Условия, способствующие совершению преступления.

Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

Неблагоприятные условия формирования личности преступника.

Причины и условия конкретного преступления.

Причины и условия, механизм индивидуального преступного поведения.

1. Причины и условия конкретного преступления.

Причины преступного поведения существуют в виде социологических, психологических, нравственных и иных субъективных, личностных факторов, которые связаны с социальными ролями и статусами личности.

Причины совершения конкретного преступления – это те явления и процессы, которые вызвали намерение и решимость у индивида совершить преступление, и обуславливают его совершение.

Более полное считается концепция, согласно которой факторами, влияющими на совершение конкретного преступления, являются:

антиобщественное сознание конкретной личности;

неблагоприятные условия формирования личности преступника;

жизненная ситуация;

условия, способствовавшие совершению преступления.

Главной, основной причиной совершения конкретного преступления выступает антиобщественное сознание личности. Все другие причины могут и отсутствовать.

2. Неблагоприятные условия формирования личности преступника.

Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию, то есть процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальных ориентаций, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций.

Можно выделить первичную социализацию и промежуточную.

Семья – это главное звено формирования личности. При выяснении причин совершения преступления учитываются не только данные о неблагополучных или неполных семьях, об отношениях между родителями, об их объективно неблаговидном, иногда противоправном поведении, об эмоциональном отношении к ребенку, его принятии или отвергании ими.

Недостаточное внимание, низкая частота общения детей и родителей (гипоопека) нередко вызывает у первых эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности.

Родители могут сами нередко демонстрировать пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, являть собой образцы аморального поведения

Криминогенное значение может иметь и такой недостаток семейного воспитания, когда при отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, окружающие заботятся об удовлетворении только материальных потребностей ребенка в ущерб духовности, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм.

Это негативное поведение окружающих может привести к формированию на бессознательном уровне у ребенка тревожности и беспокойства, страха небытия. Этот страх может иметь два уровня: страх смерти (высший уровень) и постоянное беспокойство и неуверенностьь (низший уровень).

Огромное влияние на формирование личности преступника оказывает и негативное влияния неформальных групп сверстников.

К микросреде относится также трудовой коллектив, бытовое окружение.

Негативное влияние на формирование личности оказывает не только микросреда, но и явления и процессы, наблюдаемые в обществе в целом (то есть влияние макросреды). К таким явлениям относят: безработицу, негативное влияние кинофильмов и СМИ, литературы, наличие в обществе проявлений национализма, расизма.

3. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

Большинство преступлений совершаются в результате действия этой причины, имеющей криминальный характер.

Жизненная ситуация – это явления и процессы, которые негативным образом воздействуют на сознание конкретного человека и являются поводом или толчком к совершению им преступления, вызывают намерение, решимость совершить то или иное преступление.

Анализ ситуации преступления характеризуется определенным состоянием или поведением потерпевшей стороны и условиями, в которых происходит взаимодействие преступника и потерпевшей стороны. При этом важно определить, что явилось определяющим в этом взаимодействии – ситуация или личность, и почему личность оказалась в сложной ситуации.

Жизненные ситуации по источнику их возникновения, в которой принимается и реализуется решение о совершении преступления, выделяются: заранее создаваемые преступником в целях облегчения совершения преступления; создаваемые по вине преступника, но не преднамеренно; возникающих в результате аморальных и противоправных деяний иных лиц; вызванные экстремальными ситуациями природного, техногенного, социального характера; возникшие в результате случайного стечения обстоятельств.

Загрузка...

Жизненные ситуации можно разделить на: проблемные и конфликтные.

4. Условия, способствующие совершению преступления.

Условия, способствующие совершению преступления – это явления, которые не могут вызвать совершение преступления. Криминогенное значение их весьма велико.

Все эти условия можно поделить на две группы:

условия, которые способствуют или облегчают формирование антисоциальной личности;

условия, способствующие достижению преступного результата.

К обстоятельствам второй группы можно отнести:

недостатки в деятельности органов власти и управления;

недостатки в деятельности правоохранительных органов;

недостатки в деятельности общественных формирований.

Некоторые явления могут играть двоякую роль: роль причины и роль условия, способствующего совершению преступления. Статья 90 УПК РБ. Однако, на практике условия, способствующие совершению преступления установить достаточно легко, тогда как причины – зачастую остаются невыявленными по конкретным уголовным делам.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 1 = 4