Аэробные, анаэробные процессы и их характеристики

Рефлекторные механизмы двигательной деятельности

Спортивная и трудовая деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, осуществляется по принципу взаимосвязи условных рефлексов и динамических стереотипов с безусловными рефлексами.

Для выполнения четких целенаправленных движений необхо­димо непрерывное поступление в ЦНС сигналов о функциональ­ном состоянии мышц, о степени их сокращения, напряжения и рас­слабления, о позе тела, о положении суставов и углов сгиба в них.

Вся эта информация передается от рецепторов сенсорных систем и особенно от рецепторов двигательной сенсорной сис­темы, от так называемых проприорецепторов, которые распо­ложены в мышечной ткани, фасциях, суставных сумках и сухо­жилиях.

От этих рецепторов по принципу обратной связи и по меха­низму рефлекса в ЦНС поступает полная информация о выпол­нении данного двигательного действия и о сравнении ее с за­данной программой.

Каждое, даже самое простое движение совершенствуется, что обеспечивается информацией, поступающей от проприоре­цепторов и от других сенсорных систем и изменением импульсации, идущей к мышцам. Благодаря такому сложному рефлек­торному механизму происходит совершенствование двигатель­ной деятельности.

Для того чтобы мышечная работа могла продолжаться, не­обходимо, чтобы скорость ресинтеза АТФ соответствовала его расходу. Существуют три способа ресинтеза (восполнения рас­ходуемой во время работы АТФ).

Алактатный анаэробный механизм отличается наибольшей подвижностью. Максимальной интенсивности он может дос­тичь уже через 1-2 сек. после начала интенсивной мышечной работы. Для алактатного анаэробного механизма характерна и наивысшая мощность, значительно превосходящая мощность других процессов энергообеспечения. Метаболическая емкость этого процесса невысока; ее хватает лишь на выполнение рабо­ты с максимальной интенсивностью в течение 6-7 сек. Ресинтез АТФ при этом осуществляется в основном за счет КФ (креатинфосфата), который находится в самом мышечном волокне.

Лактатный анаэробный механизм значительно уступает алактатному. Максимальной интенсивности он может достичь через 20-30 сек. после начала работы. Его максимальная мощ­ность приблизительно в 2 раза ниже по сравнению с алактатным процессом. Однако лактатный анаэробный механизм значительно превосходит алактатный по своей метаболической емкости - у тренированных спортсменов при напряженной мышечной работе он обеспечивает энергией в течение 40 сек. и более.

Аэробный процесс - это основной механизм энергообеспе­чения организма. Он функционирует на протяжении всей жиз­ни, не прекращаясь ни на минуту. Если мышцы в определенных условиях (например, при напряженной мышечной работе) мо­гут обеспечивать себя энергией за счет анаэробных процессов, то такие органы, как мозг, сердце и некоторые другие, получа­ют энергию исключительно за счет аэробных процессов. В от­личие от анаэробных деятельность аэробного механизма не со­провождается накоплением в организме промежуточных про­дуктов обмена. Главными недостатками аэробного процесса яв­ляются его малая подвижность и сравнительно невысокая мощ­ность. Эти недостатки имеют общую основу: они зависят от возможностей систем, обеспечивающих поступление в организм кислорода и его транспортировку к работающим мышцам. У хорошо тренированного спортсмена, предварительно выпол­нившего разминку, поступление в организм кислорода и, следо­вательно, мощность аэробного процесса достигают своего мак­симума через 40-60 сек. работы. По максимальной мощности аэробный процесс значительно уступает анаэробным, что же касается его метаболической емкости, то она неизмеримо выше.

Кратковременные упражнения самой высокой интенсивно­сти (приблизительно до 10 сек.) обеспечиваются энергией пре­имущественно за счет алактатного анаэробного механизма. В упражнениях продолжительностью до 2-3 мин. основную долю энергии дает анаэробный лактатный механизм. Дальнейшее увеличение продолжительности работы снижает значимость анаэробных процессов и повышает роль аэробных.

В соответствии с тремя основными механизмами энерго­обеспечения различают три компонента выносливости: алак­татный анаэробный, лактатный анаэробный, аэробный, каждый из которых определяется уровнем развития соответствующего механизма энергообеспечения.

Все упражнения, применяемые в тренировке, оказывают преимущественное влияние на какой-то один механизм энерго­обеспечения. В зависимости от физиологического воздействия на организм упражнения по направленности можно разделить на пять основных групп:

1) алактатной анаэробной (ЧСС повышается после выпол­нения кратковременной нагрузки для ликвидации кислородного долга;

2) лактатной (гликолитической) анаэробной: ЧСС - 180-200 уд/мин и более;

Загрузка...

3) аэробно-анаэробной: ЧСС - 150-190 уд/мин;

4) аэробной: ЧСС - 130-150 уд/мин;

5)анаболической направленности (анаболизм - совокуп­ность биохимических (метаболических) процессов, происходя­щих в организме, направленных на образование и обновление структурных частей клеток, тканей и органов. Эти реакции об­мена веществ противоположны катаболическим (катаболизму), направленному на расщепление или распад вещества): ЧСС ме­нее 130 уд/мин.

Увеличивать возможности алактатного анаэробного меха­низма можно с помощью сравнительно небольшого числа мето­дических приемов, тогда как добиться достаточно высокого развития лактатного анаэробного и особенно аэробного меха­низма можно только используя разнообразные методические приемы. Каждый конкретный метод тренировки совершенству­ет механизмы преобразования энергии, воздействуя преимуще­ственно на какой-то один из факторов, определяющих возмож­ности этих процессов.

Анаэробные возможности, и, прежде всего алактатные, об­ладают высокой специфичностью, т. е. в наибольшей степени проявляются в том виде работы, которую спортсмен выполнил во время специальной тренировки. Это связано с тем, что ос­новные факторы, определяющие возможности анаэробных ме­ханизмов, имеют преимущественно внутримышечную природу.

Кроме того, выносливость спортсмена (как аэробный, так и анаэробный компоненты) зависит от энергозатрат на единицу работы, т.е. от эффективности и экономичности спортивной техники, которая, в свою очередь, совершенствуется во время выполнения специальной работы.

Аэробные возможности определяются возможностями ды­хательной, сердечно-сосудистой систем, кислородной емкостью крови и др. Они могут совершенствоваться под влиянием лю­бых видов мышечной деятельности (бег, плавание, ходьба на лыжах).

Выводы

Формирование физической культуры личности будущего специалиста немыслимо без умения рационально корректиро­вать свое состояние средствами физической культуры и спорта.

Движения играют существенную роль в развитии и форми­ровании человека. Организм получает более высокую способ­ность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температурных, барометри­ческого давления, влажности воздуха, солнечной и космической радиации и т.д. если наблюдается двигательный режим разви­вающейся направленности.

Под влиянием физической тренировки происходит адапта­ция организма человека к разнообразным проявлениям факто­ров внешней среды, повышение резервных возможностей орга­низма, физической работоспособности.

Стимулирующее влияние оптимально организованной дви­гательной активности на уровень умственной работоспособно­сти давно стало аксиомой.

Таким образом, двигательная активность имеет ярко выра­женное положительное действие на организм. Физические уп­ражнения повышают экономичность обмена веществ, позволя­ют укрепить сердце и мускулатуру, способствуют профилакти­ке заболеваний, повышают устойчивость организма к большому числу неблагоприятных факторов (промышленные яды, радиа­ция и др.), повышают иммунитет, усиливают положительные эмоции и ощущения, улучшают сон, делают человека бодрым и жизнерадостным, увеличивают умственную, физическую и иную работоспособность. Все эти эффекты способствуют за­метному увеличению творческого долголетия и в целом про­должительности жизни.

Лекция №3.

Основы здорового образа жизни студента.

1. Здоровье человека, как ценность и факторы его окружающие.

Позволим себе возможность начать эту лекцию с вопроса: «Легче ли сейчас, в современном необычайно динамичном и сложном мире, мире, где только 800 научных дисциплин комплексно и разнопланово изучают человека, причем 500 из них естественно научного цикла, заболевшему человеку стать здоровым?».

Добавим к этому, что для поддержания здоровья в нашей стране направлены средства государства на социальное страхование, подготовку 1,5 млн. врачей, открыта сеть физкультурно-спортивных клубов, узаконена бесплатная диспансеризация, осуществляемая за счет средств выделяемых по линии обязательного медицинского страхования, аптеки предлагают на выбор массу как лекарственных средств, так и биологически активных добавок (БАД). Все перечисленное, как бы свидетельствует о положительном ответе на данный вопрос. Однако не следует забывать, что объемами средств заложенных в ОМС, вы можете обеспечить медицинскую помощь лишь в минимальных объемах, все остальное медицинскими учреждениям вам будет предоставлена только за плату; цена на медицинские препараты общего назначения за последние годы подскочила в 1,5 – 2 раза. Посещение разовое, месячное или годовое физкультурно-спортивных комплексов, оснащенное современными тренажерными средствами стоит так же немалых денег. Более того, если вы имели возможность говорить с людьми, заболевшими и вынужденными быть госпитализированными в больницы, то ответ на поставленный вопрос приобретает обратное значение, т.е. весьма сложно заболевшему человеку стать здоровым.

Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. В современных условиях, в связи с перечисленным выше, оно (здоровье) еще больше возвышается в цене.

Однако в обыденной жизни часто бывает совсем наоборот. О здоровье вспоминают тогда, когда человек чувствует некоторые недомогания. Если человек здоров у него складывается парадоксальное отношение к себе, будто он живет «сам по себе», без связи со своим организмом, поскольку не ощущает его. Вспоминает о том, что в нем работает сложнейшая система органов, благодаря которой он жив и здоров только тогда, когда какое либо звено в этой сложной системе начинает давать сбои.

Это не критическое отношение к здоровью свойственно именно молодежи, студенчеству.

Действительно, каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Но чем в этом отношении отличается человек от животного. Животное – проживает жизнь, отведенную ему, а человек – вредными привычками, неправильным образом жизни постоянно укорачивает ее.

В связи с рассматриваемой темой здоровья уместен вопрос о видовой продолжительности жизни, сколько по расчетам должен жить человек?

Исходя из различных теоретических посылок, основываясь на результатах биологических экспериментов, называют различные цифры видовой продолжительности жизни человека, наиболее оптимистичными считают, что это 180 и более лет; более скромные называют – 100–120 лет. На чем же основываются предложенные сроки продолжительности жизни. Приведем примеры.

Англичанин Томас Пар, в 17 лет ушел в армию и служил до 35 лет. Вернулся домой, занялся сельским хозяйством. Первый раз женился в 80 лет, второй раз в 122 года. Умер в 1635 году, когда его, как уникального долгожителя перевезли в Лондон. Похоронен на Вегтминстерском кладбище, где похоронены выдающиеся люди Англии. Таким образом, Т. Пар прожил 152 года. Гаррвей – знаменитый врач, не обнаружил в его органах никаких изменений.

Мислим Ширали Физали – азербайджанский крестьянин родился в 1805 году, умер в 1973 году, прожив 167 лет. Лишь за 5 лет до смерти ушел на пенсию. Число потомков Ширали превысило 200 человек.

В литературе есть данные о 190-летнем иранце Сапеде Абуталине Мусави. За свою жизнь он женился 5 раз. Последней его жене было 105 лет.

Кениец Матайо Агунко – прожил 132 года. Египетский крестьянин Занакин Мишаал прожил 130 лет. А вот еще один пример. Жан Терель вступил в армию в 16 лет, в 1802 году уже Наполеон уволил его в отставку в возрасте 118 лет, а умер Терель в 1827 году, прожив 143 года.

Эти факты относительно долгожительства можно продолжать, но нас интересует вопрос установления причин долгожительства. С этой целью в различные регионы мира направлялись научные коллективы, которые собирали и обобщали сведения способные, по мнению исследователей, выявить что-то общее для всех долгожителей. Следует сказать, что ничего единого для всех обнаружено не было. В некоторых случаях долгожительство связывалось с генофондом, в других случаях с климатическими условиями, своеобразием питания, добрыми родственными отношениями, хорошей работой, ежедневными прогулками, физическими упражнениями особенностями личной психики, необходимостью ощущения пользы людям и многое другое. Завершить этап обобщения справедливее всего значимой фразой одного долгожителя академика А.А. Михайлова, бывшего директора Пулковской обсерватории: «Я ничего не делал для этого, но и против этого тоже, я просто вел такой образ жизни, который способствует активному долголетию» Пожалуй, это самое понятное для всех отношение к себе характеризуется термином « Здоровый образ жизни» или ЗОЖ.

Рассматривая отдельные факты, определяющие долголетие, но долголетие в состоянии работоспособности, часть из них можно отнести к факторам, определяющим физическое здоровье, другие факторы относятся к социальной сфере обитания человека и наконец, психофизические факторы.

Следовательно, здоровье – это комплексное понятие, состоящее из трех: физическое, социальное, и психофизическое здоровье. Этим набором объясняются постановочные вопросы к различным научным группам, пытающемся дать обобщенное определение термину «здоровье». От каждой из них требовалось, казалось бы простое, а именно дать нормативную базу:

- что такое физическое здоровье и чем его измерить.

- что такое социальное здоровье и его норма

- что такое психофизическое здоровье и его норма.

При всей казалось бы простоте задачи, ответы на поставленные вопросы не получены.

Поэтому понятие «здоровье» можно определить так: «Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни

Сфера

Значение для здоровья, примерный удельный вес, %

Группы факторов риска

Образ жизни

Генетика, биология человека

Внешняя среда, природно-климатические условия

Здравоохранение, медицинская активность

49-53

18-22

17-20

8-10

Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем, лекарствами и другое.

Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням.

Загрязнения воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения.

Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания

Определив различный уровень факторов определяющих риск для здоровья, перейдем и к образу жизни студента, как к определенному способу его интеграции в общественной жизни, как к виду деятельности и сопровождающих эту деятельность переживаний. Все это выражается в долях времени, которые на них тратятся студентом. Одни студенты больше используют свое время для чтения и учебы, другие на занятия физическими упражнениями, третьи - на общение.

Образ жизни студентов нельзя навязать извне. Он имеет реальную возможность выбора значимых для него форм жизнедеятельности, типов поведения. В целом ряде случаев студенческая жизнь идет по пути достижения цели наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. В конце концов - это становится привычкой и приобретает некоторую свободу от степени сознательного контроля. Хорошо ли это или плохо?

Анализ фактических материалов у неупорядоченности и хаотичности ее организации, это несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, курение и т.д. и все это на протяжении пяти лет.

Результаты таковы: из 4 тыс. обследованных студентов МГУ (по данным Б. Н. Новикова) если студентов 1 курса принять за 100 %, то на 2 курсе ухудшение здоровья зарегистрировано у 8,1% студентов, на 3 курсе - 16,9%, на 4 курсе 24,2%. Приведенные данные говорят о многом, в том числе и том, что практические занятия по предмету «Физическая культура» в предусмотренных объемах не гарантирует укрепления здоровья студентов.

Изложенные сведения позволяют вновь вернуться к вопросу о здоровом образе жизни студента (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни студента.

Здоровый образ жизни студента отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, само регуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сил, даровании и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, а так же жизнедеятельности в целом. Упоминая об адаптационных возможностях, приведем пример из выступления академика Н. М. Амосова, который количество здоровья рассматривал как сумму «резервных возможностей» организма, приводя при этом простые и доступные для понимания примеры.

Предположим, что сердце в покое перекачивает 4 литра крови. Некто их студентов принялся выполнять энергичную работу. Сердце настраивается на эту работу и перекачивает за то же время, т.е. в минуту, 20 литров крови. Другой студент, выполняя аналогичную работу, увеличил «перекачку» сердца всего до 6 литров. У первого 20:4=5, т.е. пятикратный запас мощности. У второго 6:4=1,5 – только полуторный. Если первый наполнил кислородом все свои органы и ткани, то второму его резервов явно не хватит и уже через несколько минут кислород из крови «сгорит» в работающих мышцах и организм начнет работу на износ – в патологическом режиме.

Но где же взять «резервные мощности»? Оказывается, природа заложила в каждом из нас значительные резервы. Но без тренировки эти резервы угасают. Напомним весьма известный I закон физической культуры, в своё время сформулированный Ж. Лемарком «Работа строит орган».

Самый лучший способ тренировки - это не узконаправленное воздействие на какое либо звено, например «накачка силы», а повышение адаптационных способностей организма в целом, т.е. заставлять организм работать под «комплексной нагрузкой», включающей в постоянную работу резервные запасы, повышающие общее количество здоровья и тем самым помогая переносить как физические, так и психо-эмоциональные нагрузки.

В былое время, а возможно и сейчас, кто-то утверждает, что проявления функциональных возможностей человека в определенной степени зависит от биологических часов.

С поразительной быстротой многих специалистов, работающих в разных сферах, захватила идея трех ритмов, согласно которой физический ритм свои пики и провалы осуществляет в 23- дневном интервале, эмоциональные – 28-дневном; интеллектуальные - в 32-дневном интервале. За точку отсчета брался день рождения, и считались прожитые дни до первого дня какого-то месяца. Это число делилось на длительность какого-то выбранного цикла, получалось некое целое число, не представлявшее большой интерес. Внимание обращалось на остаток. Предположим это 18 при выборе длительности цикла 23 дня. Это число говорило о том, что ваше физическое состояние находится «в минусовой зоне». Хотя убедительных свидетельств к данному подходу отсутствует, но в ряде видов деятельности этот метод расчета ритмовой активности физической, эмоциональных и интеллектуальных составляющих приветствуется. Если это кого-то заинтересует, сегодняшние возможности компьютерной техники позволяют каждому из вас получить графики биологических ритмов и сравнивать с ними ваши ощущения. Биоритмология позволяет прогнозировать состояние организма.

Имеет ли это отношение к здоровью? Конечно, да. Потому что заслуга биоритмологии состоит в том, что данная наука показывает, как изменить границы цикла, т.е. увеличить «территорию возможностей» за счет тренировок, увеличения нагрузок или другими средствами и методами.

Говоря о здоровье, всегда имеется ввиду система «человек-общество-природа» ибо общественная жизнь, профессиональная деятельность, культурное развитие влияет на образ жизни, а значит и на здоровье.

Признаков здорового или нездорового человека достаточно много. Кто-то рассматривает форму губ, поворот шеи, а вот японский профессор Яхиро Хиросава сделал заключение о том, что о физическом и психическом здоровье человека можно говорить по особенностям подошвы ног, которые, как он утверждает, на момент обследования прямо свидетельствует о здоровье человека, но это лишь небольшое отступление от темы.

Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.

Бежать по жизни, ощущать на себе ее интенсификацию и интеллектуализацию приходится каждому, а вот приспособить себя к такому режиму иногда не во власти человека.

Анализ фактического материала о жизни деятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Так, на режим сна приходится 24–30 %, на режим питания 10-16%, на режим двигательной активности 15-30%. Установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий (8 месяцев) составляет 8 тыс. – 11 тыс. шагов в сутки, в экзаменационный период (2 месяца) 3 тыс.-4 тыс. шагов, в каникулярный период 14 тыс.-19 тыс. шагов. Исследователи отмечают, что в период учебных занятий двигательная активность составляет 50-65 %, в период экзаменов – 18-22%, биологической потребности. Эти данные еще раз подтверждают о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году. Конечно, образ жизни студентов во много зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Следует отметить что, как общественные нормы, ценности здорового образа жизни чаще всего принимаются студентами как значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Нередко это приводит к дисгармонии. Поэтому система вузовского образования по предмету направлена на обоснование сознательного выбора личности общественных ценностей и формированию на их основе устойчивой индивидуальной системы ценностной ориентации, способных обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различные у разных студентов с разным уровнем здоровья и функциональной подготовленности. Имеющиеся адаптационные способности и пути их развития зависят от многих факторов. Этому будут посвящены другие параграфы настоящей лекции.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

76 + = 83