Артикуляционная гимнастика для постановки всех звуков.

Артикуляционная гимнастика

Пассивная артикуляционная гимнастика

Логопедический массаж

Перед артикуляционной гимнастикой проводится логопедический массаж.

При гипертонусе проводится расслабляющий массаж, а при гипотонусе тонизирующий.

Начинать массаж необходимо с расслабления ребенка. Для этого проводятся поглаживания от затылочной части головы, по бокам шеи и к плечам. Оба вида массажа проводятся в последовательности: лицо, губы, язык. Массаж проводится циклами по 10-15 сеансов, либо каждый день, либо через день. Продолжительность массажа от 1-2 мин. В первые сеансы до 5-6 мин. Рекомендуется проводить массаж не ранее чем через два часа после приема пищи. Необходимо выбрать положение удобное для расслабления ребенка (либо лежа на кушетке, либо сидя на стуле). Перед проведением массажа рекомендуется подержать во рту настой трав (зверобой, ромашка), либо просто теплую воду.

Пассивная гимнастика проводится с помощью рук логопеда, сопровождается зрительным контролем и речевыми инструкциями. Так проводится гимнастика языка (язык удерживается платком и поочередно устанавливается в необходимые позы: вперед на нижнюю губу, влево, вправо, поднимается к верхней губе и возвращается в ротовую полость.). Далее, также с помощью пальцев логопеда, проводится пассивная гимнастика губ («улыбка», «бублик», «хоботок», «уточка», «рыбка» и т.д.).

При необходимости проводится гимнастика нижней челюсти (большой палец во рту ребенка, а остальные под челюстью, открываем и прикрываем рот).

Сначала проводится общая гимнастика, а затем для конкретных звуков.

Дорсальные позиции (произнесение переднеязычных согласных при опущенном кончике языка и сближении языка с верхними зубами)+ выдох «мостик».

Какуминальные позиции (артикуляция переднеязычных согласных поднятым, слегка согнутым кончиком языка, сближающимся с твердым небом)+ дорсальные позиции + «чашечка».

Дорсальные позиции какуминальные позиции упражнения для звука [р].

Альвеолярные позиции для звука [л].

«Заборчик»(обращаем внимание на щель между зубов)

«Окно» (от «Заборчика» переходим к «Окну»)

Чередуем: «Мостик» - «Чашечка»

Чередуем : «Забор» - «Трубочка»

«Лопата»

Чередуем : «Лопата» - «Забор» - «Мостик»

Чередуем: «Забор» - «Мостик» - «Лопата» - «Лопата копает»

«Вкусное варенье»

Чередуем : «Лопата» - «Лопата копает» - «Вкусное варенье»

«Цоканье»

Чередуем : «Лопата» - «Чашечка» - «Цоканье»

«Молоток» (д-д-д)

Чередуем : «Лопата» - «Чашечка» - «Молоток»

«Дятел» («молоток» в ускоренном темпе)

«Пулемет» (тоже«молоток» в еще более ускоренном темпе)

Чередуем : «Лопата» - «Чашечка» - «Дятел» - «Пулемет»

«Холодный ветерок»

«Комарик» (з-з-з)

Чередуем: «Мостик» - «Заборчик» - «Комарик» - выдох

«Окно»

Чередуем : «Окно» - «Вкусное варенье»

При выполнении детьми упражнений обращаем внимание на кинестетические и кинетические ощущения. При формировании движений губ обращаем внимание на такие движения:

«Забор» + произнесение звука [и]

«Окно» + одновременное произношение [а] и определить в каком положении находятся губы

«Трубочка» + одновременно произнести [у].

Затем эти три упражнения выполняются без зеркала, а затем с закрытыми глазами.

Далее ведется работа по формированию звукопроизношения.

Вопрос 13 Содержание фронтальных и индивидуальных занятий

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения:1.организационный этап, 2. мимическая гимнастика, 3. речевая гимнастика, 4. автоматизация звука в изолированном виде, 5. Анализ артикуляции звука, 6. Характеристика звука, 7. Связь звука и буквы, 8. Развитие фонетических процессов. 9. Автоматизация звука в слогах, 10. Автоматизация звука в словах, 11. Автоматизация звука в предложении и в тексте. 12. Подведение итогов.

Фронтальное занятие по коррекции звукопроизношения:

Дизартрия : оргмомент, общая моторная зарядка, развитие мелкой моторики, речевая гимнастика, работа над дыханием, работа по преодолению саливации, автоматизация звука в изолированном виде, автоматизация звука в слогах, автоматизация звука в словах, автоматизация звука в предложении и в тексте, подведение итогов.

Ринолалия: оргмомент, мимическая гимнастика, речевая гимнастика, преодоление соливации и активизация небноглоточного замыкания, работа над голосом автоматизация звука в изолированном виде, автоматизация звука в слогах, автоматизация звука в словах, автоматизация звука в предложении и в тексте, подведение итогов.

Вопрос 14

Дифференциация звуков Ш-С

Целью этападифференциации является включение звуков непосредственно в самостоятельную речь ребенка.

1) выделение смешиваемых звуков из состава слова, например [С-Ш].

2) сопоставительный анализ – в каком положении находятся язык, губы, челюсть при произнесении данных звуков.

Загрузка...

3) дифференциация звуков в словах близких по звуковому составу (крыса – крыша).

- Показываем смысло-различительную роль фонем:

крыса – крыша

- Добиваемся от ребенка, чтобы он понимал - отличается не только по смыслу, еще и звуками и буквами: с-ш.

Разбор слов:

- в какой части слова звук – в конце

- в каком звуке -са

- выделим звук из слога – с

- можно определить последовательность звука в слове

- если заменим звук [с] на [ш] – что получится, какое слово? – крыша

- чем отличаются эти слова? 1) Животное, 2) Крыша от дома

- а еще чем? – звуками и буквами

4) дифференциация звуков в предложениях с анализом.

- анализ линейной схемы предложения включает в себя:

а) определение количества слов;

б) последовательности;

в) выделение слова с изучаемым звуком;

г) деление слова на слоги;

д) определение количества и последовательности слогов в слове;

е) выделение слога с изучаемым звуком;

ж) выделение звука из слога;

з) соотнесение звука с буквой.

- смысловой анализ предложения состоит из:

а) разбора предложения по вопросам (Оля купила книгу. Кто? – Оля. Что сделала? – Купила. Что купила? – Книгу);

б) анализ с предикатами (Купила кто? Оля. Купила что? Книгу)

Дифференциациизвуков осуществляется в следующей последовательности, например,

- в слогах (топанье, хлопанье):

Са – ша, ша - са

Саша, шаса, саш, сош, сашаса;

- в словах и чистоговорках:

Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб.

- развитие фонематического слуха и восприятия:

1) определение наличия звуков в слове - на слух (отхлапывание), - в названиях картинок;

2)определение места звуков в слове (начало, конец, середина);

3) самостоятельное придумывание слов с этими звуками также в начале, конце, середине.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

6 + 2 =