Агломерация поселений

Формирование систем городского расселения

Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации, является формирование систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния.

Общие схемы размещения населённых пунктов. На любой карте, показывающей размещение населённых пунктов (рис. 8)можно выделить три основные составляющие:

1)линейное размещение, в котором размещение населённых пунктов предопределяется транспортными магистралями – автомобильными или железными дорогами, судоходными реками;

2)агломерационное размещение, где скопление населённых пунктов вокруг крупного города в системе расселениясвязано с месторождением полезных ископаемых или выгодным географическим положением;

3)равномерное размещение – характерно для населённых пунктов, выполняющих функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещённого сельского населения.

Возникновение агломераций – качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселенийпревращается в систему расселения. Во всех развитых странах и в большинстве развивающихся в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства.

Однако несмотря на повсеместное распространение агломераций, единой терминологии нет, в разных государствах эту форму городского расселения называют по-разному:

  • локальные системы расселения;
  • районы больших городов;
  • групповые системы расселения;
  • метрополитенские ареалы;
  • стандартные метрополитенские ареалы;
  • метрополитенские районы;
  • города-поля;
  • конурбации (чаще всего для многоядерных, полицентрических агломераций).

Агломерация (от латинского agglomerare – присоединять, прибавлять) – компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённая в сложную локальную систему разнообразными интенсивными связями – трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала.

Это понятие включает в себя не только совокупность взаимосвязанных поселений различного типа и величины, но и пространство между ними. Таким образом, агломерация – это обычно высокоурбанизованная территория с густой сетью населённых пунктов, с совместной пригородной зоной.

По сравнению с городом агломерация является более сложной локальной городской системой, которая обретает новые качества, пространственную структуру, планировку и располагает бόльшими возможностями для эффективного социокультурного развития. Поэтому агломерация становится распространенной формой эволюции и функционирования современного крупного города.

Критерии выделенияагломерации различны:

  • плотность городского населения и непрерывность застройки;
  • наличие большого города-центра (более 100 тыс. чел.);
  • интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок;
  • удельный вес несельскохозяйственных рабочих;
  • доля работающих вне места жительства;
  • количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром;
  • число телефонных разговоров с центром;
  • производственные связи;
  • связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре.

В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируются на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5–2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Первыми российскими учёными, которые пришли к выводу о формировании городской агломерации («хозяйственного окружения городов»), были А.А. Крубер(1914), М.Г. Диканьский (1926), В.П. Семёнов-Тян-Шанский (1928).

Одним из первых в отечественной литературе провёл основательное изучение агломераций в качестве новых территориальных образований Н.Н. Баранский (1946).

В 1950-х годах проблемами городских агломераций занимался П.И. Дубровин.

В 1960–1970-х годах систематическое изучение городских агломераций СССР провёл Г.М. Лаппо. Им описаны причины и пути формирования агломераций, выделены их основные свойства.

Обычно выделяют моноцентрическиеагломерации с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и социокультурному потенциалу. Примерами агломераций такого типа могут служить Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Новосибирская и др.

Полицентрические агломерации имеют несколько взаимосвязанных друг с другом центров. Последние обычно не равнозначны по размеру и уровню развития, но каждый из них имеет свою пригородную зону. Таковы, например, агломерации Самара – Тольятти или Кузбасская.

Особую роль в агломерации играет её город-центр. От него во многом зависит спаянность агломерации, её целостность, интенсивность взаимодействия компонентов. Преобладающая часть внутриагломерационных связей ориентирована на город-центр, который, как правило, включает агломерацию и в разнообразные межрайонные связи.

Загрузка...

В основе развития агломераций заключена территориальная концентрация деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района» [7].

В современной России 80 % горожан проживает в городских агломерациях.

Подавляющее большинство агломераций России сосредоточено в европейской части и хорошо «укладывается» в главную полосу расселения. Особенно выделяются по насыщенности ими Центральная Россия, Поволжье и Урал. Наиболее значительные агломерации сложились вокруг городов-миллионеров.

Всего в России 20 агломераций превышают миллионный рубеж численности населения, причем 14 наиболее крупных из них – моноцентрические.

Крупнейшие агломерации страны – Московская (17,0 млн чел., в том числе город-центр – 14,8 млн), Санкт-Петербургская (6,3 и 4,8 млн соответственно), Самарско-Тольяттинская (2,3 млн), Екатеринбургская (2,1 млн), Нижегородская (2,0 млн), Ростовская (1,8 млн), Новосибирская (1,7 млн) [16].

Основные элементытерриториальной структуры агломерации – её центр, или ядро (узел наибольшей концентрации населения и разнообразных видов деятельности), и периферийная (пригородная) зона, обычно подразделяемая на внутреннюю и внешнюю. Пригородная зона выполняет по отношению к ядру вспомогательные, обслуживающие функции, нередко весьма важные (рис. 11).

Наиболее зрелые моноцентрические агломерации состоят обычно из шести следующих структурных зон:

  1. исторического городского ядра;
  2. центральной зоны, включающей помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию;
  3. внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой;
  4. первой пригородной зоны, которая включает лесопарковый пояс и ближайшие города-спутники;
  5. второй, более отдаленной пригородной зоны с городами-спутниками;
  6. территории обширного столичного (городского) региона.

Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, а все шесть – урбанизированный район (метрополитенский ареал)(рис. 12). Такое структурное членение особенно важно учитывать при сопоставлении численности населения и площади отдельных наиболее крупных городов и агломераций. Оно объясняет частое несовпадение этих и других данных по одной и той же агломерации в разных источниках.

Крупнейшие городские агломерации мира (более 10 млн чел.):

в Европе: Лондон (Великобритания), Рейн-Рур (Германия), Париж (Франция), Москва (Россия);

в Азии: Мумбаи, Дели, Колката (Индия), Дакка (Бангладеш), Карачи (Пакистан), Шанхай, Гуанчжоу, Пекин, (Китай), Сеул (Южная Корея), Токио, Осака (Япония), Манила (Филиппины), Джакарта (Индонезия), Тегеран (Иран), Стамбул (Турция);

в Северной Америке: Нью-Йорк, Лос-Анджелес (США), Мехико (Мексика);

в Латинской Америке: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро (Бразилия), Буэнос-Айрес (Аргентина);

в Африке: Каир (Египет), Лагос (Нигерия).

Для процесса урбанизации в большинстве экономически развитых стран характерны три последовательныхстадиипространственного развития.

Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая продолжалась до середины XX в. Это – «точечная» концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся всё масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся всё затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.

Затем наступила вторая стадия – формирование городских агломераций путём освоения ближайших к центру пригородных территорий (субурбанизация), пришедшаяся в основном на 1950–1960-е годы. Это постгородская стадия развития расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Они играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в агломерации своё дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения разных проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.

Переход к третьей стадии произошел в 1970-е годы, когда рост городских агломераций в целом замедлился и начался отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, расположенные вне и часто недалеко от агломераций. Усиливается, таким образом, процесс «расползания» городов и агломераций, их наступление на межагломерационные пространства. Это стадия формирования опорного каркаса расселения. Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики, образующая его совокупность узлов и линий выделяет центры и оси приоритетного развития. Важность опорного каркаса, большая для любой страны, особенно возрастает в России вследствие её огромной территории и сильной дифференциации пространства. В этих условиях велико значение опорного каркаса как фактора территориально-хозяйственной интеграции всех регионов России.


Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 59 = 66