей гласной(бе-зумный, по-дучить). Предпочтительнее первый вариант, при котором сохраняется ясное понимание состав слова.
8. При переносе с приставками нельзя отрывать от приставки конечную согласную, если дальше следует тоже согласная. Нужно: под-писать, раз-витие.
9. При переносе с приставками нельзя […] отрывать от корня одну или больше согласных. Нужно: со-рвать, от-странить.
10. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, не составляющую слога. Нельзя переносить: камнед-робилка (возможный вариант: камне-дробилка).
11. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку две одинаковые согласные, стоящие между гласными. Нельзя переносить: жу-жжать, стра-нный (нужно: жуж-жать, стран-ный).
Данное правило не относится к начальным двойным согласным корня, которые при переносе не следует разбивать, поэтому правильный перенос: со-жженный, по-ссориться, ново-введение.
12. При стечении согласных переносы допускают варианты: шум-ный и шу-мный (предпочтительнее не разбивать морфемы).
Розенталь,1990, с. 45-46

Загрузка...

Задание 1. В тетради укажите возможные варианты переноса приведенных слов.

Образец: Род-ство – родс-тво – родст-во.

Классный, скользкий, спецодежда, крестьянин, создание, безыдейный, оправдание, геройский, предварительный, просмотреть, естествознание, объездчик, поздороваться, подосиновик.

Задание 2. Выявите и объясните случаи, в которых перенос слова НЕВОЗМОЖЕН. Сгруппируйте слова в две группы: 1) слова, которые допускают только один вариант переноса; 2) слова, которые допускают несколько вариантов переноса. ЗАПИШИТЕ ГРУППЫ В ТЕТРАДЬ. В каждом случае УСТНО объясните, какие из них основаны на фонетическом принципе, какие - на морфологическом, какие – на традиционном.

Горб, камень, касса, медальон, неуклюжий, обитатель, обитель, объезжать, оскорбление, пишу, подытожить, подышать, подъезд, приезд, рассчитывать, сверхурочный, сдаю, сдают, созидание, стопудовый, стул, трагедия, трехъярусный.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 1 = 3