Понятия: этнопедагогика, народная педагогика, народное воспи­тание, их соотношение

Тема 1. Введение в этнопедагогику

Вопрос плана

Вопрос плана

Вопрос плана

1. Что такое социальная психология?

2. В каком веке возник термин «социальная психология»?

3. Какие этапы развития проходит любая наука?

1. Какие периоды можно выделить в истории социальной психологии?

2. Что относится к источникам социальной психологии?

3. Какие предпосылки выделяет Б.Д. Парыгин, рассматривая историю возникновения социально-психологической теории?

4. Какими школами была подготовлена социальная психология?

5. Какие науки сыграли особую роль в становлении социальной психологии?

1. С каких трех сторон рассматривается социальная психология как наука?

2. Как можно охарактеризовать методологию социальной психологии?

3. Какие явления интересуют феноменологию социальной психологии?

4. Что включает праксиологическая сторона социальной психологии?

5. Назовите структуру социально-психологической теории по Б.Д. Парыгину

6. Что понимается под философско-антропологической теорией общения?

7. Что является предметом социальной психологии?

План:

1.1. Понятия: этнопедагогика, народная педагогика, народное воспи­тание, их соотношение.

1.2. Исторический обзор проблемы.

История всемирной педагогики многогранна, она слагается из опыта

отдельных народов, каждый из которых имеет свои особенности.

Этнопедагогика – это область современной педагогической науки, имеющая междисциплинарный характер. Значимость этнопедагогики в профессиональной подготовке будущего педагога сегодня чрезвычайно велика. Этнопедагогическая компетентность должна сегодня рассматриваться как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, поскольку возрастает значимость для общества этнонациональной составляющей личности.

Этнопедагогика, в общем, представляется как история (прошлое) и теория народного воспитания (как и в чём зафиксировано устное народное творчество). Этнопедагогика – направление в исследовании социализации и образования. Это направление сформировалось во второй половине 20-го века на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. Появление этнопедагогики связано с переменой политического курса страны, ориентации на свободный демократический выбор личности. Предшествующий процесс интеграции отдельных этнических групп в многонациональном государстве, который осуществлялся, с 20-х годов прошлого века, способствовал утрате родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания многочисленных народов нашей страны. Обращение к духовной и материальной культуре разных народов позволяет определить педагогические цели воспитания и обучения и строить воспитательно-образовательный процесс с опорой на народное наследие.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте (чувственный, практический опыт) этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на ценности семьи, рода, племени, народности, нации. В этнопедагогике – традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются в их влиянии на становление личности.

Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 г. ученым-педагогом Г.Н. Волковым. Этнопедагогика предлагает изучение традиционной культуры воспитания, педагогики, этнической общности. «Народная педагогика – основной объект этнопедагогики, в ней преобладает эмпирика, где много ценных фактов и идей, но нет целостной системы взглядов, обобщающей теории» (Г.Н. Волков).

Основнойцелью этнопедагогики является учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп.

В определении места этнопедагогики в системе педагогического знания существуют различные позиции:

1. Этнопедагогика как сфера семейного воспитания и элементарного образования, т.е. изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрения на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнические отношения между старшими и младшими поколениями; приемов и традиций воспитательных воздействий и т.д.

2. Этнопедагогика как инструмент построения на этнокультурной основе общего образования.

Сегодня в разной справочной литературе можно встретить толкование этнопедагогики как народной педагогики. Многие авторы отождествляют эти два понятия как синонимичные. Рассмотрим понятие «народная педагогика».

Народная (этническая) педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Народная педагогика отражает особенности воздействия природной и социальной среды на становление и развитие человека (В.М. Бызова).

Загрузка...

Народная педагогика (этнопедагогика) – область педагогической науки, в которой рассматриваются этнические особенности практики воспитания и обучения разных народов (В.М. Полонский).

Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, в народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса (В.Г. Крысько).

По мнению В.С.Кукушкина, этнопедагогика – обобщенное понятие, обозначающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов, а народная педагогика – воспитательные традиции конкретной этнической группы.

По сути этнопедагогика выступает как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, представляющей собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта народа, выработанных и накопленных в процессе общественного развития.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями других этносов.

Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни.

В народном сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания, которые нашли отражение в фольклоре. В народной педагогике прослеживаются логическая стройность и систематичность. В народной педагогике достаточно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример.

Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике реализовывались в особом внимании и заботливом отношении к детям. Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.).

В традиционной педагогике всех народов последовательно проводиться идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания воплощались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница – красавица» и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогических функций: развитие ума, воспитание честности, порядочности, трудолюбия и т.д.

Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу. Они включают: ум, красоту, нравственные достоинства, физическую силу (здоровье), выносливость. В народной педагогике учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. В народных традициях имеют место своеобразные формы организации и самодеятельности детей и молодежи: трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисленными состязаниями и театрализованными представлениями.

В истории народной педагогики выделяются основные этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функции. Первым и главным лицом в традиционном воспитании была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики – идей, традиций, опыта.

В процессе формирования общественных образовательных институтов народная педагогика прочно сохранила свои позиции.

Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал разрушительное воздействие на народную педагогику: утрачивались национально-педагогические традиции, самобытные формы воспитания. Народная педагогика представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания. Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера народной педагогики.

Развитие педагогики во многом определялось содержанием народной педагогики, т.к. научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания.

Источниками изучения народной педагогики являются фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература.

В России термин «народная педагогика» впервые употребил в 1864г. К.Д.Ушинский, назвавший русские сказки «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики».

К основным принципам этнопедагогики относятся:

· принцип культуросообразности (образование соотносится с многоаспектностью разных культур, направленностью образовательных процессов на отражение и воспроизведение мировых общечеловеческих и этнических культурных ценностей в их взаимосвязи);

· принцип интегративности (построение этнопедагогики как развивающейся системы научно-педагогических, культурологических знаний, имеющей многообразные связи с основными курсами педагогики и практической педагогической деятельностью);

· принцип практико-ориентированности (отбор содержания, направленного на решение практических педагогических задач средствами этнопедагогики; учет актуальных образовательных потребностей тех, кто включен в процесс освоения содержания данного курса, и формирование у них практических умений целесообразного использования методов этнопедагогики);

· принцип субъектности (содержание курса максимально содействует развитию у обучающихся субъектной позиции, предполагающей готовность нести ответственность за собственный выбор, самостоятельность, творчество и инициативность в решении образовательных и педагогических задач в условиях полиэтнического состава учащихся).

Предметом этнопедагогики является народная педагогика.

Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Самое распространенное толкование определения педагогики «наука о воспитании», то, как следствие народная педагогика «наука о народном воспитании». Что такое «народное воспитание»?

Народное воспитание – объективно-закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности связи поколений, осуществляющиеся в соответствии с целями народной педагогики.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука.

Возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

Педагогическая наука и народная педагогика взаимодействуют и взаимно благоприятствуют развитию друг друга, образуя единое пространство – педагогическую культуру.

В народе испокон веков вырабатывался самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Обычаи и традиции проявлялись в отношении к природе, в устном народном творчестве, народных ремеслах, в одежде, в законах гостеприимства, в обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, которые способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской тради­ции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюби­мую работу делает с любовью.

Развитие культуры, системы образо­вания возможно на естественном многовековом фунда­менте народных традиций. Педагогические наука и практика, игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы - основной и главный объект этнопедагогики, предмет которой - народ­ная педагогическая традиция.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт народа, выявляет возможности и эффективные пути реализации педагогических идей народа в современной науке и прак­тике.

В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А.Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам».

Задача исследования народных традиций состоит в том, что­бы проследить, как они образовались, почему сохраняются, ка­ковы условия и какова потребность, которая приводит к их сохранению, и, в чем секрет их сущест­вования.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности ста­рых обычаев в современных условиях и определяет целесообраз­ность обычаев, содействующих воспитанию человека.

Этнопедагогика делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих наро­дов. Сравнительный анализ педагогических достижений народа позво­ляет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики.

Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы:

- пе­дагогика семейного быта;

- поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям;

- загадки как средство умственного воспитания;

- на­родные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и мо­лодежи;

- самодельные игрушки и творчество детей;

- детская и молодежная среда, ее педагогические функции;

- колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики;

- общ­ность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Общность педагогических культур объясняется многими фак­торами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Эта общность проявляется в представлениях народа. Например, в представлении о единстве трудящихся. Поговорка «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм. Пословицы и пого­ворки разных народов, призывающие трудящихся к объединению своих усилий, звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл: в них показывается всесильность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества.

Вот примеры: «Громада - великий человек» (укр.), «Мир по слюнке плюнет, так - море» (рус.), «Если весь мир плюнет, сделается озеро» (тат.), «Деревня плюнет, озеро образуется» (морд.). «Один плюнет - высохнет, на­род плюнет - получится озеро» (чув.), «Если вздохнуть всем наро­дом - ветер будет» (рус.), «Народ вздохнет разом - будет буря, топ­нет ногой разом - будет землетрясение» (кит.). У многих африкан­ских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдешь дружной толпой, крокодил никого не тронет». Мысль о силе солидарности ярко подчеркивается народами сле­дующим образом: «Сноп без перевясла - солома» (рус.), «Когда прутья в метле - богатырь не сломит, развязали метлу - по прутику переломает ребенок» (груз.), «Витая мочалка - веревка, не витая - сор» (чув.). «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Мал мура­вей, а большую гору строит» (кор.), «Мал муравей, а роет склон горы» (чув.), «Сплоченность людей - нерушимая крепость» (кор.), «Слабые вместе - сила, сильные в одиночку - слабость» (чув.).

В народных афоризмах ярко подчеркивается обреченность оди­ночки. Убедительность достигается посредством сравнения слабо­сти одиночки с силой сплоченных людей: «Тысяча человек сразу не умирает» (мальгашская). «Одинокий умрет - никого не останется, один из ста умрет - девяносто девять останется» (чув.), «Семьдесят семь одному скорей помогут, чем один - семидесяти семи» (чув.), «Одним пальцем иголку не удержишь» (укр.). «Одна пчела мало меду наносит» (укр.). «Одной рукой узел не развяжешь» (чув.), «Одной рукой узел не завяжешь» (азерб.). «Лучше один день с друзьями, чем сто дней одному» (мальгашская) и др.

Приведенные примеры свидетельствуют о духовной общности не только того или иного народа, но и всех народов.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в самобытности культур разных народов. Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию.

Этнопедагогический обзор народов России показывает их дружеские от­ношения, которые взаимно обогащали друг друга этнопедагогическими приобретениями. Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более вы­сокий уровень культуры и нравственности. Нерусские на­роды достигли огромных успехов в своем развитии при поддерж­ке русского народа. Русский народ поднялся при материальной и духов­ной помощи всех других народов.

Итак, этнопедагогика изучает:

1. Основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приуче­ние);

Например, уход за ребенком - одно из первых педагогических понятий народа. Он включал в себя кормление, пеленание, одевание, купание, лечение, прогулки и т.п. Много веков тому назад народ уже не только представлял эти элементы отдельно, но и связывал с ними отдельных лиц: кормилица, кор­милец, няня и т.п. У каждого лица были вполне определенные обязанности. Если кормилицы были из среды простонародья, то кормильцами становились только наиболее знатные бояре и бра­ли их только в княжеские семьи. В крестьянских семьях лучшими няньками оказывались бабушки, старшие сестры и братья.

2. Ребенок как объект и субъект воспитания (родное дитя, си­рота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоро­вье, привитие любви к прекрасному);

4. Факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, тради­ция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

Фактор воспитания – природа. До сих пор еще не создано обобщающих трудов о том, как народ использовал природные явления в воспитании подрас­тающего поколения. А.П.Чехов писал, что народ учился не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили его птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багро­вую зарю, деревья и травы. Природа - это не просто место обитания, это и двор дома, звезды на небе, травы, запо­ведные леса, священные родники, и др. Следовательно, исследова­ние педагогических возможностей природы как фактора воспитания представляет безграничный простор для деятельности этнопедагога.

Слово как фактор воспитания. Материнский язык - основа основ разви­вающейся личности. Мать, лишившая своего ребенка родного язы­ка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала». Нет полноценного воспита­ния вне сферы духовной культуры родного народа.

5. Методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, за­поведь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, заве­щание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6. Средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, пого­ворки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7. Организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, кото­рые никогда не ставились народной педаго­гикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмот­ря на их воспитательную ценность.

Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосудар­ственными традициями: проводы зимы, фестиваль «Русская зи­ма», сабантуй, акатуй - праздник песни и труда (у татар и чува­шей), праздник цветов (у марийцев) и др.

Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования педагогических традиций на­рода, в которых обучение и воспитание осуще­ствляется в гармоническом единстве. В настоящее время творческое возрождение народных этических и педагогических традиций вос­принимается как инновационный феномен, настолько они забыты. Их приспособление к новым социальным условиям при­водит к педагогическим находкам, к неожиданно про­дуктивным новшествам.

1.2. Исторический обзор проблемы

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изу­чению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.

Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обо­гащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. В классической педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и народных педагогических традиций, пути проникновения идей народной педагогики в культурное сознание рассмотрел Я.А. Коменский. На традиции семейного воспитания опирался И.Г. Песталоцци. Непосредственным развитием положений народной педагогики являются принцип культуросообразности воспитания, разработанный А. Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая педагогическую систему К.Д. Ушинского.

Я.А.Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспита­ния в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой – все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании прин­ципа природосообразности великий педагог также учитывал на­родный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы состав­ляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятель­ность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиции и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это «Сокровищница чешского языка», в котором он мечтал собрать все - отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи. А чудо их чудес народной педагогики - «Мудрость старых чехов»?!

Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», "Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важней­ших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание явля­ется живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании, как в семье, так и в школе.

Контрольные вопросы и задания

1. Приведите примеры и факты влияния народной педагогики на ваше
собственное воспитание: назидания бабушки, внушения отца, советы матери, пожелания старших товарищей.

2. Запишите народную пословицу, первой пришедшую вам на ум.

3. Назовите народную песню, которая имеет для вас наибольший лично­стный смысл.

4. Дайте максимально простое и одновременно емкое определение предмета народной педагогики.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

28 + = 35