Основные свойства цвета

Основные свойства цветов могут быть выражены в числах, поддаются измерению при помощи специальных приборов. Возможность точного измерения и численного выражения цвета имеет большое значение при подборе цвета в полиграфии, колорировании, дизайне. Из-за принципиальной возможности измерения и количественного выражения основные цвета могут быть смоделированы на компьютере (цветовые модели HSL и HSB). Цвета можно точно сравнивать между собой по основным свойствам. К основным свойствам цвета относятся цветовой тон, светлота (яркость) и насыщенность (чистота) (рисунок 4).

Рисунок 3. Свойства цвета

Цветовой тон (цветность) – собственно цветовое ощущение, название цвета и его оттенков: желтый, синий, красный, лимонный, коричневый, хаки и т.д. Цветовой тон обусловлен длиной волны светового излучения.

Цветовой тон – первичный элемент цветовой композиции. Он служит исходным материалом для дальнейших преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности. Даже собственно цветовой тон обладает богатыми композиционными возможностями. Иногда только изменением оттенков тона можно влиять на эмоциональную выразительность композиции.

Естественной шкалой цветовых тонов служит спектр солнечного света, в котором различают около 130 тонов. Однако на практике используют атласы цвета – эталонные наборы цветовых измерений, включающие таблицы цветовых рядов с систематизированными характеристиками каждого образца цвета (например, каталог PANTONE, атлас Манселла и т. д.). Профессиональные направления моды дают номера модных цветов по каталогам.

Рисунок 4. Основные свойства цвета

Светлота (яркость) – свойство, выражающее близость ахроматических и хроматических цветов к белому или черному. Светлота – единственная характеристика ахроматических цветов.

Светлота поверхности обусловлена количеством света, отразившимся от нее. Максимальную светлоту имеет идеально белая поверхность, минимальную – идеально черная.

По светлоте можно сравнивать любые цвета – ахроматические с ахроматическими, хроматические с хроматическими, ахроматические с хроматическими. По светлоте различаются даже спектральные тона (рисунок 5). Самые светлые – желтые, самые темные – синие и фиолетовые.

Шкала светлот – это равноступенный ахроматический ряд от белого до черного с различным количеством серых оттенков между ними. Человеческий глаз различает около 300 градаций светлоты. Шкала, применяемая в компьютерной графике – 256 тонов.

Насыщенность – степень выраженности цветового тона. Насыщенность является показателем силы и чистоты цвета. Наиболее насыщенные цвета как правило используются для выделения акцентов.

Насыщенность любого тона уменьшается от добавления к нему ахроматического цвета – белого, черного или серого. При добавлении белого и более светлого серого уменьшается насыщенность и увеличивается светлота, при добавлении черного и более темного серого уменьшается насыщенность и светлота, при добавлении равного серого уменьшается насыщенность. При смешивании двух хроматических цветов в большинстве случаев насыщенность получившегося цвета меньше насыщенности исходных тонов. Поэтому чем больше ваш набор красок, тем большими возможностями к воспроизведению сильных тонов вы обладаете.

Насыщенность не следует путать с интенсивностью. Наиболее интенсивны тона с насыщенностью 100% (100% цветового пигмента в красочной смеси) и средней светлотой. Очень светлые и темные тона выглядят не слишком интенсивными даже при 100% насыщенности.

Рисунок 1. Равноступенный ахроматический ряд тонов

Рисунок 2. Цветовой круг

Тема 2 Цветовосприятие.

Особенности воздействия цвета на человека. Влияние цвета на здоровье человека. Лечебное воздействие цвета.Воздействие цвета на психику человека. Символика цвета. Свойства цветов, обусловливающие их эмоциональное и психофизиологическое воздействие. Психологические особенности восприятияцвета.Цветовые ассоциации. Влияние окружающей среды на восприятие цвета. Эмоциональная насыщенность цветовой среды. Восприятие цвета в костюме с точки зрения физиологии. Цветовая адаптация и читаемость цвета: оптимальная различимость и посредственная различимость. Типы контрастов: контраст по цвету, контраст светлого и темного, контраст холодного и теплого, контраст дополнительных цветов, симультанный контраст, контраст по насыщенности, контраст по площади цветовых полотен. Воздействие цвета на состояние носителя костюма. Влияние световой среды на восприятие цвета.

Иллюзорные свойства цвета. Наблюдаемые в одежде и предметной среде цвета никогда не бывают тождественны локальным, колориметрически измеряемым цветам. Иллюзорные цветовой тон, светлота, насыщенность оттенка предмета зависят от освещения, соседства других цветов, расстояния до наблюдателя, времени воздействия на орган зрения и т.д.

Загрузка...

Несмотря на это, человеческое зрение обладает способностью правильно оценивать подлинный, локальный, а не иллюзорный цвет предмета. Эта особенность называется константностью восприятия. Обучение реалистической манере живописи призвано развить умение видеть иллюзорный цвет предмета вопреки константности восприятия. Иллюзорные качества цвета могут существенно изменить образ костюма.

Свойства, определяющие психофизиологическое воздействие цвета. Цвет может вызывать те или иные эмоции и физиологические процессы в организме человека, влиять на его настроение и здоровье.

Наука делит все цвета на две группы:

· Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют все процессы в организме человека, провоцируют эмоции (красный, оранжевый). При длительном воздействии раздражают, утомляют, провоцируют нервозность.

· Пассивные цвета успокаивают, замедляют все процессы в организме человека, приводят в спокойное состояние (синий, фиолетовый). При длительном воздействии раздражают, вызывают депрессию.

Несобственные качества цвета. Несобственные качества не присущи цвету объективно. Восприятие цвета меняется в зависимости от соседства с другими цветами, от выразительных средств композиции. На этих особенностях восприятия базируется описание цветов, их роли в композиции при помощи несобственных качеств.

Примеры несобственных качеств цвета:

· холодные – теплые;

· легкие – тяжелые;

· глухие – звонкие;

· выступающие – отступающие и т.д.

Холодные – теплые. Желто-оранжево-красная часть спектра вызывает ассоциации с огнем, поэтому считается теплой. Холодная сине-фиолетовая ассоциируется с небом, льдом, снегом. Зеленые тона менее очевидно связаны с теплом и холодом. Желто-зеленые оттенки считаются теплыми, а сине-зеленые – холодными. Даже красный цвет при внимательном рассмотрении делится на теплый (красно-оранжевый) и холодный (пурпурный, вишневый). И теплым, и холодным может быть также желтый или фиолетовый. А вот холодный оранжевый и теплый синий – это нонсенс. Понятие холодных и теплых тонов имеет большое значение в композиции. Холодные и теплые тона могут быть основой образности. Другое важнейшее их применение – контраст теплых и холодных тонов, которые взаимно усиливают друг друга, когда расположены рядом.

Легкие – тяжелые. Субъективное ощущение тяжести зависит от светлоты и насыщенности цвета. Чем цвет более насыщенный и менее светлый, тем он тяжелее. Цвет становится легким или тяжелым только в сравнении с соседними цветами в конкретной композиции. Степень легкости или тяжести цвета важна при создании композиционного равновесия. Не следует путать понятие легких и тяжелых цветов с понятием массы формы.

Глухие – звонкие. Глухие – это темные сложные цвета малой насыщенности. Звонкие – чистые, интенсивные. Звонкие цвета создают акценты, выделяют главное, выступая на передний план. Глухие отступают на задний план, создавая фон.

Выступающие – отступающие. Визуально выступают над поверхностью композиции более светлые и теплые тона. Темные и холодные отступают на задний план. Выступающие – отступающие цвета могут использоваться для создания иллюзии объема, для расстановки акцентов.

Несобственные качества одного и того же оттенка могут быть противоположны, в зависимости от того, в какой цветовой гармонии он использован (рисунок 7). Например, лимонный желтый может быть теплым и выступающим рядом с синими оттенками и холодным и отступающим рядом с оранжевыми.

Издревле люди приписывали цвету магические свойства. В древних мистических и современных эзотерических учениях цвет – одна из основ мироздания, а гармония цвета – ключ к гармонии вселенной. Расшифровку значений цвета и упоминания о его связи с божественными тайнами можно встретить в традиционных религиях. Определенная символика цвета, традиции использования цвета в костюме в качестве знака и оберега существуют во всех культурах. Так проявляется мудрость народа, интуитивно понимающего важность цвета.

Для понимания психологически духовной выразительности каждого цвета, свойственной только ему, необходимы сравнения. Чтобы избежать возможных ошибок, необходимо самым точным образом дать название цвета, определить его характер, тон, который мы имеем в виду, а также цвет, с которым мы будем его сравнивать. Когда мы говорим — «красный цвет», необходимо иметь в виду, какой это красный, и по отношению к какому цвету возникла та или иная его характеристика. Желтовато-красный цвет, оранжево-красный — нечто совершенно иное, чем синевато-красный, а оранжево-красный на лимонно-жёлтом фоне опять-таки весьма сильно отличается от оранжево-красного на чёрном фоне или на лиловом фоне одинаковой с ним светлоты. В дальнейшем мы рассмотрим жёлтый, красно-оранжевый, синий, оранжевый, фиолетовый и зелёный цвета в том порядке, в каком они расположены на двенадцатичастном цветовом круге (рис. 3), и опишем их взаимоотношения, чтобы точно определить их психологическую и духовную выразительность.

Цвет влияет на здоровье. Психологи и терапевты, специализирующиеся на лечении цветом, больных лечат светом определенного цветового спектра. Лечебное воздействие цвета связано с влиянием колебаний волн определенной длины на наши органы и психические центры, причем действие разных цветов оказывает специфическое влияние при определенных заболеваниях. У каждого из цветов спектра своя медицинская «специальность»

Учеными установлено определенное воздействие красок на нашу психику. Цвета влияют на наше мышление и чувства, настроение и жизненную активность.

На этом и построены принципы цветопсиходиагностики и коррекции. Известно несколько способов цветового тестирования, Самым распространенным сегодня является тест цветовых выборов Макса Люшера (с механизмом тестирования Вы познакомитесь подробнее на занятиях по психологии).

Суть его заключается в следующем: на столе раскладываются 8 цветных квадратов. Клиент должен выбрать наиболее приятные ему в произвольной последовательности.

В зависимости от результата и складывается представление о его психологическом состоянии. Например, последовательность такая: черный, серый, коричневый, зеленый, синий, фиолетовый. Красный и желтый остались последними. Это говорит о подавленности и дискомфортном состоянии. Цвета, которые "подавлены" в психологической палитре, и должны сыграть роль лекарства. Их рекомендуют добавить в гардероб, домашнюю обстановку, рабочий интерьер. Ежедневно соприкасаясь с "прописанными" цветами, человек как бы впитывает их и постепенно начинает чувствовать себя более комфортно. Незаметно, на подсознательном уровне он избавляется от психологических проблем.

Вся тонкость состоит в том, чтоб определить эти недостающие цвета максимально точно. Ведь каждый цвет - это еще и огромное множество оттенков. Колорист-психолог, "назначая" цвет, должен познакомить представителя каждого типа с соответствующей гаммой оттенков.

Задача специалиста - убедить клиента пополнить свой гардероб вещью нужного цвета и оттенка. Опыт показывает: "поражение" пациента идет ему на пользу. Во-первых, надев на себя "то, что доктор прописал", он с удовольствием обнаруживает - это действительно "его" цвет. Во-вторых, преодолев барьер неприятия этого цвета, он сделает первый шаг к внутренней стабилизации.

Цвет оказывает активное воздействие на организм человека при его восприятии. Непосредственным физиологическим воздействием цвета объясняются явления возбуждения, успокоения, организма, что определяется во многом состоянием человека, его темпераментом, здоровьем, возрастом и т.д.

Так, красный, желтый, оранжевый. Для группы цветов синего, фиолетового, зеленого характерна цвета возбуждающе действуют на нервную систему и являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу, напротив пассивная интроверсия и импульсы, обращенные внутрь.

Желтый цвет – стимулирует мозг (интеллектуальную деятельность), хорошо различим даже на крайней периферии при любом освещении, в больших количествах воспринимается как нечто назойливое.

Оранжевый цвет – имеет сильное стимулирующее действие, благотворно действует на пищеварение, ускоряет пульсацию крови, иногда воспринимается как слишком резкий, в больших количествах утомляет.

Красный цвет – создает ощущение тепла, увеличивает мускульное напряжение, дыхание повышает выносливость и реакцию, имеет большую силу воздействия, в центре поля зрения является самым активным и хорошо различимым цветом.

Зеленый цвет – оказывает успокаивающее действие, понижает кровяное давление, утоляет боль, эффективен при бессоннице и усталости, оказывает успокаивающее действие при раздражительности.

Голубой цвет – успокаивает, утоляет боль, снимает раздражительность, но в больших количествах угнетает, вызывает усталость.

Синий цвет – располагает к сосредоточенности, возбуждает внимание, успокаивает пульс, снижает мускульное напряжение, замедляет дыхание, хорошо различим на периферии.

Фиолетовый цвет – оказывает одновременно и стимулирующее, и успокаивающее действие, увеличивает выносливость, в больших количествах угнетает.

Надеюсь, что больше ни один глянцевый журнал будет не в состоянии запудрить Вам голову тем, что стильные люди носят черный… Модники, может быть, а стильные и гармоничные люди носят те цвета, которые подходят им как по цветотипажу (четвертая тема наших встреч), так и по состоянию здоровья и психики.

Влияние окружающей среды на восприятие цвета.

Окружающая свето-цветовая и воздушная среда всегда оказывает заметное влияниена восприятие цвета. Поэтому при выборе цветовой гаммы одежды следует учитывать эти условия восприятия.

Так, например, при ярком солнечном свете ярко алая губная помада вдруг выцветает, кажется малонасыщенной и приобретая некоторый белесый оттенок, тонкие нюансы цвета, как нежная неброская пастель, не воспринимаются(теряют цветовой тон, белеют). В сумерках при слабом вечернем освещении насыщенность цветов также падает, но при этом они кажутся темнее. Ясное голубое небо придает цвету голубоватый оттенок. Искусственное освещение иногда очень сильно изменяет исходный цвет предмета, и блики на его поверхности приобретают характер этого освещения, а к цвету предмета добавляется цвет светового источника

Тема 3 Цветовая гармония. Структурные закономерности цветосочетаний.

Проблема цветовой гармонии и цветовых предпочтений. Эстетическая оценка цвета.Виды цветовых сочетаний. Цветовая гамма и цветовая тональность. Значение гармонии; ее признаки. Типы гармонических сочетаний. Цветовая гамма и цветовая тональность.Понятие о колорите. Построение гармонических сочетаний цветов.Гармония ахроматических сочетаний цветов в костюме. Условия эмоциональной выразительности ахроматических композиций: светлотный диапазон, светлотный контраст, пропорциональные отношения площадей, занимаемых каждым тоном. Четыре основных группы гармонических сочетаний цветов в костюме. Однотоновые гармонии цветов. Гармонические сочетания родственных цветов. Гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов. Сочетание контрастных дополнительных цветов

Проблема цветовой гармонии и цветовых предпочтений. Эстетическая оценка цвета.Проблема цветовой гармонии принадлежит к наиболее сложным проблемам эстетики, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества разнообразных факторов. И все же история культуры дает возможность проследить в самых общих чертах динамику изменения «колористического идеала».

В мифологические времена, а также в эпоху средневековья, когда мифологические представления были очень сильны, «самыми прекрасными» считались основные цвета и их сочетания. Но характеристики основных цветов могут быть различными. На примере древних народов мы видим, что в «молодости», на восходящей ветви исторического развития народа, для него предпочтительны чистые и яркие цвета. Когда убывает жизненная сила данного народа или класса, и он приближается к гибели, в его гаммах преобладают приглушенные и усложненные цвета, тонкие нюансные сочетания. Так в общих чертах развивалась колористика искусства Древнего Египта, античности, Древнего Китая. Эта же закономерность прослеживается в истории западноевропейского дворянства (от «варварского» блеска раннего средневековья до нежно-изысканных гамм рококо) или буржуазной европейской культуры XIX века (на одном полюсе — пламенеющие цвета великой Французской революции, на другом — вянущие гаммы модерна). Но, конечно, путь от одного полюса к другому не всегда бывает прямым, чаще он зигзагообразен. Наблюдается также различие цветовых предпочтений внутри одного общества в зависимости от классовой принадлежности: люди физического труда предпочитают более яркие и чистые цвета, интеллигенция и пресыщенные искусством классы — сдержанную или ахроматическую гамму. Правда, нередко и для них яркие и чистые гаммы служат в качестве возбудителя угасающих эмоций и усталой нервной системы.

На цветовые предпочтения и понятия о цветовой гармонии большое влияние оказывает колористика природы данной страны. Художник невольно воспроизводит в своих гаммах краски родной природы или дополняет природу теми красками, которых в ней не хватает. Это правило почти не знает исключений.

Все сказанное выше является обобщением практики мирового искусства. Но, помимо этого, существует научная теория цветовой гармонии.

Самый термин «гармония» как эстетическая категория возник в Древней Греции. Потребность в научном обосновании решения проблемы цветовой гармонии появляется в XIX веке в связи с широким развитием производства, связанного с прикладным искусством. Архитекторы, декораторы, текстильщики нуждались в доступных и кратких пособиях по колористике.

В начале XX в. «прикладная» линия теории гармонии цветов сводится к выбору цветов из пространственной системы (цветового тела) по принципу равных интервалов или по какому-либо иному логически оправданному принципу. Оговариваются также такие моменты, как соотношения яркости и насыщенности цветов, соотношения их площадей в композиции. Эти теории носят, безусловно, формальный характер, но они вполне оправдывают себя в таких же «формальных» случаях практики — в цветовой отделке и орнаментации, не претендующих на «программное» значение. В более сложных ситуациях подобные теории могут служить отправным пунктом для решения колорита, но, конечно, не являются истиной в последней инстанции; Формальные теории гармонии (если они строятся даже на научной основе) не следует принимать безоговорочно, но нельзя и отвергать начисто, как это делают многие современные художники.

Понятие о колорите. В природе и в художественных произведениях цвета никогда не встречаются изолированно друг от друга, они всегда находятся в каком-либо взаимодействии. При этом механическая совокупность цветов принципиально отличается от сочетания цветов в колорите.

Колорит (от латинского слова color - цвет, краска) – это система соотношения цветов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим проявлением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эмоциональной выразительности, важнейшим компонентом художественного образа произведения.

Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения искусства, с эпохой, стилем и индивидуальностью художника.

В колорите цвета соединяются по принципу соподчиненности, они находятся в тесном взаимодействии и сотрудничестве. Количественно и качественно здесь различаются главные цвета, определяющие общий колористический настрой композиции, и второстепенные, помогающие достижению цветового богатства и активному звучанию главных цветов. По характеру преобладающих цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, радостным или мрачным.

По степени насыщенности и силе цвета различают яркий или блеклый, активный или сдержанный колорит. В любом случае колорит образуется неповторимым, сложным взаимодействием цветов, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста.

Анализируя колористический строй композиции и взаимное влияние цветов, мы сталкиваемся с интересным явлением, которое называется цветовой контраст. Различают последовательный и одновременный цветовые контрасты.

Почувствовать последовательный контраст можно на простом опыте: если продолжительное время смотреть на синий круг, а затем быстро перевести взгляд на белый лист бумаги, то на последнем отчетливо можно увидеть круг желтого, т. е. контрастного синему, цвета.

Одновременный контраст можно наблюдать во всякой композиции, где соседствуют различные цвета: при соприкосновении контрастных цветов создается ощущение их повышенной насыщенности. Например, желтый предмет будет выглядеть значительно ярче на синем фоне, чем на красном или оранжевом.

Знание свойств этого явления очень полезно при составлении колорита.

Построение гармонических сочетаний цветов. В художественной практике при оценке сочетаемости цветов самым важным фактором является их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания.

С течением времени сложилась теория гармонических сочетаний цветов, которую и принято брать за основу при поиске колористического решения композиции.

С помощью цветового круга Шугаева можно наглядно выявить основные закономерности построения гармонических цветовых сочетаний. Пользуясь условным цветовым кругом, можно найти гармоничные пары цветов исходя из их свойств взаимно дополнять друг друга по принципу родства или контраста.

В нашем ощущении цвет может быть теплым или холодным, условно удаляющим или приближающим предмет. Это получается в результате наличия в цвете желтого или красного тона (тогда предмет зрительно приближается) или синего (тогда предмет удаляется). Теплые цвета увеличивают поверхность предмета, холодные — уменьшают. Все теплые цвета расположены в верхней части цветового круга, а холодные в нижней. Цвета солнца, заката ощущаются как теплые, а голубого льда, сумеречных теней - как холодные. Поэтому все цвета и их оттенки делятся на теплые (красно-оранжевые, желтые) и холодные (синевато-зеленые).

Кроме того, оттенки цветов могут быть более или менее насыщенными основным цветом.

Всего существует четыре группы цветовых гармоний:

· однотоновые гармонии;

· гармонии родственных цветов;

· гармонии родственно-контрастных цветов;

· гармонии контрастных и дополнительных цветов.

Однотоновые гармонии цветовеще называют гармониями теневых рядов. Основу их составляет какой-либо один цветовой тон, который в том или ином количестве присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Различаются же цвета лишь по своей светлотности и насыщенности. В таких сочетаниях часто используются и ахроматические цвета.

Общий колорит однотоновых гармоний имеет спокойный, уравновешенный характер. В случае примерно одинакового распределения площадей всех цветов утверждается идея статики, покоя. Такой колорит можно определить как нюансный. Хотя здесь возможен контраст в противопоставлении темного и светлого. При создании композиции костюма сочетание однотоновых цветов используется довольно часто, так как это самый простой способ цветовой гармонизации.

Гармонические сочетания родственных цветовтакже не представляют собой особой сложности. Цвета, которые располагаются в пределах одной четверти цветового круга, являются родственными друг другу, поскольку каждый из них имеет в составе оба главных цвета, между которыми они находятся.

В цветовом круге имеется четыре группы родственных цветов:

· желто-красные;

· красно-синие;

· сине-зеленые;

· желто-зеленые.

Гармонические сочетания родственных цветов представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму, создают впечатление покоя, удовлетворения. Справиться с некоторым однообразием такого колорита помогает использование большого количества оттенков и введение ахроматических примесей, т. е. затемнений и высветлений, что привносит в композицию светлотный контраст, усиливающий ее эмоциональную выразительность.

Гармоническое сочетание родственно-контрастных цветовэто наиболее распространенный и богатый в отношении колористических возможностей вид цветовых гармоний. Как уже было сказано, родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях цветового круга. Далеко не все сочетания этих цветов способны составить гармонию.

Художественная практика показывает, что родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примеси к ним ахроматических цветов гармонируют друг с другом, если количество объединяющего их главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. На этом построены принципы создания гармонических сочетаний двух, трех и четырех родственно-контрастных цветов. Рассмотрим их последовательно.

Удачно сочетаются два родственно-контрастных цвета, если их положение в цветовом круге определяется концами строго вертикальных или строго горизонтальных хорд. Действительно, если провести в цветовом круге, например, горизонтальную хорду, то на концах ее окажутся два цвета, каждый из них равно удален от общего главного цвета и от контрастных главных цветов. Если же направление хорды будет отличаться от горизонтали, то цвета на концах ее будут содержать разные количества как общего, так и контрастных главных цветов, т. е. принцип гармонии будет нарушен.

Простейшее гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним ахроматических, или цветов из их теневого ряда.

Однако в художественном проектировании часто приходится сталкиваться с композициями, колорит которых определен сочетанием не двух, а трех цветовых тонов. При этом возможны следующие варианты:

• цветовая гармония может быть составлена сочетанием трех цветов, расположенных на концах равностороннего треугольника, у которого одна из вершин - главный цвет, а противоположная ей сторона - вертикальная или горизонтальная хорда; легко заметить, что в круге имеется четыре таких треугольника по числу главных цветов;

• гармоническую триаду составляют цвета, расположенные в вершинах тупоугольного треугольника, у которого одна из вершин - главный цвет, а противоположная сторона является горизонтальной или вертикальной хордой;

• гармоническое сочетание образуют три цвета, находящиеся в вершинах прямоугольного треугольника, у которого гипотенуза (сторона, расположенная напротив прямого угла) является диаметром круга, а катеты (образующие прямой угол стороны) горизонтальные и вертикальные линии.

Сочетание четырех родственно-контрастных цветов образуется на основе вписанного в цветовой круг прямоугольника, у которого все стороны также представляют собой горизонтали и вертикали. Существует случай, когда прямоугольник заменен квадратом это самый устойчивый равновесный вариант цветовых сочетаний, хотя он и отличается повышенной цветовой активностью и контрастом.

Цвета, расположенные в смежных четвертях, называются родственно-контрастными, ибо они с одной стороны, объединены одним общим цветом, а с другой, содержат в себе контрастные цвета. Например, можно сравнить родственно-контрастные оранжевый и фиолетовый цвета. В каждом из них содержится часть красного, объединяющего их цвета, и в то же время в оранжевом имеется желтый цвет, который является контрастным по отношению к синему, являющемуся вторым составляющим цветом фиолетового.

Гармонические сочетания контрастных цветов.Это цвета, расположенные на концах диаметра цветового круга. Такие цвета не связывает никакая степень родства, они обладают полярными свойствами, поэтому их сочетания обладают повышенной активностью, напряженностью, динамичностью. Для построения гармонии контрастных цветов нужно сначала выбрать исходный цвет, а затем, проведя диаметр, определить соответствующий ему контрастный. Остальные цвета можно взять из теневых рядов этих цветовых тонов.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.

В противоположных четвертях помещаются контрастные цвета. У них нет ничего общего, так как они составлены различными парами главных цветов. Так, желто-зеленые контрастны фиолетовым и пурпурным, так как «родителями» первых являются зеленый и желтый цвета, а вторых — синий и красный. Контрастные цвета наиболее значительно отличаются друг от друга. Если контрастные цвета находятся на концах диаметров, то они к тому же называются контрастно дополнительными. При их смешении получаются ахроматические цвета.

Сочетание контрастных (т. е. противоположных) цветов — одно из главных средств композиции, стремящейся выразить динамику, драматизм, обострить восприятие произведения искусства. Контраст активизирует любую форму. Широко использовали контраст цветов, света и тени художники Рембрандт, Матисс, Ван-Гог, Малявин и др. Контрастные цвета в цветовом круге находятся в противоположных четвертях, например красно-оранжевый и сине-зеленый. Неумело подобранные контрастные цвета «убивают» друг друга.

При создании композиции костюма определяющее значение имеют цветовые сочетания. К гармоничным относятся цветовые сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства. Под цветовым равновесием понимается такое соотношение и такие качества цветов, при которых они не кажутся чуждыми один другому и ни один из них не преобладает над другими. Уравновесить цвета можно тремя способами (вследствие трехмерности цвета): равными количествами главных цветов, равной светлотой, равной насыщенностью. Мы ограничимся лишь основным фактором цветовой гармонии — равновесием цветовых тонов как таковых. Будем исходить из того, в какой мере ощущается содержание в них главных цветов.

Из самого принципа построения цветового круга следует, что уравновешенными парами родственно-контрастных цветов будут все те пары, которые лежат на концах хорд, параллельных диаметрам, соединяющим главные цвета. Родственные цвета могут быть уравновешены равным количеством присутствующего в них одного из главных цветов, т. е. могут быть в одинаковой мере желтоваты, зеленоваты, синеваты, красноваты. Гармонизация родственных цветов возможна лишь при условии ослабления насыщенности главных или других цветов либо уменьшения их активности путем затемнения. Например, чтобы родственные цвета (чистый желтый и желто-красный) стали гармоничными, необходимо ослабить насыщенность чистого желтого смесью белого цвета в таком количестве, сколько в желто-красном красного цвета.

Тщательно подобранные родственные цвета дают большие возможности для решений цветовой композиции. Например, зеленый и зелено-синий — родственные цвета и хорошо сочетаются в композиции при различных размерах цветовых пятен. Большое количество пятен первого цвета и малое количество другого является хорошим решением. При использовании родственных цветов в композиции костюма один из них или оба используются обычно приглушенными. Должная сила цветов достигается через подбор родственных цветов таким образом, чтобы они не были очень яркими. Желтый и желто-зеленый, зеленый и зелено-синий, синий и пурпурный, пурпурный и красный, красный и оранжевый и т. п. — родственные цвета.

В тоновой композиции сильное воздействие достигается через различную светлоту используемых красок — введением в контрасте светлого и темного тонов. Примером такого контраста может служить сочетание светло-зеленой блузки с темно-зеленой юбкой. Такой метод сочетания популярен. Он гарантирует хорошее сочетание не только отдельных деталей костюма, но и всего ансамбля, обеспечивая цельность композиции.

Гармония цветовых тонов (по светлоте) может быть успешной в том случае, если цвета (цветность) сравнимы: коричневый, светло-коричневый и цвет загара — хорошо сочетаются. В действительности несколько оттенков коричневого в одном костюме обычно лучше, чем один. Привлекательно выглядит светло-голубой цвет в сочетании со средне-синим и темно-синим цветами, если все они одного тона. Гармония тонов одного цвета выглядит лучше, чем одноцветная композиция, здесь также особенно важно размещение цветовых пятен. Гармоничные сочетания родственных цветов неактивны, спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и сближены по светлоте. Гармония родственно-контрастных цветов по отношению к родственным более активна, эмоциональна Гармоничные контрастные цвета расположены на концах диаметров принятого нами цветового круга. Сочетание гармоничных контрастных цветов особенно активно, поскольку цвета дважды уравновешены своими противоположными качествами. Однако не все контрастные цвета гармоничны. Например, желто-красноватый и зелено-синеватый— негармоничные контрастные цвета, ибо неуравновешенны своими противоположными качествами (цветами).

Решения костюма в контрастных или сближенных тонах создают определенные эмоциональные настроения. В контрастных тонах создается, как правило, костюм для экстерьера (прогулочный, для отдыха, для путешествий и т. п.). Костюм для интерьера (повседневный, служебно-деловой) целесообразнее строить на сближенных цветовых тонах.

Рисунок 3. Гармония двух хроматических цветов

Рисунок 4. Гармония трех хроматических цветов

Рисунок 5. Гармония трех и четырех хроматических цветов

Тема 4 Цвет в композиции костюма. Цветовые средства композиции.

Первое впечатление от костюма возникает также благодаря его цвету. Поэтому модельер-конструктор, проектирующий одежду, должен овладеть искусством «живописи в пространстве», наукой о цвете и его воздействии на человека, правилами цветовой гармонии. Проектируя костюм, необходимо помнить, что посредством цвета можно управлять настроением и вниманием окружающих, привлекать взгляды и отвлекать от того, что не желательно демонстрировать. Поэтому цвет, будучи неотъемлемым свойством одежды, является и мощным средством композиции костюма.

Даже единственный цвет в костюме может быть выразительным сам по себе – когда он точно подходит образу, ситуации, цветотипу человека. Но сочетания нескольких цветов обладают гораздо большими композиционными возможностями. Создать интересный костюм, используя выразительную цветовую гамму, несколько сложнее, нежели монохромный. На помощь дизайнеру приходят определенные закономерности, позволяющие грамотно и гармонично соединять разные цвета.

Так же, как любая другая хорошая композиция, цветовая должна обладать следующими качествами: наличием композиционного центра, соподчиненностью и соразмерностью частей, и в результате – целостностью и выразительностью. В достижении целостного и гармоничного соотношения цветов большую роль играют общие закономерности композиции: контраст, нюанс, тождество, метр, ритм, симметрия, асимметрическое равновесие, статика и динамика. Они управляют соотношениями цветовых тонов, светлоты, насыщенности, фактурности, а также формой, типами соотношения и взаимным местоположением цветных элементов.

Наличие композиционного центра (акцента) существенно облегчает восприятие модели, обозначает главное, создает точку, с которой начинается и в которой завершается осмотр композиции. Акценты задают направление движения взгляда внутри модели, служат для привлечения внимания к достоинствам фигуры, или, наоборот, отвлекают от недостатков.

Цвет – один из наиболее очевидных способов расставить акценты в костюме. К примеру, простое бежевое платье само по себе выглядит скучно и несколько простовато, но если добавить к нему бусы, брошь, пояс, платочек или сумочку другого цвета, контрастного или нюансного к бежевому, композиция значительно обогащается, образ становится более явным (рисунок 12а). При составлении комплекта или проектировании ансамбля также можно выделить центр композиции за счет одного из предметов одежды насыщенного, интенсивного, контрастного по отношению к остальным цвета (рисунок 12б). Цветовым акцентом может служить яркая, пестрая отделка – вышивка, тесьма, аппликация, печать и т.д. (рисунок 12 в). Периодически входит в моду цветовой акцент за счет ярких дополнений – головных уборов, обуви, сумок и т. д.

Не обязательно композиционный центр должен быть обозначен именно при помощи цвета, но любое активное цветовое пятно начинает претендовать на главенствующую роль в композиции. При подборе тканей для комплекта следует учитывать это, и логически располагать наиболее интенсивные цвета в костюме. Важно сделать так, чтобы акцент, выделенный при помощи формы, деталей, линий, не противоречил акценту, выделенному при помощи цвета.

Для того, чтобы цветовая композиция хорошо воспринималась, необходимо выстроить все цвета, ее составляющие, в некую иерархию. Восприятие цветов композиции одного за другим, начиная от самого активного (акцентного) и до самого спокойного и нейтрального, наиболее комфортно для глаз. Если в композиции присутствуют несколько одинаково интенсивных крупных цветовых пятен (особенно равной площади), то взгляд начинает метаться между ними, не в силах выделить главное, остановиться. Следует избегать подобных решений, подбирая для костюма цвета различной интенсивности.

Существуют определенные правила, позволяющие определить, какой из двух соседних цветов доминирует. Так, при прочих равных условиях:

· насыщенные интенсивные тона доминируют над малонасыщенными

· светлые тона доминируют над темными

· теплые доминируют над холодными

Самая мощная цветовая доминанта берет на себя роль композиционного центра. Доминанта усиливается, если она находится в контрастном по тону или светлоте окружении, и ослабляется, если соседствует с нюансными тонами. Нюансные цвета, близкие по своей активности, могут визуально объединяться в единый цветовой массив. На фоне такого цветового массива хорошо заметен любой тоновый или светлотный контраст. Создание цветового массива из сближенных тонов и использование его в качестве фона для контрастного акцента – часто используемый композиционный прием.

Практически любые цветовые тона можно объединить, правильно подобрав их основные характеристики и площадь. Обычно площади объединяемых цветов обратно пропорциональны их насыщенности или чистоте, весомости и активности воздействия. Происходит объединение на основе равновесия различных цветных площадей. Малое пятно очень насыщенного и чистого цвета не в состоянии разрушить целостность малонасыщенных цветов на большой площади. Но при его увеличении оно начинает выделяться и может создать впечатление расчлененности и пестроты.

Однако сильно насыщенный цвет может доминировать и по площади. Как главный цвет, он подчиняет себе все остальные, объединяет их. Но удачные сочетания все же легче найти среди цветов с общими признаками, такими как близость цветовых тонов, нюансные соотношения или, наоборот, контрастные сопоставления по цветовому тону при близости светлоты, насыщенности, чистоты, фактуры, температурных и весовых ассоциаций и т. д.

1. Непосредственное соприкасание локальных цветов при четко различимой границе между ними. Подобное соприкасание выявляет характер членения поверхности, форму, очертание и величину цветовых пятен. Усложняет гармонизацию, требует уравновешивания. При большой разнице цветов порождает краевой контраст.

2. Сопряжение с размытой границей, как перетекание цвета в цвет через ряд промежуточных градаций. Может создавать эффект объема (вытертые джинсы). В природе – радуга, цвет неба и моря и т.д. В одеже – горячий батик, травление, отбеливание, мраморный эффект и т.д.

3. Соприкасание с разделяющим контуром (витраж, пэчворк и т.д.). Позволяет объединить очень разные по своим качествам цвета.

4. Сопоставление фигуры и фона с четкой или размытой границей между ними. В одежде – карманы, эмблемы, монораппортные рисунки, аксессуары и т.д.

5. Сопоставление цветов, не имеющих общей границы, но воспринимаемых в пределах угла зрительного охвата. В одежде – предметы ансамбля, ансамбль нескольких костюмов (пара на торжественном приеме и т.д.), представление одежды на торговом оборудовании.

6. Сопоставление цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих одновременно в поле зрения (прямое дефиле коллекции).

7. Особые виды сопоставления, вызывающие эффект оптического смешения цветов (букле, мелкие расположенные рядом полосочки, наложение цветных сеток и т.д.).

Рисунок 6. Цвет в композиции костюма

Рисунок 9. Композиционный центр, выделенный при помощи цвета

Гармония цветовой композиции костюма во многом определяется тем, насколько он соответствует индивидуальным колористическим особенностям человека, таким, как цвет глаз, волос, кожи.

Тон костюма может повторить цветовую характеристику обладателя, например голубое платье подчеркнет цвет голубых глаз, темно-коричневое - оттенок каштановых волос. В то же время платье желтого цвета при темном цвете лица может придать ему фиолетовый оттенок. Выбирая цвет костюма, надо обязательно принимать во внимание все эти нюансы.

Цвет в костюме должен сочетаться не только с внешним обликом человека, но и соответствовать его психологическому состоянию, настрою, темпераменту. Есть люди, которым, например, очень идет оранжевый цвет, но они никогда не используют его в своей одежде, так как он сочетается в их представлении с беспокойством, напряженностью, не свойственной их эмоциональному складу.

Цветом может быть выражена сезонность одежды. Известно, что летние костюмы отличаются яркостью цветовых сочетаний, обилием светлых и белых цветов, гармонирующих с яркой зеленью, синим небом, морем, желтым песком и т. д.

В цветовом решении зимней одежды предпочтительны светлотные соотношения одинаковых цветов или сочетания темного и светлого.

Весна - пробуждение природы, появление первых голубовато-зеленых ростков, серовато-зеленоватых почек, оживающей коры деревьев. Цвета для весенней одежды рекомендуются более легкие, нежные, голубовато-зеленоватой гаммы.

Для осени характерны насыщенные, но приглушенные контрасты цветов, в основном это красновато-коричнево-охристая гамма. Однако в повседневной осенней одежде используются более спокойные, пастельные тона, а в нарядной - цвета контрастные; в нарядном костюме эти цвета могут быть усилены блестящими дополнениями и вышивкой, рассчитанными на дальность зрительного восприятия.

Цвет одежды играет немаловажную роль как фактор возрастного различия. Для одежды детей характерны нежные и светлые пастельные тона, подростки предпочитают более контрастные цвета, взрослые одежду глубоких цветовых тонов.

Таким образом, для того чтобы правильно использовать цвет в одежде, необходимо подбирать цветовую гамму ансамбля с учетом своего стиля, индивидуального облика, принимая во внимание соответствие цветовых сочетаний функциональному назначению, форме и фактуре материала костюма.

В деловом мире одежда для нас один из важных факторов престижа, способов доказать свою значимость, создать благоприятное впечатление, вызвать доверие к себе, к своей честности надежности.

Важным фактором в одежде, отмечаемым как признак статуса человека является цвет. Символические значения цветов отличаются в разных культурах, но в европейской одежде признаком высокого статуса, независимо от моды, считаются ахроматические и натуральные цвета (черно-серо-белые, цвета природы: беж, оливковый, коричневый) с преобладанием светлых тонов. Чем ярче и насыщеннее цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус человека.

Естественно цвет воспринимается людьми только в сочетании с такими факторами как стиль, форма, силуэт костюма, а также его цена, реальная (стоимость) и моральная (дефицитность, соответствие моде, качество материала, ухоженность, соответствие внешности человека). Так, если высокая стоимость костюма сочетается с неподходящей и нелепой формой, то его носитель, скорее всего, будет признан высокопоставленным деятелем искусства, а если высокая цена будет сочетаться с яркой, кричащей расцветкой одежды, то, как показывают исследования, возникает впечатление, что человек совсем недавно разбогател, и не имеет прочного высокого статуса, да и не готов к нему. Это, как правило, лишает доверия окружающих.

Очень важно также знать, какие цвета необходимо использовать в различных жизненных ситуациях. Какие цвета больше всего подходят для важной деловой встречи, а какие для приватной дружеской беседы. Определенные цвета и образы производят впечатление власти и авторитета, тогда как другие расслабляют, помогают отдыхать. Наиболее нейтральными для окружающих являются такие цвета, как темно синий, оливковый, серый и цвет олова. Авторитетными, солидными являются такие цвета, как насыщенный красный, голубой и пурпурный цвета. Наименее авторитетными являются розовый, желтый, зеленый, коричневый, оранжевый, независимо от того, насколько они подходят к внешности человека.

Некоторые советы по наиболее выгодному использованию цвета в деловом костюме:

1. Если Вы человек сдержанный, осмотрительный, аккуратный, придерживаетесь консервативных взглядов, то наиболее подходящей для Вас будет ахроматическая гамма цветов и приглушенные природные оттенки нейтральных цветов, сочетание которых должно быть спокойным, мягким (серый с белым, коричневый с бежевым, темно синий с голубым, оливковый с кремовым). Использовать эту цветовую гамму может каждый в среде финансистов и юристов, т.к. она ассоциируется с надежностью, солидностью и постоянством, качествами, играющими положительную роль в этой достаточно консервативной среде.

2. Если Вы уверены в себе, активны, решительны, авторитарны, стремитесь к лидерству, умеете рисковать, и не боитесь брать на себя ответственность, то Вам больше всего подойдет классическая одежда актуальных модных цветов. Такая цветовая гамма приносит наибольший успех в мире бизнеса, коммерции, политики – в среде «сильных мира сего», и является оптимальной для государственных служащих и общественных деятелей.

3. Если Вы представитель «богемы», человек творческий, смелый, агрессивный, незаурядный, стремитесь быть всегда на виду, выглядеть «не как все», поражать воображение, то выражайте свою личность с помощью смелых, контрастных, неожиданных цветосочетаний, активно используйте живописность и декорированность в костюме (разумеется, в рамках хорошего вкуса, так как граница между прекрасным и смешным очень тонкая).

4. Пастельная цветовая гамма хороша для женщин, не стремящихся сделать карьеру, так как подчеркивает их женственность, деликатность, и позволяет выглядеть пассивными, застенчивыми, уступчивыми и наивными.

Цвета отдельных элементов костюма должны тщательно подбираться в соответствии со всем костюмом и выявлять при этом достоинства индивидуальности. Цвета, которые действительно подчеркивают красоту человека, должны преобладать в костюме, дополненные модными цветами для разнообразия и при полном исключении тех цветов, которые не идут. Это не только сделает примечательным выбор костюма, но человек в нем будет чувствовать себя увереннее.

Фигура также влияет на выбор цвета. Полные девушки, как и слишком худые, непропорционального телосложения или очень маленького роста должны уделять особое внимание выбору цвета. Теплые и светлые цвета зрительно увеличивают фигуру, холодные и темные — уменьшают. Яркие цвета, особенно теплые, подчеркивают размеры тела. Так, полная девушка в алом кажется еще более полной. Неяркая по внешности женщина будет выглядеть ярким пятном (вместо того, чтобы подчеркнуть свои личные достоинства), если она наденет оранжевое платье. Темные цвета поглощают свет и форма кажется стройнее. Приглушенные, малонасыщенные цвета более подходят, чем яркие, тем, чья фигура склонна к полноте. Если яркий цвет нужен для цветового акцента или лучшего цветового соответствия, он может быть использован в очень небольшом количестве около лица, чтобы не допустить кажущегося увеличения размеров тела. Используя различные сочетания цветов в одежде, можно скрыть отдельные недостатки фигуры.

Важным фактором в определении наиболее привлекательной цветовой гаммы гардероба является и собственная цветовая гамма человека, и его характер, манера поведения, тип фигуры, возраст и т. д.

Прежде чем подобрать цвета, которые больше всего идут человеку, надо определить его индивидуальную окраску. Человек, желающий быть одетым в соответствии со своей индивидуальностью, выбирает цвета, которые гармонируют с цветом его кожи, волос, глаз.

Индивидуальная окраска человека может быть теплой или холодной. Большинство блондинов (блондинок) имеют бледную кожу светлого цвета, приближенного к холодной гамме, волосы же — теплого оттенка. Обычно блондинкам больше подходят холодные, светлые и мягкие нейтральные оттенки, повторяющие цвет кожи и глаз и образующие приятный контраст с цветом волос. А вот черного и белого стоит избегать, заменив их серым, среднесиним и цветом слоновой кости.. Холодные пастельные тона больше, чем кому-либо, идут блондинкам. Темные тона составляют приятный контраст со светлыми волосами, и они кажутся еще светлее. Наиболее подходящие для них цвета: синие, зеленые, фиолетовые. Если окраска волос бледная, тогда даже холодные цвета должны быть приглушены, ярким же блондинкам хорошо подходят и некоторые тона красного цвета. Оранжевото-розовый светлого тона, светлокоричневый и красный, приглушенных оттенков, обычно ограничивают ряд теплых цветов, подходящих блондинкам. Загоревшая блондинка кажется вся одного цвета, так как теплый оттенок загара очень похож на цвет ее волос. Поэтому цвета нейтральных тонов блондинкам не всегда подходят, серый или серо-голубой обычно лучше бежевого. Если костюм выдержан в нейтральных тонах, для акцента добавляется какой-либо подходящий яркий или контрастный цвет. Блондины имеют более утонченную цветовую" гамму внешности, чем брюнеты, и это должно быть подчеркнуто цветом одежды

Брюнеты (брюнетки) в большинстве своем имеют кожу теплого оттенка и холодный тон волос. Брюнеткам обычно больше подходят теплые, яркие и сильные нейтральные цвета – красный, пурпурный, темно синий, маренго, черный, белый. Они могут носить одежду ярких цветов с меньшей опасностью того, что эти цвета будут подавлять их внешность. Светлые цвета при этом должны быть теплыми и не очень бледными, так как пастельные тона делают брюнетку грубее; в сочетании с кожей кремовый цвет лучше белого. Брюнетам с красноватым оттенком лица подходят черный и темные теплые цвета,. Брюнеты с оливковым цветом кожи могут заметить, что теплые цвета (приглушенные и чистые) выявляют необычный цвет кожи; зеленый низкого (темного) или среднего тона делает оливковую кожу светлее, белее. Многим брюнетам подходят насыщенные нейтральные темно-коричневые и бежевые цвета.

Рыжеволосым к лицу все оттенки коричневого в сочетании с цветами золотой осени, или неяркими тонами сине-зеленого, оливкового цвета. Черный цвет хорош, а вот белый лучше заменить кремовым. Они с успехом могут носить одноцветный костюм в коричневых и бежевых тонах, не опасаясь казаться блеклыми, как блондинки и некоторые брюнетки в этом случае. Распространенная ошибка, которую делают рыжеволосые девушки при подборе цветов — это употребление в костюме ярко-зеленого цвета. По закону сочетания контрастных цветов зеленый должен подходить, но интенсивность его при этом должна быть снижена. Лучшим выбором будут оливково-зеленый, темный сине-зеленый, может быть хорош красно-оранжевый, кирпичный, терракотовый. Если рыжие волосы дополняются бледной кожей и голубыми глазами, хорошо подойдут сочетания теплых цветов с холодными; бежевый подойдет отлично. Темно-серый тон также подчеркивает яркость волос; черный заставляет рыжие волосы казаться золотистыми.

Есть общие правила по выбору цветов для людей с совершенной кожей, но существует так много цветовых оттенков и оттенков кожи, что выбор должен делаться для каждого индивидуально. Людям с кожей темного оттенка можно найти больше подходящих цветов, чем людям со светлой кожей. Лицо с кожей красноватого или желтоватого оттенка будет казаться светлее и приятнее, если носить одежду аналогичных цветов более темного тона. Почти каждый может носить одежду темного тона соответствующего цвета. Оранжевый цвет полной яркости слишком силен для нормального цвета кожи. Черный и белый цвета подходят людям почти с любым цветом кожи.

При подборе цвета костюма цвет глаз по сравнению с цветом кожи и волос не имеет большого значения из-за незначительности их площади. Цвет глаз может быть подчеркнут одеждой более светлых или темных тонов того же цвета (например, желтый для брюнетки или цвет морской волны для блондинки). Небольшое пятно яркого цвета, соответствующее цвету глаз, может выгодно подчеркнуть их (например, ярко-синий цвет на голубоглазой блондинке). Карие глаза лучше отражают светлые цвета костюма. Глаза серо-голубые отражают цвета, находящиеся в костюме близко от лица: сине-фиолетовый, например, отражаясь в глазах, сделает их похожими на фиолетовые; эти же глаза могут быть зеленоватыми, если носить зеленое платье.

В качестве примера ниже приведены цвета одежды, рекомендуемые различными типам людей.

Коричневые волосы, среднего тона кожа и серые или голубые глаза — такова цветовая гамма индивидуальной окраски большинства людей. Таким людям подходят теплые цвета, но холодные — предпочтительнее, так как они лучше гармонируют с цветом глаз, кожи и контрастны цвету волос. Использование одновременно и теплых и холодных тонов, позволяет расширить комбинации цветов и подобрать наиболее интересное цветовое решение костюма. Особенно хороши фиолетовые тона — чисто-фиолетовый, красно-фиолетовый или сине-фиолетовый. Если индивидуальная окраска такого типа человека не яркая, тона следует подбирать осветленные или утемненные, с добавлением белого или черного цвета.

Средне-коричневые волосы, средней смуглости кожа, карие или ореховые глаза составляют другой тип внешности, сходный с первым. Такая окраска несколько теплее, чем при таких же волосах и коже, но голубых глазах. Наиболее явной ошибкой людей с такой внешностью будет подбирать себе цвета, подходящие брюнеткам. Возможно, теплые цвета будут лучше других подходить им, а желтый будет идти больше, чем людям другого типа. Из нейтральных цветов бежевый подходит больше, чем серый, белый и черный цвета требуют обычно цветных дополнений.

Светлая кожа, серые, зеленые или голубые глаза и темные волосы, иногда черные, составляют иной тип внешности. Здесь снова подходят как теплые, так и холодные цвета. Холодные цвета лучше сочетаются с цветом кожи и глаз и могут быть достаточно яркими; пастельные не будут выразительны. Черный цвет особенно выразителен, если волосы •темно-коричневые или черные. Контрасты черного с белым или резкие контрасты цветовых тонов очень идут этому типу людей. К цвету волос хорошо подходят нейтральные цвета.

Темная кожа, темные волосы и голубые, серые или зеленые глаза — это следующее промежуточное сочетание. Волосы и глаза как у предыдущего типа, но вместо светлой кожи — темная. Таким людям подходят яркие тона теплых и холодных цветов. Хна, ярко-красный, ярко-синий и насыщенный оливково-зеленый хорошо подходят. Все пастельные тона смотрятся блекло, и их следует избегать. Черный цвет обычно к лицу, а белый подчеркивает темный цвет кожи.

Блондинкам с карими глазами и светлой кожей (одно из двух промежуточных сочетаний, которыми могут обладать блондинки) к лицу теплые цвета, которые не идут голубоглазым блондинкам. Бежевый, бледно-желтый и коричневый цвета смотрятся выразительно. Подбор других теплых цветов уже сильнее зависит от оттенка волос.

Светло-русые волосы, голубые, серые или зеленые глаза и очень темная кожа — второй средний тип блондинок. В то время как цвет кожи очень ярок, цвет волос и глаз — бледный. Из холодных цветов таким людям больше всего идет приглушенный средне-зеленый цвет, из теплых — темно-розовый и темно-красный. Если кожа не желтоватая, подходят некоторые тона фиолетового цвета. Бежевый тон подходит лучше серого, даже самого темного. Черный, белый и нейтральные цвета должны сопровождаться цветным пятном.

Рисунок 10. Характеристика цветотипов

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

50 − = 49